Влияние дозированной физической нагрузки на гемодинамические показатели у человека

Функциональные пробы, в том числе дозированная физиче­ская нагрузка, позволяют определить реакцию сердечно-сосуди­стой системы на физическую нагрузку. У молодых физически здо­ровых людей во время работы повышается систолическое давле­ние и снижается или не меняется диастолическое. После нагрузки систолическое давление довольно быстро возвращается к норме. Время, в течение которого оно нормализуется, зависит от нагруз­ки и степени тренированности. Диастолическое давление норма­лизуется значительно медленнее.

Цель работы: изучить влияние дозированной физической нагрузки на гемодинамические показатели.

Оснащение: тонометр, фонендоскоп, секундомер.

Содержание работы. Определите АД, подсчитайте пульс и частоту дыхания в покое. Затем измерьте АД и частоту пульса после функциональной пробы, например, после дозиро­ванной мышечной нагрузки (20 приседаний за 30 с). Измерения производите сразу после нагрузки, а затем каждую минуту до воз­вращения АД и пульса к исходным величинам.

Оформление протокола. 1.Заполните таблицу по ре­зультатам измерения АД и ЧСС во время покоя и после функцио­нальной пробы.

2. Полученные данные изобразите графически, отложив на абсциссе время, а на ординате — значения АД (систолическое и диастолическое) и ЧСС.

3. Сделайте выводы, в которых дайте оценку полученным данным.

Таблица 1. Результаты измерения АД и ЧСС во время покоя и после функциональной пробы

  Условия измерения АД, мм рт.ст.   ЧСС в 1 мин
    Систо- личес­кое Диасто- личес­кое    
В покое Сразу после нагрузки Через 1 мин после нагрузки Через 2 мин после нагрузки До восстановления фона      

Практическая работа №3

Ментальная функциональная проба

Цель работы: выявить нарушения вегетативной регуляции сердца и сосудов.

Оснащение: секундомер, тонометр. Исследование проводят на человеке.

Содержание работы. Предложите испытуемому быстро выполнить в уме ряд (7-10) арифметических вычислений; при этом измерьте ЧСС и АД. В норме ЧСС увеличивается.

Вариант ментальной пробы: предложите испытуемому крепко сцепить руки в замок (изометрическая проба) в течение 5 минут. Измерьте ЧСС и АД.

Оформление протокола. 1. Занесите в тетрадь результаты пробы. 2. Оцените вегетативный тонус испытуемого, приняв, что она характеризует в основном симпатическую активность.

Практическая работа №4

Кашлевая функциональная проба

Цель работы: выявить нарушения вегетативной регуляции сердца и сосудов.

Оснащение: секундомер, тонометр. Исследование проводят на человеке.

Содержание работы. Кашель сопровождается быстрым изменением внутригрудного давления с последующими гемодинамическими и сердечно – сосудистыми рефлекторными ответами. В норме лёгкий кашель увеличивает ЧСС в течение 2 – 3 с. с последующим снижением до исходного уровня в течение 20 с. после окончания кашлевых движений. Предложите испытуемому покашлять и измерьте АД и ЧСС. Сравните с исходным.

Оформление протокола. 1. Занесите в тетрадь результаты пробы. 2. Оцените вегетативный тонус испытуемого, приняв, что проба характеризует симпатическую активность.

Практическая работа №5

Степ – тест Керша (функциональная проба)

Цель работы: оценить физическую подготовленность.

Оснащение: ступенька, секундомер.

Содержание работы. Воспользуйтесь ступенькой или ступенькой соответственно вашему росту. В течение 3 минут поднимайтесь на неё и спускайтесь с ней в возможно быстром для вас темпе. Затем сразу же измерьте пульс и сопоставьте с данными табл. 2.

Таблица 2.Оценка физической подготовленности по данным степ – теста Керша

Оценка подготовленности Возраст, годы
18 – 26 27 – 60
Пульс, уд/минуту
Превосходная Отличная Хорошая Удовлетворительная Посредственная Плохая Очень плохая 74 – 82 83 – 90 91 – 100 101 – 107 108 – 114 75 – 83 84 – 92 93 – 103 104 – 112 113 – 121

Оформление протокола. Оцените свою физическую форму. Естественно, оценка будет носить лишь приблизительный характер, но выявиться тенденция.

Практическая работа №6

Гарвардский степ – тест

(оценка физической работоспособности)

В основу оценки физической работоспособности человека по показателям сердечно-сосудистой системы положена линейная зависимость между значениями ЧСС и мощностью выполняемой работы. Известно, что функции кровообращения являются фактора­ми, ограничивающими выполнение предельных физических на­грузок. Таким образом, по характеру сдвига и восстановления ЧСС при нагрузке можно оценивать физическую работоспособность и функциональные возможности кровообращения человека.

Цель работы: оценить физическую работоспособность.

Оснащение: секундомер, ступенька.

Содержание работы. Работу выполняют паралелльно с предыдущей. После выполнения степ-теста (подъём в течение 5 мин на ступеньку) у испытуемого в положении сидя подсчиты­вайте пульс (ЧСС) на 1, 2, 3, 4-й минутах (считайте в течение пер­вых 30 с каждой минуты) восстановительного после нагрузки пе­риода. По полученным данным рассчитайте индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ).

ИГСТ = Т • 100/2(Р1 + Р2 + Р3),

где Т — время выполнения теста, с (т. е. 300 с); P1, Р2, Р3 — значения пульса за первые 30 с на 1, 2, 3, 4-й минутах восста­новления.

Если в течение 5 мин испытуемый не выдерживает ритм подъёмов, нагрузку прекращают и в формулу подставляют то время, в течение которого выполнялась проба.

Оформление протокола. Запишите результаты из­мерений;

оцените физическую работоспособность и функциональные возможности сердечно-сосудистой системы по табл. 3.

Таблица 3. Оценка физической работоспособности человека

Физическая работоспособность — резервы сердечно-сосудистой системы ИГТС, усл. ед.
Низкие <55
Ниже среднего 56-64
Средние 65-79
Хорошие 80-89
Отличные >90
   

Ситуационные задачи для определения конечного уровня знаний студентов:

Задача №1

В сонной артерии искусственно повышается давление до 180 мм. рт. ст. Как при этом изменится работа сердца и АД?

Задача №2

На месте действия горчичника возникает гиперемия (покраснение) кожи. Объясните механизм этого явления?

Задача №3

После введения норадреналина внутривенно, резко повысилось АД, ЧСС несколько уменьшилась. С чем это может быть связано?

Задача №4

Определите линейную скорость кровотока в артерии А, если в ней самой она равна 25 см/с., а суммарный просвет капиллярной сети в 1000 раз больше просвета этой артерии?

Задача №5

Как изменится деятельность сердца и уровень АД при введении β-адреноблокаторов?

Задача №6

Больному в положении лёжа ввели α-адреноблокаторы. Можно ли ему сразу вставать?

Задача №7

В одном кровеносном сосуде скорость распространения пульсовой волны равна 5,2 м/с и с возрастом увеличивается; в другом – 5,3 м/с и с возрастом меняется мало. К какому типу относится каждый сосуд?

Задача №8

Если бы стенки аорты полностью утратили свою эластичность, как изменились бы параметры гемодинамики?

Задача №9

Почему при некоторых заболеваниях почек у больных развивается гипертензия?

Задача №10

Важнейшими показателями гемодинамики, определяющими адекватность давления крови потребностям метаболизма, являются периферическое сопротивление и линейная скорость кровотока. Назовите основные факторы, определяющие величину периферического сопротивления крови. От чего зависит линейная скорость кровотока в сосудах? Как изменится скорость кровотока в сосудистом русле при значительном уменьшении сердечного выброса?

Задача №11

При повышении артериального давления в условиях физиологической нормы включаются исполнительные механизмы, возвращающие его к оптимальным для метаболизма данного индивида значениям. В каком случае может возникнуть артериальная гипертензия? Назовите исполнительные органы и механизмы функциональной системы, поддерживающие оптимальный уровень АД. Какие компенсаторные реакции в деятельности исполнительных органов функциональной системы, поддерживающие оптимальный уровень АД, включаются при внезапном его повышении?

ЗАНЯТИЕ №8

Наши рекомендации