Гормоны желудочно-кишечного тракта
Диффузная нейроэндокринная система пищеварительного аппарата выделяет огромное количество биологически активных веществ, осуществляющих тонкий контроль его моторной и секреторной функций.
Цель работы: изучить гормоны желудочно-кишечного тракта.
Содержание работы. Ознакомьтесь с содержанием табл. 2.
Оформление протокола:
1.Занесите в тетрадь и запомните вещества, обозначенные точками; с остальными ознакомьтесь.
2. Нарисуйте схему: а) желудка; б) двенадцатиперстной кишки; в) поджелудочной железы; г) желчного пузыря. Обозначьте на вашем рисунке красными стрелками вещества, влияющие положительно на их функцию; синими — влияющие отрицательно.
Таблица 2. Гормоны желудочно-кишечного тракта
Гормон | Место синтеза | Физиологические эффекты |
·Соматостатин | Желудок, проксимальный отдел толстой кишки, поджелудочная железа | Тормозит выделение инсулина и глюкагона, большинства известных желудочно-кишечных гормонов (секретин, ГИП, мотилин, гастрин); тормозит активность париетальных клеток желудка и ацинарных клеток поджелудочной железы. |
·Вазоактивный интестинальный пептид (ВИП) | Во всех отделах желудочно-кишечного тракта | Тормозит действие холецистокинина, секрецию соляной кислоты и пепсина желудком, стимулированную гистамином, расслабляет гладкие мышцы кровеносных сосудов, желчного пузыря |
·Панкреатический полипептид (ПП) | Поджелудочная железа | Антагонист ХЦК-ПЗ, усиливает пролиферацию слизистой оболочки тонкой кишки, поджелудочной железы и печени; участвует в регуляции обмена углеводов и липидов |
·Гастрин | Антральная часть желудка, поджелудочная железа, проксимальный отдел тонкой кишки | Стимулирует секрецию и выделение пепсина желудочными железами, возбуждает моторику расслабленного желудка и двенадцатиперстной кишки, а также желчного пузыря |
Гастрон | Антральный отдел желудка | Снижает объём желудочной секреции и выход кислоты в желудочном соке |
Бульбогастрон | Антральный отдел желудка | Тормозит секрецию и моторику желудка |
Дуокринин | Антральный отдел желудка | Стимулирует выделение секрета бруннеровых желез двенадцатиперстной кишки |
Гормон | Место синтеза | Физиологические эффекты |
Бомбезин | Желудок, проксимальный отдел тонкой кишки | Стимулирует высвобождение гастрина, усиливает сокращение желчного пузыря и выделение ферментов поджелудочной железой, усиливает выделение энтероглюкагона |
·Секретин | Тонкая кишка | Стимулирует секрецию гидрокарбоната и воды поджелудочной железой, печенью, железами Бруннера; пепсина – железами желудка |
·Холецистокин (ХЦК), или панкреозимин | Двенадцатиперстная кишка | Стимулирует опорожнение желчного пузыря и секрецию панкреатического сока, богатого ферментами |
Мотилин | Двенадцатипёрстная кишка | Усиливает моторику желудка |
Желудочно-ингибирующий пептид (ЖИП) | Двенадцатиперстная кишка | Тормозит секреторную активность и моторику желудка |
·Вазоинтестинальный пептид (ВИП) | Двенадцатиперстная кишка | Повышает кровоток в пищеварительном тракте |
Бульбогастрон | Луковица двенадцатиперстной кишки | Гипотетический антагонист гастрина |
Энтерогастрон | Двенадцатиперстная кишка | Тормозит секреторную активность и моторику желудка |
Вилликинин | Двенадцатиперстная и подвздошная кишка | Стимулирует ритмичные сокращения ворсинок кишки |
Ситуационные задачи для определения конечного уровня знаний студентов:
Задача №1
Что произойдёт с солями желчных кислот в кислой среде (pH < 4,0)?
Задача №2
Почему у травоядных животных желчь зелёного цвета, а у плотоядных – жёлтого?
Задача №3
О чём говорит возрастание концентрации непрямого и прямого билирубина в крови? Чем по своим свойствам отличается прямой билирубин от непрямого?
Задача №4
Откуда берутся бикарбонаты – ионы в соке поджелудочной железы?
Задача №5
Какие особенности строения слизистой тонкой кишки способствуют её функции всасывания?
Задача №6
Какова площадь всасывания в тонком кишечнике?
Задача №7
Каким образом происходит всасывание в кишечнике глюкозы?
Задача №8
Какой механизм реабсорбции воды является ведущим в тонком кишечнике?
Задача №9
Какой вид бактерий преобладает в толстом кишечнике?
Задача №10
Какие виды витаминов продуцирует микрофлора толстого кишечника?
Задача №11
Что всасывается в толстой кишке в наибольшем количестве?
Задача №12
Почему при остановке дыхания возможна непроизвольная дефекация?
Задача №13
Практически все ферменты пищеварительных соков выделяются в неактивной форме, и только после активации приобретают способность расщеплять питательные вещества. Активные формы ферментов расщепляют питательные вещества до их конечных продуктов. Как активируется пепсиноген, трипсиноген, липаза поджелудочного сока, химотрипсиноген? Что расщепляет (активирует) пепсин, трипсин, липаза, амилаза, мальтаза, энтерокиназа?
ЗАНЯТИЕ №16
ТЕМА: Физиология почек. Механизм мочеобразования и мочевыделения.
В ряду многочисленных функций почек выделительная является важнейшей. Благодаря непрерывно протекающим процессам ультрафильтрации, реабсорбции и секреции почки выводят в составе конечной мочи избыток воды, ионов, недоокисленные продукты метаболизма и др, что в конечном счёте поддерживает на оптимальном уровне жизненно важные показатели организма – осмоляльность плазмы, артериальное давление и многие другие.
Мочеобразование регулируется нервными, гуморальными и гемодинамическими факторами. Ультрафильтрация зависит от давления в капиллярах почечного тельца, которое в свою очередь регулируется в основном нервными влияниями. Другие этапы мочеобразования в основном гуморально зависимы. Кроме того, деятельность почек связана с регуляцией гемодинамики. С одной стороны, от величин гемодинамических констант крови, в частности артериального давления (АД), зависит процесс мочеобразования. С другой стороны, величина диуреза, выделение с мочой воды и соли определяют объём циркулирующей крови и величину АД. Поэтому в деятельности почек существуют регуляторные механизмы, участвующие в поддержании гемодинамических констант и обеспечивающие необходимый для мочеобразования уровень АД. При падении АД, недостатке соли и появлении гиповолемии (уменьшении объёма крови) активируется ренин-ангиотензиновая система. Основная роль данной системы в целостной регуляции гемодинамических показателей заключается в повышении АД, сохранении и задержке натрия, увеличении объёма внеклеточной жидкости.
Акт мочеиспускания можно рассматривать как результат самостоятельной поведенческой функциональной системы мочевыведения, которая складывается на основе формирования эмоционально окрашенной потребности с одновременным учётом социальных факторов.
Цель занятия:
1) знать:
- органы выделения: кожа, лёгкие, ЖКТ, почки;
- строение и функции почек;
- особенности кровоснабжения почек;
- процесс мочеобразования и мочевыделения;
- регуляцию мочеобразования;
- понятие фильтрации, реабсорбции, секреции;
- значение ангиотензиновой системы;
- поворотно-противоточную систему петли нефрона;
- количество и состав первичной и конечной мочи;
- порог выведения;
- понятие о почечном клиренсе.
2) уметь:
- освоить основные методы исследования общего анализа мочи и уметь анализировать полученные результаты;
- рассчитать скорость клубочковой фильтрации;
- рассчитать величину почечного кровотока;
- рассчитать клиренс креатинин;
- рассчитать уровень канальцевой секреции.
Методическое и техническое оснащение занятия:
Основная литература:
1) Физиология человека под редакцией Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М.: Медицина, 1998 г.
2) Физиология человека. Курс лекций под редакцией Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. Сотис, 1998 г.
3) Физиология. Курс лекций под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 2000 г.
4) Практикум по нормальной физиологии. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 1996 г.
5) Руководство к практическим занятиям по физиологии./ Под ред. К.В. Судакова.- М.: Медицина, 2002 г.
Дополнительная литература:
1) Нормальная физиология: учебное пособие для студ. вузов: в 3-х томах. Частная физиология/ В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др. Под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006 г.
2) Физиология человека: Учебник в 3-х томах./ М. Циммерман, В. Ениг, В. Вутке и др. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996 г.
3) Учебные таблицы, видеофильмы, набор тестов.
Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:
1) Органы выделения: кожа, лёгкие, ЖКТ, почки.
2) Функции почек.
3) Особенности кровоснабжения почек.
4) Нефрон как структурная и функциональная единица почек.
5) Клубочковая фильтрация. Фильтрационное давление. Скорость клубочковой фильтрации.
6) Процессы канальцевой реабсорбции.
7) Поворотно-противоточная система.
8) Канальцевая секреция.
9) Реабсорбция глюкозы, аминокислот, белков, мочевины, воды и солей.
10) Регуляция мочеобразования: нервная и гуморальная.
11) Почечные и внепочечные факторы регуляции.
12) Роль почек в регуляции кислотно – основного состояния.
13) Механизм мочевыведения.
14) Почечная недостаточность.
Задания для самостоятельной работы на занятии:
Практическая работа №1