Взаимодействие кожного (тактильного) и двигательных анализаторов
В суставных сумках, коже, скелетных мышцах и сухожилиях находятся рецепторы, адекватно раздражаемые растяжением. Возникающие в них афферентные импульсы поступают в мозг и вызывают ощущения движения и положения (кинестезия). Совершенство движений в значительной степени достигается за счёт афферентной сигнализации.
Цель работы: доказать взаимодействие кожного двигательного анализаторов.
Оснащение: лист бумага, два цветных фломастера или гелевых стержня. Исследование проводят на человеке.
Содержание работы. Выполните упражнения, показывающие роль афферентных импульсов от периферии двигательного аппарата в воспроизведении движений. Работают два студента, один из них является испытуемым.
Первая проба. Попросите испытуемого встать перед столом, на котором лежит лист бумаги, взять в правую руку карандаш и закрыть глаза (глаза должны оставаться закрытыми на протяжении всего опыта). Возьмите руку испытуемого и установите её в исходное положение, которое отметьте на бумаге точкой. Затем оторвите от бумаги руку испытуемого, перенесите её на некоторое расстояние от исходной точки вправо или влево, опустите, задержите на 5 с, отметьте это место и возвратите руку в исходное положение.
Дважды после этого — через 10 с и 60 с испытуемый должен воспроизвести пассивное движение, заданное вами. При этом сделайте отметку на бумаге и возвратите руку испытуемого в исходное положение. Таким же образом исследуйте воспроизведение пассивных движений руки испытуемого снизу вверх и сверху вниз. Измерьте расстояние между точкой, поставленной после пассивного движения, и точками, отражающими активные движения испытуемого.
Вторая проба. Слегка прикоснитесь к ладони испытуемого, глаза которого закрыты, тонким фломастером или гелевым стержнем. Испытуемый должен другим фломастером отметить место прикосновения. Проделайте то же самое, нанося тактильное раздражение на кожу плеча и предплечья. Измерьте расстояния между точками — заданными вами и указанными испытуемым. Точность локализации прикосновения к различным участкам кожной поверхности не одинакова. Она определяется временными связями в коре большого мозга человека между кожно-тактильными и двигательным анализаторами.
Оформление протокола. Сравните точность воспроизведения движений у разных лиц в группе, а также зависимость запоминания положения и движения от времени после пассивного перемещения руки.
Практическая работа №5
Определение порога обоняния в возникновении вкусовых ощущений
Цель работы: определить порог обоняния в возникновении вкусовых ощущений.
Оснащение: репчатый лук. Исследование проводят на человеке.
Содержание работы. Обследуемый кусает кусочек лука вначале при закрытых носовых путях (зажав ноздри пальцами), а затем при открытых и сравнивает ощущения.
Оформление протокола. 1. Опишете результаты исследования. 2. Сделайте вывод, указав, почему при насморке частично утрачивается чувство вкуса.
Практическая работа №6
Опыт Аристотеля
В процессе неоднократных воздействий на человека комплексных раздражителей в ЦНС формируется интегральный сенсорный образ этих раздражителей. Например, при взятии рукой карандаша его специфический сенсорный образ формируется в результате сочетанного поступления в ЦНС тактильной, проприоцептивной, зрительной информации. В последующем человек обучается быстро выделять знакомые комплексы раздражителей даже в ситуации ограничения сенсорного поступления возбуждений в ЦНС. Например, не глядя на предмет, на основании лишь ощущений прикосновения и давления человек в состоянии идентифицировать качественные характеристики предметов воздействия. Необходимо учесть, что идентификация свойств предметов при ограничениях объёма сенсорного воздействия должна протекать в условиях стандартного, т. е. обычного, воздействия предмета на органы чувств, в противном случае возможны ошибки, что можно иллюстрировать опытом Аристотеля.
Оснащение: металлический шарик диаметром 5—7 мм или горошина.
Содержание работы. Закройте глаза, зажмите маленький шарик (горошина) между указательным и средним пальцами. При этом возникает ощущение воздействия на кожу пальцев одного шарика. Перекрестите пальцы так, чтобы шарик был зажат между медиальной стороной указательного пальца и латеральной стороной среднего пальца. При этом создается ощущение воздействия на кожу пальцев двух шариков. Последнее связано с тем, что обращенные друг к другу кожные поверхности перекрещенных пальцев в обычных условиях одновременно раздражаются различными предметами, что приводит к образованию в ЦНС соответствующей ассоциативной связи.
Оформление протокола. Опишите свои ощущения при проведении опыта.
Ситуационные задачи для определения конечного уровня знаний студентов:
Задача №1
На основании каких признаков человек судит о направлении и скорости движения предметов, удаляющихся от него?
Задача №2
Расставьте ниже перечисленные участки кожи по степени возрастания чувствительности её к прикосновению: предплечье, спина, подошва, нос, кончики пальцев рук, губа, лоб.
Задача №3
У больного повреждены канальцы внутреннего уха. Может ли он дать отчёт о положении головы в пространстве?
Задача №4
На человека действует болевой раздражитель. Можно ли, не спрашивая отчёта об его ощущениях, узнать, что он чувствует боль?
Задача №5
Где легче определить направление источника звука – в воздухе или в воде?
Задача №6
Почему мы не ощущаем кольцо, которое постоянно носим на пальце, но отчётливо чувствуем, что на этот палец села муха?
Задача №7
Как изменяется слух, если овальное окно в костной капсуле улитки закрыть жёсткой мембраной?
Задача №8
Назовите вещества, снижающие болевую чувствительность?
Задача №9
В процессе эволюции, как полагают, с развитием более совершённых воспринимающих аппаратов и проводящих путей, сформировались два вида боли – протопатическая и эпикритическая. Но наряду с ноцицептивной системой, обеспечивающей болевые ощущения, в организме присутствует и антиноцицептивная система. Назовите основные признаки протопатической и эпикритической боли. Какую функцию выполняет антиноцицептивная система? Какие вы знаете опиатные пептиды?
ЗАНЯТИЕ №20