Влияние дозированной физической нагрузки на гемодинамические показатели у человека
Функциональные пробы, в том числе дозированная физическая нагрузка, позволяют определить реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. У молодых физически здоровых людей во время работы повышается систолическое давление и снижается или не меняется диастолическое. После нагрузки систолическое давление довольно быстро возвращается к норме. Время, в течение которого оно нормализуется, зависит от нагрузки и степени тренированности. Диастолическое давление нормализуется значительно медленнее.
Цель работы: изучить влияние дозированной физической нагрузки на гемодинамические показатели.
Оснащение: тонометр, фонендоскоп, секундомер.
Содержание работы. Определите АД, подсчитайте пульс и частоту дыхания в покое. Затем измерьте АД и частоту пульса после функциональной пробы, например, после дозированной мышечной нагрузки (20 приседаний за 30 с). Измерения производите сразу после нагрузки, а затем каждую минуту до возвращения АД и пульса к исходным величинам.
Оформление протокола. 1.Заполните таблицу по результатам измерения АД и ЧСС во время покоя и после функциональной пробы.
2. Полученные данные изобразите графически, отложив на абсциссе время, а на ординате — значения АД (систолическое и диастолическое) и ЧСС.
3. Сделайте выводы, в которых дайте оценку полученным данным.
Таблица 1. Результаты измерения АД и ЧСС во время покоя и после функциональной пробы
Условия измерения | АД, мм рт.ст. | ЧСС в 1 мин | |
Систо- лическое | Диасто- лическое | ||
В покое Сразу после нагрузки Через 1 мин после нагрузки Через 2 мин после нагрузки До восстановления фона |
Практическая работа №3
Ментальная функциональная проба
Цель работы: выявить нарушения вегетативной регуляции сердца и сосудов.
Оснащение: секундомер, тонометр. Исследование проводят на человеке.
Содержание работы. Предложите испытуемому быстро выполнить в уме ряд (7-10) арифметических вычислений; при этом измерьте ЧСС и АД. В норме ЧСС увеличивается.
Вариант ментальной пробы: предложите испытуемому крепко сцепить руки в замок (изометрическая проба) в течение 5 минут. Измерьте ЧСС и АД.
Оформление протокола. 1. Занесите в тетрадь результаты пробы. 2. Оцените вегетативный тонус испытуемого, приняв, что она характеризует в основном симпатическую активность.
Практическая работа №4
Кашлевая функциональная проба
Цель работы: выявить нарушения вегетативной регуляции сердца и сосудов.
Оснащение: секундомер, тонометр. Исследование проводят на человеке.
Содержание работы. Кашель сопровождается быстрым изменением внутригрудного давления с последующими гемодинамическими и сердечно – сосудистыми рефлекторными ответами. В норме лёгкий кашель увеличивает ЧСС в течение 2 – 3 с. с последующим снижением до исходного уровня в течение 20 с. после окончания кашлевых движений. Предложите испытуемому покашлять и измерьте АД и ЧСС. Сравните с исходным.
Оформление протокола. 1. Занесите в тетрадь результаты пробы. 2. Оцените вегетативный тонус испытуемого, приняв, что проба характеризует симпатическую активность.
Практическая работа №5
Степ – тест Керша (функциональная проба)
Цель работы: оценить физическую подготовленность.
Оснащение: ступенька, секундомер.
Содержание работы. Воспользуйтесь ступенькой или ступенькой соответственно вашему росту. В течение 3 минут поднимайтесь на неё и спускайтесь с ней в возможно быстром для вас темпе. Затем сразу же измерьте пульс и сопоставьте с данными табл. 2.
Таблица 2.Оценка физической подготовленности по данным степ – теста Керша
Оценка подготовленности | Возраст, годы | |
18 – 26 | 27 – 60 | |
Пульс, уд/минуту | ||
Превосходная Отличная Хорошая Удовлетворительная Посредственная Плохая Очень плохая | 74 – 82 83 – 90 91 – 100 101 – 107 108 – 114 | 75 – 83 84 – 92 93 – 103 104 – 112 113 – 121 |
Оформление протокола. Оцените свою физическую форму. Естественно, оценка будет носить лишь приблизительный характер, но выявиться тенденция.
Практическая работа №6
Гарвардский степ – тест
(оценка физической работоспособности)
В основу оценки физической работоспособности человека по показателям сердечно-сосудистой системы положена линейная зависимость между значениями ЧСС и мощностью выполняемой работы. Известно, что функции кровообращения являются факторами, ограничивающими выполнение предельных физических нагрузок. Таким образом, по характеру сдвига и восстановления ЧСС при нагрузке можно оценивать физическую работоспособность и функциональные возможности кровообращения человека.
Цель работы: оценить физическую работоспособность.
Оснащение: секундомер, ступенька.
Содержание работы. Работу выполняют паралелльно с предыдущей. После выполнения степ-теста (подъём в течение 5 мин на ступеньку) у испытуемого в положении сидя подсчитывайте пульс (ЧСС) на 1, 2, 3, 4-й минутах (считайте в течение первых 30 с каждой минуты) восстановительного после нагрузки периода. По полученным данным рассчитайте индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ).
ИГСТ = Т • 100/2(Р1 + Р2 + Р3),
где Т — время выполнения теста, с (т. е. 300 с); P1, Р2, Р3 — значения пульса за первые 30 с на 1, 2, 3, 4-й минутах восстановления.
Если в течение 5 мин испытуемый не выдерживает ритм подъёмов, нагрузку прекращают и в формулу подставляют то время, в течение которого выполнялась проба.
Оформление протокола. Запишите результаты измерений;
оцените физическую работоспособность и функциональные возможности сердечно-сосудистой системы по табл. 3.
Таблица 3. Оценка физической работоспособности человека
Физическая работоспособность — резервы сердечно-сосудистой системы | ИГТС, усл. ед. |
Низкие | <55 |
Ниже среднего | 56-64 |
Средние | 65-79 |
Хорошие | 80-89 |
Отличные | >90 |
Ситуационные задачи для определения конечного уровня знаний студентов:
Задача №1
В сонной артерии искусственно повышается давление до 180 мм. рт. ст. Как при этом изменится работа сердца и АД?
Задача №2
На месте действия горчичника возникает гиперемия (покраснение) кожи. Объясните механизм этого явления?
Задача №3
После введения норадреналина внутривенно, резко повысилось АД, ЧСС несколько уменьшилась. С чем это может быть связано?
Задача №4
Определите линейную скорость кровотока в артерии А, если в ней самой она равна 25 см/с., а суммарный просвет капиллярной сети в 1000 раз больше просвета этой артерии?
Задача №5
Как изменится деятельность сердца и уровень АД при введении β-адреноблокаторов?
Задача №6
Больному в положении лёжа ввели α-адреноблокаторы. Можно ли ему сразу вставать?
Задача №7
В одном кровеносном сосуде скорость распространения пульсовой волны равна 5,2 м/с и с возрастом увеличивается; в другом – 5,3 м/с и с возрастом меняется мало. К какому типу относится каждый сосуд?
Задача №8
Если бы стенки аорты полностью утратили свою эластичность, как изменились бы параметры гемодинамики?
Задача №9
Почему при некоторых заболеваниях почек у больных развивается гипертензия?
Задача №10
Важнейшими показателями гемодинамики, определяющими адекватность давления крови потребностям метаболизма, являются периферическое сопротивление и линейная скорость кровотока. Назовите основные факторы, определяющие величину периферического сопротивления крови. От чего зависит линейная скорость кровотока в сосудах? Как изменится скорость кровотока в сосудистом русле при значительном уменьшении сердечного выброса?
Задача №11
При повышении артериального давления в условиях физиологической нормы включаются исполнительные механизмы, возвращающие его к оптимальным для метаболизма данного индивида значениям. В каком случае может возникнуть артериальная гипертензия? Назовите исполнительные органы и механизмы функциональной системы, поддерживающие оптимальный уровень АД. Какие компенсаторные реакции в деятельности исполнительных органов функциональной системы, поддерживающие оптимальный уровень АД, включаются при внезапном его повышении?
ЗАНЯТИЕ №8