Гормоны неэндокринных клеток
Цель работы: изучить гормоны неэндокринных клеток и их функции.
Оснащение: учебники.
Содержание работы: изучите гормоны неэндокринных клеток, пользуясь основной и дополнительной литературой.
Оформление протокола. Найденные данные перенесите в рабочую тетрадь (в виде таблицы).
Таблица №2. Гормональная функция неэндокринных клеток
№ | Клетки | Гормоны | Функции |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. | Лимфоциты Тучные клетки Тромбоциты Эозинофильные лейкоциты Макрофаги Моноциты Эндотелиальные клетки Тимоциты Астроциты Клетки Лейдига Миоциты предсердий Миоциты желудочков Клетки эндометрия |
Практическая работа №3
Тест базальной температуры
Измерение базальной (в прямой кишке) температуры — метод, основанный на свойстве прогестерона влиять на центр терморегуляции гипоталамуса, вызывая повышение температуры. Тест базальной температуры является самым простым способом проконтролировать наличие овуляции, особенно в тех случаях, когда имеется подозрение на эндокринную причину бесплодия у женщин.
При нормальном менструальном цикле базальная температура меняется в зависимости от фазы цикла. В фолликулярной фазе цикла температура обычно ниже 37°С, перед овуляцией она немного снижается. После произошедшей овуляции базальная температура увеличивается (если жёлтое тело нормально функционирует). В лютеиновой фазе температура повышается на 0,6—0,8°С, за 1—2 дня до наступления менструации температура вновь понижается. Указанные флюктуации температуры связаны с колебанием фоллитропина (эстроген) и прогестерона в организме. Двухфазная температура указывает на чередование фолликулярной и лютеиновой фаз, типичное для нормального (овуляторный) яичникового цикла. При ановуляторном (однофазный) цикле наблюдается характерная монотонность температурной кривой, без овуляторного подъёма.
Обычно измеряют температуру в прямой кишке утром, перед подъёмом, в положении лёжа на боку, до приёма пищи. Измерение проводят в течение 3—4 менструальных циклов, в одно и то же утреннее время; данные фиксируют. Обязательно строят график колебаний температуры, который пациентка предъявляет врачу. Оценивают:
- разность температур в I и II фазе цикла (больше 0,3—0,4°С);
- интенсивность подъёма (в течение 1—2 сут) и длительность повышения температуры после овуляторного понижения (не менее 10—12 сут).
Оснащение: типовые кривые базальной температуры.
Содержание работы. Сравните два типа колебаний базальной температуры (рис. 1). Укажите, какой из них является овуляторным, а какой — ановуляторным?
а
б
Рис.1. Колебания базальной температуры женщины репродуктивного возраста в течение 1 мес.
Циклы: а) овуляторный; б) ановуляторный.
Оформление протокола. Рассчитайте по графикам (в днях) продолжительность фаз яичникового цикла в случаях а и б.
Ситуационные задачи для определения конечного уровня знаний студентов:
Задача№1
Какой гормон оказывает следующие эффекты: влияние на рост, участвует в реакции адаптации при наличии стресса и в формировании иммунокомпетентных клеток?
Задача №2
Под влиянием какого гормона осуществляются: синтез гликогена в печени и мышцах, интенсивное окисление глюкозы в тканях, уменьшение количества сахара в крови, снижение катаболизма белка?
Задача№3
Назовите гормоны, обеспечивающие сохранение в организме натрия, выведение из организма калия, регуляцию калий-натриевого равновесия?
Задача№4
С действием какого гормона связывают следующие эффекты: расширение зрачка, гипертензия, усиление работы сердца, гипергликемия, повышение энергетики мышечного сокращения, уменьшение моторики кишечника?
Задача №5
Какой гормон вызывает гипертрофию слизистой оболочки матки в первой половине менструального цикла, а при беременности способствует росту матки?
Задачи №6
Какой гормон вызывает развитие и секрецию желез слизистой матки во второй половине менструального цикла, стимулирует увеличение молочных желез, а при беременности способствует имплантации и развитию плода в матке?
Задача №7
Собаке ввели большое количество физиологического раствора. Повлияет ли это на деятельность гипофиза?
Задача№8
Что произойдет с функцией желез внутренней секреции, если в организм вводить большие дозы гормонов?
Задача №9
Людям, проживающим в «зоне риска» Чернобыльской АЭС, в качестве профилактической меры после аварии, вводили препарат йода. С какой целью это делалось?
Задача №10
У больного при обследовании обнаружена тахикардия, экзофтальм, повышение уровня основного обмена на 40%. О поражении функции какой железы внутренней секреции можно думать?
Задача №11
При каком заболевании основными симптомами являются следующие нарушения обмена: гипергликемия, глюкозурия, кетонурия, жировой гепатоз печени, повышение распада белка, ацидоз?
Задача №12
Гормоны классифицируют по множеству признаков – происхождению, механизмам переноса и действия, химической структуре и др. В соответствии с химической классификацией выделяют следующие основные группы: пептидные гормоны, стероидные гормоны, производные аминокислот. Из нижеприведённых гормонов назовите какие относятся к пептидным, стероидным и производным аминокислот?
Окситоцин, эндорфины, гормоны гипоталамуса, вазопрессин, мелатонин, эстрогены, прогестерон, кортизол, катехоламины, тестостерон, тироксин, ацетилхолин, ГАМК.
ЗАНЯТИЕ №5
Итоговое занятие №1.Тестированию и обсуждению подлежат вопросы предыдущих тем (1 – 4).
ЗАНЯТИЕ №6