В необычном психофизиологическом состоянии

Задача установления факта выполнения рукописи лицом, находившимся в необычном психофизиологиче­ском состоянии, может выступать как самостоятельная цель исследования и как сопутствующая идентификации исполнителя (в том случае, когда возникает вопрос об исполнителе и его состоянии в момент написания рукописи). Независимо от характера поставленной зада­чи эксперту необходимо выявить признаки, происхожде­ние которых объясняется именно необычным нервно-психическим состоянием писавшего. Наряду с исследуе­мым документом в распоряжении эксперта должны быть свободные и экспериментальные образцы письма пред­полагаемого исполнителя рукописи. Для решения неиден­тификационной задачи они необходимы так же, как и при исследовании в целях идентификации. Неидентифи­кационные исследования с этой целью проводятся по обычной экспертной методике: ознакомление с материа­лами экспертизы; раздельное исследование; сравнитель­ное исследование; оценка признаков; формулирование выводов.

Если установление факта необычного состояния пи­савшего является самостоятельной задачей, исследова­ние начинается с анализа рукописи. B ходе раздельного исследования изучается ее внешний вид и все признаки письма. Особое внимание обращается на орфографию, наличие орфографических ошибок, топографические признаки, признаки нарушения координации движений, конструктивной сложности, стройности, четкости, равно­мерности размера и расстановки букв, устойчивость наклона. Из частных признаков внимания заслуживает общая структура и конструктивная сложность движений при выполнении букв, форма траектории движений при написании и соединении элементов букв и букв между собой, протяженность движений при выполнении пись­менных знаков, особенно тех, которые имеют подстроч­ные части.

Определив комплекс признаков письма, свидетель­ствующих об отклонениях от нормы, эксперт одновре­менно изучает в образцах особенности почерка предполагаемого исполнителя рукописи и переходит к сравни­тельному исследованию признаков, таким путем уста­навливая те из них, которые оказались специфичными только для исследуемого письма.

Последующий этап исследования заключается в сопоставлении этих специфичных признаков с научными данными, характеризующими письмо человека, находившегося в состоянии временного функционального расстройства нервной деятельности. Их соответствие либо несоответствие научным положениям еще не дает оснований для категорического вывода о состоянии писавшего.

Если же перед экспертом ставятся две задачи: иден­тифицировать исполнителя и установить, не находился ли он в момент выполнения данного текста в состоянии повышенного возбуждения или торможения, — исследо­вание на первом этапе целесообразно вести, как пока­зывает практика, по следующей методике.

На стадии экспертного ознакомления с материалами, представленными на экспертизу, изучают рукопись (без детального анализа признаков), обращая внимание на ее общий вид и количество письменных знаков, посколь­ку это предопределяет объем исследования на следую­щей стадии.

Раздельное исследование признаков письма следует начинать с изучения образцов. Такая последователь­ность вызвана тем, что в ходе анализа образцов, во-пер­вых, выявляются признаки, наиболее характерные для письма данного лица, во-вторых, изучаются их стерео­типность и пределы варьирования при написании текста в нормальном нервно-психическом состоянии. Это необ­ходимо для последующего изучения устойчивости при­знаков, сохраняющихся в рукописи, выполненной (пред­положительно) в необычном нервно-психическом состоя­нии.

Анализ исследуемой рукописи предполагает изучение характерных признаков почерка и выявление тех из них, которые свойственны письму человека, находившегося в необычном психическом состоянии (исходя из приве­денных ранее комплексов общих и частных признаков в письме лиц с временным расстройством нервно-психи­ческой деятельности). Эта стадия постепенно переходит в стадию сравнительного исследования, при которой путем сравнения выявленных в ходе раздельного исследования могут быть обнаружены отсутствующие в образцах при­знаки.

Оценка совпадающих и различающихся признаков производится по общепринятой методике. Определяются, во-первых, индивидуальность идентификационного ком­плекса совпадающих признаков и достаточность его для вывода о тождестве исполнителя; во-вторых, природа различающихся признаков: в какой степени они проти­воречат выводу о тождестве, не являются ли они на­столько существенными и устойчивыми, что позволяют отрицать тождество, или они — следствие каких-то необычных факторов, вызвавших отклонения в стерео­типии письма. Сопоставлением выявленных различий и приведенных ранее данных о признаках письма в необыч­ном состоянии может быть установлено их соответствие. К сожалению, признаки, свойственные письму лиц с временным функциональным расстройством централь­ной нервной системы, очень трудно отличить от призна­ков письма людей, находящихся в иных болезненных состояниях. Однако выводы, сделанные в результате исследования специфики предсмертных рукописей, дают возможность экспертам использовать их в некоторой мере как основание для предположения, что в конкрет­ном случае рукопись была выполнена лицом, находив­шимся в непривычном нервно-психическом состоянии. Естественно, успешному проведению экспертизы в значительной степени способствует качественно подго­товленный сравнительный материал: свободные и экспе­риментальные образцы на 10—15 страницах, написан­ные в привычном темпе, желательно небрежно (черно­вики, блокноты, неофициальные документы). Достаточ­ное количество образцов, содержащих слова и буквосо­четания, аналогичные исследуемым, обеспечит выявле­ние всех вариантов признаков почерка, что имеет решаю­щее значение для правильной оценки различающихся признаков.

Глава пятая

Возможности установления

ВРЕМЕНИ ВЫПОЛНЕНИЯ РУКОПИСИ

Наши рекомендации