Изучение приспособленности организмов к среде обитания
Цель работы: установить механизм приспособленности организмов к среде обитания и убедиться, что любая приспособленность относительна и является результатом действия естественного отбора.
Оборудование: лупы, пинцеты, препаровальные иглы, раздаточные подносы.
Материал для работы. Коллекции: «Защитные приспособления у животных», «Приспособительные изменения в конечностях насекомых», «Виды защитных окрасок», «Приспособительные изменения к условиям существования в строении передних конечностей млекопитающих», «Насекомые-опылители», «Насекомые-санитары», «Особенности строения зубного аппарата животных». Открытки и рисунки с изображением тюленя, кита, дельфина, жука-плавуна, утки, цапли, стрижа, страуса, личинки стрекозы, акулы, окуня, иглы-рыбы, особенностей зубного аппарата животных, особенности строения ротового аппарата насекомых; белки-летяги, гепарда, страуса. Натуральные объекты или гербарные материалы (группы растении): 1. Различные виды кактусов, ветки сосны и ели, брусника, клюква; 2. Теневыносливые и светолюбивые растения; 3. Придорожные растения: подорожник, одуванчик, птичья гречиха; 4. Различные представители водных растений; 5. Луковичные и корневищные растения; 6. Плоды и семена: липы, клена, ясеня, тополя, череды, лопуха, рябины, шиповника; 7. Растения, не поедаемые животными: крапива (жгучая), боярышник (колючий), борщевик; 8. Раннецветущие растения: ландыш, чистяк, гусиный лук, тюльпан, цикломен.
Ход работы. Работа может проводиться в нескольких вариантах в зависимости от времени, отведенного на ее выполнение и подготовленности класса. Запись результатов наблюдений фиксируется в тетради в форме таблицы!. Работа включает и ответы на вопросы по результатам наблюдений.
Названия растений или животных | Условия обитания | Черты приспособленности (особенности строения) | Биологическое значение | Причины приспособленности (факторы) |
Изучение приспособительных признаков у растений
Внимательно рассмотрите экземпляры гербарных или живых растений определенной группы:
1. На примере растений первых пяти групп определите, какие особенности строения обеспечивают их существование в определенных условиях среды.
2. В предложенных нам коллекциях плодов и семян
(6-я группа) отберите тс, у которых выражена приспособленность к распространению ветром, животными.
3. Внимательно рассмотрите группу растений, не поедаемых животными (7-я группа). Определите какие черты приспособленности к существованию характерны для каждого представителя этой группы растений.
4. Познакомьтесь с представителями раннецветущих растений (8-я группа) и определите признаки характеризующие данное свойство.
Изучение приспособительных признаков у животных
Внимательно рассмотрите предложенные вам коллекции, рисунки и открытки:
1. Определите защитные приспособления у каждого представителя и укажите причины их происхождения.
2. Определите приспособительные изменения их конечностей млекопитающих, птиц, насекомых. Укажите в каком из примеров конечности претерпели изменения, и назовите причину.
3. Укажите, какой тип приспособительной окраски имеют предложенные вам для изучения представителей.
4. Определите приспособительные признаки у насекомых-опылителей и насекомых-опылителей и насекомых-санитаров.
5. На экспонатах раскройте зависимость, между строением зубного аппарата животного и родом пищи.
Результаты наблюдений запишите в текстовую таблицу.
Ответьте на вопросы:
- какие преимущества получили растения (животные) в связи с приобретением определенных вами характерных
признаков приспособленности?
- приведите доказательства относительной приспособленности у растений (животных) к условиям среды;
- поясните, как могли возникнуть определенные нами
приспособительные признаки, если предположить, что предки этих растений (животных) их не имели.
Выводы:
1. Наследственная изменчивость дает материал для естественного отбора, который сохраняет особи с полотыми в данных условиях признаками, формируя всевозможные приспособления организмов.
2. Приспособленность организма не абсолютна, а относительна, так как условия меняются быстрее, чем формируется определенный признак.
Лабораторная работа №6