Изучение приспособленности организмов к среде обитания

Цель работы: установить механизм приспособленности организмов к среде обитания и убедиться, что любая приспособленность относительна и является результатом действия естественного отбора.

Оборудование: лупы, пинцеты, препаровальные иглы, раздаточные подносы.

Материал для работы. Коллекции: «Защитные приспо­собления у животных», «Приспособительные изменения в конечностях насекомых», «Виды защитных окрасок», «При­способительные изменения к условиям существования в строении передних конечностей млекопитающих», «Насекомые-опылители», «Насекомые-санитары», «Особенности строения зубного аппарата животных». Открытки и рисунки с изображением тюленя, кита, дельфина, жука-пла­вуна, утки, цапли, стрижа, страуса, личинки стрекозы, аку­лы, окуня, иглы-рыбы, особенностей зубного аппарата жи­вотных, особенности строения ротового аппарата насекомых; белки-летяги, гепарда, страуса. Натуральные объ­екты или гербарные материалы (группы расте­нии): 1. Различные виды кактусов, ветки сосны и ели, брус­ника, клюква; 2. Теневыносливые и светолюбивые растения; 3. Придорожные растения: подорожник, одуванчик, птичья гречиха; 4. Различные представители водных растений; 5. Луковичные и корневищные растения; 6. Плоды и семена: липы, клена, ясеня, тополя, череды, лопуха, рябины, шипов­ника; 7. Растения, не поедаемые животными: крапива (жгу­чая), боярышник (колючий), борщевик; 8. Раннецветущие растения: ландыш, чистяк, гусиный лук, тюльпан, цикломен.

Ход работы. Работа может проводиться в нескольких вариантах в зависимости от времени, отведенного на ее вы­полнение и подготовленности класса. Запись результатов наблюдений фиксируется в тетради в форме таблицы!. Работа включает и ответы на вопросы по результатам на­блюдений.

Названия растений или живот­ных Условия обитания Черты приспособлен­ности (особенности строения) Биологиче­ское значе­ние Причины при­способлен­ности (факто­ры)
         

Изучение приспособительных признаков у растений

Внимательно рассмотрите экземпляры гербарных или живых растений определенной группы:

1. На примере растений первых пяти групп определите, какие особенности строения обеспечивают их существова­ние в определенных условиях среды.

2. В предложенных нам коллекциях плодов и семян
(6-я группа) отберите тс, у которых выражена приспособ­ленность к распространению ветром, животными.

3. Внимательно рассмотрите группу растений, не поедаемых животными (7-я группа). Определите какие черты приспособленности к существованию характерны для каж­дого представителя этой группы растений.

4. Познакомьтесь с представителями раннецветущих растений (8-я группа) и определите признаки характери­зующие данное свойство.

Изучение приспособительных признаков у животных

Внимательно рассмотрите предложенные вам коллек­ции, рисунки и открытки:

1. Определите защитные приспособления у каждого представителя и укажите причины их происхождения.

2. Определите приспособительные изменения их конечностей млекопитающих, птиц, насекомых. Укажите в каком из примеров конечности претерпели изменения, и назовите причину.

3. Укажите, какой тип приспособительной окраски имеют предложенные вам для изучения представителей.

4. Определите приспособительные признаки у насеко­мых-опылителей и насекомых-опылителей и насекомых-санитаров.

5. На экспонатах раскройте зависимость, между строе­нием зубного аппарата животного и родом пищи.

Результаты наблюдений запишите в текстовую таблицу.

Ответьте на вопросы:

- какие преимущества получили растения (животные) в связи с приобретением определенных вами характерных
признаков приспособленности?

- приведите доказательства относительной приспособ­ленности у растений (животных) к условиям среды;

- поясните, как могли возникнуть определенные нами
приспособительные признаки, если предположить, что пред­ки этих растений (животных) их не имели.

Выводы:

1. Наследственная изменчивость дает материал для ес­тественного отбора, который сохраняет особи с полотыми в данных условиях признаками, формируя всевозможные приспособления организмов.

2. Приспособленность организма не абсолютна, а отно­сительна, так как условия меняются быстрее, чем форми­руется определенный признак.

Лабораторная работа №6

Наши рекомендации