Физиологические свойства синапсов.
2. Цель:
- приобрести и закрепить знания по изучению строения, свойств нервных волокон и синапсов, механизма проведения возбуждения по данным структурам;
- приобрести и закрепить знания по изучению фаз и механизма парабиоза и его значения для теории и практики медицины;
- приобрести и закрепить навыки по доказательству направления проведения возбуждения по нерву и определению локализации утомления в нервно-мышечном препарате в эксперименте.
3. Задачи обучения:
- сформировать знания о системной организации проводящих путей (нервных волокон), о строении и физиологических свойствах синапсов и механизме синаптической передачи;
- освоить фазовые изменения физиологических свойств нерва при парабиозе;
- обучить определению в условиях эксперимента направления проведения возбуждения по двигательному нерву лягушки;
- обучить определению в условиях эксперимента области нервно-мышечного препарата, где скорее всего развивается утомление;
- научить осмыслению и интерпретации полученных в эксперименте данных и объяснению наблюдаемых фактов, явлений и их причинно-следственных взаимоотношений;
- обучить принципам работы с физиологической аппаратурой, используемой в предлагаемых практических работах.
4. Основные вопросы темы:
1. Понятие рефлекса, строение рефлекторной дуги.
2. Классификация и свойства рецепторов.
3. Рецепторный или генераторный потенциал.
4. Классификация, структура и физиологические свойства нервных волокон.
5. Проведение возбуждения в мякотных и безмякотных нервных волокнах.
6. Основные законы проведения возбуждения по нервным волокнам.
7. Парабиоз Введенского, его стадии, значение для теории и практики медицины.
8. Ультраструктура, классификация, физиологические свойства синапсов. ВПСП.
5. Методы обучения и преподавания:
Работа в малых группах: студенты делятся на группы по 6-7 человек и им предлагается составить сравнительно-сопоставительную таблицу по различным типам нервных волокон. Далее студентам предлагается по различным физиологическим свойствам нервов определить фазу парабиоза и дать характеристику ей.
Работа в парах: выполнить практические работы по определению направления проведения возбуждения по двигательному нерву лягушки и определению локализации утомления в нервно-мышечном препарате, обсудить полученные результаты, сформулировать выводы и запротоколировать.
Решение ситуационных задач.
6. Литература:
Основная:
1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред. К.В.Судакова, А.В.Котова. - М., 2002.
3. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ре. Ю.В. Наточина, В.А.Ткачука. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 384 с.
4. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. - 784 с.
5. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.
Дополнительная:
1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М.: изд-во РУДН, 2001. - 409 с.
2. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.
3. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.
4. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева, А.В. Коробкова. - М.: Медицина, 1988. – 280 с.
5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с.
6. Физиология человека /Н.А. Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I, II.
7. Контроль:
Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:
1. Чем мякотное волокно отличается от безмякотного?
2. Что такое перехваты Ранвье?
3. Сколько типов нервных волокон вам известно?
4. Назовите структурные элементы синапса.
5. Какие физиологические свойства синапсов вам известны?
6. Что такое парабиоз?
7. Перечислите фазы парабиоза.
Тесты для оценки исходного уровня знаний:
См. приложение 1.
Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний:
1. Какие критерии положены в основу деления нервных волокон на типы А, В и С.
2. Особенности проведения возбуждения по мякотным и безмякотным нервным волокнам.
3. Почему через синапс возбуждение распространяется медленнее, чем по изолированному
нерву?
4. Что такое холинэстераза?
5. Охарактеризуйте уравнительную фазу парабиоза.
Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний:
- Обнаружено, что нервный импульс передается по одним нервным волокнам со скоростью 1-2 м/с, по другим – 5-120 м/с.
Вопрос: Какие это волокна?
- Для местного обезболивания больному перед операцией ввели определенную дозу
новокаина, спустя некоторое время больной потерял чувствительность в данной области.
Вопросы:
1. Почему больной потерял чувствительность в области введения новокаина?
2. Произойдет ли восстановление чувствительности? Почему?
Приложение 1
Тесты для оценки исходного уровня знаний: