Инструментарий к диагностике

Инструментарий к диагностике

по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса,

Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Подготовительная группа

Раздел «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Что изучается? Дидактические игры, упражнения, вопросы Содержание диагностического задания Критерии оценки
Умение ребенка последовательно и логично расска­зывать о событии, явлении, отвечать на вопросы Беседа по вопросам Вопросы: -Где ты живешь? (В какой стране, в каком городе.) - Как называется улица, на которой вы живете? - Какой он, ваш дом? (Большой или маленький, старый, ветхий, новый, красивый.) - Сколько этажей в вашем доме? - Из какого материала построен ваш дом?- - На каком этаже вы живете? - Какая у вас квартира? - С кем ты живешь вместе? - Какая самая любимая вещь в твоем доме? - Какие интересные книги есть в вашем доме? И другие 3 балла - ребенок отвечает на вопросы, аргументируя ответ; последовательно и ло­гично рассказывает о факте, событии из лич­ного опыта. 2 балла - ребенок отвечает охотно на во­просы педагога, часто пользуется простыми предложениями; не всегда может аргумен­тировать свой ответ. 1 балл - не на все вопросы знает ответы, не аргументирует свои ответы
Умение переска­зывать и драмати­зировать неболь­шие литератур­ные произведения Рассказ К. Ушинского «Спор жи­вотных» или русская народная сказка «Лиса и рак». Оборудование: маски коровы, лошади, собаки или лисы и рака Воспитатель читает рассказ, задает вопросы по тексту: - Кто стал спорить? - О чем спорили животные? - Что сказала лошадь? - А что сказал человек? Затем распределяются роли между детьми. Де­ти пересказывают текст по ролям 3 балла - ребенок пересказывает и драма­тизирует небольшую роль из литературно­го произведения, не допускает пропусков и неточностей. 2 балла - ребенок пересказывает и драмати­зирует небольшую роль из литературного произведения, допуская небольшие пропуски. 1 балл — делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует только от­дельные эпизоды  
Умение составлять рассказы по плану, из личного опыта, о предмете, по сю­жетной картинке, набору картин с фабульным раз­витием действия Дидактическое упражнение «Со­ставь рассказ». Материал: сюжетная картина, набор картин с фабульным раз­витием действия. Например: сюжетная картина «Пробуждение природы весной» (4 картинки): 1) появился росток из почвы; 2) появились листья, и росток тя­нется вверх; 3) появился первый бутон; 4) цветок распустился Задания: 1. Составь рассказ по сюжетной картине. 2. Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ. Примерные вопросы и задания: -Посмотри, в нашей комнате тоже есть ком­натные растения. -Как называется это растение? - Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали?   3 балла— ребенок легко составляет по пла­ну рассказ из личного опыта, по сюжетной картине, набору картин с фабульным развитием действия. Пользуется сложносо­чиненными и сложноподчиненными пред­ложениями. 2 балла - ребенок составляет рассказ по набору картин с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной кар­тине; предложения, как правило, простые. 1 балл — ребенок не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден
Умение быть доб­рожелательным собеседником Наблюдения за детьми в процес­се общения со сверстниками, взрослыми на занятии и в сво­бодной деятельности   3 балла - ребенок - доброжелательный со­беседник, говорит спокойно, не повышает го­лос. В общении со взрослыми и сверстни­ками вежлив. 2балла- ребенок - доброжелательный со­беседник, говорит спокойно, не повышает голос, но редко использует вежливые слова (после напоминания). 1 балл - ребенок агрессивен, часто повы­шает голос, вежливые слова не использует
Знания ребенка о синонимах и антонимах     1. Дидактическое упражнение «Выбери и назови»   2. Игра «Скажи наоборот»   Задания: 1. Выбери из трех слов два слова-«приятеля» и назови их: а) среди имен существительных: - дом, солдат, боец; , б) среди имен прилагательных: - храбрый, звонкий, смелый; -большой, красивый, огромный; в) среди глаголов: - торопиться, спешить, ползти; думать, ехать, соображать и др. 2. Придумай слова с противоположным значе­нием (скажи наоборот): а) сильный (слабый); высокий (низкий); короткий (длинный); б) стоять (сидеть); смеяться (плакать); гру­стить (радоваться)   3 балла— ребенок самостоятельно выпол­няет все задания. Хорошо понимает значе­ние понятий: слова-«приятели» и противо­положное по значению слово. 2 балла — ребенок выполняет задания, при­бегая к дополнительным инструкциям вос­питателя. 1 балл — ребенок плохо понимает значение понятий: слова-«приятели» и противоположные по значению слова, допускает большое количество ошибок  
Умение употреб­лять в речи слож­ные предложения разных видов Дидактическая игра «Закончи предложение». Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочи­ненные или сложноподчиненные предложения. (Сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек) Задание: рассмотри картинки и постарайся закончить предложения: 1. Мама взяла зонт, потому что (на улице идет дождь). 2. Наступила весна, и (прилетят птицы). 3. Мы поедем в магазин игрушек, чтобы (ку­пить мне новую игрушку). 4. Я сошью кукле платье, если (вы дадите мне ткань). 5. Мы ложимся спать, когда (наступает ночь). И другие 3 балла - ребенок выполнил задание само­стоятельно, легко составлял сложные пред­ложения различных видов. 2 балла - ребенок допускает небольшое количество ошибок в построении предло­жений или затрудняется их закончить в ря­де случаев. 1 балл - ребенок не справляется с задани­ем, не понимает инструкций воспитателя
Знания о звуке, слоге, слове, предложении   1. Дидактическое упражнение «Составь предложение». Материал: полоски, точки для составления схемы предложения. 2. Выделение в слове слогов. 3. Выделение в слове заданного звука   Задание: 1. Из предложенных слов составь предложе­ние. Слова: цветы, дети, поливают. Составь схему этого предложения. 2. Отхлопай любое слово и скажи, сколько в нем слогов. 3. Назови слово с заданным звуком в опреде­ленной позиции. Например, в предложении Дети поливают цветы назови слово, в котором звук [д] стоит в начале и т. п.   3 балла - ребенок различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложе­нии, звуки и слоги в словах. 2 балла - ребенок хорошо различает поня­тия «звук», «слово», «предложение». Без­ошибочно находит в предложении слова с заданным звуком в начале слова. Затруд­няется в подборе слов, где звук стоит в середине или в конце слова. Плохо сфор­мировано понятие о слоге. 1 балл - очень слабое представление о по­нятиях «звук», «слог», «слово», «предло­жение». Не может выполнить ни одного задания без активной помощи взрослого. Допускает большое количество ошибок  

Раздел «РИСОВАНИЕ»





Что изучается? Дидактические игры, упражнения, вопросы Содержание диагностического задания Критерии оценки
Умение изображать предметы по памяти Рисование (предметное) «Кар­тинки для наших шкафчиков». Материал: варианты картинок (яблоко, бабочка, воздушный шар, машинка) Задание: послушай стихотворение Г. Лагздынь. ВОТ КАКОЙ НАШ КОРИДОР В коридорах шкафчики. В них пальто и шарфики, Туфли, шапочки, ботинки, А на шкафчиках картинки: Груша, яблоко, морковка, Ёжик, вишня, ночь, винтовка. Утка, заяц, помидор. Знаю я, зачем картинки: Чтоб не путали ботинки, Туфли, шапочки, пальтишки Тани, Саши и Иришки. Чтобы помнили Алёшки, Где поставили сапожки, Чтоб Серёжка-карапуз Не остался без рейтуз! Вопросы: - Где дети снимают одежду, когда приходят в детский сад, и куда её складывают? - Как находят свои вещи в раздевалке, когда собираются на прогулку? - По каким обозначениям узнают свой шкафчик? Задание: нарисуй разные картинки для обо­значения индивидуальных шкафчиков. (Педагог показывает картинки, напоминает способы изображения предметов.)   3 балла - владеет основными технически­ми навыками. Передаёт пропорции, изо­бражение располагает по всему листу. Умеет аккуратно закрашивать. 2 балла - знает способы изображения не­которых предметов, правильно пользуется карандашом, выразительными средствами (линия, форма), неточно соотносит пропор­ции, размеры частей изображения. Соотно­сит правильно цвет с предметом. 1 балл - технические навыки освоены очень слабо, без помощи взрослого не при­ступает к работе
Умение переда­вать сюжетные изображения   1. Сюжетное рисование по замыс­лу на темы окружающей жизни и явлений природы «Здравствуй, лето». Материал: листы бумаги, цвет­ные карандаши, фломастеры, ак­варель, восковые мелки, кисти № 3, 5, 2; стаканчики для воды, салфетки. Рекомендуемые учебные пособия, наглядность: плакаты «Лето», «Цветные пейзажи» под редак­цией И. А. Лыковой; фотографии и иллюстрации о летнем отдыхе детей. Или 2. Рисование сюжетное по литературному произведению (по сти­хотворению Н. Зидорова «Лето»). Материал: листы бумаги, цвет­ные карандаши, фломастеры, ак­варель, восковые мелки, кисти № 3, 5, 2; стаканчики для воды, салфетки   1 Задания: — Отгадай загадку: Я соткано из зноя, Несу тепло с собою, Я реки согреваю, «Купайтесь!» - приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я... Дети. Лето. - Скажите, за что мы любим лето? (Педагог обобщает ответы детей и предла­гает нарисовать сюжет «Как мы отдыхаем летом».) Или задание: послушайте стихотворение Н. Зи­дорова «Лето» (перевод И. Токмаковой), изо­бразите летний пейзаж. Вопросы: - Что вы себе представили, когда слушали стихотворение? - Как можно одним словом назвать речку, луг, горы, дождь, радугу в небе? Дети. Природа. - Как называется жанр живописи, изображающий картины природы? Дети. Пейзаж. - Послушайте ещё раз стихотворение и попро­буйте нарисовать летний пейзаж. Художественное слово. Стихотворение Н. Зидорова «Лето». По тропиночке идёт Золотое лето. Переходит речку вброд, Птицей свищет где-то. Ходит-бродит по росе, По цветному лугу, Носит радугу в косе, Заплетённой туго. Встанет, радостно вздохнёт - Ветер встрепенётся. Облакам рукой взмахнёт -Тёплый дождь прольётся. Даже город навестит. Погостит - и ладно. Принесёт туда в горсти Воздух с гор прохладных. Шёпот речки, птичий свист, Лёгкий пух без веса. На асфальте - мокрый лист, Как письмо из леса. Пейзаж Если видишь на картине Поле, речку, лес и луг, Иль заснеженные дали Да с берёзками вокруг, Иль пустынную равнину, Или море, или пляж. Знай: такая вот картина Называется пейзаж! 3 балла — ребёнок владеет способами гра­фического изображения: - знает и умеет рисовать пейзаж; - передаёт различия в величине изображаемых объектов (дерево высокое, цветок ниже дерева, взрослый высокий, ребёнок ниже ростом); - размещает изображение на листе в соот­ветствии с реальным изображением (пе­редний и задний план); - передаёт движения людей, прорисовыва­ет мелкие детали, характерные особенности для передачи выразительных образов животных, растений; -проявляет самостоятельность в выборе композиционного и цветового решения; -использует разные материалы, аккуратно закрашивает; - доводит работу до логического конца. 2 балла — ребёнок недостаточно владеет способами графического изображения: - знает, что такое пейзаж, но испытывает небольшие затруднения в его передаче; - присутствует незаконченность сюжета; - изображение по всему листу, есть неточ­ности в передаче переднего или заднего плана рисунка; - незначительные искажения в передаче конструктивным способом изображения че­ловека (животного), не всегда прорисовы­вает характерные детали, передающие вы­разительность образа; - испытывает затруднения в передаче и со­отношении объектов по величине; - свободное обращение с цветом, преобла­дает несколько цветов, но не использует цветовые оттенки; - использует в работе 1-2 вида материала; - технические навыки освоены недостаточ­но (закрашивает неаккуратно). 1 балл - не может определять замысел ри­сунка, рисует охотно, но при активной под­держке и помощи взрослого. Значительные искажения в расположении изображения на всём листе и в передаче формы и частей изображения, не прорисовывает характер­ные детали, передающие выразительность образа; затрудняется в передаче различий объектов по величине; безразличен к цвету (объекты не разукрашены)  
Знания о народ­но-прикладном искусстве. Роспись городецкая; полхов-май-данская; гжель­ская; хохломская; жостовская; мезенская 1. Дидактическая игра «Узнай узоры». Материал: фрагменты узоров изученных росписей. 2. Творческое задание. Материал: бумажные формы в ви­де народных изделий (поднос, солонки, чашки, розетки) Задание: по фрагментам узора определи вид народно-прикладного искусства. Распиши одну из предложенных форм 3 балла - знает все шесть видов приклад­ного искусства. Самостоятельно использу­ет все характерные элементы росписей, правильно подбирает соответствующую цветовую гамму, правильно соотносит выбранный элемент. Располагает узор ритмично. 2 балла - при выполнении 1-го задания допускает 1-2 ошибки в назывании 1-2 декоративных росписей. При рисовании выбирает и использует 1-2 элемента выбранной росписи. 1 балл - определяет вид росписи при ак­тивной помощи взрослого. В названиях допускает большое количество ошибок. Затрудняется в выборе узоров. При изо­бражении допускает ошибки (смешение элементов и цвета из различных роспи­сей)

Инструментарий к диагностике

по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса,

Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Подготовительная группа

Наши рекомендации