Работа 2. Явление парабиоза, фазовый характер парабиотических явлений.

Н. Е. Введенский на нервно-мышечном препарате установил, что воздействие химическими и наркотическими веществами на участок нерва между раздражающими электродами и мышцей через некоторое время приводит к прекращению мышечных сокращений в ответ на раздражение. Это связано с изменением лабильности, возбудимости и проводимости нерва. (По окончании воздействия нерв медленно восстанавливает свои исходные функциональные свойства). Данное явление Н.Е. Введенский назвал парабиозом. Парабиоз характеризуется постепенным развитием, в котором выделяют 3 фазы – уравнительную, парадоксальную и тормозную.

Объект исследования – лягушка.

Для работы необходимы: горизонтальный миограф, кимограф, стимулятор, универсальный штатив, электроды, препаровальный набор, вата, лигатура, 1% раствор KCl, раствор Рингера.

Проведение работы: Готовят нервно-мышечный препарат и фиксируют его в горизонтальном миографе. Раздражая нерв одиночными стимулами, регистрпируют на кимографе кривые мышечного сокращения. Определяют праметры раздражения для получения слабого и сильного сокращения мышц.

Парабиотический очаг создают наложением кусочка ваты, смоченного 1% раствором KCl (можно использовать другие вещества: 2% раствор хлороформа, эфир, спирт и т.д.). На фоне действия альтерирующих веществ проводят стимуляцию нерва с помощью электродов, расположенных выше альтерированного участка. Через некоторое время можно обнаружить, что при увеличении и уменьшении силы раздражения регистрируются одинаковые по амплитуде сокращения. Это свидетельствует о наступлении уравнительной фазы парабиоза. Далее следует парадоксальная фаза, когда слабые стимулы вызывают высокоамплитудные сокращения, и наоборот. Наконец, мышца вообще перестает сокращаться при сильных и слабых раздражениях, что характерно для тормозной стадии парабиоза.

Результаты работы и их оформление. Запишите протокол опыта. Вклейте в тетрадь полученные кривые, расположив их по фазам парабиоза и в соответствии с параметрами раздражения.

Решите ситуационные задачи

1. Что произойдет с мускулатурой конечности, если:

а). Ввести новокаин в передние корешки спинного мозга;

б). Ввести новокаин в задние корешки спинного мозга.

2. № 1.Какие двигательные единицы будут в большей степени приспособлены к выполнению длительной, но не напряженной мышечной работе?

№ 2. В лаборатории у двух испытуемых измеряют максимальную произвольную силу (условия измерения одинаковы). У первого - мышц, приводящих большой палец кисти, у второго - больших групп мышц голени. У кого возникающий силовой дефицит будет больше? Почему?

№ 3. У обследуемого в 4-х главой мышце бедра обнаружено преобладание волокон II-А типа, утолщение волокон I типа и уменьшение количества волокон II-Б типа. О чем это может говорить? К выполнению какой работы будет более приспособлен данный человек?

№ 4. На зачете по физиологии студент утверждает, что процентное соотношение мышечных волокон I и II типа может в мышце изменяться в зависимости от характера постоянной нагрузки. прав ли он? При любом ответе объясните почему?

№ 5. Какое из утверждений верно:

а) при регулярной тренировке в нагружаемой мышце может меняться соотношение волокон I и II типа;

б) при регулярной тренировке в нагружаемой мышце может изменяться соотношение II-А, II-В, II-С волокон между собой;

в) при регулярной тренировке в нагружаемой мышце соотношение различных типов мышечных волокон остается неизменным.

№ 6. У обследуемого в структуре мышц нижних конечностей преобладают II-Б волокна, наблюдается их утолщение. О чем это может говорить?

№ 7. Каков будет результат 3 исследований соотношения мышечных волокон I и II типа в 4-хглавой мышце бедра, у подростка. обследование которого проводилось в 10, 13, 16 лет?

№ 8. Сила мышц рук у мальчиков 11 лет немного больше, чем у девочек того же возраста. Различия в показателях у мальчиков и девочек в 16 лет будут существенными. Как это можно объяснить?

№ 9. На экзамене по физиологии преподавателем задан дополнительный вопрос: “Бывают ли смешанные двигательные единицы?” Ваш ответ?

№ 10. Студент утверждает, что в состав медленных двигательных единиц входят мышечные волокна I и II-А типа. Прав ли он? Как считаете Вы?

№ 11.Изменится ли в нагружаемой мышце соотношение быстрых и медленных двигательных единиц при длительной тренировке анаэробного характера? Ответ поясните.

№ 12.Наиболее активно аэробные процессы протекают:

а) в “белых” мышечных волокнах;

б) в “красных” мышечных волокнах;

в) в мышечных волокнах II-Б типа?

№ 13 Верно ли утверждение о том, что среди сократительных белков гладкой мышцы преобладает актин?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1). Материал лекций.

2). Физиология человека / Под редакцией А.В. Косицкого.-М.: Медицина, 1985.

3). Нормальная физиология / Под ред. А.В. Коробкова.-М.; Высшая школа, 1980.

4). Основы физиологии человека / Под ред. Б.И. Ткаченко.-Спб.; 1994.

Наши рекомендации