Раздел 3. функции моторного масла
Приводимая ниже информация носит общий характер. Чтобы моторное масло можно было считать пригодным для использования, оно должно выполнять следующие функции:
Смазка
Основное назначение моторного масла - смазывать подвижные детали двигателя. Масло создает гидродинамическую пленку между металлическими поверхностями, исключая их контакт и снижая трение. Если масляная пленка оказывается не столь достаточной, чтобы предотвратить контакт между металлическими поверхностями, возможны следующие последствия:
· Выделение тепла в результате трения
· Появление точек приваривания
· Перенос металла приводит к образованию задиров или прихватываний
Контроль износа от воздействия избыточного давления
Современные смазочные материалы содержат противоизносные присадки, противостоящие воздействию избыточного давления (ЕР). Под воздействием высоких давлений эти присадки образуют на металлических поверхностях химически связанную молекулярную пленку, предотвращающую их прямой контакт и износ, когда нагрузка на детали становится настолько большой, что удаляет гидродинамическую масляную пленку.
Очистка
Масло в двигателе действует как чистящее средство, смывающее загрязнения с важных его деталей. Образование на поршнях, кольцах, клапанных штоках и уплотнениях отложений, налета и оксидной пленки может привести к серьезным повреждениям двигателя, если не следить за состоянием масла. Масло, содержащее оптимально подобранные присадки, удерживает эти загрязнения во взвешенном состоянии до тех пор, пока они не будут удалены системой фильтрации масла или во время замены масла.
Защита
Масло создает защитный барьер, изолирующий металлические детали, подверженные коррозии. Коррозия, как и износ, приводит к удалению частиц металла из деталей двигателя. Коррозия действует как механизм вялотекущего износа.
Охлаждение
Двигатели нуждаются в охлаждении внутренних компонентов, которые основная система охлаждения не может обслужить. Смазочное масло создает отличную среду для переноса тепла. Тепло переносится в масло в ходе контакта с различными компонентами, а затем в маслоохладителе передается в основную систему охлаждения.
Герметизация
Масло действует как уплотнение камеры сгорания, заполняя неровности поверхностей гильзы цилиндра, поршня, клапанного штока и прочих внутренних деталей двигателя.
Демпфирование толчков
Масляная пленка между соприкасающимися поверхностями создает пружинящее действие и обеспечивает демпфирование толчков. Эффект демпфирования существенно важен для таких деталей, испытывающих большие нагрузки, как подшипники, поршни, штоки и механизм газораспределения.
Гидравлический эффект
Масло действует как рабочая гидравлическая среда внутри двигателя. Примерами подобного использования масла может служить работа моторного тормоза и толкателей форсунок системы ступенчатого регулирования момента впрыска (STC).
Присадки к маслу
В состав смазочного масла входят присадки, предназначенные для устранения конкретных загрязнений (перечисленных в разделе 6) в течение всего срока службы масла. Используемые присадки оказывают на конечную эффективность двигателя более значительное влияние, чем само масло. Без присадок даже самое высококачественное масло не сможет удовлетворить требования двигателя. Присадки включают
1. очищающие вещества или дисперсанты, которые удерживают нерастворимые частицы во взвешенном состоянии, пока масло не будет заменено. Эти взвешенные частицы не удаляются системой фильтрации масла. Слишком продолжительные интервалы замены масла приводят к образованию отложений в двигателе.
2. Ингибиторы, которые поддерживают масло в устойчивом состоянии, не допускают воздействия кислот на металлические поверхности и препятствуют образованию ржавчины на них, когда двигатель находится в нерабочем состоянии.
3. Прочие присадки к смазочному маслу способствуют более качественной смазке деталей двигателя, подвергающихся повышенным нагрузкам (например, клапанов и форсунок), предотвращают образование задиров и прихватываний, контролируют пенообразование и не допускают удерживания воздуха в масле.
Моторное масло должно изготавливаться таким образом, чтобы не пениться во время механического перемешивания, сопровождающего выполнение маслом многих его функций. Вспенивание масла вызывает такие же повреждения двигателя, как и истощение масла, поскольку в обоих случаях не удается образовать достаточно надежную защитную масляную пленку.
РАЗДЕЛ 4. ВЯЗКОСТЬ
Вязкость - это мера сопротивления протекающему потоку, когда один слой молекул масла перемещается относительно смежного слоя. Это сопротивление порождается трением, которое вызывается молекулами масла во время их перемещения относительно друг друга. Подобный сдвигающий эффект в масляных пленках, смазывающих все подвижные детали двигателя, наблюдается постоянно.
Вязкостные характеристики любых жидкостей зависят от температуры. Вязкость всесезонных масел менее чувствительна к температурным изменениям благодаря наличию в их составе улучшителей вязкости. Вязкость всесезонных масел зависит к тому же от их коэффициента сдвига или от от относительной скорости их подвижных частей. Чем ниже значение относительной скорости, тем выше эффективная вязкость большинства всесезонных масел.
Большая часть износа, испытываемого обычно двигателем, возникает в некоторых случаях при начальном запуске двигателя, прежде чем масло успевает завершить полный круг циркуляции. Правильное по составу всесезонное масло является идеальной смазкой для двигателей Камминз. Относительно маловязкое масло пригодно для быстрой смазки двигателя и облегчения его запуска.