Лабораторные занятия по Систематике высших растений
Лабораторные занятия по Систематике высших растений
Лабораторная работа 1.
Тема: Отдел Мохообразные(Bryophyta). КлассМхи(Musci, Bryopsida). Подкласс Зе
леные мхи(Bryidae)
Цель работы: Ознакомиться с особенностями строения бессосудистых растений.Многообразием отдела мохообразных (Bryophyta).
Оборудование и объекты: представители зеленых мхов, рода сфагнум
Таблицы:
«Схема мхи. Строение и жизненный цикл мха фунарии»
«Моховидные»
«Кукушкин лен»
«Лист мха Мний».
Микропрепараты:
«Спорогоний кукушкина льна»
Ход работы:
1. По имеющимся в наличии гербарном материалу ознакомится с разнообразием типов ветвления мхов, форм и размеров листьев.
2. Рассмотреть морфологическое строение кукушкина льна. Рассмотреть и зарисовать при малом и большом увеличении ветвящиеся многоклеточные ризоиды .
3. Познакомиться с анатомическим строением кукушкина льна. Рассмотреть и зарисовать фрагмент антеридия с многоклеточной однослойной стенкой. Рассмотреть и зарисовать строение архегониев зеленых мхов, строение спорангиев кукушкина льна.
4. Познакомиться с морфологическим и анатомическим строением сфагнума ( стебля, половых органов, спорогона).
Литература:
Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред. А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 46 – 55.
Лабораторная работа 2.
Тема: Отдел Плауновидные (Lycopodiopsida). Класс Плауновые (Lycopodiopsida). Класс Полушниковые (Isoetopsida), Порядок Селагинелловые Selaginellales
Цель работы: Ознакомиться с особенностями строения и систематикой отдела Плауновидные (Lycopodiopsida).
Оборудование и объекты : плаун булавовидный представители рода селагинелла
Таблицы:
«Хвощ и плаун»
Микропрепараты:
«Сорус папоротника»
Ход работы:
1.Ознакомиться с морфологическим строением плаунов. Зарисовать внешнее строение листа.
2. Изучить анатомическое строение плаунов. Зарисовать поперечный срез стебля.
3. Рассмотреть и зарисовать строение спороносных побегов плауна, а также колоска в разрезе.
4. Рассмотреть морфологическое строение селагинеллы. Зарисовать строение органов спороношения.
Литература:
Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред. А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 55 – 58.
Лабораторная работа 3.
Тема: Отдел Хвощевые или Членистые,(Equisetophyta).
Цель работы: Ознакомиться с особенностями строения и систематикой отдела Хвощевидные(Equisetophyta).
Оборудование и объекты : хвощи луговой, лесной, полевой, болотный, зимующий, приречный
Таблицы:
«Хвощ и плаун»
«Хвощ полевой»
Ход работы:
1.Проанализировать гербарный материал, составить схему или таблицу морфологического разнообразия хвощей.
2. Приготовить поперечный срез стебля хвоща (можно воспользоваться готым микропрепаратом). Рассмотреть и зарисовать расположение ассимиляционной, механической тканей, пучков, воздухоносных полостей.
3. Рассмотреть и зарисовать спороносный колосок хвоща, споры хвоща.
Литература:
Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред . А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 59 – 61.
Лабораторная работа 4.
Тема: Отдел Папоротниковидные(Pteridophyta). Класс Полиподииды (Polipodiopsida). Порядок Полиподиевые, или Настоящие папоротники (Polypodiales).
Цель работы: Ознакомиться с особенностями строения и систематикой отдела.Папоротниковидные(Pteridophyta).
Оборудование и объекты: представители полиподиевых папоротников, представители рода сальвиния
Таблицы:
«Папоротниковидные»
«Цикл развития папоротника»
Микропрепараты:
«Сорус папоротника»
Ход работы:
1. Изучить морфологию папоротников по гербарным материалам. Обратить внимание на особенности корневищ, листьев, совмещающих функции фотосинтеза и спороношения.
2.Рассмотреть и зарисовать схематически анатомическое строение стебля папоротников: отметить слаборазвитую кору и мощный центральный осевой цилиндр, построенный по типу диктиостелы
3. Строение соруса равноспоровых папоротников изучить по готовым микропрепаратам
4. Рассмотреть и зарисовать строение сорусов и споравнгиев.
5. Рассмотреть и зарисовать продольный разрез через микро- и мегасорусы разноспорового папоротника- сальвинии плавающей.
Литература:
Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред. А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 62 – 66.
Лабораторная работа 5.
Тема: Отдел Голосеменные (Gymnospermae). Класс Хвойные (Coniferopsida).
Цель работы: Ознакомиться с особенностями строения и систематикой отдела Голосеменные (Gymnospermae).
Оборудование и объекты : представители родов ель и сосна.
Таблицы:
«Сосна обыкновенная»
«Голосеменные»
«Семейство кипарисовые»
«Растения еловых лесов»
«Растения соснового леса»
Микропрепараты:
«Мужская шишка сосны»
Ход работы:
1.По гербарным экземплярам и живому материалу проанализировать морфологические различия в строении вегетативных и репродуктивных органов ели и сосны.
2. На спиртовом материале (или по микропрепаратам) рассмотреть и зарисовать микроспрофилл с двумя микроспорангиями. При большом увеличении расстореть и зарисовать пылинку – мужской гаметофит отметив пыльцевые мешки, остатки двух проталлиальных клеток, антеридиальную и сифоногенную клетки.
3. На готовом препарате продольного среза через семязачаток сосны или ели рассмотрететь и зарисовать
мегаспоранагий ( женский гаметофит).
4. По коллекции шишек разных родов хвойных исследуйте их морфологическое разнообразие
Литература:
Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред . А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 66 – 69.
Лабораторная работа 6.
Тема: Отдел Покрытосеменные, или Цветковые (Angiospermae). Класс Двудольные (Dicotyledoneae) порядок Березоцветные (Betulales) Семейство березовые (Betulaceae), порядок Букоцветные (Fagales) семейство Буковые (Fagaceae), порядок Лютикоцветные (Ranunculales) семейство Лютиковые(Ranunculaceae)
Цель работы:Ознакомиться с особенностями строения и систематикой отделаПокрытосеменные, или Цветковые (Angiospermae).
Оборудование и объекты : береза, ольха, лещина, дуб черешчатый, представители подсемейства лютиковых из родов лютик, ветрениц, аконит, живокость
Таблицы:
«Порядок Букоцветные»
«Семейство Лютиковые (Живокость высокий)»
«Характеристика основных отделов покрытосеменных»
«Семейство Магнолиевые (Магнолия крупноцветковая»
Микропрепараты:
«Пыльник»
«Завязь и семяпочка»
Ход работы:
1.На гербарном материале рассмотреть побеги березы, лещины, ольхи. Найти и проанализировать женские и мужские соцветия . Зарисуйте цветок, напишите формулу цветка ольхи клейкой, соцветия березы бородавчатой, лещины обыкновенной.
2. Используя гербарные образцы рассмотрите и зарисуйте мужское соцветие, женский цветок, плод – желудь с плюской . Составьте и запишите формулы мужского и женского цветков дуба.
3. Рассмотрите гербарные образцы видов относящихся к наименованным выше родам. Напишите формулу цветка и нарисуйте диаграмму цветков видов.
Литература:
Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред . А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 70 – 77.
Лабораторная работа 7.
Тема: Порядок Зонтикоцветные (Araliales) семейство Зонтичные(Umbelliferae, или Apiaceae), порядок Вербеноцветные (Verbenales) семейство Губоцветные (Lamiaceae), порядок Норичникоцветные (Scrophulariales) семействоНоричниковые (Scrophulariaceae).
Цель работы: Ознакомиться с особенностями строения и систематикой семейств Зонтичные (Umbelliferae, или Apiaceae), Губоцветные(Lamiaceae), Норичниковые (Scrophulariaceae).
Оборудование и объекты : представители семействазонтичные –сныть обыкновенная, синеголовник , купырь лесной тмин обыкновенный, борщевик ; губоцветных – яснотка белая, живучка, мята полевая, шалфей луговой; норичниковых– коровяка, норичника шишковатого, льнянки обыкновенной, вероники и др.
Таблицы:
«Внутреннее строение плодов зонтичных»
«Семейство Губоцветные (Крапива глухая)»
«Семейство Норичниковые (коровяк черный , льнянка обыкновенная)»
Ход работы:
1.По гербарному материалу представителей семейств охарактеризуйте жизненные формы, вегетативные органы, соцветия
2. На этих же гербарных экземплярах определите типы плодов, зарисуйте их
3. Составьте формулу и диаграмму цветков изучив строение гинецея, околоплодника, андроцея
Литература:
Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред . А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 89– 98.
Лабораторная работа 9.
Лабораторные занятия по Систематике высших растений
Лабораторная работа 1.
Тема: Отдел Мохообразные(Bryophyta). КлассМхи(Musci, Bryopsida). Подкласс Зе
леные мхи(Bryidae)
Цель работы: Ознакомиться с особенностями строения бессосудистых растений.Многообразием отдела мохообразных (Bryophyta).
Оборудование и объекты: представители зеленых мхов, рода сфагнум
Таблицы:
«Схема мхи. Строение и жизненный цикл мха фунарии»
«Моховидные»
«Кукушкин лен»
«Лист мха Мний».
Микропрепараты:
«Спорогоний кукушкина льна»
Ход работы:
1. По имеющимся в наличии гербарном материалу ознакомится с разнообразием типов ветвления мхов, форм и размеров листьев.
2. Рассмотреть морфологическое строение кукушкина льна. Рассмотреть и зарисовать при малом и большом увеличении ветвящиеся многоклеточные ризоиды .
3. Познакомиться с анатомическим строением кукушкина льна. Рассмотреть и зарисовать фрагмент антеридия с многоклеточной однослойной стенкой. Рассмотреть и зарисовать строение архегониев зеленых мхов, строение спорангиев кукушкина льна.
4. Познакомиться с морфологическим и анатомическим строением сфагнума ( стебля, половых органов, спорогона).
Литература:
Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред. А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 46 – 55.
Лабораторная работа 2.
Тема: Отдел Плауновидные (Lycopodiopsida). Класс Плауновые (Lycopodiopsida). Класс Полушниковые (Isoetopsida), Порядок Селагинелловые Selaginellales
Цель работы: Ознакомиться с особенностями строения и систематикой отдела Плауновидные (Lycopodiopsida).
Оборудование и объекты : плаун булавовидный представители рода селагинелла
Таблицы:
«Хвощ и плаун»
Микропрепараты:
«Сорус папоротника»
Ход работы:
1.Ознакомиться с морфологическим строением плаунов. Зарисовать внешнее строение листа.
2. Изучить анатомическое строение плаунов. Зарисовать поперечный срез стебля.
3. Рассмотреть и зарисовать строение спороносных побегов плауна, а также колоска в разрезе.
4. Рассмотреть морфологическое строение селагинеллы. Зарисовать строение органов спороношения.
Литература:
Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред. А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 55 – 58.
Лабораторная работа 3.
Тема: Отдел Хвощевые или Членистые,(Equisetophyta).
Цель работы: Ознакомиться с особенностями строения и систематикой отдела Хвощевидные(Equisetophyta).
Оборудование и объекты : хвощи луговой, лесной, полевой, болотный, зимующий, приречный
Таблицы:
«Хвощ и плаун»
«Хвощ полевой»
Ход работы:
1.Проанализировать гербарный материал, составить схему или таблицу морфологического разнообразия хвощей.
2. Приготовить поперечный срез стебля хвоща (можно воспользоваться готым микропрепаратом). Рассмотреть и зарисовать расположение ассимиляционной, механической тканей, пучков, воздухоносных полостей.
3. Рассмотреть и зарисовать спороносный колосок хвоща, споры хвоща.
Литература:
Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред . А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 59 – 61.
Лабораторная работа 4.
Тема: Отдел Папоротниковидные(Pteridophyta). Класс Полиподииды (Polipodiopsida). Порядок Полиподиевые, или Настоящие папоротники (Polypodiales).
Цель работы: Ознакомиться с особенностями строения и систематикой отдела.Папоротниковидные(Pteridophyta).
Оборудование и объекты: представители полиподиевых папоротников, представители рода сальвиния
Таблицы:
«Папоротниковидные»
«Цикл развития папоротника»
Микропрепараты:
«Сорус папоротника»
Ход работы:
1. Изучить морфологию папоротников по гербарным материалам. Обратить внимание на особенности корневищ, листьев, совмещающих функции фотосинтеза и спороношения.
2.Рассмотреть и зарисовать схематически анатомическое строение стебля папоротников: отметить слаборазвитую кору и мощный центральный осевой цилиндр, построенный по типу диктиостелы
3. Строение соруса равноспоровых папоротников изучить по готовым микропрепаратам
4. Рассмотреть и зарисовать строение сорусов и споравнгиев.
5. Рассмотреть и зарисовать продольный разрез через микро- и мегасорусы разноспорового папоротника- сальвинии плавающей.
Литература:
Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред. А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 62 – 66.
Лабораторная работа 5.
Тема: Отдел Голосеменные (Gymnospermae). Класс Хвойные (Coniferopsida).
Цель работы: Ознакомиться с особенностями строения и систематикой отдела Голосеменные (Gymnospermae).
Оборудование и объекты : представители родов ель и сосна.
Таблицы:
«Сосна обыкновенная»
«Голосеменные»
«Семейство кипарисовые»
«Растения еловых лесов»
«Растения соснового леса»
Микропрепараты:
«Мужская шишка сосны»
Ход работы:
1.По гербарным экземплярам и живому материалу проанализировать морфологические различия в строении вегетативных и репродуктивных органов ели и сосны.
2. На спиртовом материале (или по микропрепаратам) рассмотреть и зарисовать микроспрофилл с двумя микроспорангиями. При большом увеличении расстореть и зарисовать пылинку – мужской гаметофит отметив пыльцевые мешки, остатки двух проталлиальных клеток, антеридиальную и сифоногенную клетки.
3. На готовом препарате продольного среза через семязачаток сосны или ели рассмотрететь и зарисовать
мегаспоранагий ( женский гаметофит).
4. По коллекции шишек разных родов хвойных исследуйте их морфологическое разнообразие
Литература:
Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред . А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 66 – 69.
Лабораторная работа 6.
Тема: Отдел Покрытосеменные, или Цветковые (Angiospermae). Класс Двудольные (Dicotyledoneae) порядок Березоцветные (Betulales) Семейство березовые (Betulaceae), порядок Букоцветные (Fagales) семейство Буковые (Fagaceae), порядок Лютикоцветные (Ranunculales) семейство Лютиковые(Ranunculaceae)
Цель работы:Ознакомиться с особенностями строения и систематикой отделаПокрытосеменные, или Цветковые (Angiospermae).
Оборудование и объекты : береза, ольха, лещина, дуб черешчатый, представители подсемейства лютиковых из родов лютик, ветрениц, аконит, живокость
Таблицы:
«Порядок Букоцветные»
«Семейство Лютиковые (Живокость высокий)»
«Характеристика основных отделов покрытосеменных»
«Семейство Магнолиевые (Магнолия крупноцветковая»
Микропрепараты:
«Пыльник»
«Завязь и семяпочка»
Ход работы:
1.На гербарном материале рассмотреть побеги березы, лещины, ольхи. Найти и проанализировать женские и мужские соцветия . Зарисуйте цветок, напишите формулу цветка ольхи клейкой, соцветия березы бородавчатой, лещины обыкновенной.
2. Используя гербарные образцы рассмотрите и зарисуйте мужское соцветие, женский цветок, плод – желудь с плюской . Составьте и запишите формулы мужского и женского цветков дуба.
3. Рассмотрите гербарные образцы видов относящихся к наименованным выше родам. Напишите формулу цветка и нарисуйте диаграмму цветков видов.
Литература:
Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред . А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 70 – 77.
Лабораторная работа 7.