Проявления свойств нервной системы
ФЕДЕРАЦИИ
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ЮРОВ Ю.В. Кафедра практической
психологии.
ВОРОНЕЖ 2003
Несмотря на многочисленные публикации с описанием различных методов исследования в психологии, ощущается определенный дефицит информации по психофизиологической диагностике. Студентам психологических факультетов и начинающим психологам довольно трудно выбрать методы, позволяющие осуществлять диагностику психофизиологических показателей .Большинство пособий по психологической диагностике не содержат описание таких методов.
В данном издании представлены наиболее информативные и доступные методы психофизиологических исследований, помогающие практикующему психологу изучить показатели, важные для оценки психофизиологического статуса человека. В пособие не включены различные анкетные методы, нашедшие отражение в ряде известных сборников по психологической диагностике.
Учебно- методическое пособие состоит из 2 частей.. В первой части приводится описание методов оценки морфологической конституции человека, как целостного показателя анатомо-физиологической организации индивида, а также приведены современные методы исследования ряда свойств нервной системы, что позволяет осуществлять психофизиологический эксперимент с целью получения объективных данных о психофизиологической индивидуальности.
Одним из важных показателей, позволяющих исследовать некоторые психофизиологические особенности человека выступают морфологические характеристики , в частности антропологические проявления конституции человека.
Конституция выступает как совокупность морфологических, физиологических и психических особенностей организма, обладающих определенной устойчивостью на протяжении длительного отрезка времени Учет морфологической конституции, в частности телосложения, позволяет исследовать целостность реакций организма на неблагоприятные факторы среды, прогнозировать тенденции развития, выживаемости, сопротивляемости к стрессу и инфекциям. Многочисленные исследования позволили обнаружить определенные связи между строением человеческого тела., телосложением и психофизиологическими показателями. Это более отчетливо прослеживается при статистическом анализе на больших популяциях и далеко не всегда проявляется при попытках использовать данные анализа конституции при исследовании отдельных индивидов. Однако, антропологические показатели нередко могут отражать особенности нервно- психической устойчивости.
В морфологических показателях находят отражение процессы обмена веществ -ассимиляции ( накопления) и диссимиляции( расхода), стратегии адаптации организма, в частности тенденции стабильности и изменчивости. В логике тела обобщаются формально- динамические свойства организма. Конституциональные морфологические типы определяют известную целостность . системность реакций, отражают соматическое « Я» организма. Большинство людей удается отнести к трем типам- двум крайним и одному промежуточному.
При увеличении продольных размеров тела ( рост) по сравнению с поперечными ( дифференциация ) возрастает склонность к эмоциональной возбудимости .В период роста и развития обращаемость к врачам детей астенического и гиперстенического типов выше,. чем при нормостеническом типе телосложения. Поведение ребенка нередко зависит от типа его телосложения., так как тесно связано с деятельностью эндокринной и нервной систем, характером метаболизма, аппетитом, способностью выносить определенные физические и умственные нагрузки.
Астенический тип характеризуется относительно малой длиной туловища по отношению к росту( высокая талия ),, относительно тонкими ( грациозными ) запястьями и щиколотками, кистями и пальцами, сравнительно малыми величинами диаметра таза и туловища, худощавостью в детстве, удлиненным лицом. . сутулостью, эпигастральным углом менее 90 градусов
Гиперстенический тип.можно отличить по относительно длинному туловищу по отношению к росту( значительный рост сидя), широкому тазу, широким плечам, эпигастральному углу более 90 градусов.
В литературе указывается на предрасположенность лиц астенического типа к : респираторным заболеваниям, туберкулезу, гастритам, тонзиллиту, задержке полового и моторного развития, манифестации психических заболеваний в более раннем возрасте и меньшей продолжительности периодов относительного благополучия, артериальной гипотонии, . повышенной сенситивности, в частности вкусовой, и реактивности, психастеническим расстройствам, сниженной стрессоустойчивости, сдержанности, интровертированности. Некоторые исследователи считают, что люди такого типа боле склонны к гуманитарным наукам.
Лица гиперстенического типа имеют предрасположенность к: атеросклерозу. заболеваниям сердечно- сосудистой системы и ожирению , сахарному диабету . гнойничковым заболеваниям кожи, вегетативно- сосудистой дистонии по гипертоническому типу ,аденоидным вегетациям, почечным заболеваниям, аллергии , артритам ,экстравертированности. Отмечается более раннее моторное развити.е
При нормостеническом( мышечном ) типе конституции имеется риск более выраженных проявлений судорожных состояний, мигрени.
При помощи весоростового индекса можно приблизительно определить тип телосложения. Для этого вес тела в кг делится на его рост, возведенный в третью степень. Так, например, если вес тела 15-летнего мальчика 64 кг, а рост 1,76 м, то индекс равен 64: ^б3^ 11,7, т. е. его телосложение ближе всего к мышечному типу. В табл. 1 приведены' весоростовые коэффициенты, характерные для представителей различных типов телосложения в возрасте от 7 до 16 лет.
Таблица 1
Показатели весоростового индекса у детей школьного возраста с различным типом телосложения
Типы телосложения | Возраст (лет) | ||||||||
Мальчики | |||||||||
Дигестивный 13,8 (гиперстенический) | 13,7 | 13,5 | 13,2 | 13,1 | 12.9 | 12,8 | 12,8 | 12.7 | 12,7 |
Мышечный 12,6 (нормостенический) | 12,6 | 12.3 | 12.1 | 12.6 | 11,8 | 11,8 | 11,8 | 11.8 | 11,9 |
Астенический 9,6 | 9,4 | 9,1 | 8,7 | 8,6 | 8,6 | 8,7 | 9,1 | 9,7 | 9.7 |
Девочки | |||||||||
Дигестивный 13,5 (гиперстенический) | 13,2 | 13,0 | 13.0 | 13,0 | 13,0 | 13,1 | 13,2 | 13,3 | 13,5 |
Мышечный 12,7 (нормостенический) | 12,4 | 12.3 | 11,9 | 12.0 | 11.9 | 12,1 | 12,2 | 12,7 | 13,0 |
Астенический 9,2 | 8,8 | 8,6 | 8,3 | 8,5 | 9,0 | 9,8 | 10,9 | — | — |
Слабость процесса возбуждения- нарушение « закона силы», латентное время реакции на сильный раздражитель больше, чем на слабый раздражитель, уменьшение латентного времени реакции в конце опыта по сравнению с началом эксперимента ( при работе с хронорефлексометром ).
Используется аппаратура, фиксирующая время простой сенсомоторной реакции на световые и звуковые раздражители низкой и высокой интенсивности .. В световом варианте испытуемому подаются сигналы интенсивностью 0,02 люкса и 2000 люксов. Для звука - 40-45 дб и 120 дб чистого тона частотой 1000 Гц.
Процедуры обследования
Указательный палец правой руки испытуемого находится на кнопке аппарата. После предупредительного сигнала через 1,5-2 с дается основной раздражитель. Испытуемый должен как можно быстрее оторвать палец от кнопки - латентный период простой сенсомоторной реакции.
После 3-5 пробных попыток, в одной из которых дается сильный сигнал, обследуемый реагирует сначала 10 раз на слабый сигнал, а затем 10 раз на сильный. Экспериментатор записывает время реакции (латентного периода) в протокол. При преждевременном реагировании (время менее 0,1 с) и явном запаздывании (время более 0,35 с) результат не регистрируется и опыт повторяется.
Расчет показателей
1. Вычисляется среднее время реакции на слабый сигнал.
2. Вычисляется среднее время реакции на сильный сигнал.
Показательсилы процесса возбуждения равен среднему времени реакции на слабый сигнал, деленному на среднее время реакции на сильный сигнал. Показатели рассчитываются отдельно для реакции на свет и звук.
Среди двигательных методик высоко информативен 30-секундный теппинг-тест. направленный на оценку силы процесса возбуждения..
.2. Методика "30-секундный теппинг-тест"
Тест может проводиться в графическом варианте.. .
Процедуры тестирования
1. Определение максимальной частоты движений, состоящий из двух 5-секундных попыток. С одной стороны, этот теппинг-тест связан с определением "внутренней" стороны лабильности нервной системы, с другой - его показатели необходимы для расчета коэффициента силы процесса возбуждения.
Инструкция испытуемому: "Возьмите в правую руку карандаш или ручку и попробуйте показать свою максимальную частоту движений за 5с, т.е. сделать максимальное число ударов в указанном сегменте листа. .
Экспериментатор дает установку ;Команды я подавать не буду. По первому Вашему, движению включаю секундомер". В момент окончания 5 с экспериментатор подает команду "стоп".
После выполнения первой попытки и кратковременного отдыха (5-10 с) испытуемому предлагается вторая попытка:
"Теперь попробуйте улучшить свой результат"..
2. 30-секундный теппинг-тест.
.
Для выполнения графического варианта методики на верхней части бумажного листа для определения максимального темпа вычерчивается два квадрата. Для проведения 30-секундного теппинг-теста нижняя часть листа делится на 6 частей
(квадратов). Испытуемый должен карандашом или ручкой поставить в каждом квадрате как можно больше точек, но так, чтобы их можно было сосчитать (рассеянно). На каждый квадрат выделяется 5 с. Экспериментатор: "А сейчас постарайтесь удержать показанный Вами темп в течение 30 с, не распределяя усилий,».
При выполнении 30-секундного теппинг-теста по^ команде экспериментатора (например: "оп"), испытуемый переходит от одного квадрата к другому. ^
Расчет показателей
1. Определяется максимальный темп движений - значение лучшей 5-секундной попытки.
2. Определяется количество движений, показанных в последние 25 с выполнения 30-секундного теппинг-теста.
3. Вычисляется средний темп движений за последние 25 с, т.е. полученное количество движений за это время делится на 5.
Показательсилы процесса возбуждения равен среднему темпу движений, показанному за последние 25 с, деленному на величину максимального темпа.
По нашим данным, для повышения надежности получаемых результатов целесообразно проведение исследований отдельно для правой и левой руки и подсчет средних показателей .
Лабильность нервной системы
Свойства лабильности исследуют с помощью методик:.
1 Критическая частота мельканий – КЧМ. ,2 критическая частота звуковых щелчков – КЧЗ Используется специальная аппаратура ,имеющая генераторы с диапазоном частот от 1 до 100 герц . Критическая частота - максимальная частота, при которой испытуемый еще различает отдельные мелькания света или звуковые щелчки. При переходе за эту границу ощущается сплошной свет или звук.
Мерой лабильности считается среднее арифметическое между частотой слияния и частотой появления отдельных мельканий. Верхняя и нижняя границы определяются не менее 5 раз каждая. .
3 Для оценки лабильности используется показатели теппинг-теста, выполняемого в течение 5- с.
При измерении подвижности нервной системы. используется методика переделки реакции с выбором (по звуковому или световому сигналу) с левой руки на правую и наоборот - при зажигании светового сигнала с левой либо правой стороны. Общий показатель подвижности выводится как среднее арифметическое времени двух переделок, т.е. в левую и правую стороны
. Подвижность нервной системы
Достаточно эффективной (по соотношению простоты, кратковременности, надежности и внешней валидности) представляется кинематометрическая методика Е.П. Ильина . Получено значительное количество эмпирических данных, показывающих возможность исследования с помощью данной методики типологических особенностей нервной системы
Типовые закономерности выполнения движений на кинематометре (по материалам Е.П.Ильина)
1. Кинематометрическая методика (тест 1) - показатель подвижности возбуждения и торможения.
2. Время реакции выбора на свет и ее переделка.
.
Уравновешенность (баланс)
Показатели уравновешенности рассчитываются по соотношению полученных значений оценки процессов возбуждения и торможения, а также соотношения "внешних" и "внутренних" процессов функционирования нервной системы.
Таблица 2
Протокол для проведения тестов, расчета и корректировки данных обследования___
№ | Тест1 | Тест 2 | ||
Дв. .откл.. . (1) (2) | эталон (3) | 1дв.откл.,скоррекг. откл.. (4) (5) | 2 дв .откл. скоррект. откл. , (6) (7) | |
36 +1 | +35 +2 +2 | -34 +1+(-2)= - 1* | ||
37 +2 | -31 -3-2= - 5* | +35 +1 +1 | ||
34 -1 | +40 +5 +5 | -37 +2+(-3)= -1* | ||
33 -2 | -28 -4-3= -7* | +34 +2 + 2 | ||
32 -3 | +32 +1 +1 | - 30 –1 -1 | ||
34 -1 | -34 – 2 - 2 | +36 0+1= +1* | ||
38 +3 | +40 +3+1= +4* | - 35 – 2 - 2 | ||
39 +4 | -34 – 4 - 4 | +36 -2+3= +1* | ||
36 +2 | +40 +1+3= +4* | -39 0+(-1)= -1* | ||
35 0 | -34 -1+(-1)=-2* | +36 +1 +1 |
Примечание: 1) в колонках (4) и (6) - "+" прибавить к эталону, "-" убавить от эталона;
2) * - значения отклонений скорректированы (пояснения в тексте).
Расчет показателей
1. Показатель преобладания внешнего возбуждения или торможения равен сумме 10 отклонений со своим знаком (тест 1): возбуждение - сумма со знаком "+"; торможение - сумма со знаком "-".
2. Баланс процессов "внешнего" возбуждения и торможения - сумма 10 отклонений без знака (тест 1).
3. Показатель преобладания "внутреннего" возбуждения равен отношению суммы отклонений при прибавлении к сумме отклонений без знака, при убавлении (тест 2).
4. Неуравновешенность "внутренних" процессов характеризуется отношением большей по абсолютной величине суммы к меньшей.
Показатели подвижности (быстроты прекращения) возбуждения и торможения (тест 2): 1) вычисляются отклонения амплитуд, полученные при выполнении 1-го движения - колонка (4) протокола (полученные отклонения заносятся в колонку (5)); '
2) вычисляются отклонения амплитуд от эталона, полученные при выполнении противоположного, 2-го движения - колонка (6), полученные отклонения заносятся в колонку (7).
При выполнении 2-го движения данного теста возможны два варианта.
Первый вариант. Испытуемый абсолютно точно выполнял команды экспериментатора ~ в колонке (7) знаки команд. (прибавить "+" и убавить "-") совпадают со знаками полученных отклонений и нет нулей. В этом случае указанные показатели рассчитываются дальше следующим образом:
3) отклонения, полученные при убавлении, колонка (7), суммируются;
4) отклонения, полученные при прибавлении, колонка (7), также суммируются.
5. Показатель подвижности процесса возбуждения равен: сумме отклонений, полученных при убавлении после прибавления (2-е движение на убавление), деленной на сумму отклонений, полученных при убавлении после эталонных движений (1-е движение на убавление).
6. Показатель подвижности процесса торможения равен: сумме отклонений, полученных при прибавлении после убавления (2-е движение на прибавление), деленной на сумму отклонений, полученных при прибавлении после эталонных движений (1-е движение на прибавление).
Второй вариант. Испытуемый не соблюдал выполнение команд экспериментатора - в колонке (7) знаки команд не совпадают со знаками полученных отклонений и имеются нули.
В этом случае прежде чем выполнять процедуры вычисления отклонений необходимо скорректировать полученные отклонения в колонке (7) таким образом, чтобы знаки команд строго соответствовали знакам полученных отклонений. Для этого, если испытуемый после 1-го движения на убавление не смог во 2-м движении прибавить (отклонение, например, получилось минус 2), надо к полученному отклонению прибавить такое число, чтобы сумма совпадала со знаком команды (в данном примере оно равно +3). При этом чтобы не уменьшить степень проявления инертности процесса торможения, необходимо такое же число прибавить к отклонению, полученному в 1-м движении на прибавление.
В случае если обследуемый после прибавления не смог
убавить, то необходимо от полученного отклонения (например +1)
отнять соответствующее число (-2). При этом, чтобы также не исказить проявление инертности процесса возбуждения, нужно проделать аналогичную процедуру с отклонением в 1-м движении на убавление. .
После проведения вышеуказанных процедур расчет показателей подвижности процессов возбуждения и торможения производится аналогично первому варианту, но значения отклонений 2-го движения берутся с учетом выполненных корректировок.
Методики КЧМ и КЧЗ
В зрительном варианте испытуемому предъявляется мелькающий сигнал нарастающей и снижающейся частотой в диапазоне от 7 до 60 Гц. В момент слияния мельканий испытуемый отвечает "слитно". При обратном порядке предъявления раздражителей момент появления отдельных мельканий испытуемый отвечает словом "раздельно".
Экспериментатор записывает в протокол данные 10 проб на слияние и 10 - на разделение.
В звуковом варианте (КЧЗ), щелчки громкостью 80 дб от среднего слухового порога подаются с генератора в головные телефоны или наушники. Частота следования импульсов меняется в пределах 20-200 Гц. Результаты измерения заносятся в протокол, аналогичный КЧМ.
Расчет показателей
1. Подсчитывается средняя частота по десяти попыткам в серии на слияние световых мельканий.
2. Подсчитывается средняя частота по десяти попыткам в серии на разделение световых мельканий.
Показателем лабильности зрительного анализатора является - средняя частота по обеим сериям. Аналогично определяетсялабильность слухового анализатора.
Расчет показателей
1. Подсчитывается среднее время 10 реакций с выбором, проведенных до переделки.
2. Подсчитывается среднее время реакций с выбором, проведенных в процессе переделки.
Показатель подвижности равен первому показателю, деленному на второй. В упрощенном варианте для вычисления второго показателя складывается время всех ошибочных реакций и время 10 правильных, но сумма делится на 10.
. Определение максимальной частоты движений, состоящий из двух 5-секундных попыток. Лист делится на 2 части
(квадраты). Испытуемый должен карандашом или ручкой поставить в каждом квадрате как можно больше точек, но так, чтобы их можно было сосчитать (рассеянно). На каждый квадрат выделяется 5 с. Определяется средняя величина из 2 попыток.
При оценке полученных результатов важно сопоставить их с показателями, полученными при анализе истории жизни человека, его поведенческих особенностей , данными анкетных методов. Удобным представляется перевод полученных показателей в шкалу постепени выраженности свойств нервной системы.( Таблица 3)
Таблица 3 Оценка некоторых показателей.
Выраженность свойств нервной системы |
Свойства нервной системы | Низкая | Средняя | Высокая | ||
1. Лабильность КЧМ ( свет ) КЧС ( звук ) 5- секундный теппинг- тест | 37 и ниже 68 и менее 35 и менее | 38- 41 69- 85 36- 44 | 42 и выше 86 и более 45 и более | ||
2. Сила возбуждения 30- секундный теппинг- тест | 0,72 и менее | 0,73- 0,79 | 0,80 и боле | ||
3. Подвижность возбуждения кинематометр | 0,65 и менее | 0,66-1,10 | 1,11 и более | ||
4. Преобладание «внутреннего»возбуждения кинематометр | 0,6 и менее | 0,62- 1, 38 | 1,39 и более | ||
5. Преобладание» внешнего» возбуждения кинематометр | - 10 и менее | -11- +13 | +14 и более | ||
Следует отметить:
!.Типологические особенности рано проявляются в онтогенезе и мо-
гут быть уточнены при анализе истории жизни человека
2.Они более ярко проявляются в стрессовых напряженных ситуациях.
3 Обнаруживаются в различных жизненных ситуациях.
4. Могут уточняться с помощью анкетных методов исследования.
Сила процесса возбуждения может обеспечивать: продолжительную умственную активность, способность к поддержанию длительной напряженной деятельности и удержанию предельной мобильности и высокой концентрации внимания, быстрое восстановление после утомления., устойчивость внимания. ;лучшее выполнение заданий при дефиците времени, инициативность , настойчивость; азартность, склонность к риску; быстроту движений, речи, выразительность мимики
Для таких людей важно организовать активную сферу деятельности, в которой они могут реализовать свой потенциал ..
Сила процесса торможения нередко проявляется: в : способности к сосредоточению, сопротивляемости отвлекающим раздражителям; способности осуществлять необходимые перерывы и задержки деятельности; способности выдерживать тормозные влияния.; в самообладании, способности терпеть, проявлять выдержку; бедности движений, медленности и невыразительность речи.
Таким лицам ,..нередко ,необходима дополнительная мотивация для активного включения в деятельность.
Сила процессов возбуждения и торможения проявляется в устойчивом аппетите, спокойном сне, выносливости, трудоспособности, терпеливости, энергичности, ярких стремлениях.
Слабость процесса возбуждения- обуславливает: сниженную работоспособность в умственной деятельности, легкую возбудимость при быстрой утомляемости, опасливое отношение к новому, длительное переживание неудач, расслабляющую мечтательность, повышенную застенчивость.
Возможны преимущества в ситуациях когда необходимо быстрое и точное различение внешних стимулов , при выполнении сенсорно монотонной деятельности., при смысловой переработке информации.
При этом бывает необходима поддержка со стороны окружающих, .организация перерывов в деятельности для отдыха. Перед предстоящей напряженной ответственной ситуацией важна помощь в продумывании возможных вариантах ее разрешения и в снижении ее значимости .
Подвижность процесса возбуждения- обеспечивает скорость переделки знаков раздражителей. быстроту мыслительной деятельности и переключения от одного занятия к другому.; активность при решении новых задач, быструю смену формулировок ответа в зависимости от реакций собеседника; способность мгновенно прекратить действия, успокоиться, разнообразить выполнение одного и того же действия , способность к быстрым и непредвиденным изменениям ,провоцирует отвлекаемость при выполнении заданий
В процессе обучения полезно чередовать получение кратковременных доз информации, обеспечивать разнообразие подаваемого материала с достаточной обратной связью для коррекции ошибочных действий. Перед экстремальной ситуацией полезны отвлекающие действия, в частности, конструктивное общение .
. Инертность процесса возбуждения способствует: - длительной концентрации внимания ,медленному установлению социальных отношений., но может создавать преимущества в деятельности, требующей методичности., работоспособности, хладнокровия.
Часто требуется более продолжительное время для усвоения информации и обретения навыка с выделением ключевых моментов, необходим запаса времени для обеспечения процесса врабатывания. В общении важно дождаться инициативы носителя данного свойства.
Инертность процесса торможения обеспечивает :тщательность в подготовке, пунктуальность, выдержанность по отношению к окружающим.
При обучении необходимо использование подачи значительных доз структурированной информации с предоставлением достаточного времени для ее усвоения. Предпочтительно создавать возможность для самостоятельного выполнения практической работы. Перед экстремальной ситуацией важен продолжительный период врабатывания.
Уравновешанность- проявляется в равномерности и плавности выполнения деятельности, устойчивой невозмутимости, спокойствии,
ЛИТЕРАТУРА
1.Васильев С.В. Основы возрастной и конституциональной антропологиия. М.:Изд-во РОУ,1996
2.Ильин Е.П Дифференциальная психофизиология.- СПб: Питер,2001.
3.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины.- СПб: Питер,2002
4. Практикум по психофизиологической диагностике: Учебное пособие- М.,: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2000.
5.Психологическая диагностика . Проблемы и исследования ..Под. ред К.М. Гуревича. М.,1981
6.Фарбер Д.А. ,Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника-М.,: Педагогика, 1990.
7.Сафонов В.К, Суворов Г.Б., Чесноков В.Б. Диагностика нейродинамических особенностей: учебное пособие. -СПб: Изд-во С- Петербургского университета,1997.
ФЕДЕРАЦИИ
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ЮРОВ Ю.В. Кафедра практической
психологии.
ВОРОНЕЖ 2003
Несмотря на многочисленные публикации с описанием различных методов исследования в психологии, ощущается определенный дефицит информации по психофизиологической диагностике. Студентам психологических факультетов и начинающим психологам довольно трудно выбрать методы, позволяющие осуществлять диагностику психофизиологических показателей .Большинство пособий по психологической диагностике не содержат описание таких методов.
В данном издании представлены наиболее информативные и доступные методы психофизиологических исследований, помогающие практикующему психологу изучить показатели, важные для оценки психофизиологического статуса человека. В пособие не включены различные анкетные методы, нашедшие отражение в ряде известных сборников по психологической диагностике.
Учебно- методическое пособие состоит из 2 частей.. В первой части приводится описание методов оценки морфологической конституции человека, как целостного показателя анатомо-физиологической организации индивида, а также приведены современные методы исследования ряда свойств нервной системы, что позволяет осуществлять психофизиологический эксперимент с целью получения объективных данных о психофизиологической индивидуальности.
Одним из важных показателей, позволяющих исследовать некоторые психофизиологические особенности человека выступают морфологические характеристики , в частности антропологические проявления конституции человека.
Конституция выступает как совокупность морфологических, физиологических и психических особенностей организма, обладающих определенной устойчивостью на протяжении длительного отрезка времени Учет морфологической конституции, в частности телосложения, позволяет исследовать целостность реакций организма на неблагоприятные факторы среды, прогнозировать тенденции развития, выживаемости, сопротивляемости к стрессу и инфекциям. Многочисленные исследования позволили обнаружить определенные связи между строением человеческого тела., телосложением и психофизиологическими показателями. Это более отчетливо прослеживается при статистическом анализе на больших популяциях и далеко не всегда проявляется при попытках использовать данные анализа конституции при исследовании отдельных индивидов. Однако, антропологические показатели нередко могут отражать особенности нервно- психической устойчивости.
В морфологических показателях находят отражение процессы обмена веществ -ассимиляции ( накопления) и диссимиляции( расхода), стратегии адаптации организма, в частности тенденции стабильности и изменчивости. В логике тела обобщаются формально- динамические свойства организма. Конституциональные морфологические типы определяют известную целостность . системность реакций, отражают соматическое « Я» организма. Большинство людей удается отнести к трем типам- двум крайним и одному промежуточному.
При увеличении продольных размеров тела ( рост) по сравнению с поперечными ( дифференциация ) возрастает склонность к эмоциональной возбудимости .В период роста и развития обращаемость к врачам детей астенического и гиперстенического типов выше,. чем при нормостеническом типе телосложения. Поведение ребенка нередко зависит от типа его телосложения., так как тесно связано с деятельностью эндокринной и нервной систем, характером метаболизма, аппетитом, способностью выносить определенные физические и умственные нагрузки.
Астенический тип характеризуется относительно малой длиной туловища по отношению к росту( высокая талия ),, относительно тонкими ( грациозными ) запястьями и щиколотками, кистями и пальцами, сравнительно малыми величинами диаметра таза и туловища, худощавостью в детстве, удлиненным лицом. . сутулостью, эпигастральным углом менее 90 градусов
Гиперстенический тип.можно отличить по относительно длинному туловищу по отношению к росту( значительный рост сидя), широкому тазу, широким плечам, эпигастральному углу более 90 градусов.
В литературе указывается на предрасположенность лиц астенического типа к : респираторным заболеваниям, туберкулезу, гастритам, тонзиллиту, задержке полового и моторного развития, манифестации психических заболеваний в более раннем возрасте и меньшей продолжительности периодов относительного благополучия, артериальной гипотонии, . повышенной сенситивности, в частности вкусовой, и реактивности, психастеническим расстройствам, сниженной стрессоустойчивости, сдержанности, интровертированности. Некоторые исследователи считают, что люди такого типа боле склонны к гуманитарным наукам.
Лица гиперстенического типа имеют предрасположенность к: атеросклерозу. заболеваниям сердечно- сосудистой системы и ожирению , сахарному диабету . гнойничковым заболеваниям кожи, вегетативно- сосудистой дистонии по гипертоническому типу ,аденоидным вегетациям, почечным заболеваниям, аллергии , артритам ,экстравертированности. Отмечается более раннее моторное развити.е
При нормостеническом( мышечном ) типе конституции имеется риск более выраженных проявлений судорожных состояний, мигрени.
При помощи весоростового индекса можно приблизительно определить тип телосложения. Для этого вес тела в кг делится на его рост, возведенный в третью степень. Так, например, если вес тела 15-летнего мальчика 64 кг, а рост 1,76 м, то индекс равен 64: ^б3^ 11,7, т. е. его телосложение ближе всего к мышечному типу. В табл. 1 приведены' весоростовые коэффициенты, характерные для представителей различных типов телосложения в возрасте от 7 до 16 лет.
Таблица 1
Показатели весоростового индекса у детей школьного возраста с различным типом телосложения
Типы телосложения | Возраст (лет) | ||||||||
Мальчики | |||||||||
Дигестивный 13,8 (гиперстенический) | 13,7 | 13,5 | 13,2 | 13,1 | 12.9 | 12,8 | 12,8 | 12.7 | 12,7 |
Мышечный 12,6 (нормостенический) | 12,6 | 12.3 | 12.1 | 12.6 | 11,8 | 11,8 | 11,8 | 11.8 | 11,9 |
Астенический 9,6 | 9,4 | 9,1 | 8,7 | 8,6 | 8,6 | 8,7 | 9,1 | 9,7 | 9.7 |
Девочки | |||||||||
Дигестивный 13,5 (гиперстенический) | 13,2 | 13,0 | 13.0 | 13,0 | 13,0 | 13,1 | 13,2 | 13,3 | 13,5 |
Мышечный 12,7 (нормостенический) | 12,4 | 12.3 | 11,9 | 12.0 | 11.9 | 12,1 | 12,2 | 12,7 | 13,0 |
Астенический 9,2 | 8,8 | 8,6 | 8,3 | 8,5 | 9,0 | 9,8 | 10,9 | — | — |
ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Свойства нервной системы рассматриваются как врожденные индивидуальные особенности человека, оказывающие определенное влияние на все компоненты психической организации и деятельности человека, проявляясь в задатках и характере становления способностей, в особенностях мотивационной сферы,, темпераменте и специфике протекания психических состояний, ,в индивидуальном стиле деятельности.
Учет этих свойств важен для профориентации и профотбора. психологического консультирования с целью реализации индивидуального подхода в деятельности и в процессе психокоорекционных воздействий. ,.
Существует значительное разнообразие методических подходов к выделению и оценке свойств нервной системы, представленных в трудах И.П. Павлова, Б.М. Теплова, , В.Д. Небылицына, В.С. Мерлина и их школ., известная противоречивость получаемых экспериментальных данных, что затрудняет выбор практикующим психологом методов для психофизиологического исследования. Выделены свойства.:
.1. Сила - работоспособность (выносливость) нервной системы при возбуждении или торможении в условиях воздействия интенсивного (положительного или отрицательного) раздражителя. Как отмечает В.Д. Небылицын "сильные" замедляют время реакции при воздействии слабых раз<