Социальные отношения как фактор формирования личности
Проблема уяснения психологических детерминант формирования личности человека предполагает анализ того, в каких условиях формируются и проявляются социальные и психологические качества личности людей. Не секрет, что человек с рождения находится в кругу людей, имеет с ними определенные отношения. Такой вид отношений называется межличностными. Однако, межличностные отношения всегда опосредствованы более общей системой – системой общественных отношений.
Рассмотрим это соотношение более подробно.
Сама личность с одной стороны, - «продукт» социальных связей, а с другой - их созидатель, активный творец. Значит, важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, т.е. в некотором «социальном контексте»[1]. Этот «контекст» представлен системой реальных отношений личности с внешним миром. Содержание, уровень этих отношений человека с миром различны: в отношения вступают не только отдельные индивиды, но и группы.
Таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо различать два основных вида отношений: общественные отношения и «психологические» отношения личности (Мясищев В.Н.).
Взаимоотношения (в психологии)
- субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия двух или нескольких субъектов;
- это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых совместной деятельностью, проживанием и т.д.
Детерминацию социальных и психологических качеств человека и его отношений к миру в этой связи можно представить следующей схемой: общество Ö группа Ö человек. Человек, вступая в контакты с непосредственным окружением, формирует своеобразие социальной группы, к которой он принадлежит, а деятельность и отношения участников этих групп формируют общественные отношения. И наоборот, общественные отношения «преломляют» свое влияние на человека через те социальные группы, участником которой он является.
Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрывается целая система различных видов общественных отношений: экономических, социальных, политических, идеологических и других видов отношений. Специфика их заключается в том, что в них люди «относятся» друг к другу как представители определенных общественных групп (классов, профессий, других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере политической жизни). Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обусловлены объективно. Их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.
В понимании социальной роли существенны следующие положения:
- она представляет нормативно одобренный обществом образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;
- в ней зафиксированы определенные права и обязанности ее исполнителя;
- она связана с определенными видами социальной деятельности.
Социальная роль является неким шаблоном поведения для определенных социальных позиций. Общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (поведение представителей таких ролей называется «асоциальным»). В реальной жизнедеятельности каждый человек выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть одновременно инженером, отцом или сыном, игроком команды, членом клуба или профсоюза и т.п. Некоторые роли предписаны человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Поведение конкретного человека - носителя роли зависит от того, насколько он усвоит эту роль. Успешность, полнота ее усвоения (интернализации) определяется индивидуальными психологическими особенностями каждого человека. Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли» (Андреева Г.М.). Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений второго ряда отношений - межличностных или психологических отношений.
Межличностные отношения - социально-психологические явления, заключающиеся во взаимодействии людей, находящихся в какой-либо группе, составляющие ядро их общения и проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний.
Соотношение данных типов отношений – общественных и межличностных – в обобщенном виде представлено на схеме.В конечном счете, межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями. С другой стороны, существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация этих безличных общественных отношений в деятельности конкретных людей, в актах их повседневного общения и взаимодействия.
Общественные отношения | Межличностные отношения |
Выступают социальным контекстом для межличностных отношений; | Являются формой реализации социальных отношений; |
Являются источником продуцирования в человеке социальных качеств и продуктом их проявления; | Являются одновременно средой формирования и продуктом проявления психологических качеств человека |
Не персонифицированы в своей потенциальной объектной направленности и проявлении; | Всегда персонифицированы в своих субъектной отнесенности и проявлениях; |
Проявляются, как правило, вне рамок непосредственного межличностного контакта людей; | Формируются и проявляются, как правило, в условиях непосредственного коммуникативного контакта; |
Являются более устойчивым образованием как следствие закрепления в обществе существующей формально-статусной иерархии социальных ролей; | Подвержены более быстрым изменениям как следствие и продукт ситуативного реагирования человека на результат общения с конкретным человеком; |
Строятся на основе положения людей, занимаемого ими в обществе; | Строятся на основе симпатий и антипатий конкретных людей; |
Эмоционально индифферентны; | Имеют эмоциональную окраску; |
Рис. 8. Сравнительная характеристика общественных и межличностных отношений
Процесс приобретения человеком личностного измерения тесно связан с понятием социализации. Психология включила это понятие в свой тезаурус позже других наук, стремясь наполнить его собственным содержанием. В настоящее время имеются разные интерпретации процессов социализации:
- научение социальному поведению (явная печать ортодоксальной бихевиористской методологии);
- моделирование личности в соответствии с требованиями культуры (например, теория формирования «советского человека», концепция «запрограммированной культуры» Б.Ф.Скиннера);
- подготовка к «социальному участию» в группах (отражение одного из «узких» подходов к предмету социальной психологии, который ограничивает его лишь проблемой «группа - личность», с акцентом на малые группы).
В современной отечественной психологии под социализациейпонимается усвоение индивидом социального опыта путем его включения в социальную среду и воспроизведение системы социальных связей и отношений.
Принципиальный вопрос, с которым постоянно сталкивается теория социализации - это вопрос об активности-пассивности индивида в этом процессе. В большинстве случаев интерпретация процессов социализации в западной психологии делает акцент на «принуждении», «насильственном навязывании» взглядов, «индоктринации» и т. п. Однако более логично считать, что социализация — это процесс активногоусвоения индивидом ценностей и норм общества и формирование их в систему социальных установок, которая определяет позиции и поведение индивида как личности в системе общества.[2]
В процессе социализации человек осваивает уже сложившиеся системы отношений, ценностей. В существовании определенных институтов (государственных, общественных), призванных направлять, «канализировать» личностное развитие в одобряемом обществом направлении состоит формирующая роль процесса управления социализацией. Важнейшим элементом в социализации человека выступает образовательная система. Общество заинтересовано развивать в человеке качества, обеспечивающие его самостоятельность как субъекта деятельности, познания и общения, а также черты (политические, морально-нравственные, профессиональные и пр.), характеризующие лояльность к существующей системе ценностей. В данной заинтересованности прослеживается векторная направленность и на автономизацию человека, и на закрепление через него принципиальных, базовых для социума ценностей. В этой связи можно сказать, что формирование личности ориентируется на развитие таких качеств человека, которые обусловливают его ответственную (перед собой, другими людьми) способность производить значимые изменения в окружающем мире в интересах общественного прогресса и собственного саморазвития.
Условием реализации данной задачи выступает наличие некоторой модели личности. В различные исторические периоды в обществе удельный вес идеологических, профессиональных, нравственных и иных компонентов в данной модели был различным (например, «моральный кодекс строителя коммунизма», или религиозные стандарты личности).
Таким образом, на основе результатов многочисленных исследований отечественных и зарубежных авторов, следует вывод о том, что ни состав, ни специфические качества психологических новообразований не могут быть в полной мере детерминированы «прирожденными механизмами». В подавляющей степени формирующиеся у личности способности и функции - суть прижизненные образования, определяемые деятельностно опосредствованным общением с другими людьми, присвоением истории человеческой культуры.