Тема: сравнение строения клеток растений, животных, грибов.

Лабораторная работа №1.

«Определение активности ферментов»

ЦЕЛЬ: СФОРМИРОВАТЬ ЗНАНИЯ О РОЛИ ФЕРМЕНТОВ В КЛЕТКАХ, ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С МИКРОСКОПОМ, ПРОВОДИТЬ ОПЫТЫ И ОБЪЯСНЯТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

Оборудование: свежий 3% -ный раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и варёного картофеля) и животных (кусочки сырого и варёного мяса или рыбы), песок, ступка и пестик.

Ход работы:

1.Приготовьте пять пробирок и поместите в первую немного песка, во вторую - кусочек сырого картофеля, в третью – кусочек варёного картофеля, в четвёртую - кусочек сырого мяса, в пятую - кусочек варёного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода. Пронаблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок.

2. Измельчите в ступкекусочек сырого картофеля с небольшим количеством песка. Перенесите измельчённый картофель вместе с песком в пробирку и капните немного пероксида водорода. Сравните активность измельчённой и целой растительной ткани.

3. Составьте таблицу, показывающую активность каждой ткани при различной обработке.

4. Объясните полученные результаты.

Ответьте на вопросы:

В каких пробирках проявилась активность фермента каталазы? Объясните, почему.

Как проявляется активность фермента в живых и мёртвых тканях? Объясните наблюдаемое явление.

Как влияет измельчение ткани на активность фермента в живых тканях растений и животных?

Лабораторная работа № 2.

«Изучение хромосом на готовых микропрепаратах»

ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С МИКРОСКОПОМ, ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЕ ДЕЛЯЩИХСЯ КЛЕТОК, СРАВНИВАТЬ СТРОЕНИЕ ХРОМОСОМ И ОБЪЯСНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты делящихся клеток.

Ход работы:

1. Рассмотрите микропрепараты корешка лука под микроскопом при малом увеличении.

2. Найдите делящеюся клетку и рассмотрите строение отдельных хромосом. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.

3. Зарисуйте делящиеся клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп части хромосом. Обратите внимание на расположение хромосом в разных делящихся клетках.

4. Объясните наблюдаемое явление.

Ответьте на вопросы:

Из каких частей состоит хромосома?

Сравните функции хромосом в делящихся и неделящихся клетках.

Почему хромосомы при делении одинаковых по строению клеток растений располагаются в разных частях цитоплазмы клетки?

Лабораторная работа №3.

«Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С МИКРОСКОПОМ, ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЕ И ОБЪЯСНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты, предметные и покровные стёкла, стаканы с водой, стеклянные палочки, слабый раствор настойки йода, репчатый лук и элодея.

Ход работы:

1.Приготовьте микропрепараты кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение клеток в покровной ткани растений. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.

2. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

3. Приготовьте микропрепарат элодеи, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение клеток в покровной и основной (фотосинтезирующей ) тканях растений. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.

4. Обратите внимание на расположение органоидов в растительной клетке.

Ответьте на вопросы:

Каковы функции основных органоидов растительной клетки

Что общего в строении клеток, образующих основную и покровную ткань?

Почему в процессе эволюции возникли разные группы клеток и тканей?

Лабораторная работа №4.

«Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке»

ЦЕЛЬ: СФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ПРОВОДИТЬ ОПЫТ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЛАЗМОЛИЗА, ЗАКРЕПИТ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С МИКРОСКОПОМ, ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЕ И ОБЪЯСНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты, предметные и покровные стёкла, стаканы с водой, стеклянные палочки, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

.Ход работы:

1.Приготовьте микропрепараты кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.

2. Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтр к краю стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.

3.Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.

4.Объясните наблюдаемое явление.

Ответьте на вопросы:

Куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли?

Чем можно объяснить такое направление движения воды?

Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется?

Как вы думаете, что могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время?

Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?

Лабораторная работа № 5

«Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.»

Цель: пронаблюдать цитоплазмы в живых растительных клетках.
ход работы:

. Приготовить препарат листа элодеи или другого растения.

. Рассмотреть препарат при большом увеличении микроскопа. Найти клетки, в которых заметно движение цитоплазмы (для этого надо плавно передвигать препарат по предметному столику, работать микровинтом и регулировать освещение).

. Если движение цитоплазмы не обнаружено, поместить препарат на несколько минут под настольную электрическую лампу в 60 Вт на расстоянии 20-30 см или подержать лист между пальцами руки, слегка сдавив его.

. Зарисовать 2-3 клетки и указать их оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласты.

. Снять покровное стекло, нанести на препарат несколько капель 96-градусного спирта. Вновь накрыть покровным стеклом, рассмотреть препарат и отметить, какие произошли изменения в движении цитоплазмы под действием спирта.

. Сделать вывод по опыту.

Опыт убеждает учащихся, что движение цитоплазмы присуще только живым клеткам и является одним из проявлений их жизнедеятельности. В клетках, убитых спиртом, движение цитоплазмы прекращается.

Лабораторная работа №6.

«Наблюдение клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом»

ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ ГОТОВИТЬ МИКРОПРЕПАРАТЫ И РАССМАТРИВАТЬ ИХ ПОД МИКРОСКОПОМ, НАХОДИТЬ ОСОБЕННОТИ СТРОЕНИЯ КЛЕТОК РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ, СРАВНИВАТЬИХ МЕЖДУ СОБОЙ.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты, предметные и покровные стёкла, стаканы с водой, стеклянные палочки, репчатый лук, разведённые дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.

Ход работы:

1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а так же готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.

2. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

3. Сравните между собой клетки.

Ответьте на вопросы:

В чём заключается сходство и различие клеток?

Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов?

Лабораторная работа №7.

«Изучение клеток дрожжей под микроскопом»

ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С МИКРОСКОПОМ, ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЕ И ОБЪЯСНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Оборудование:микроскопы, микропрепараты, предметные и покровные стёкла, стаканы с водой, разведённые дрожжи, спиртовки, держатели, спички, стеклянная палочка, сахар.

Ход работы:

1. Приготовьте микропрепарат дрожжевых грибов и рассмотрите его.

2. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

3. Разделите на три пробирки раствор дрожжей в воде. В первую пробирку добавьте немного сахара, содержимое второй нагрейте в пламени спиртовки до кипения, а третью оставьте для контроля. Сделайте выводы.

4. Объясните наблюдаемое явление.

Ответьте на вопросы:

Какие условия необходимы для жизнедеятельности дрожжей?

При каких условиях их клетки разрушаются?

В каких отраслях применяются дрожжи?

Лабораторная работа № 8

Лабораторная работа № 9

Лабораторная работа № 10

Лабораторная работа № 11.

«Изучение фаз митоза в клетках корешка лука»

ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С МИКРОСКОПОМ, ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЕ ДЕЛЯЩИХСЯ КЛЕТОК, СРАВНИВАТЬ МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ХРОМОСОМ В ОПРЕДЕЛЁННЫХ ФАЗАХ МИТОЗА, ОБЪЯСНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты делящихся клеток.

Ход работы:

. Рассмотрите микропрепараты корешка лука под микроскопом при максимальном увеличении.

2. Найдите среди делящихся клеток те, которые находятся в определённой фазе митоза (профаза, метафаза, анафаза, телофаза). Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.

3. Зарисуйте этапы деления клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп части хромосом.

Лабораторная работа № 12

Лабораторная работа № 13

Лабораторная работа № 14.

«Изучение изменчивости у особей одного вида»

(построение вариационного ряда и вариационной кривой)

ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ СО СТАТИСТИЧЕСКИМИ ЗАКОНОМЕРНОСТЯМИ МОДИФИКАЦИОННОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ, ВЫРАБОТАТЬ УМЕНИЕ СТРОИТЬ ВАРИАЦИОННЫЙ РЯД И ГРАФИК (ВАРИАЦИОННУЮ КРИВУЮ) ИЗМЕНЧИВОСТИ ИЗУЧАЕМОГО ПРИЗНАКА.

Оборудование: линейка или сантиметр.

Ход работы:

1. Измерьте рост каждого школьника в классе с точностью до сантиметра, округлив цифры. Например, если рост составляет 167, 5 см, запишите 168 см.

2. Сгруппируйте полученные цифры, которые отличаются друг от друга на 5 см (150- 155см, 156 - 160 см, и т.д.) и подсчитайте количество учеников, входящих в каждую группу. Полученные данные запишите:

Количество учащихся …. 2

Рост учащихся, см …. 145- 150

3. Постройте вариационный ряд изменчивости роста учеников, а так же вариационную кривую, откладывая по горизонтальной оси рост учащихся в миллиметрах, а на вертикальной оси количество учащихся определённого роста.

4. Вычислите средний рост учеников вашего класса путём деления суммы всех измерений на общее число измерений.

5.Вычислите и отметьте на графике средний рост девочек и мальчиков.

6. Ответьте на вопросы:

Какой рост учеников в вашем классе встречается наиболее часто?

Какой рост учеников в вашем классе встречается наиболее редко?

Какие отклонения встречаются в росте учеников?

Каков средний рост девочек и мальчиков в вашем классе?

Какие причины отклонения в росте?

Задание 1. Наследование глухонемоты в ряду поколений.

В медико-генетическую консультацию обратился юноша (пробанд), страдающий глухотой. У него есть сестра с нормальным слухом. Мать и отец пробанда также имеют нормальный слух. У матери пробанда пять сестёр с нормальным слухом и один брат, страдающий глухотой. Три сестры матери замужем за здоровыми мужчинами. У одной сестры матери пробанда растёт здоровая дочь, у второй – здоровый сын, у третьей – здоровая дочь и глухой сын. Бабка пробанда по линии матери и её муж были здоровы. У бабки пробанда по линии матери есть три здоровые сестры и два брата, один здоровый, другой – глухой. Здоровые сёстры бабки по линии матери имели здоровых мужей, а здоровый брат был женат на здоровой женщине. У первой сестры бабки пробанда четыре здоровые дочери и один глухой сын. У второй сестры бабки здоровая дочь и глухой сын. У третьей сестры бабки здоровая дочь и два сына, один здоровый, другой глухой. Отец и мать бабки пробанда по линии матери здоровы.

Заболевание наследуется по рецессивно-аутосомному типу.

Определить какова вероятность рождения здоровых детей в семье пробанда, если он женится на здоровой женщине, отец которой страдает тем же недугом, что и пробанд. Составить генеалогическое древо, определить вероятность рождения здоровых детей.

Примечание. Глухонемота связана с врождённой глухотой, которая препятствует усвоению речи. Глухота может быть звуковоспринимающего и звукопроводящего типов. Наследственно обусловлено около половины всех заболеваний глухонемотой.

Задание 2. наследование рахита в ряду поколений.

В медико-генетическую консультацию обратилась молодая пара, собиравшаяся вступить в брак, но обеспокоенная здоровьем будущих детей. Их тревога объясняется тем, что молодые люди – троюродные брат с сестрой. Юноша (пробанд) страдает рахитом, который не излечивается обычными дозами витамина D. эта форма рахита наследуется по доминантному типу, сцеплено с полом. Сестра пробанда здорова, мать больна рахитом, отец здоров. У матери пробанда двое братьев – оба здоровы. Дед пробанда по лини матери болен, бабка здорова. Дед имел двух братьев: здорового и больного. У здорового брата деда от здоровой жены было два здоровых сына. У больного брата деда жена была здорова, от их брака родились две больные дочери и здоровый сын. У одной больной дочери брата деда пробанда от здорового мужа родилась здоровая дочь; у другой больной дочери, состоящей в браке со здоровым мужчиной родилось два сына, один из которых болен, и больная дочь. У здорового сына брата деда пробанда жена здорова, здоровы и их дети – мальчики-близнецы.

Составьте родословную, определите вероятность рождения здоровых детей в семье пробанда, если он вступит в брак со своей здоровой троюродной сестрой.

Примечание. Рахит, не поддающийся лечению витамином D, наследуется по доминантному типу, сцепленному с полом. Клиническая картина сходна с рахитом. Характерно искривление длинных трубчатых костей, голеностопные и коленные суставы деформированы. При отсутствии лечения дети утрачивают способность ходить.

Таблица 5. Сравнение естественного и искусственного отбора

Вопросы для сравнения Искусственный отбор Естественный отбор
Какое свойство организмов служит источником отбора?    
Каков отбирающий фактор?    
Какие признаки отбираются?    
Каковы результаты отбора?    

Лабораторная работа №1.

«Определение активности ферментов»

ЦЕЛЬ: СФОРМИРОВАТЬ ЗНАНИЯ О РОЛИ ФЕРМЕНТОВ В КЛЕТКАХ, ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С МИКРОСКОПОМ, ПРОВОДИТЬ ОПЫТЫ И ОБЪЯСНЯТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

Оборудование: свежий 3% -ный раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и варёного картофеля) и животных (кусочки сырого и варёного мяса или рыбы), песок, ступка и пестик.

Ход работы:

1.Приготовьте пять пробирок и поместите в первую немного песка, во вторую - кусочек сырого картофеля, в третью – кусочек варёного картофеля, в четвёртую - кусочек сырого мяса, в пятую - кусочек варёного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода. Пронаблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок.

2. Измельчите в ступкекусочек сырого картофеля с небольшим количеством песка. Перенесите измельчённый картофель вместе с песком в пробирку и капните немного пероксида водорода. Сравните активность измельчённой и целой растительной ткани.

3. Составьте таблицу, показывающую активность каждой ткани при различной обработке.

4. Объясните полученные результаты.

Ответьте на вопросы:

В каких пробирках проявилась активность фермента каталазы? Объясните, почему.

Как проявляется активность фермента в живых и мёртвых тканях? Объясните наблюдаемое явление.

Как влияет измельчение ткани на активность фермента в живых тканях растений и животных?

Лабораторная работа № 2.

«Изучение хромосом на готовых микропрепаратах»

ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С МИКРОСКОПОМ, ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЕ ДЕЛЯЩИХСЯ КЛЕТОК, СРАВНИВАТЬ СТРОЕНИЕ ХРОМОСОМ И ОБЪЯСНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты делящихся клеток.

Ход работы:

1. Рассмотрите микропрепараты корешка лука под микроскопом при малом увеличении.

2. Найдите делящеюся клетку и рассмотрите строение отдельных хромосом. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.

3. Зарисуйте делящиеся клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп части хромосом. Обратите внимание на расположение хромосом в разных делящихся клетках.

4. Объясните наблюдаемое явление.

Ответьте на вопросы:

Из каких частей состоит хромосома?

Сравните функции хромосом в делящихся и неделящихся клетках.

Почему хромосомы при делении одинаковых по строению клеток растений располагаются в разных частях цитоплазмы клетки?

Лабораторная работа №3.

«Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С МИКРОСКОПОМ, ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЕ И ОБЪЯСНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты, предметные и покровные стёкла, стаканы с водой, стеклянные палочки, слабый раствор настойки йода, репчатый лук и элодея.

Ход работы:

1.Приготовьте микропрепараты кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение клеток в покровной ткани растений. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.

2. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

3. Приготовьте микропрепарат элодеи, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение клеток в покровной и основной (фотосинтезирующей ) тканях растений. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.

4. Обратите внимание на расположение органоидов в растительной клетке.

Ответьте на вопросы:

Каковы функции основных органоидов растительной клетки

Что общего в строении клеток, образующих основную и покровную ткань?

Почему в процессе эволюции возникли разные группы клеток и тканей?

Лабораторная работа №4.

«Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке»

ЦЕЛЬ: СФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ПРОВОДИТЬ ОПЫТ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЛАЗМОЛИЗА, ЗАКРЕПИТ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С МИКРОСКОПОМ, ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЕ И ОБЪЯСНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты, предметные и покровные стёкла, стаканы с водой, стеклянные палочки, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

.Ход работы:

1.Приготовьте микропрепараты кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.

2. Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтр к краю стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.

3.Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.

4.Объясните наблюдаемое явление.

Ответьте на вопросы:

Куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли?

Чем можно объяснить такое направление движения воды?

Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется?

Как вы думаете, что могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время?

Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?

Лабораторная работа № 5

«Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.»

Цель: пронаблюдать цитоплазмы в живых растительных клетках.
ход работы:

. Приготовить препарат листа элодеи или другого растения.

. Рассмотреть препарат при большом увеличении микроскопа. Найти клетки, в которых заметно движение цитоплазмы (для этого надо плавно передвигать препарат по предметному столику, работать микровинтом и регулировать освещение).

. Если движение цитоплазмы не обнаружено, поместить препарат на несколько минут под настольную электрическую лампу в 60 Вт на расстоянии 20-30 см или подержать лист между пальцами руки, слегка сдавив его.

. Зарисовать 2-3 клетки и указать их оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласты.

. Снять покровное стекло, нанести на препарат несколько капель 96-градусного спирта. Вновь накрыть покровным стеклом, рассмотреть препарат и отметить, какие произошли изменения в движении цитоплазмы под действием спирта.

. Сделать вывод по опыту.

Опыт убеждает учащихся, что движение цитоплазмы присуще только живым клеткам и является одним из проявлений их жизнедеятельности. В клетках, убитых спиртом, движение цитоплазмы прекращается.

Лабораторная работа №6.

«Наблюдение клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом»

ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ ГОТОВИТЬ МИКРОПРЕПАРАТЫ И РАССМАТРИВАТЬ ИХ ПОД МИКРОСКОПОМ, НАХОДИТЬ ОСОБЕННОТИ СТРОЕНИЯ КЛЕТОК РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ, СРАВНИВАТЬИХ МЕЖДУ СОБОЙ.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты, предметные и покровные стёкла, стаканы с водой, стеклянные палочки, репчатый лук, разведённые дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.

Ход работы:

1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а так же готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.

2. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

3. Сравните между собой клетки.

Ответьте на вопросы:

В чём заключается сходство и различие клеток?

Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов?

Лабораторная работа №7.

«Изучение клеток дрожжей под микроскопом»

ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С МИКРОСКОПОМ, ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЕ И ОБЪЯСНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Оборудование:микроскопы, микропрепараты, предметные и покровные стёкла, стаканы с водой, разведённые дрожжи, спиртовки, держатели, спички, стеклянная палочка, сахар.

Ход работы:

1. Приготовьте микропрепарат дрожжевых грибов и рассмотрите его.

2. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

3. Разделите на три пробирки раствор дрожжей в воде. В первую пробирку добавьте немного сахара, содержимое второй нагрейте в пламени спиртовки до кипения, а третью оставьте для контроля. Сделайте выводы.

4. Объясните наблюдаемое явление.

Ответьте на вопросы:

Какие условия необходимы для жизнедеятельности дрожжей?

При каких условиях их клетки разрушаются?

В каких отраслях применяются дрожжи?

Лабораторная работа № 8

Тема: сравнение строения клеток растений, животных, грибов.

Цель: закрепить умение работать с микроскопом, находить особенности строения клеток растений, животных, грибов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты и рисунки клеток растений, грибов, животных.

Ход работы

1. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных клеток, грибов и клеток животных.

2. Зарисуйте строение растительной, животной и грибной клеток. Укажите основные части клеток. Тема: сравнение строения клеток растений, животных, грибов. - student2.ru Тема: сравнение строения клеток растений, животных, грибов. - student2.ru Тема: сравнение строения клеток растений, животных, грибов. - student2.ru

3. Сравните строение клеток растений, животных и грибов.

4. Данные занесите в таблицу.

Признаки для сравнения Клетки растений Клетки животных Клетки грибов
1.Клеточная стенка 2. Пластиды 3. Вакуоли 4. Запасной углевод 5. Способ хранения питательных веществ 6. Центриоли 7.Синтез АТФ 8. Запасной углевод      

5. Сделайте вывод по работе.

Лабораторная работа № 9

Наши рекомендации