Тематика учебно-исследовательских работ
1. Измерить и сопоставить величины частоты сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин) в покое и при выполнении стандартной физической нагрузки (20 приседаний за 30 с) у лиц различных возрастных групп: дети, подростки, лица среднего и пожилого возраста).
2. Измерить и сопоставить величины частоты дыхания (ЧД, движ/мин), времени задержки дыхания на вдохе (проба Штанге, с) и выдохе (проба Генчи, с) в покое у лиц различных возрастных групп: дети, подростки, лица среднего и пожилого возраста).
3. В течение недели провести утренний мониторинг величины частоты сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин) и ортостатической пробы у лиц различных возрастных групп.
4. В течение дня измерить и проанализировать величину частоты сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин) во время различных видов деятельности.
5. Определить должный основной обмен для лиц четырех возрастных групп: дети, подростки, лица среднего и пожилого возраста (по 2 человека в каждой возрастной группе). Для выполнения работы необходимо иметь данные о росте, массе и возрасте обследуемых.
6. Измерить и сопоставить величины артериального давления (АД, мм рт.ст.) в покое и при выполнении стандартной физической нагрузки (20 приседаний за 30 с) у лиц различных возрастных групп: дети, подростки, лица среднего и пожилого возраста).
7. Измерить и объяснить механизмы изменения частоты сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин) и артериального давления (АД, мм рт. ст.) у лиц различных возрастных групп при переходе из горизонтального положения в вертикальное на протяжении дня.
Методические рекомендации по выполнению и оформлению учебно-исследовательской работы
Задания предлагаются студентам в начале семестра (одно задание по выбору). Отчет по учебно-исследовательской работе в машинописном виде студент должен представить преподавателю за 2 недели до окончания семестра.
Отчет должен содержать протокол исследования (дата, время проведения, фамилия, пол, возраст обследуемых, результаты), графики (отражают динамику показателей), выводы. Объяснить механизмы наблюдаемых явлений. Отметить возрастные и половые особенности изучаемых показателей.
Тема: Физиология возбуждения
(1-4 октября)
Глоссарий базовых понятий
Работа выполняется в отдельной тетради, сдается на проверку преподавателю. Обязательным условием для получения зачета по этому виду самостоятельной работы является написание диктанта физиологических понятий на занятие.
Раздражимость; раздражитель; адекватный раздражитель; неадекватный раздражитель; раздражение; возбудимость; возбуждение; проводимость; специфические каналы; неспецифические каналы; мембранный потенциал покоя; деполяризация; реполяризация; потенциал действия; нервный импульс; критический уровень деполяризации; пороговый раздражитель; подпороговый раздражитель; локальный ответ; калий-натриевый насос; абсолютная рефрактерность; относительная рефрактерность; лабильность; местные кольцевые токи; сальтоторный тип распространения нервного импульса.
Количественные показатели: мембранный потенциал покоя; критический уровень деполяризации; скорость распространения нервного импульса по волокнам типа А, В, С.
Тема: Морфофункциональная организация скелетных мышц
(15-18 октября)
Глоссарий базовых понятий
Работа выполняется в отдельной тетради, сдается на проверку преподавателю. Обязательным условием для получения зачета по этому виду самостоятельной работы является написание диктанта физиологических понятий на занятие.
Сарколемма; саркоплазма; саркоплазматический ретикулум; миофибриллы; двигательная единица; медленные мышечные волокна; быстрые мышечные волокна; тетанус; зубчатый тетанус; гладкий тетанус; изотонический режим; изометрический режим; ауксотонический режим; статическая работа мышц; динамическая работа мышц; латентная фаза сокращения; гипертрофия мышцы; атрофия мышцы; физические качества мышц: быстрота, сила, ловкость, выносливость; электромиограмма; эргография.
Тема: Общий план организации и функции анализаторов
(29 октября -1 ноября)
Работа предполагает составление конспекта-схемы по заданным вопросам в отдельной тетради. Отчет сдается на проверку преподавателю.
1. Соматосенсорная рецепция (кожная рецепция): рецепторы кожи, виды, свойства.
2. Обонятельная сенсорная система.
3. Вкусовая сенсорная система.
4. Взаимодействие сенсорных систем при мышечной деятельности. Взаимодействие и взаимозаменяемость органов чувств.