Тема: Солнце, растенияимысвами

Цель:познакомить с дыханием и питанием растений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеке моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к растениям.

Оборудование: распечатки таблиц; конверты, карточки с на; званиями или рисунками растений; пластилин.

Ходурока

I. Организационныймомент

II. Актуализациязнаний. Проверкадомашнегозадания

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает ученикам распечатки таблиц.) — Дополните таблицу.

Группа растений Корень Стебель Листья Размноже­ние Особенности жиз­недеятельности
Водоросли Нет Нет Нет Спорами  
  Нет Есть   Спорами Живут в сырых местах, жиз­неспособны, не имеют цветков
Папорот­ники   Есть Есть Спорами  
  Стерж­невая или моч­коватая система   В виде иголок (хвоя) Семена образуют­ся в шиш­ках  
Цветко­вые   Травя­нистый или оде­ревене­лый   Из цветков образуют­ся плоды с семенами Очень разнооб­разны и много­численны

— Рядом с названиями растений напишите цифры, соответ­ствующие названиям органов, употребляемых в пищу.

Растение Органы растений Цифра
Капуста 1. Плоды 2. Семена 3. Корни 4. Листья 5. Стебли  
Слива    
Огурец    
Горох    
Морковь    
Кукуруза    

(Ответ.Капуста - 4, слива - 1, огурец — 1, горох - 2, мор­ковь — 3, кукуруза - 2.)

Игра «Классификация растений»

(Учитель раздает детям конверты, внутри которых карточки с названиями или рисунками растений.Ученики должны класси­фицировать растения.)

Конверт 1

Береза, акация, волчье лыко, брусника, борщевик, валериана, липа, кукушкин лен, морская капуста, можжевельник, папоротник, бересклет, черемуха, сирень, ветреница, горох, сфагнум, лиственница.

Конверт 2

Клен, ромашка, магнолия, кукушкин лен, рожь, морская капуста, папоротник, малина, гречиха, сфагнум, ель, ива, чертополох, сосна, кислица, орешник, боярышник, герань, дуб.

— Представителей группы каких растений у вас получилось больше всего? (Цветковых.)

Фронтальный опрос

— Почему растения называют «зеленой одеждой планеты»?

— Перечислите группы растений. Приведите примеры пред­ставителей этих групп.

— Приведите примеры различных видов растений.

— Названия каких растений вы определили дома?

— Расскажите о каком-либо растении.

III. Самоопределениекдеятельности

— Сахара и крахмала нет в почве, а в растениях они есть. Как растения получают эти питательные вещества?

Сегодня на уроке мы ответим на этот вопрос.

IV. Работапотемеурока

1. Беседа

Дыхание и питание растений

— Как слова «солнце», «растения», «человек» распределить на две группы? (Солнце — неживая природа; растения, чело­век — живая природа.)

- Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение.)

— Как дышат растения? (Ответы учеников.)

— Растения дышат так: из воздуха они поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

(Учитель рисует на доске схему дыхания растений.)

— Как же растения питаются? (Своими корнями растения вса­сывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями.)

Но как же растения получают главные питательные ве­щества - сахар, крахмал? Ведь их нет в почве, а в растениях они есть.

Даже самые знаменитые ученые долго не могли разгадать эту тайну. Но сейчас она разгадана. Выяснилось, что листья расте­ний - это удивительные «повара», которые из воды и углекислого газа «готовят» пищу — сахар, крахмал.

Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету.

Почему же для работы «кухни» требуется свет? Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» перестала бы работать. Энергия нужна для жизни любого живого существа.

Когда люди разгадали тайну питания растений, они поня­ли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не может из воды и углекис­лого газа получить сахар и другие питательные вещества. Это де­лают только растения. Животные и человек едят растения и таким образом добывают для себя необходимые питательные вещества, а вместе с этими веществами - и необходимую им для жизни энергию.

Происходит вот что: растения улавливают энергию солнеч­ного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.

Ученые сделали еще и другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Ра­стения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям.

(Учитель на доске рисует схему питания растений.)

- Сравните две схемы: «Питание растений» и «Дыхание ра­стений».

- Чем они похожи? Чем отличаются? (Растения дышат кис­лородом, но и образуют его при питании.Причем при питании растения выделяют значительно больше кислорода, чем поглощают при дыхании.)

2. Работа в парах

— Расскажите, пользуясь схемой, как питаются и дышат ра­стения.

— А теперь послушайте сказку.

Очень любила Маринка ходить по лесу и удивляться: запоет птица — Маринке удивительно, почему у нее не такие песни, как у других. Скачет по веткам белка — Маринке интересно знать, куда и зачем она скачет.

Как-то однажды, умаявшись, села девочка отдохнуть под старым дубом, а глаза, хоть и тоже устали, все равно зорко смотрели вокруг, а уши слушали.

«И почему это листья такие зеленые и о чем они все время перешеп­тываются?» — подумала Маринка.

И вдруг почудились ей в шелесте тихие голоса и показалось, будто она стала эти голоса понимать.

— Эй, малыш-ш-ш-ш, что глядишь-шь-шь? — лопотали над ней ли­стья. — Разве ты нас поймешь-шь-шь?

— Пойму, — решительно сказала девочка.

— Ну если не спишь-шь-шь, тогда слушай, — зашептали листья. — Мы потому ш-ше-лестим, ш-шепчемся, что солнышку радуемся. А зеленые мы оттого, что в каждом листе полным-полно чудесных зеленых хлоро­филловых зерен. Зерна так малы, что не разглядеть. И тем не менее каж­дое такое зернышко как бы крохотный заводик. Спрятанные у нас, ли­стьев, под кожицей, эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву.

— А вот и нет, — прошептала сквозь сон Маринка. — Я знаю — дерево кормят корни.

— Несмыш-ш-шленыш-ш-ш! — наперебой зашелестели листья. — Корни само собой. Без корней тоже не прожить: они из земли воду вы­сасывают, выкачивают. В той воде растворено много необходимых ра­стениям веществ, и все-таки из того, что добывают под землей корни, не то что ствол или сук — даже малой веточки не построить. Вот потому-то и работает в листьях бессчетное множество хлорофилловых зерен. Они берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и раство­ренных в ней веществ, добытых корнями, чудесные зернышки-заводики и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков и, конечно, для самого ствола. Как не подняться новому дому без бетона и Кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят зе­леные зернышки-заводики.

— Нуда, вы уж скажете, — засомневалась Маринка. - Заводам, пускай даже самым маленьким, нужно электричество. Или жаркий огонь.

— Верно говоришь-шь-шь, - зашелестели листья. - Заводам для ра­боты обязательно нужна энергия: либо электричество, либо тепло, либо то и другое. Ну а нашим зеленым заводикам энергию дает солнце. Для каждого листа, для каждой травинки солнечный свет - самое главное! Крохотные хлорофилловые зерна с утра до вечера ловят свет. С его-то помощью они и соединяют различные вещества в одно чудесное — живое.

Благодаря нам, листьям, а вернее, спрятанным в нас хлорофилловым зернам из маленького, слабенького ростка вырастает высоченная сосна, или капуста, или яблоня, гнущаяся под тяжестью сочных плодов, или золотая пшеница, или такой могучий дуб, как наш...

Над Маринкой сквозь листья поблескивало яркое солнце. Такое яр­кое, что пришлось зажмуриться.

— Послушайте! — сказала Маринка. — Выходит, если я ем яблоко или картошку, значит, я ем то, что приготовили за лето зеленые заводики? Значит, во мне тоже пойманное ими солнышко?

— Солныш-шко, солныш-шко, солныш-шко... — наперебой повто­ряли листья над головой девочки.

И кроме этого слова, Маринка ничего не смогла различить в зеленом шелесте.

— О чем рассказали зеленые листочки Маринке?

— Что берут из воздуха клетки листа? (Углекислый газ.)

— Как называются те вещества, которые вырабатывают клет­ки? (Крахмал и сахар.)

— Для чего они нужны клеткам? (Для роста растения.)

— Что дает энергию зеленым листьям? (Солнце.)

Работа по учебнику

— Прочитайте в учебнике текст на с. 74—75.

— Как дышат растения?

— Как питаются растения?

V. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем —

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Наши рекомендации