Порядок усвоения звуков ребенком первого и второго года жизни
Замечено, что ребенок, произносивший до года почти все речевые звуки, при произношении слов начинает как бы с нуля — с крайне ограниченного набора звуков. Он путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает — звуки как бы вновь рождаются. Однако ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что в лепете царила непроизвольность. Лепет младенца на первом году жизни можно было уподобить пению птицы. Переход от лепета к словесной речи — это переход от дознакового общения к знаковому, а знак (то есть слово) предполагает некоторую предварительную договоренность, определяемую традицией.
Гласные звуки произносятся еще сравнительно четко, но согласные звуки в слове стираются, особенно это относится к коррелирующим согласным ([д] и [т], [г] и [к], [б] и [п], [з] и [с], [с] и [ш]), которые ребенок произносит одинаково. Некоторые звуки он вовсе не произносит ([ш], [ж], [щ], [р]).
Характерной особенностью звукопроизношения на втором году жизни является также неустойчивость произношения ребенком большинства звуков: один и тот же ребенок в одном слове произносит звук правильно, в другом его пропускает, в третьем заменяет другим звуком и т. п.
Первые слова носят обобщенно-смысловой характер — одним и тем же словом или звукосочетанием малыш может обозначить и просьбу, и предмет, и чувства. Эта стадия характеризуется как стадия слова-предложения, а слово в это время часто выражается нерасчлененным звукоподражанием ([а] — ребенок зовет мать, [у-у-у] — просит машину, [ав-ав] — просит собачку), так как основным носителем смысла речи является в это время не слово, а интонация и ритм в сопровождении того или иного звука.
В 1 год 6 месяцев малыш использует слова для выражения желаний.
К 2 годам ребенок практически овладевает навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, использует некоторые падежные окончания. Около двух лет при нормальном развитии речи малыш начинает составлять предложения, то есть начинает формироваться фразовая речь.
Именно в это время у ребенка может возникнуть заикание. С целью предупреждения заикания не следует форсировать процесс овладения конструированием предложений; важно также не пропустить ни одного этапа в речевом развитии, так как каждый предыдущий этап является фундаментом для появления последующего. Тогда же понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
Второй год жизни — это сенситивный период в развитии речи ребенка, когда наблюдается особая чувствительность к речевому обучению, а речевое развитие протекает очень интенсивно. Он является решающим в развитии речи ребенка. В этот период значительно совершенствуется понимание речи малышом и, главное, появляется самостоятельная речь.
Второй год неоднороден в отношении развития речи. Первое полугодие — это период наиболее быстрого развития понимания речи. Второе полугодие — период развития активной речи и появления грамматических форм, предложений, формирование обобщений.
На основе подражания растет активный словарь (к концу второго года словарь ребенка достигает 200-400 слов). Постепенно изменяется удельный вес речевых реакций.
1 ГОД — 1 ГОД 3 МЕСЯЦА
Преобладает лепет: малыш произносит вслед за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить,— «ба!» (бах!); «дя!» (да) и т.п.
1 ГОД 3 МЕСЯЦА — 1 ГОД 6 МЕСЯЦЕВ
Увеличивается количество слов, произносимых облегченно, лепет резко сокращается. Малыш часто говорит на «своем» языке (произносит множество слогов и сочетаний, напоминающих речь взрослого по ритму, интонации).
1 ГОД 6 МЕСЯЦЕВ — 1 ГОД 9 МЕСЯЦЕВ
Увеличивается количество слов, произносимых правильно. Появляются двусложные готова. Происходит усвоение и звуков речи. Среди произносимых звуков, как правило, встречаются следующие: [а], [о], [у], [и], [м], [п], [б], [к], [г], [дь], [ть], [нь], [ль], [сь].
В фонетическом отношении слова, конечно, еще несовершенны: ребенок может пропускать звуки, заменять один звук другим, произносить один и тот же звук в разных словах по-разному. Подобные особенности произношения на втором году жизни считаются физиологическими, поскольку в их основе лежит несовершенство речевого аппарата и слуха. Малыш в общении со взрослыми употребляет слова, подкрепляя их мимикой и жестами.
1 ГОД 8 МЕСЯЦЕВ
Появляются двусложные слова, состоящие из разных слогов, которые малыш уже способен произносить («тетя», «кися» — то есть «киса»).
1 ГОД 10 МЕСЯЦЕВ
Малыш произносит два слога из трехсложного слова («синя» — то есть «машина»).
1 ГОД 9 МЕСЯЦЕВ — 2 ГОДА
Появляются слова-предложения (например, прося машину, малыш говорит: «Би-би!»). Затем появляется фраза, которая может быть вопросительной, восклицательной, но вопросительных слов еще нет, вопрос выражается интонационно.
Понимание резко опережает активную сторону речи. Если у ребенка первого года жизни ведущей формой деятельности является эмоционально положительное общение со взрослым, то у ребенка второго года жизни ведущей формой деятельности, стимулирующей его речевое развитие, является предметно-действенное общение со взрослым. Если же этого изменения в характере общения взрослого с ребенком не происходит, то может произойти отставание в развитии речи.
Таким образом, овладение речью — это сложный, многосторонний процесс. И появление, и развитие речи зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, зрение, артикуляционный аппарат ребенка достигают определенного уровня развития. Однако, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух и зрение, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: фонемы, тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда.
Однако и правильно организованная речевая среда не гарантирует нормального речевого развития. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения.
Ниже приведена таблица, составленная по зарубежным и отечественным системам возрастной психодиагностики развития, которая демонстрирует примерный ход появления звуков у большинства детей при обычном развитии. Сравнивая индивидуальные показания малыша с данными приведенной таблицы, можно определить, какие звуки и в какой последовательности следует вызывать у ребенка в тот или иной отрезок времени.
Приблизительный возраст появления звуков
Название звука | Приблизительный возраст появления |
Рефлекторный крик Разный крик при ощущении боли и голода; кроме крика издает другие звуки (рефлекс покашливания); издает тихие гортанные звуки Хныканье; в спокойном состоянии — гортанные согласные звуки; гласные [а-аа], [э-ээ] Повторно произносит отдельные звуки — начальное гуление: [а-а], [а-э], [а-у], [у-у], [бу-у], [г-г-г], [гу-гу], [бу-у], [э-хе], [э-рхе], [ш-и], [в-и], [аху] Певучее гуление: [а-а-а], [э-у], [о-о], [а-и-а], [агу], [угу], [р-р-р]; крик с отчетливой интонацией Обнаруживает спонтанное гуление; певучее продолжительное гуление (так называемая «свирель» — [аль-ле-е-лы-агы-аы]); губные закрытые звуки ([м], [б], [в], [м]) — слоги ба, ва, па, ма; продолжает произносить [а-а-а], [у-у-у], [р-р-р] [Н, б, в, м] Продолжительно певуче гулит с цепочками звуков: гласные ([а-а], [э]), губные ([п], [пь], [б], [бь], [м], [мь] — [мма]), язычно-средненёб-ные ([гь], [кь]), язычно-задненёбные ([к], [г] — [эх], [ха], [гху], [кгх]); смех, хныканье Короткие цепочки лепета (произносит отдельные слоги: [а-а], [э-э], [х-хэ], [и], [ули], [гны], [або], [иэ], [авв], [ка]) Подолгу активно лепечет, произносит длинные цепочки одних и тех же слогов ([ба-ба-ба], [да-да-да], [ма-ма-ма], [тя-тя-тя], [па-па-па], [дэ-дэ-дэ], [у-у-у], [адэ], [о-оцо]) Использует интонационно выразительный лепет как средство общения; лепет приобретает характер междометий ([ба], [хэ]) Лепет с богатым разнообразием звукосочетаний ([аанэнэ], [га-га], [хэ], [папа], [баба], [аля], [мама]); интонационно-выразительная имитация фразы | Новорожденный 1 месяц 1,5 месяца 2 месяца 3 месяца 4 месяца 4,5 месяца 5 месяцев 6 месяцев 7 месяцев 8 месяцев 9 месяцев |
Окончание таблицы
Название звука | Приблизительный возраст появления |
Повторяет за взрослым новые слоги, которых нет в его лепете; произносит первые лепетные слова: ма-ма, тя-тя, ба-ба, те-тя Увеличивается запас лепетных слов; появляются первые упрощенные и сознательные слова («ав-ав», «кис-кис», «бай», «дай», «мама», «папа», «баба», «дядя», «Катя», «Маня») Произносит 8-10 облегченных слов («дать», «тетя», «ха»); пользуется словами для коммуникации; среди произносимых звуков: [а], [Г]. И, [м], [п], [б], [т], [д], [к], [г] Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже тмеет произносить: «ба!» («бах»), «дя» («да») Произносит слова из двух одинаковых слогов («ляля», «мама»); среди произносимых звуков: [а], [о], [у], [и], [м], [п], [б], [к], [г], [дь], [ть], [нь], [ль], [сь] Произносит слова из двух разных слогов («тетя», «кися» — то есть «киса») Строит предложения из 2 слов; пытается произносить трех- и четырехсложные слова; среди произносимых звуков появляются: [н], М, [д] | 10 месяцев 11 месяцев 12 месяцев 1 год 3 месяца 1 год 6 месяцев 1 год 9 месяцев 2 года |