Изучение и определение критериев вида.

Цель работы: убедить студентов на практике в право­те дарвиновского учения о том, что виды реально сущест­вуют и являются результатом исторического развития.

Оборудование: лупы, пинцеты, препаровальные иглы, линейки, листы белой бумаги, тетрадь для записей.

Изучаемые объекты: гербарные наборы и живые экспо­наты видов растений, принадлежащих к одному роду: вет­реница дубровная, ветреница лютиковая; лютик едкий, лю­тик золотистый, лютик ползучий; яснотка белая, яснотка пурпурная, яснотка стеблеобъемлющая; герань луговая, ге­рань лесная, герань болотная.

Ход работы; работа может выполняться по нескольким вариантам с учетом количества раздаточного материала и времени, отводимого на ее выполнение.

Запись результатов наблюдений ведется в текстовой таблице.

Знакомство с признаками, характеризующими вид. Знакомство с критериями вида

1. Используя материал учебника, заполните таблицу:

Признаки, определяющие вид Краткая характеристика Примеры
Морфологические    
Физиологические      
Генетические      
Биохимические    
Экологические      
Географические    

2. Внимательно рассмотрите растений одного рода.

3. В соответствии с перечисленными и таблице признаками кратко опишите признаки каждого изученного вами растения:

Признаки Названия видов
   
Цветка        
Плодов      
Листьев        
Стеблей      
Корня        
Времени цветения        
Продолжительности жизни        
Места обитания      

4. С помощью, определителя или определительной кар­точки укажите, к какому виду принадлежит данное расте­ние, и напишите его название в соответствующей графе таблицы.

5. По каким признакам вы отнесли предложенные растения к разным видам?

6. Используя результаты вашей практической работы,

а) докажите, почему установление видовой принадлежности невозможно только но одному из критериев вида.

б) обоснуйте, почему существуют виды, сходные, казалось бы, по всем признакам, но не скрещивающиеся.

Выводы:

1. Принадлежность к определенному виду но может оп­ределиться одним критерием.

2. Вид не есть сумма одинаковых особей, особи одного вида связаны сложными отношениями между собой и ок­ружающей средой.

Лабораторная работа № 11

Экологические аспекты сохранения многообразия видов

Цель:Обратить внимание на экологические аспекты сохранения многообразия видов.

Ход работы: Пронаблюдайте влияние деятельность человека на видовое многообразие растений и животных в вашей местности. Результаты занесите в таблицу.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ
Сквер, лес Видовой состав растений (или птиц) Деятельность человека
Сохраняющая многообразие видов Уменьшающая многообразие видов
       
Ответ оформите по плану:
  1. Цель наблюдения.
  2. Ход (методика проведения наблюдения).
  3. Результат (таблица).
  4. Выводы.
Дайте ответ на вопрос: «Каковы причины многообразия видов в природе и возможные последствия утраты таковы многообразия».

Лабораторная работа №12

Конструктирование схемы, поясняющей структуру вида

Цель:Закрепить понятие:«популяция - основная структурная единица вида», «популяция – единица эволюции», особи – элементы популяции».

Сконструируйте схему-модель, поясняющую структуру вида. Введите условные обозначения для понятий «особь», «популяция», «вид».

Приведите доказательства, что популяция – единица эволюции.

Лабораторная работа №13

Систематическое положение вида Homo sapiens

Цель:Обобщить знания об особенностях Человека разумного как биологического вида, пользуясь данными о его систематическом положении. Назовите признаки Человека разумного, указав его систематическое положение.

Биологические особенности Человека разумного

Систематическое положение Признаки человека, соответствующие данной систематической группе
Царство… Тип… Класс… Отряд… Семейство… Род… Вид…  

Лабораторная работа №14

Программированный опрос

Цель:Привести доказательства принадлежности человеческих рас к одному биологическому виду.

Из перечня признаков, свойственных человеку как биосоциальному существу, выделите те, которые являются критериями вида Человек разумный.

Впишите критерии в схему.

Признаки:

№1 – наличие хорды

№2 – две пары конечностей

№3 – млечные железы

№4 – питание плода через плаценту

№5 - конечности хватательного типа

№6 - членораздельная речь

№7 – развитие высшей нервной деятельности (способность к обучению)

№8 – рука-орган труда

№9 – 46 хромосом

№10 – 4 группы крови

№11 – плодовитое потомство от смешанных браков

№12 – неорганичное скрещивание разных рас

№13 – резус-фактор

Изучение и определение критериев вида. - student2.ru Изучение и определение критериев вида. - student2.ru Расы

Изучение и определение критериев вида. - student2.ru Изучение и определение критериев вида. - student2.ru Изучение и определение критериев вида. - student2.ru

*

Изучение и определение критериев вида. - student2.ru Изучение и определение критериев вида. - student2.ru Изучение и определение критериев вида. - student2.ru Изучение и определение критериев вида. - student2.ru Изучение и определение критериев вида. - student2.ru *

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Изучение и определение критериев вида. - student2.ru Изучение и определение критериев вида. - student2.ru

Один биологический вид

Homo sapiens

Критерии вида:

А)… №…

Б)… №…

В)… №…

Г)… №…

Лабораторная работа №15

Поисковые задачи

Цель:Проверить усвоение понятия о влиянии биологических и социальных факторов на человека как биосоциальное существо.

Вам предлагаются факты. Действием биологических или социальных факторов можно их объяснить? Ответы запишите в виде таблицы.

Факты

  1. Темноволосая женщина с кудрявыми волосами вступила в брак с мужчиной, имеющим темные гладкие волосы. От этого брака родился ребенок со светлыми и волнистыми волосами.
  2. Ребенок, родившись, инстинктивно ищет мать, «покрытую шерстью». Когда он хочет спать, важно, чтобы рядом был пушистый предмет-игрушка, одеяло, волосы матери. В любом возрасте человек в отчаянии кричит: «Мама» и хватается руками за шерсть, которая всегда рядом - за собственные волосы.
  3. Если долго не будет найдено средств от СПИДа, то в охваченных пандемией популяциях в Африке будет происходит отбор, увеличивающий долю людей, генетически склонных к строгой моногамии, поскольку от этой болезни умирают и сексуальные партнеры, и их дети.
  4. Сенсационная история с детьми, воспитанными волками, произошла с двумя индийскими девочками – Камалой и Амалой. Через 7 лет после того, как их забрали из волчьего логова, Камала понимала всего 45 слов. К 15 годам напоминала 2-х летнего ребенка, а к 17 годам умственное развитие «волчьей воспитанницы» едва достигла уровня 4-х летнего человека.
  5. Австрийский психолог Виктор Франкл, прошедший во время второй мировой войны через ужасы концлагерей, писал «В концентрационном лагере, например…мы были свидетелями того, некоторые вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек имеет в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет актуализирована, зависит от его решения, а не от условий».

Наши рекомендации