Хронометрическая методика оценки подвижности нервной системы
Обследование проводится на соответствующей аппаратуре ..
Процедуры обследования
Указательный палец левой руки испытуемого находится на левой кнопке, правая - на правой. В соответствии со "стартовыми" кнопками перед испытуемым находятся "финишные". Он должен реагировать на зажигание левой и правой лампочки. Сигналы подаются в случайном порядке. В исследовании оценивается время двух вариантов реакции с выбором. Инструкция испытуемому для первого варианта реагирования: "При зажигании левой лампочки Вы должны как можно быстрее оторвать левую руку от левой стартовой кнопки и нажать на левую финишную. Аналогично правой. Будьте внимательны - сигналы пойдут в случайном порядке. При несоблюдении инструкции отсчет времени Вашей реакции не останавливается, Вам необходимо как можно быстрее исправить ошибку. При ошибочных действиях соответствующая лампочка продолжает гореть". Экспериментатор записывает время 10 реакций в протокол.
Инструкция для второго варианта: "Теперь, наоборот, при зажигании левой лампочки Вам следует как можно быстрее нажать левую "финишную" кнопку правой рукой, а при загорании правой лампочки правую, но левой рукой". Экспериментатор заносит в протокол-время 10 реакций второго варианта.
Данная методика может проводиться в технически более простом варианте и при наличии только одной "стартовой" кнопки. В данном случае указательные пальцы левой и правой руки должны находиться на ней до подачи сигнала. После его появления испытуемый должен оторвать от стартовой кнопки сразу обе руки, а затем пытаться реагировать согласно инструкции. В данном варианте экспериментатор должен фиксировать количество ошибок и увеличить количество проб с тем, чтобы безошибочных реакций было 10. В случае ошибки время ошибочных реакций тоже заносится в протокол. В этом случае в протоколе фиксируется более 10 реакций.
Расчет показателей
1. Подсчитывается среднее время 10 реакций с выбором, проведенных до переделки.
2. Подсчитывается среднее время реакций с выбором, проведенных в процессе переделки.
Показатель подвижности равен первому показателю, деленному на второй. В упрощенном варианте для вычисления второго показателя складывается время всех ошибочных реакций и время 10 правильных, но сумма делится на 10.
. Определение максимальной частоты движений, состоящий из двух 5-секундных попыток. Лист делится на 2 части
(квадраты). Испытуемый должен карандашом или ручкой поставить в каждом квадрате как можно больше точек, но так, чтобы их можно было сосчитать (рассеянно). На каждый квадрат выделяется 5 с. Определяется средняя величина из 2 попыток.
При оценке полученных результатов важно сопоставить их с показателями, полученными при анализе истории жизни человека, его поведенческих особенностей , данными анкетных методов. Удобным представляется перевод полученных показателей в шкалу постепени выраженности свойств нервной системы.( Таблица 3)
Таблица 3 Оценка некоторых показателей.
Выраженность свойств нервной системы |
Свойства нервной системы | Низкая | Средняя | Высокая | ||
1. Лабильность КЧМ ( свет ) КЧС ( звук ) 5- секундный теппинг- тест | 37 и ниже 68 и менее 35 и менее | 38- 41 69- 85 36- 44 | 42 и выше 86 и более 45 и более | ||
2. Сила возбуждения 30- секундный теппинг- тест | 0,72 и менее | 0,73- 0,79 | 0,80 и боле | ||
3. Подвижность возбуждения кинематометр | 0,65 и менее | 0,66-1,10 | 1,11 и более | ||
4. Преобладание «внутреннего»возбуждения кинематометр | 0,6 и менее | 0,62- 1, 38 | 1,39 и более | ||
5. Преобладание» внешнего» возбуждения кинематометр | - 10 и менее | -11- +13 | +14 и более | ||
Следует отметить:
!.Типологические особенности рано проявляются в онтогенезе и мо-
гут быть уточнены при анализе истории жизни человека
2.Они более ярко проявляются в стрессовых напряженных ситуациях.
3 Обнаруживаются в различных жизненных ситуациях.
4. Могут уточняться с помощью анкетных методов исследования.
Сила процесса возбуждения может обеспечивать: продолжительную умственную активность, способность к поддержанию длительной напряженной деятельности и удержанию предельной мобильности и высокой концентрации внимания, быстрое восстановление после утомления., устойчивость внимания. ;лучшее выполнение заданий при дефиците времени, инициативность , настойчивость; азартность, склонность к риску; быстроту движений, речи, выразительность мимики
Для таких людей важно организовать активную сферу деятельности, в которой они могут реализовать свой потенциал ..
Сила процесса торможения нередко проявляется: в : способности к сосредоточению, сопротивляемости отвлекающим раздражителям; способности осуществлять необходимые перерывы и задержки деятельности; способности выдерживать тормозные влияния.; в самообладании, способности терпеть, проявлять выдержку; бедности движений, медленности и невыразительность речи.
Таким лицам ,..нередко ,необходима дополнительная мотивация для активного включения в деятельность.
Сила процессов возбуждения и торможения проявляется в устойчивом аппетите, спокойном сне, выносливости, трудоспособности, терпеливости, энергичности, ярких стремлениях.
Слабость процесса возбуждения- обуславливает: сниженную работоспособность в умственной деятельности, легкую возбудимость при быстрой утомляемости, опасливое отношение к новому, длительное переживание неудач, расслабляющую мечтательность, повышенную застенчивость.
Возможны преимущества в ситуациях когда необходимо быстрое и точное различение внешних стимулов , при выполнении сенсорно монотонной деятельности., при смысловой переработке информации.
При этом бывает необходима поддержка со стороны окружающих, .организация перерывов в деятельности для отдыха. Перед предстоящей напряженной ответственной ситуацией важна помощь в продумывании возможных вариантах ее разрешения и в снижении ее значимости .
Подвижность процесса возбуждения- обеспечивает скорость переделки знаков раздражителей. быстроту мыслительной деятельности и переключения от одного занятия к другому.; активность при решении новых задач, быструю смену формулировок ответа в зависимости от реакций собеседника; способность мгновенно прекратить действия, успокоиться, разнообразить выполнение одного и того же действия , способность к быстрым и непредвиденным изменениям ,провоцирует отвлекаемость при выполнении заданий
В процессе обучения полезно чередовать получение кратковременных доз информации, обеспечивать разнообразие подаваемого материала с достаточной обратной связью для коррекции ошибочных действий. Перед экстремальной ситуацией полезны отвлекающие действия, в частности, конструктивное общение .
. Инертность процесса возбуждения способствует: - длительной концентрации внимания ,медленному установлению социальных отношений., но может создавать преимущества в деятельности, требующей методичности., работоспособности, хладнокровия.
Часто требуется более продолжительное время для усвоения информации и обретения навыка с выделением ключевых моментов, необходим запаса времени для обеспечения процесса врабатывания. В общении важно дождаться инициативы носителя данного свойства.
Инертность процесса торможения обеспечивает :тщательность в подготовке, пунктуальность, выдержанность по отношению к окружающим.
При обучении необходимо использование подачи значительных доз структурированной информации с предоставлением достаточного времени для ее усвоения. Предпочтительно создавать возможность для самостоятельного выполнения практической работы. Перед экстремальной ситуацией важен продолжительный период врабатывания.
Уравновешанность- проявляется в равномерности и плавности выполнения деятельности, устойчивой невозмутимости, спокойствии,