Тема: сравнение строения клеток растений, животных, грибов.
Лабораторная работа №1.
«Определение активности ферментов»
ЦЕЛЬ: СФОРМИРОВАТЬ ЗНАНИЯ О РОЛИ ФЕРМЕНТОВ В КЛЕТКАХ, ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С МИКРОСКОПОМ, ПРОВОДИТЬ ОПЫТЫ И ОБЪЯСНЯТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.
Оборудование: свежий 3% -ный раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и варёного картофеля) и животных (кусочки сырого и варёного мяса или рыбы), песок, ступка и пестик.
Ход работы:
1.Приготовьте пять пробирок и поместите в первую немного песка, во вторую - кусочек сырого картофеля, в третью – кусочек варёного картофеля, в четвёртую - кусочек сырого мяса, в пятую - кусочек варёного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода. Пронаблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок.
2. Измельчите в ступкекусочек сырого картофеля с небольшим количеством песка. Перенесите измельчённый картофель вместе с песком в пробирку и капните немного пероксида водорода. Сравните активность измельчённой и целой растительной ткани.
3. Составьте таблицу, показывающую активность каждой ткани при различной обработке.
4. Объясните полученные результаты.
Ответьте на вопросы:
В каких пробирках проявилась активность фермента каталазы? Объясните, почему.
Как проявляется активность фермента в живых и мёртвых тканях? Объясните наблюдаемое явление.
Как влияет измельчение ткани на активность фермента в живых тканях растений и животных?
Лабораторная работа № 2.
«Изучение хромосом на готовых микропрепаратах»
ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С МИКРОСКОПОМ, ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЕ ДЕЛЯЩИХСЯ КЛЕТОК, СРАВНИВАТЬ СТРОЕНИЕ ХРОМОСОМ И ОБЪЯСНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты делящихся клеток.
Ход работы:
1. Рассмотрите микропрепараты корешка лука под микроскопом при малом увеличении.
2. Найдите делящеюся клетку и рассмотрите строение отдельных хромосом. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.
3. Зарисуйте делящиеся клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп части хромосом. Обратите внимание на расположение хромосом в разных делящихся клетках.
4. Объясните наблюдаемое явление.
Ответьте на вопросы:
Из каких частей состоит хромосома?
Сравните функции хромосом в делящихся и неделящихся клетках.
Почему хромосомы при делении одинаковых по строению клеток растений располагаются в разных частях цитоплазмы клетки?
Лабораторная работа №3.
«Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»
ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С МИКРОСКОПОМ, ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЕ И ОБЪЯСНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты, предметные и покровные стёкла, стаканы с водой, стеклянные палочки, слабый раствор настойки йода, репчатый лук и элодея.
Ход работы:
1.Приготовьте микропрепараты кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение клеток в покровной ткани растений. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.
2. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.
3. Приготовьте микропрепарат элодеи, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение клеток в покровной и основной (фотосинтезирующей ) тканях растений. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.
4. Обратите внимание на расположение органоидов в растительной клетке.
Ответьте на вопросы:
Каковы функции основных органоидов растительной клетки
Что общего в строении клеток, образующих основную и покровную ткань?
Почему в процессе эволюции возникли разные группы клеток и тканей?
Лабораторная работа №4.
«Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке»
ЦЕЛЬ: СФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ПРОВОДИТЬ ОПЫТ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЛАЗМОЛИЗА, ЗАКРЕПИТ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С МИКРОСКОПОМ, ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЕ И ОБЪЯСНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты, предметные и покровные стёкла, стаканы с водой, стеклянные палочки, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.
.Ход работы:
1.Приготовьте микропрепараты кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.
2. Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтр к краю стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.
3.Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.
4.Объясните наблюдаемое явление.
Ответьте на вопросы:
Куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли?
Чем можно объяснить такое направление движения воды?
Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется?
Как вы думаете, что могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время?
Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?
Лабораторная работа № 5
«Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.»
Цель: пронаблюдать цитоплазмы в живых растительных клетках.
ход работы:
. Приготовить препарат листа элодеи или другого растения.
. Рассмотреть препарат при большом увеличении микроскопа. Найти клетки, в которых заметно движение цитоплазмы (для этого надо плавно передвигать препарат по предметному столику, работать микровинтом и регулировать освещение).
. Если движение цитоплазмы не обнаружено, поместить препарат на несколько минут под настольную электрическую лампу в 60 Вт на расстоянии 20-30 см или подержать лист между пальцами руки, слегка сдавив его.
. Зарисовать 2-3 клетки и указать их оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласты.
. Снять покровное стекло, нанести на препарат несколько капель 96-градусного спирта. Вновь накрыть покровным стеклом, рассмотреть препарат и отметить, какие произошли изменения в движении цитоплазмы под действием спирта.
. Сделать вывод по опыту.
Опыт убеждает учащихся, что движение цитоплазмы присуще только живым клеткам и является одним из проявлений их жизнедеятельности. В клетках, убитых спиртом, движение цитоплазмы прекращается.
Лабораторная работа №6.
«Наблюдение клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом»
ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ ГОТОВИТЬ МИКРОПРЕПАРАТЫ И РАССМАТРИВАТЬ ИХ ПОД МИКРОСКОПОМ, НАХОДИТЬ ОСОБЕННОТИ СТРОЕНИЯ КЛЕТОК РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ, СРАВНИВАТЬИХ МЕЖДУ СОБОЙ.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты, предметные и покровные стёкла, стаканы с водой, стеклянные палочки, репчатый лук, разведённые дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.
Ход работы:
1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а так же готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.
2. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.
3. Сравните между собой клетки.
Ответьте на вопросы:
В чём заключается сходство и различие клеток?
Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов?
Лабораторная работа №7.
«Изучение клеток дрожжей под микроскопом»
ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С МИКРОСКОПОМ, ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЕ И ОБЪЯСНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Оборудование:микроскопы, микропрепараты, предметные и покровные стёкла, стаканы с водой, разведённые дрожжи, спиртовки, держатели, спички, стеклянная палочка, сахар.
Ход работы:
1. Приготовьте микропрепарат дрожжевых грибов и рассмотрите его.
2. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.
3. Разделите на три пробирки раствор дрожжей в воде. В первую пробирку добавьте немного сахара, содержимое второй нагрейте в пламени спиртовки до кипения, а третью оставьте для контроля. Сделайте выводы.
4. Объясните наблюдаемое явление.
Ответьте на вопросы:
Какие условия необходимы для жизнедеятельности дрожжей?
При каких условиях их клетки разрушаются?
В каких отраслях применяются дрожжи?
Лабораторная работа № 8
Лабораторная работа № 9
Лабораторная работа № 10
Лабораторная работа № 11.
«Изучение фаз митоза в клетках корешка лука»
ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С МИКРОСКОПОМ, ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЕ ДЕЛЯЩИХСЯ КЛЕТОК, СРАВНИВАТЬ МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ХРОМОСОМ В ОПРЕДЕЛЁННЫХ ФАЗАХ МИТОЗА, ОБЪЯСНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты делящихся клеток.
Ход работы:
. Рассмотрите микропрепараты корешка лука под микроскопом при максимальном увеличении.
2. Найдите среди делящихся клеток те, которые находятся в определённой фазе митоза (профаза, метафаза, анафаза, телофаза). Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.
3. Зарисуйте этапы деления клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп части хромосом.
Лабораторная работа № 12
Лабораторная работа № 13
Лабораторная работа № 14.
«Изучение изменчивости у особей одного вида»
(построение вариационного ряда и вариационной кривой)
ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ СО СТАТИСТИЧЕСКИМИ ЗАКОНОМЕРНОСТЯМИ МОДИФИКАЦИОННОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ, ВЫРАБОТАТЬ УМЕНИЕ СТРОИТЬ ВАРИАЦИОННЫЙ РЯД И ГРАФИК (ВАРИАЦИОННУЮ КРИВУЮ) ИЗМЕНЧИВОСТИ ИЗУЧАЕМОГО ПРИЗНАКА.
Оборудование: линейка или сантиметр.
Ход работы:
1. Измерьте рост каждого школьника в классе с точностью до сантиметра, округлив цифры. Например, если рост составляет 167, 5 см, запишите 168 см.
2. Сгруппируйте полученные цифры, которые отличаются друг от друга на 5 см (150- 155см, 156 - 160 см, и т.д.) и подсчитайте количество учеников, входящих в каждую группу. Полученные данные запишите:
Количество учащихся …. 2
Рост учащихся, см …. 145- 150
3. Постройте вариационный ряд изменчивости роста учеников, а так же вариационную кривую, откладывая по горизонтальной оси рост учащихся в миллиметрах, а на вертикальной оси количество учащихся определённого роста.
4. Вычислите средний рост учеников вашего класса путём деления суммы всех измерений на общее число измерений.
5.Вычислите и отметьте на графике средний рост девочек и мальчиков.
6. Ответьте на вопросы:
Какой рост учеников в вашем классе встречается наиболее часто?
Какой рост учеников в вашем классе встречается наиболее редко?
Какие отклонения встречаются в росте учеников?
Каков средний рост девочек и мальчиков в вашем классе?
Какие причины отклонения в росте?
Задание 1. Наследование глухонемоты в ряду поколений.
В медико-генетическую консультацию обратился юноша (пробанд), страдающий глухотой. У него есть сестра с нормальным слухом. Мать и отец пробанда также имеют нормальный слух. У матери пробанда пять сестёр с нормальным слухом и один брат, страдающий глухотой. Три сестры матери замужем за здоровыми мужчинами. У одной сестры матери пробанда растёт здоровая дочь, у второй – здоровый сын, у третьей – здоровая дочь и глухой сын. Бабка пробанда по линии матери и её муж были здоровы. У бабки пробанда по линии матери есть три здоровые сестры и два брата, один здоровый, другой – глухой. Здоровые сёстры бабки по линии матери имели здоровых мужей, а здоровый брат был женат на здоровой женщине. У первой сестры бабки пробанда четыре здоровые дочери и один глухой сын. У второй сестры бабки здоровая дочь и глухой сын. У третьей сестры бабки здоровая дочь и два сына, один здоровый, другой глухой. Отец и мать бабки пробанда по линии матери здоровы.
Заболевание наследуется по рецессивно-аутосомному типу.
Определить какова вероятность рождения здоровых детей в семье пробанда, если он женится на здоровой женщине, отец которой страдает тем же недугом, что и пробанд. Составить генеалогическое древо, определить вероятность рождения здоровых детей.
Примечание. Глухонемота связана с врождённой глухотой, которая препятствует усвоению речи. Глухота может быть звуковоспринимающего и звукопроводящего типов. Наследственно обусловлено около половины всех заболеваний глухонемотой.
Задание 2. наследование рахита в ряду поколений.
В медико-генетическую консультацию обратилась молодая пара, собиравшаяся вступить в брак, но обеспокоенная здоровьем будущих детей. Их тревога объясняется тем, что молодые люди – троюродные брат с сестрой. Юноша (пробанд) страдает рахитом, который не излечивается обычными дозами витамина D. эта форма рахита наследуется по доминантному типу, сцеплено с полом. Сестра пробанда здорова, мать больна рахитом, отец здоров. У матери пробанда двое братьев – оба здоровы. Дед пробанда по лини матери болен, бабка здорова. Дед имел двух братьев: здорового и больного. У здорового брата деда от здоровой жены было два здоровых сына. У больного брата деда жена была здорова, от их брака родились две больные дочери и здоровый сын. У одной больной дочери брата деда пробанда от здорового мужа родилась здоровая дочь; у другой больной дочери, состоящей в браке со здоровым мужчиной родилось два сына, один из которых болен, и больная дочь. У здорового сына брата деда пробанда жена здорова, здоровы и их дети – мальчики-близнецы.
Составьте родословную, определите вероятность рождения здоровых детей в семье пробанда, если он вступит в брак со своей здоровой троюродной сестрой.
Примечание. Рахит, не поддающийся лечению витамином D, наследуется по доминантному типу, сцепленному с полом. Клиническая картина сходна с рахитом. Характерно искривление длинных трубчатых костей, голеностопные и коленные суставы деформированы. При отсутствии лечения дети утрачивают способность ходить.
Таблица 5. Сравнение естественного и искусственного отбора
Вопросы для сравнения | Искусственный отбор | Естественный отбор |
Какое свойство организмов служит источником отбора? | ||
Каков отбирающий фактор? | ||
Какие признаки отбираются? | ||
Каковы результаты отбора? |
Лабораторная работа №1.
«Определение активности ферментов»
ЦЕЛЬ: СФОРМИРОВАТЬ ЗНАНИЯ О РОЛИ ФЕРМЕНТОВ В КЛЕТКАХ, ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С МИКРОСКОПОМ, ПРОВОДИТЬ ОПЫТЫ И ОБЪЯСНЯТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.
Оборудование: свежий 3% -ный раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и варёного картофеля) и животных (кусочки сырого и варёного мяса или рыбы), песок, ступка и пестик.
Ход работы:
1.Приготовьте пять пробирок и поместите в первую немного песка, во вторую - кусочек сырого картофеля, в третью – кусочек варёного картофеля, в четвёртую - кусочек сырого мяса, в пятую - кусочек варёного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода. Пронаблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок.
2. Измельчите в ступкекусочек сырого картофеля с небольшим количеством песка. Перенесите измельчённый картофель вместе с песком в пробирку и капните немного пероксида водорода. Сравните активность измельчённой и целой растительной ткани.
3. Составьте таблицу, показывающую активность каждой ткани при различной обработке.
4. Объясните полученные результаты.
Ответьте на вопросы:
В каких пробирках проявилась активность фермента каталазы? Объясните, почему.
Как проявляется активность фермента в живых и мёртвых тканях? Объясните наблюдаемое явление.
Как влияет измельчение ткани на активность фермента в живых тканях растений и животных?
Лабораторная работа № 2.
«Изучение хромосом на готовых микропрепаратах»
ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С МИКРОСКОПОМ, ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЕ ДЕЛЯЩИХСЯ КЛЕТОК, СРАВНИВАТЬ СТРОЕНИЕ ХРОМОСОМ И ОБЪЯСНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты делящихся клеток.
Ход работы:
1. Рассмотрите микропрепараты корешка лука под микроскопом при малом увеличении.
2. Найдите делящеюся клетку и рассмотрите строение отдельных хромосом. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.
3. Зарисуйте делящиеся клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп части хромосом. Обратите внимание на расположение хромосом в разных делящихся клетках.
4. Объясните наблюдаемое явление.
Ответьте на вопросы:
Из каких частей состоит хромосома?
Сравните функции хромосом в делящихся и неделящихся клетках.
Почему хромосомы при делении одинаковых по строению клеток растений располагаются в разных частях цитоплазмы клетки?
Лабораторная работа №3.
«Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»
ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С МИКРОСКОПОМ, ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЕ И ОБЪЯСНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты, предметные и покровные стёкла, стаканы с водой, стеклянные палочки, слабый раствор настойки йода, репчатый лук и элодея.
Ход работы:
1.Приготовьте микропрепараты кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение клеток в покровной ткани растений. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.
2. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.
3. Приготовьте микропрепарат элодеи, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение клеток в покровной и основной (фотосинтезирующей ) тканях растений. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.
4. Обратите внимание на расположение органоидов в растительной клетке.
Ответьте на вопросы:
Каковы функции основных органоидов растительной клетки
Что общего в строении клеток, образующих основную и покровную ткань?
Почему в процессе эволюции возникли разные группы клеток и тканей?
Лабораторная работа №4.
«Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке»
ЦЕЛЬ: СФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ПРОВОДИТЬ ОПЫТ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЛАЗМОЛИЗА, ЗАКРЕПИТ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С МИКРОСКОПОМ, ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЕ И ОБЪЯСНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты, предметные и покровные стёкла, стаканы с водой, стеклянные палочки, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.
.Ход работы:
1.Приготовьте микропрепараты кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.
2. Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтр к краю стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.
3.Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.
4.Объясните наблюдаемое явление.
Ответьте на вопросы:
Куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли?
Чем можно объяснить такое направление движения воды?
Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется?
Как вы думаете, что могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время?
Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?
Лабораторная работа № 5
«Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.»
Цель: пронаблюдать цитоплазмы в живых растительных клетках.
ход работы:
. Приготовить препарат листа элодеи или другого растения.
. Рассмотреть препарат при большом увеличении микроскопа. Найти клетки, в которых заметно движение цитоплазмы (для этого надо плавно передвигать препарат по предметному столику, работать микровинтом и регулировать освещение).
. Если движение цитоплазмы не обнаружено, поместить препарат на несколько минут под настольную электрическую лампу в 60 Вт на расстоянии 20-30 см или подержать лист между пальцами руки, слегка сдавив его.
. Зарисовать 2-3 клетки и указать их оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласты.
. Снять покровное стекло, нанести на препарат несколько капель 96-градусного спирта. Вновь накрыть покровным стеклом, рассмотреть препарат и отметить, какие произошли изменения в движении цитоплазмы под действием спирта.
. Сделать вывод по опыту.
Опыт убеждает учащихся, что движение цитоплазмы присуще только живым клеткам и является одним из проявлений их жизнедеятельности. В клетках, убитых спиртом, движение цитоплазмы прекращается.
Лабораторная работа №6.
«Наблюдение клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом»
ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ ГОТОВИТЬ МИКРОПРЕПАРАТЫ И РАССМАТРИВАТЬ ИХ ПОД МИКРОСКОПОМ, НАХОДИТЬ ОСОБЕННОТИ СТРОЕНИЯ КЛЕТОК РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ, СРАВНИВАТЬИХ МЕЖДУ СОБОЙ.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты, предметные и покровные стёкла, стаканы с водой, стеклянные палочки, репчатый лук, разведённые дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.
Ход работы:
1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а так же готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.
2. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.
3. Сравните между собой клетки.
Ответьте на вопросы:
В чём заключается сходство и различие клеток?
Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов?
Лабораторная работа №7.
«Изучение клеток дрожжей под микроскопом»
ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С МИКРОСКОПОМ, ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЕ И ОБЪЯСНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Оборудование:микроскопы, микропрепараты, предметные и покровные стёкла, стаканы с водой, разведённые дрожжи, спиртовки, держатели, спички, стеклянная палочка, сахар.
Ход работы:
1. Приготовьте микропрепарат дрожжевых грибов и рассмотрите его.
2. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.
3. Разделите на три пробирки раствор дрожжей в воде. В первую пробирку добавьте немного сахара, содержимое второй нагрейте в пламени спиртовки до кипения, а третью оставьте для контроля. Сделайте выводы.
4. Объясните наблюдаемое явление.
Ответьте на вопросы:
Какие условия необходимы для жизнедеятельности дрожжей?
При каких условиях их клетки разрушаются?
В каких отраслях применяются дрожжи?
Лабораторная работа № 8
Тема: сравнение строения клеток растений, животных, грибов.
Цель: закрепить умение работать с микроскопом, находить особенности строения клеток растений, животных, грибов, сравнивать их между собой.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты и рисунки клеток растений, грибов, животных.
Ход работы
1. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных клеток, грибов и клеток животных.
2. Зарисуйте строение растительной, животной и грибной клеток. Укажите основные части клеток.
3. Сравните строение клеток растений, животных и грибов.
4. Данные занесите в таблицу.
Признаки для сравнения | Клетки растений | Клетки животных | Клетки грибов |
1.Клеточная стенка 2. Пластиды 3. Вакуоли 4. Запасной углевод 5. Способ хранения питательных веществ 6. Центриоли 7.Синтез АТФ 8. Запасной углевод |
5. Сделайте вывод по работе.
Лабораторная работа № 9