Этапы возникновения звукопроизношения

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Слышимая ребенком речь имеет исключительное значение для последующего разви­тая собственной активной речи. Однако речь, включенная в уход за ребенком, со­провождающая все необходимые отправления, тем не менее не производит достаточно эффективного воздействия. Родители вовсе не должны бесконечно разговаривать со своим малышом. Для действительно эффективного воздействия нужны определенные усло­вия, а именно: восприятие ребенком речи необходимо специальным образом организо­вывать.

Для того чтобы вызвать у малыша желание говорить, соблюдайте следующие рекомендации.

1.Установите психологический контакт с ребенком:

· контакт «глаза в глаза»;

· отсутствие посторонних в комнате;

· доверительные отношения;

· ребенок должен быть удовлетворен в своих потребностях (напоен, накормлен, спокоен, не очень устал, а также эмоционально положительно настроен);

· обязательным условием является тихая обстановка, которая дает возможность ребенку прислушиваться к звукам, им же издаваемым, и повторять их.

«Дети, пребывавшие в шумной обстановке, среди грохота, разговора взрослых, крика других ребят, хаоса всевозможных звуков и шумов, не гулят и не лепечут»,— писала в своей методике «Развитие речи дошкольника» основоположник советской системы дошкольного воспитания Е. И. Тихеева.

2. Нужна хорошая наглядность. Только интересные, яркие,
разнообразные игрушки, соответствующие возрасту. Для маленьких важен также размер, больших игрушек они боятся — кукла, например, не должна превышать 30 см. Для первого показа лучше, если это будет кукла-голыш с крупными глазами, без лишних деталей, без одежды. При проведении специальных игр важен элемент новизны. Нельзя использовать игрушку, хорошо знакомую ребенку.

3. Важна манера разговора — говорите с малышом четко, достаточно громко (но не кричите), ясно, употребляйте одни и те же слова, старайтесь интонационно ярко окрашивать свою речь, не употребляйте сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, других длинных конструкций.

Старайтесь строить предложения правильно, планировать их структуру, не пере­страивать на ходу, не обрывать посередине — это облегчит ребенку восприятие содер­жания. Важны также частые повторы, которые лучше сопровождать перестановкой компонентов предложения, например: «Мишка пришел в гости! Какой Мишка у Леноч­ки! Мишка топ-топ! Большой Мишка! Дай мне Мишку!»

Важным условием являются позиции ребенка и взрослого при проведении игр. На первых этапах малыша держите на руках «под грудью»; затем на коленях; возможно использование неконтактных позиций: ребенок на спине, на животе, на боку.

Вызывайте у малыша положительные эмоции — смех, радостные возгласы, ожив­ленные движения. Для этого играйте с ним в прятки, в «догоню-догоню», «идет коза рогатая»; показывайте заводные игрушки.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕРЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Речь ребенка третьего года жизни значительно отличается от речи ребенка второго года жизни. Речь становится понятна более широкому кругу людей и является для ребенка средством коммуникации и регуляции поведения.

Для речи ребенка третьего года жизни характерна: несформированность звуконаполняемости слов (пропуск в словах отдельных слогов; при стечении согласных — пропуски отдельных звуков или вставка в слово лишних звуков).

ЗАДАЧИ РАБОТЫ.

1. Формировать у детей мотивацию речи, как с помощью взрослых, так и по собственной инициативе.
2. Прививать навык общения со взрослыми людьми и сверстниками .
3. Расширять пассивный и активный словарь детей. Расширение понимания речи детей:
- названиями окружающих предметов, устанавливая связь слова с предметом и его частями;

- названиями слов-действий, которые совершает сам ребенок.
Все действия подкреплять наглядностью, сопровождая
проговариванием ситуаций во время игр или занятий. Вначале
произносится предложение из 2-4 слов. Затем делается пауза, после
чего слово повторяется 2-3 раза, употребляя одни и те же слова в
разных грамматических формах с выделением голосом ударного
слога, немного растянув ударный гласный. Обучение пониманию
и выполнению поручения, следует связывать со знакомым для
ребенка предметом. Если же ребенок не понимает, то это поручение
выполняет сам педагог, оречевляя свои действия.

- названиями слов-действий, совершаемых другими лицами;

- вопросительными словами (вопросами).
В вопросах должны быть подсказывающие слова, хорошо знакомые
детям. Как только дети научатся понимать подсказывающие вопросы,
из них постепенно "убирают" подсказывающие слова.
4. Развивать логическое мышление, внимание и память.
5. Упражнять в правильном произношении доступных для ребенка звуков, звукосочетаний, звукоподражаний и отдельных слов.
6. Работать над звуконаполняемостью и правильным произношением структуры слов и словосочетаний.
7. Формировать грамматический строй речи.
8. Учить рассказывать об увиденном или о нарисованном на картинке в 2-4 предложениях.


Подготовительный период. Игры.
Развитие слухового внимания и памяти (узнавание неречевых звуков).


- " СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ?", " ПОКАЖИ ЧТО (КТО) ШУМИТ?"
Поют птички, шумят листочки, топает мальчик, едет машина и т.д.
- "ТИХО - ГРОМКО!"
Если бубен звенит тихо, дети стоят, а если - громко, то бегут на носочках.
- " ЧТО ШУМИТ?"
Отгадывание (показ) каким предметом произведен звук: ложкой, бумагой, стулом, мячом и т.д.
- " ВСТРЕЧАЙТЕ ГОСТЕЙ!" (назвать или показать)
По звуку погремушки, барабана, колокольчика догадаться какой гость идет: мишка, зайчик или петрушка.
- " ВЕТЕР И ПТИЦЫ"
Если тихо гремит погремушка, дети (птички) свободно, но нешумно бегают, а если громко, то прячутся в свои гнезда.
- " СКАЖИ (ПОКАЖИ) ЧТО ЗВУЧАЛО?"
За ширмой: колокольчик, барабан, дудочка и др.
- " СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДЬ?"
Если звучит барабан - на улице дождь, дети быстро садятся на стульчики, а если тихо, то светит солнце и можно собирать цветочки.
- " УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ?"
Под громкий хлопок - поднять флажок вверх, под тихий - опустить вниз.
- " УЗНАЙ ПО ЗВУКУ"
Сказать или показать, что упало на пол: ложка, мяч, карандаш и др.
- " КТО ЭТО?"
По крику животного (птицы) показать или назвать его.
- " МЕДВЕДЬ И МИШУТКА" (можно брать других животных)
Догадаться, кто кричал низко, а кто высоко?


Развитие речевого слуха.


- " УГАДАЙ, КТО ЭТО?"
По голосу узнать товарища, который скажет: "ав-ав" или "мяу-мяу".
- " УЛАВЛИВАЙ ШЕПОТ"
Отойти от детей на определенное расстояние и четким, внятным шепотом отдавать команды, типа: "потопать!", "руки вверх".
- " КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЙ?"
С расстояния от 3 до 6 м. (увеличивать постепенно) давать короткие и простые задания. Например: "Возьми мишку и посади в машину".
- " СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ"
Ребенку предлагается выполнить 1-2 движения, не показывая их, добиваться точного выполнения.
- " У КОГО?" (лото)
У детей по 1-2 предметных картинки. Поднимает тот, чей предмет назовет педагог.
- " НАЙДИ КАРТИНКИ"
Выложить 3-4 предметные картинки. Назвать из них 1-2. Предложить найти названные картинки и взять себе.
- " ЗАПОМНИ И ПОВТОРИ"
2-3 слова.
- " КТО СКАЗАЛ ТИХО, А КТО ГРОМКО?"
Произносить звук "У" тихо или громко.
- " КАК ГУДИТ ПАРОВОЗ?"
- " КАК ОХАЕТ ОЛЯ?"
Произносить звук "О" тихо - громко.

Развитие физиологического дыхания.


Цель: развитие глубокого вдоха и длительного плавного выдоха.

- " ЧЕЙ ПАРОВОЗ ДОЛЬШЕ ГУДИТ?"
- " ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ?"
Птичек делать из тонкой бумаги.
- " ЧЬЯ ЛОДОЧКА ДАЛЬШЕ УПЛЫВЕТ?"
Бумажные лодочки помещать в тазик с водой.
- " ПОГРЕЕМ ОЗЯБШИЕ РУЧКИ"
- " ВОЛШЕБНЫЕ СУЛТАНЧИКИ"
Лучше сделать из цветной бумаги.
- " ПУСКАНИЕ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЬКОВ"
Использовать готовую игрушку.
- " ДУШИСТЫЕ ЦВЕТОЧКИ"
Нюхать цветы - вдох через нос.
- " МУЗЫКАНТЫ"
Игры с музыкальными духовыми игрушками: дудочкой, саксофоном и т.п.
- " НАДУЕМ ИГРУШКУ"
Использовать игрушки маленьких размеров.
- " ВОЛШЕБНАЯ КАРУСЕЛЬ"
Серия игрушек из шоколадных яиц "Киндер сюрприз".
- ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
"Улетай, тучка!", "Листопад", "Воздушный шарик", "Кораблик на волнах", "Кто спрятался в ромашках?", "Кто спрятался под листочком?", "Мишка-футболист", "Кто спрятался в одуванчиках?", "Села птичка на окошко+", "Стрекоза", "Спасем бабочку от паука", "Летят снежинки, белые пушинки+", "Самолетик летит", "Кузнечик".
Литература:

Подготовительные упражнения на развитие артикуляционного
аппарата.

1. Дать понятия: "Рот", "Домик", "Веселый язычок".
2. Упражнения для языка:
- "Вверх - вниз"
- "Вперед - назад" (от звуков "И" и "Э")
- "Облизывание верхней губы"
- "Удерживание языка в состоянии присоса"
- "Пощелкивание языком" (быстро и медленно).
3. Упражнение для губ:
- "Улыбка", "Оскал" (от звуков "И" и "Э")
- "Вперед", "Трубочка" ( от звуков "О" и "У")
- "Опустить нижнюю губу", "Плотно смыкать губы" на звуки "М",
"П", "Б".
4. Упражнения для нижней челюсти:
- "Вниз" - "В исходное положение" от звука "А".

Звуковая культура речи.


ЦЕЛЬ: 1. Упражнять в правильном произношении доступных для детей звукосочетаний, звукоподражаний и отдельных слов.

2. Учить говорить не торопясь и внятно.

3. Учить воспроизводить звукоподражания (слова): быстро и медленно, развивая темп речи; тихо и громко, развивая силу голоса; ласково и сердито, развивая тембр голоса.
4. Знакомить детей с "песенками" (звуками) "Веселого язычка", аккуратно вводя изучаемый звук в новые звукосочетания, звукоподражания, лепетные слова и в доступные для детей простые слова (предложения).
5. Учить соотносить изучаемые звуки с картинкой-символом данного звука.

Структура занятия:
1. Развитие внимания.
2. Развитие физиологического дыхания.
3. Развитие темпа речи (быстро - медленно).
4. Развитие силы голоса (громко - тихо).
5. Развитие тембра голоса (ласково - сердито).
6. Упражнять в правильном произношении звуков (можно брать лепетные слова или звукоподражания).
7. Закрепить в памяти графические образы изученных звуков.

Этапы развития фонематического слуха.


1. Узнавание неречевых звуков.
2. Различение одинаковых звуков, звукосочетаний, слов, фраз по высоте, силе, тембру голоса.
3. Различать слова-паронимы и близкие по звуковому составу (мак-бак, сук-суп и т.д.)
4. Воспроизводить на слух слоги и звукосочетания: ау, уа, ам, ма, ум, му, ом, мо и т.д.
5. Различать звуковые фонемы:
Если "веселый язычок" поет песенку
"У" - покажи картинку-символ "поезд"
"А" - покажи картинку-символ "Алена качает куклу"
"О" - покажи картинку-символ "У Оли болит зуб"
"И" - покажи картинку-символ "Лошадка".
По аналогии сравнить и согласные звуки:
"Н" - покажи картинку "Нонна ноет"
"К" - покажи картинку "Дождик капает"
"В" - покажи картинку "Вьюга воет" и т.д.
6. Узнавать заданный звук в потоке звуков (хлопни в ладоши, когда услышишь звук "А" : а у а а о у и а у о а +
7. Соотносить слова с предметами.
8. Определять первый гласный звук в слове (с помощью педагога, логопед
произносит слово, длительно выделяя первый гласный звук в слове).


Работа над звуконаполняемостью слов, правильным
произношением структуры слов и словосочетаний.


1. Воспроизведение неречевых структур (ритмичное похлопывание или простукивание на слоги).
2. Восприятие 2-х (3-х) одинаковых слогов, типа: ма-ма, ба-ба, му-му, ко-ко-ко (можно стучать или хлопать).
3. Произносить ударный слог в словах.
4. Различать два слога, отличающихся то гласными, то согласными звуками, типа: па-пу, ка-па.
5. Произношение доступных звукосочетаний, которые меняются местами, типа: ау-уа, ауо-оау.
6. Воспроизводить слоги, где варьируются гласные звуки: та-ту, ту-та, та-ту-то, то-та-ту.
7. Воспроизводить ряд слогов, меняя согласные звуки: та-ка, па-та-ка.
8. Проговаривание 2-х сложных слов из прямых слогов, типа: Маша, Ната, Толя; с правильным ударением, допуская искаженное произношение звуков (стучать или хлопать).
9. Проговаривание 3-х сложных слов из прямых слогов, типа: панама, петухи; с правильным ударением, допуская искаженное произношение звуков (стучать или хлопать).
10. Преодоление нарушений при стечении согласных в середине слова, типа: вет-ка, дет-ка, туф-ли и др.
11. Преодоление нарушений при стечении согласных в начале слова (Я скажу кусочек слова, а ты приклей к нему "песенку - к" (т, п, н +): ма- кма, ма-тма, ма-нма).
12. Стремиться звуковой состав приближать к образцу, который дает логопед, за счет правильного интонационного распределения ударных и безударных слогов и за счет усвоения ударения в слове (стучать или хлопать).
Произношение звуков остается неправильное. Сохранение слогового состава идет по количеству гласных звуков. Согласные же могут замещаться, искажаться, смешиваться между собой, а их группы упрощаться.
6.2. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

Цели логопедических занятий по звуковой культуре речи:

1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в и др.
2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту (тембр) голоса:
- быстро и медленно (развивая темп речи)
- тихо и громко (развивая силу голоса)
- ласково и сердито (развивая тембр голоса: тонким и грубым голосом).
3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
4. Упражнять в правильном произношении звуков: А, У, И, О, М, П, Б, Ф,
В, К, Г, Х, Т*, Д*, Н*, Л*, Й, Э, Т, Д, Н, Ы ( звуки С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л,
Р можно не брать, так как они сложные по артикуляции).
5. Упражнять в интонационно-ритмической структуре слов (из 2-3 слогов) с правильным произношением ударных и безударных гласных.
6. Развивать общую и мелкую моторику.
7. Развивать общее внимание и память.
8. Учить соотносить звук с картинкой-символом, с соответствующей буквой.
9. Закреплять произношение согласных звуков в слогах (обратных и прямых) с опорой на картинки-символы.

ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТ НА ЗАНЯТИЯХ.
1. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука ("Веселого язычка в своем домике"). Артикуляционная гимнастика. Узнавание звука по артикуляционному укладу.
2. Изолированное произношение звука. Знакомство с картинкой-символом.
3. Произношение в слогах (слоги с опорой на картинки-символы), словах, фразах.
4. Дидактические игры на развитие слухового внимания, речевого слуха, зрительного внимания, физиологического дыхания.
5. Выполнение упражнений на развитие общей и мелкой моторики. (Игры на соотнесение слов с движениями. Пальчиковые гимнастики. Рисование на подносах с манной крупой).
7. Развитие конструктивных способностей. Складывание разрезных картинок.

8. Выполнение упражнений на развитие логического мышления и памяти

ЭТАПЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Первый год жизни ребенка в плане речевого развития можно назвать «стадией крика и лепета». Несмотря на то что и крик, и лепет лишены функции речи, этот период очень важен: он является подготовительным для всего последующего речевого развития, во время него происходит подготовка к овладению речью.

Кроме того что ребенок практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных обра­зов, отрабатываются интонационные структуры родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха. Особенно восприимчив малыш первого года жизни к интонации и ритму. Н. X. Швачкин установил, что ребенок оказывается способным усваивать звуковую сторону речи в определенной последовательности: интонация (в 4-6 месяцев), ритм (6-12 месяцев), звуковой состав слова (после года).

Период первого года жизни можно разделить на несколько этапов.

Первый этап, длящийся от рождения до 1,5-2 месяцев, характеризуется младенческим криком и звуками. Крик возникает у ребенка самостоятельно, без побуждения со стороны взрослого, то есть рефлекторно. В течение первого месяца жизни у младенца преобладают отрицательные эмоциональные состоя­ния, выражающиеся в частом крике.

Все дети кричат одинаково. Это врожденная реакция, не зависящая ни от пола младенца, ни от особенностей языка его родителей. При форсировании голоса звуки получаются напряженными, причем более низкие звуки становятся крикливыми, а более высокие — визгливыми. Напряжение передается и в артикуляционный аппарат, в частности отмечается напряжение нижней челюсти. Таким образом, с криком начинается развитие тонких и разнообразных движений речевого аппарата: дыхатель­ного, голосового, артикуляторного. Характерной особенностью крика является то, что его нельзя разбить на составляющие элементы, трудно выделить в нем те или иные звуки, правда, в основном преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок. Иногда звуки крика как бы приближенно напоминают согласные [г], [к], [н], но все звуки имеют рефлекторный характер.

С 1 месяца кроме крика ребенок начинает издавать другие звуки (тихие гортан­ные — например, протослова [аху]); кричать по-разному при ощущении голода, боли. Типы крика начинают различаться по составляющим их звукам и ритму. Крик к этому времени становится интонационно выразительным. Прибавляется крик еще одного типа, функция которого — привлечение внимания взрослого (у малыша нет никаких неприятностей, он просто требует, чтобы к нему подошли). С 1,5 месяцев появляется хныканье.

Оценка крика ребенка имеет важное диагностическое значение. У здорового новоро­жденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. У детей с органическим поражением центральной нервной системы (у которых в дальнейшем выявляются расстройства речи) крик может быть пронзительным или очень тихим, в виде отдельных всхлипываний или вскрикиваний, которые ребенок производит обыч­но на вдохе; крик может отсутствовать вообще. Ведущая роль в овладении речью принадлежит слуху, так как прежде всего от состояния слуха зависят возможность возникновения и дальнейшее развитие речи.

Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем малыш начинает прислушиваться к звукам (с 1 месяца), чуть позже — отыскивать взглядом источник звучания и поворачивать голову к говорящему (с 2 месяцев).

Если ребенок не слышит, то речь без специального обучения развиться не может. Исследования Л. В. Неймана и В. И. Бельтюкова показали, что даже при относительно небольшом снижении слуха (не превышающем 20-25 дБ) возникают затруднения в восприятии некоторых звуков (многих согласных, безударных окончаний слов и т. п.). Одно из самых негативных последствий имеет снижение слуха, возникшее до начала процесса развития речи или в самом его начале, так как оно приводит к общему недоразвитию речи. У глухих от рождения детей подражание речи окружающих не развивается без специального обучения.

Зрение также имеет существенное значение в развитии речи. Это подтверждается тем, что слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий новорожденный ребенок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говоря­щих, пытается имитировать их.

Очень важны эмоциональный контакт и эмоциональное общение с новорожденным, которые обуславливают появление и развитие положительных эмоций ребенка, стимулируют и поддерживают не только коммуникативное, но и речевое, а также психиче­ское развитие.

Развитию речи способствует речевое общение.

В общении с окружающими малыш на начальных этапах речевого развития подра­жает звукам и словам, которые произносит взрослый. С первых часов после его рождения мать, воспринимающая своего малыша как самого близкого и дорогого ей человека, должна окружить его не просто безраздельной любовью и заботой, то есть- не только вовремя кормить, пеленать, укладывать спать, но и общаться с ним — пытаться поймать его взгляд, обращаться к нему, гладить, брать на руки, петь колыбельные, разговаривать — конечно, прекрасно понимая, что новорожденный не понимает еще ее слов. Разговаривать с ребенком нужно при пеленании, при кормлении, при купании н выполнении гигиенических процедур.

Важно также, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью. Напри­мер, если родители по одним жестам малыша легко распознают его потребности и тут же с радостью их удовлетворяют, то он может с запозданием начать излагать свои просьбы словами и, соответственно, позже начинает говорить.

Второй этап речевого развития, продолжающийся с 2 до 5-6 месяцев, характеризу­ется качественным изменением крика, появлением гуления и смеха. Около 2 месяцев у ребенка появляются отчетливо артикулируемые звуки; становится заметно, что он сам получает от них удовольствие. Это гуление, названное так по сходству со звуками, издаваемыми голубями. В отличие от криков гуление, а затем и лепет стихийно не возникают: их появление обусловлено эмоциональным общением со взрослыми.

С 2 месяцев 3 недель преимущественное место в гулении занимают гласные звуки, например: [А-А], [А-Э], [А-У], [У-У], [БУ-У], [ГУ-ГУ]. Как отмечают многие исследо­ватели, не все звуки, произносимые в это время ребенком, соответствуют звукам родного языка. Крик к этому времени становится интонационно выразительным: впервые появляются отчетливые голосовые модуляции — резкий визг, радостное по­визгивание; частота крика снижается, исчезают примитивные звуки кряхтения.

С 3 месяцев гуление достигает обычно максимума, становится певучим [А-А-А], [Э-У], [О-О], [А-И-А]; гуление может возникать спонтанно, но может быть вызвано и по подражанию; с 4 месяцев появляются первые цепочки слогов, которые постепенно приобретают характер трелей, или свирели — звуки произносятся «каскадом» [АЛЬ-ЛЕ-Е-ЛЫ-АГЫ-АЫ]. Появляются первые согласные — гортанные звуки [КХ, СХ, ХА, ХЫ], которые можно вызвать и по подражанию, но в них еще отсутствует напевность. Во время гуления ребенок прислушивается к собственному голосу и тормозит все свои движения. Образуются первые условные связи между слуховыми и артикуляторными действиями, формируется подражание собственным звукам.

С 3-4,5 месяцев появляются звуки [Н], [Б], [В], [М], которые произносятся закры­тым ртом; с 5 месяцев малыш покрикивает от нетерпения; на протяжении длительного времени (несколько минут) ритмически взмахивает руками, при этом может издавать неопределенные звуки. Характер и продолжительность гуления зависят от реакции матери. Если она положительно реагирует на издаваемые ребенком звуки, улыбается в ответ, повторяет звуки, издаваемые малышом, гуление усиливается, приобретает все более и более эмоциональный характер. Гуление, не поддерживаемое домашними, постепенно сходит на нет, затухает. Таково значение первых диалогов между матерью и ребенком.

У детей с органическим поражением центральной нервной системы гуление обычно остается однообразным, без интонационной выразительности, звуки редкие и тихие, преобладают назализованные звуки. На этом же этапе появляется и первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими; к 3 месяцам 3 неде­лям смех становится продолжительным; с 4 месяцев малыш громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним. У детей с органическим поражением централь­ной нервной системы (ЦНС) смех отсутствует.

Третий этап, длящийся с 5-6 до 9-10 месяцев, характеризуется появлением лепета. Лепетать ребенок начинает в возрасте около полугода, иногда раньше, иногда позже. Сначала он издает короткие вокализации, представляющие собой сочетания звуков, скорее похожих на комбинации согласный — гласный. Постепенно лепет усложняется по нескольким направлениям: появляются новые звуки, удлиняются звуковые вокали­зации (постепенный переход от двух слогов к цепочкам).

В лепете отчетливо улавливаются звуки, свойственные словам данного языка. В лепете, как отмечают исследователи, встречается даже [Р], отсутствуют только шипящие. В. И. Бельтюков заметил интересную закономерность: последовательность появления звуков в лепете соответствует последовательности появ­ления звуков в словесной речи — сначала появляются губные звуки, потом передне­язычные, мягкие и т. д.

С 5 месяцев появляются ритмичные цепочки слогов [М-МА, ЭТ, КГХ, ХКУ, ХА].

С 6-7 месяцев ребенок произносит отдельные слоги разного вида, разной модуля­ции, разного тона [Х-ХЭ, УЛИ, АБО, ABB, АДЭ, ВО-ВА]. Произносимые в слогах звуки еще недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях (короткие цепочки). Эти звуковые комплексы никак не связаны со смыслом и не являются осознанными словами, хотя внешне иногда и напоминают их. По мере развития лепета постепенно увеличивается количество повторений одного и того же слога (2-3 раза и более), а затем к нему присоединяются и другие слоги, которые употребляются в одной цепочке.

С 7 месяцев малыш подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги [AAA, Э, АЭ, АХ, ОГУ, ЭМЛ, У-У-У, ДЭ-ДЭ, АДЭ, О-ОЦО]. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи — не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Наиболее частыми являются из гласных — [а], [э], из согласных — губные звуки ([п], [пь], [б], [бь], [м], [мь]), язычно-задненёбные ([к], [г]) и язычно-средненёбные ([гь], [кь]); к 8 месяцам к лепету добавляются слоги, имеющие характер междометий (АХ, ХЭ); малыш копирует слоги, подражает взрослому (шепотом); громко, четко и повтор­но произносит различные звуки, которые становятся все более и более разнообразными.

К 7-8 месяцам при правильном воспитании (то есть если организованы специ­альные занятия с ребенком) он может устанавливать связь некоторых слов с определенными предметами (например, на вопрос «где?» ищет или находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в одном и том же месте), то есть возникает первичное понимание речи. К 8 месяцам понимает отдельные инст­рукции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам типа «дай ручку», «ладушки». С 8,5-9,5 месяцев ребенок повторяет слоги с разнооб­разными интонациями.

Лепет начинает носить социализированный характер: малыш использует интонаци­онно выразительный лепет как средство общения, а голосовые реакции — для привле­чения внимания окружающих; слушает речь других. В процессе такого элементарного речевого общения с ребенком большое значение имеет неоднократное зрительное подкрепление повторно называемого предмета, что способствует пониманию его словес­ного обозначения.

К 9 месяцам на просьбу «дай» малыш может найти неоднократно называемый предмет; знает свое имя, оборачивается на зов, подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете, произносит явные двойные слоги из одинаковых согласных и гласных, сказанные по подражанию (БА-БА, МА-МА, ПА-ПА, ГА-ГА, АЛЯ). Начинает произносить слоги, состоящие из разных гласных при одинаковых согласных (ТЕТЯ).

К 10 месяцам повторяет новые слоги за взрослым (ЛЯ-ЛЯ, ЛА-МА). Каждое вновь приобретенное слово сначала произносится по слогам («Ка-тя»), а затем слитно («Катя»).

Симптомами риска речевых нарушений детей от 9 месяцев до 1 года 6 месяцев являются отсутствие или рудиментарность лепета, избирательного предметно-действенного общения со взрослым, невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.

У плохо слы­шащего ребенка развитие лепета останавливается на нескольких начальных звуках, а с 5-7 месяцев начинает постепенно исчезать, и ребенок замолкает.

Некоторые исследователи считают, что по лепету можно судить о будущих умствен­ных способностях: младенцы, которые активно лепечут, обычно вырастают в смышле­ных детей. Правда, они же отмечают, что дети, которые очень рано начинают говорить, не обязательно впоследствии отличаются богатой речью и выдающимися способностями, так как ранняя речь более напоминает имитацию, чем осмысленное самовыражение.

Четвертый этап охватывает период с 10 месяцев до 1 года и характеризуется появлением лепетных слов (сочетания слогов, имеющих определенное значение). Слоги состоят из разных согласных и гласных («Катя», «Маня»).

С 10 месяцев возникает «диалог» между малышом и взрослым, малыш повторяет новые слоги, которых нет в его лепете. Модулируя слог, малыш не просто играет, он вкладывает в него определенный смысл. Этот слог принадлежит какому-либо слову. Первые «слова» — это ударные слоги знакомых ему слов: «КА» (каша), «ПА» (платье).

С 11 месяцев увеличивается запас лепетных слов, ребенок произносит первые упро­щенные и сознательные слова, например: «АВ-АВ», «КИС-КИС», «ДАЙ», «МАМА», «ПАПА», «БАБА», «ДЯДЯ»; с 12 месяцев произносит 8-10 облегченных слов (напри­мер, ДАТЬ, ТЕТЯ, ХА), пользуется словами для коммуникации. К концу года в речи произносятся следующие звуки: [А], [У], [И], [М], [П], [Б], [Н], [Т], [Д], [К], [Г].

Интенсивно развивается понимание обращенной речи. Ребенок начинает понимать названия отдельных предметов, игрушек, действий в конкретных ситуациях, а с 10-11 месяцев — уже независимо от ситуации и интонации говорящего. В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (в частности, правильная речь окружающих).

Эмоции ребенка становятся дифференцированными, он стремится к эмоционально­му речевому контакту. Появляется осознанный интерес к игрушкам, ко всему окру­жающему. Начинают усложняться и предметные действия — они направлены на опре­деленный результат, связанный с изменением объекта, его звучанием, движением. Формируется память, возникает общение на основе предметно-действенных средств.

Для детей с нарушениями ЦНС характерно отсутствие лепета или его обедненность, невыполнение простых словесных команд, отсутствие игровых подражательных действий.

Пятый этап, длящийся от 1 года до 2 лет, характеризуется становлением активной речи. Малыш много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова.

У большинства детей следующий порядок усвоения согласных (по данным С. Н. Цейтлин): губные появляются раньше язычных, твердые губные — раньше мяг­ких губных, мягкие зубные — раньше твердых, смычные — раньше щелевых, а свистя­щие — раньше шипящих. Подобный порядок наблюдается и в других языках мира — он универсален.

Наши рекомендации