Лекция 4. Познавательная сфера личности
Лекция 4. Познавательная сфера личности
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ
Традиционно в отечественной психологии (по В. В. Петухову) принято выделять две группы психических процессов.
Специфические, или собственно познавательные, процессы, которыми являются ощущение, восприятие и мышление. Результатом этих процессов является знание субъекта о мире и о себе, полученное либо с помощью органов чувств, либо рационально:
ощущение — это выделение свойств предмета, сенсорика, чувственность;
восприятие — это восприятие предмета в целом, а также перцепция — восприятие изображения, объектов;
мышление — это отражение отношений между предметами, их существенных для познания свойств.
Неспецифические, т. е. универсальные, психические процессы — память, внимание и воображение. Эти процессы называют также сквозными, в том смысле, что они проходят сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление. Универсальные психические процессы являются необходимыми условиями познания, но не сводятся к нему. Благодаря универсальным психическим процессам познающий, развивающийся субъект имеет возможность сохранять единство своего «Я» во времени:
— память позволяет человеку удерживать прошлый опыт;
— внимание помогает извлекать актуальный (настоящий) опыт;
— воображение прогнозирует будущий опыт.
1. Понятие об ощущении
2. Определение, функции ощущений.
3. Физиологические механизмы ощущений.
4. Классификация видов ощущений
Определение, функции ощущений
Ощущение - процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственномвоздействии на рецепторы.
Функции ощущений
Сигнальная –уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира.
Отражательная –построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире.
Регулятивная – адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности.
Анатомо - физиологические представительство ощущений
Модальность (виды ощущений) | Чувствительный орган | Качество ощущений | Рецепторы, с работой которых связаны ощущения |
зрение | сетчатка | Яркость Контраст Движение Величина Цвет | Палочки и колбочки |
Слух | улитка | Высота Тембр | Волосковые клетки |
Равновесие | Вестибулярный орган | Сила тяжести Вращение | Макулярные и вестибулярные клетки |
Осязание | Кожа | Давление Вибрация | Окончания Руффини Диски Меркеля Тельца Пачини |
Вкус | Язык | Сладкий и кислый Горький и соленый | Вкусовые сосочки на кончике языка Вкусовые сосочки у основания языка |
Обоняние | Обонятельные нервы | Цветочный, фруктовый, мускусный, пикантный запах | Обонятельные рецепторы |
Понятие о восприятии
1. Определение, функции восприятия
2. Физиологические основы восприятия
3. Классификация видов восприятия.
ФУНКЦИИ ВОСПРИЯТИЯ.
Восприятие выполняет отражательную и регулятивнуюфункции.
Отражательная – обеспечивает ориентировку в окружающем мире;
Регулятивная – регулирование поведения и деятельности в объективных условиях среды и субъективными потребностями субъекта.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ.
Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимся через конкретные их свойства.
Избирательностьвосприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.
Предметностьвосприятия отражает возможности человека реагировать на воздействия конкретных предметов окружающей действительности, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.
Апперцепция– это зависимость восприятия от прежнего опыта человека.
Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них, воспринимая предметы, человек выражает свое отношение к ним.
Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т.д. благодаря осознанию человеком сущности и значения предметов становится возможным и целенаправленное их использование.
Константность восприятия – это постоянство в восприятии, которое обусловлено знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.
Целостностьвосприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.
Лекция 5. Внимании
1. Определение, критерии, функции внимания
2. Физиологические основы внимания
3. Свойства внимания
4. Виды внимания
Свойства внимания
Концентрация внимания – это способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой задачи.
Избирательность внимания – это его сосредоточение на наиболее важных предметах.
Распределение внимания – это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций.
Объектом внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости.
Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.
Устойчивость внимания – это его способность задерживаться на восприятии данного объекта.
Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.
Виды внимания
По степени активности: 1) непроизвольное, 2) произвольное и 3) послепроизвольное внимание.
По происхождению: 1) природное, 2) социальное.
По использованию средств: 1) непосредственное, 2) опосредованное.
По объекту внимания: 1) внешнее (чувственное), 2) внутреннее (интеллектуальное).
Внимание непроизвольное – возникающее стихийно, не связано с участием воли, носит пассивный характер, так как навязывается внешними по отношению к цели деятельности событиями. Проявляется в ориентировочной автоматической рефлекторной реакции на раздражитель. Его стимулируют все новые, интересные, сильные раздражители.
Внимание произвольное – вид внимания, для которого характерно наличие сознательной цели и волевого усилия. Носит активный характер, опосредовано социально выработанными способами поведения и по происхождению связано с трудовой деятельностью. Стимулами являются потребности, мотивы, необходимость и значимость стимулов.
Внимание послепроизвольное – вид внимания, который появляется при вхождении в деятельность после произвольного внимания. При этом сохраняется целенаправленность деятельности, но снижается напряженность (появляется как бы «второе дыхание»). Это высшая форма профессионального внимания (Н. Ф. Добрынин).
Внимание природное – врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
Внимание социально обусловленное – складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным и сознательным реагированием на объекты.
Внимание непосредственное – не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным потребностям человека.
Внимание опосредованное – регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Внимание внешнее (чувственное) – по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.
Внимание внутреннее (интеллектуальное) – связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.
Лекция 4. Познавательная сфера личности