Оценка подвижности нервных процессов
29. Стремлюсь скорее начать и закончить выполнение всех учебных и общественных поручений.
30. Спешу, поэтому допускаю много ошибок.
31. К выполнению заданий приступаю сразу, не всегда хорошо обдумывая их.
32. Легко изменяю привычки и навыки, а также легко их приобретаю.
33. Быстро привыкаю к новым людям, к новым условиям жизни.
34. Люблю быть с людьми, легко завожу знакомства.
35. Быстро втягиваюсь в новую работу.
36. Легко перехожу от одной работы к другой.
37. Люблю, когда задания часто меняются.
38. Легко и быстро засыпаю и встаю.
39. Легко переключаюсь от переживания неудач и неприятностей к деятельности.
40. Чувства ярко проявляются в эмоциях, в мимике и вегетативных реакциях (краснею, бледнею, бросает в пот, дрожь, ощущаю сухость во рту и др.).
41. Часто и по любому поводу меняется настроение.
42. У меня быстрые речь и движения.
Оформление протокола. 1. Подсчитайте число баллов при предложенным вопросам. 2. Ответы, выраженные в баллах, занесите в таблицу.
Таблица 2. Ответы на вопросы, выраженные в баллах
Сила | Уравновешенность | Подвижность | |||
Номер вопроса | Оценка | Номер вопроса | Оценка | Номер вопроса | Оценка |
Сумма баллов со знаком "+" Сумма баллов со знаком "-" Сумма баллов, % | Сумма баллов со знаком "+" Сумма баллов со знаком "-" Сумма баллов, % | Сумма баллов со знаком "+" Сумма баллов со знаком "-" Сумма баллов, % |
3. Анализ ответов. Сложите в каждой графе баллы со знаком "+" и отдельно со знаком "-", переведите их в проценты. За 100 % примите общее число оценок (14), умноженное на максимальный балл (3).
4. На основании полученных данных сделайте заключение о выраженности силы, уравновешенности, подвижности нервной системы, придерживаясь следующих ориентировочных границ: 50 % и более — высокая, 49—25 % — средняя, 24—0 % — низкая. Соответствующие границам цифры со знаком "+" характеризуют высокую, среднюю или низкую выраженность силы, уравновешенности и подвижности нервной системы, со знаком "-" — слабость, неуравновешенность, инертность.
5. Определите тип вашей нервной системы и составьте его характеристику.
Практическая работа №4
Определение типа темперамента (ВНД) методом психологического тестирования
Цель работы: определить тип темперамента.
Содержание работы: Испытуемый знакомится со списком качеств, присущих тому или иному темпераменту (см. ниже) и, обнаружив у себя в характере данное качество, ставит знак + в соответствующую графу таблицы. Если данное качество отсутствует, не ставит никакого знака.
Таблица 3. Черты характера, присущие типам темперамента
Черты | Холерик | Флегматик | Сангвиник | Меланхолик |
характера | (X) | (Ф) | (С) | (М) |
Общее | Ах= | Аф= | Ас= | Ам= |
количество | ||||
присутствующих | (например 5) | (например 10) | (например 15) | (например 5) |
качеств |
После анализа (с помощью списка) всех качеств каждого темперамента, подсчитывают количество «+» в каждой графе (Ах, Аф, Ас, Ам); и рассчитывают А=АХ+Аф+Ас+Ам. Затем, приняв, что А=100%, рассчитывают значение Ах,Аф,Ас,Ам в %.
Например: А=Ах+Аф+Ас+Ам=5+10+15+5=35
35-100% Ах=14% Аф=28%
5-х% Ас=42% Ам=14%
Оформление протокола. Укажите какие черты преобладают у испытуемого?
Черты характера, присущие каждому темпераменту:
Холерик:
1. неусидчивость, суетливость
2. невыдержанность, вспыльчивость
3. резкость, прямолинейность в отношениях с людьми
4. решительность, инициативность
5. упрямство
6. находчивость в споре
7. привычка работать рывками
8. склонность к риску
9. незлопамятность и необидчивость
10. сбивчивая, быстрая, эмоциональная окрашенная речь
11. нетерпимость к недостаткам
12. склонность к грубым шуткам
13. выразительность мимики
14. неустанное стремление к новому
15. резкость, порывистость движений
16. настойчивость в достижении цели
17. склонность к резким сменам настроения
Флегматик:
1. умение сохранять спокойствие и хладнокровие в любых обстоятельствах
2. последовательность и обстоятельность в делах
3. осторожность и рассудительность
4. способность ждать
5. молчаливость
6. спокойная, равномерная речь с остановками, без резкого выражения эмоций
7. умение доводить начатое дело до конца
8. склонность не растрачивать попусту силы
9. умение придерживаться выработанного порядка жизни, системы в работе
10. малая восприимчивость к одобрению и порицанию
11. незлобивость, снисходительное отношение к колкостям в свой адрес
12. постоянство интересов
13. неумение быстро включаться в работу и переключаться с одного дела на другое
14. ровное отношение ко всем
15. аккуратность и опрятность во всём
16. трудная приспосабливаемость к новой обстановке
17. собранность
Сангвиник:
1. энергичность
2. склонность переоценивать себя
3. способность быстро схватывать новое
4. неустойчивость интересов и склонностей
5. лёгкая переносимость неудач и неприятностей
6. высокая приспособляемость к разным обстоятельствам
7. увлечённость любым новым делом
8. склонность быстро «остывать», если дело перестаёт интересовать
9. нежелание заниматься однообразной, будничной, кропотливой работой
10. общительность, отзывчивость, лёгкость в общении с новыми знакомыми
11. высокая выносливость, работоспособность
12. громкая, быстрая, отчётливая речь, сопровождающаяся живыми жестами, выразительной мимикой
13. способность сохранять самообладание в неожиданной, сложной обстановке
14. умение сохранять всегда бодрое настроение
15. способность быстро засыпать и пробуждаться
16. несобранность, поспешность в решениях
17. склонность к поверхностным суждениям
Меланхолик:
1. склонность теряться в новой обстановке
2. неумение быстро устанавливать контакты с незнакомыми людьми
3. неверие в свои силы
4. лёгкая переносимость одиночества
5. склонность уходить всегда в себя
6. быстрая утомляемость
7. тихая речь, переходящая иногда в шепот
8. склонность невольно приспосабливаться к характеру собеседника
9. впечатлительность до слезливости
10. чрезвычайная восприимчивость к одобрению и порицанию
11. предъявление высоких требований к себе и окружающим
12. склонность к подозрительности, мнительности
13. болезненная чувствительность и ранимость
14. скрытность и необщительность
15. малая активность и робость
16. склонность подчиняться чужой воле
17. стремление вызвать сочувствие у окружающих
Ситуационные задачи для определения конечного уровня знаний студентов:
Задача №1
Возможно ли образование условных рефлексов у новорождённого ребёнка?
Задача №2
Исчезнет ли условный рефлекс, если нарушена ассоциативная связь меду отделами в коре головного мозга, участвующими в образовании этого условного рефлекса?
Задача №3
Как узнать, может ли животное отличить круг от эллипса?
Задача №4
Животному введена большая доза аминазина, который блокирует восходящую активизирующую систему ретикулярной формации мозгового ствола. Как при этом меняется поведение животного и почему?
Задача №5
Можно ли у человека образовать условный рефлекс, не прибегая к многократному сочетанию искусственного условного сигнала и безусловного раздражителя?
Задача №6
У собаки выработан условный рефлекс на слово «звонок». Проявится ли условный рефлекс, если теперь дать в качестве условного сигнала настоящий звонок?
Задача №7
При каких условиях происходит срыв высшей нервной деятельности?
Задача №8
Что произойдёт со слуховыми условными рефлексами после удаления затылочной или височной долей мозга?
Задача №9
Рефлекс на слово – это условный рефлекс? Если да, к какому виду торможения относится?
ЗАНЯТИЕ №21