В необычном психофизиологическом состоянии
Задача установления факта выполнения рукописи лицом, находившимся в необычном психофизиологическом состоянии, может выступать как самостоятельная цель исследования и как сопутствующая идентификации исполнителя (в том случае, когда возникает вопрос об исполнителе и его состоянии в момент написания рукописи). Независимо от характера поставленной задачи эксперту необходимо выявить признаки, происхождение которых объясняется именно необычным нервно-психическим состоянием писавшего. Наряду с исследуемым документом в распоряжении эксперта должны быть свободные и экспериментальные образцы письма предполагаемого исполнителя рукописи. Для решения неидентификационной задачи они необходимы так же, как и при исследовании в целях идентификации. Неидентификационные исследования с этой целью проводятся по обычной экспертной методике: ознакомление с материалами экспертизы; раздельное исследование; сравнительное исследование; оценка признаков; формулирование выводов.
Если установление факта необычного состояния писавшего является самостоятельной задачей, исследование начинается с анализа рукописи. B ходе раздельного исследования изучается ее внешний вид и все признаки письма. Особое внимание обращается на орфографию, наличие орфографических ошибок, топографические признаки, признаки нарушения координации движений, конструктивной сложности, стройности, четкости, равномерности размера и расстановки букв, устойчивость наклона. Из частных признаков внимания заслуживает общая структура и конструктивная сложность движений при выполнении букв, форма траектории движений при написании и соединении элементов букв и букв между собой, протяженность движений при выполнении письменных знаков, особенно тех, которые имеют подстрочные части.
Определив комплекс признаков письма, свидетельствующих об отклонениях от нормы, эксперт одновременно изучает в образцах особенности почерка предполагаемого исполнителя рукописи и переходит к сравнительному исследованию признаков, таким путем устанавливая те из них, которые оказались специфичными только для исследуемого письма.
Последующий этап исследования заключается в сопоставлении этих специфичных признаков с научными данными, характеризующими письмо человека, находившегося в состоянии временного функционального расстройства нервной деятельности. Их соответствие либо несоответствие научным положениям еще не дает оснований для категорического вывода о состоянии писавшего.
Если же перед экспертом ставятся две задачи: идентифицировать исполнителя и установить, не находился ли он в момент выполнения данного текста в состоянии повышенного возбуждения или торможения, — исследование на первом этапе целесообразно вести, как показывает практика, по следующей методике.
На стадии экспертного ознакомления с материалами, представленными на экспертизу, изучают рукопись (без детального анализа признаков), обращая внимание на ее общий вид и количество письменных знаков, поскольку это предопределяет объем исследования на следующей стадии.
Раздельное исследование признаков письма следует начинать с изучения образцов. Такая последовательность вызвана тем, что в ходе анализа образцов, во-первых, выявляются признаки, наиболее характерные для письма данного лица, во-вторых, изучаются их стереотипность и пределы варьирования при написании текста в нормальном нервно-психическом состоянии. Это необходимо для последующего изучения устойчивости признаков, сохраняющихся в рукописи, выполненной (предположительно) в необычном нервно-психическом состоянии.
Анализ исследуемой рукописи предполагает изучение характерных признаков почерка и выявление тех из них, которые свойственны письму человека, находившегося в необычном психическом состоянии (исходя из приведенных ранее комплексов общих и частных признаков в письме лиц с временным расстройством нервно-психической деятельности). Эта стадия постепенно переходит в стадию сравнительного исследования, при которой путем сравнения выявленных в ходе раздельного исследования могут быть обнаружены отсутствующие в образцах признаки.
Оценка совпадающих и различающихся признаков производится по общепринятой методике. Определяются, во-первых, индивидуальность идентификационного комплекса совпадающих признаков и достаточность его для вывода о тождестве исполнителя; во-вторых, природа различающихся признаков: в какой степени они противоречат выводу о тождестве, не являются ли они настолько существенными и устойчивыми, что позволяют отрицать тождество, или они — следствие каких-то необычных факторов, вызвавших отклонения в стереотипии письма. Сопоставлением выявленных различий и приведенных ранее данных о признаках письма в необычном состоянии может быть установлено их соответствие. К сожалению, признаки, свойственные письму лиц с временным функциональным расстройством центральной нервной системы, очень трудно отличить от признаков письма людей, находящихся в иных болезненных состояниях. Однако выводы, сделанные в результате исследования специфики предсмертных рукописей, дают возможность экспертам использовать их в некоторой мере как основание для предположения, что в конкретном случае рукопись была выполнена лицом, находившимся в непривычном нервно-психическом состоянии. Естественно, успешному проведению экспертизы в значительной степени способствует качественно подготовленный сравнительный материал: свободные и экспериментальные образцы на 10—15 страницах, написанные в привычном темпе, желательно небрежно (черновики, блокноты, неофициальные документы). Достаточное количество образцов, содержащих слова и буквосочетания, аналогичные исследуемым, обеспечит выявление всех вариантов признаков почерка, что имеет решающее значение для правильной оценки различающихся признаков.
Глава пятая
Возможности установления
ВРЕМЕНИ ВЫПОЛНЕНИЯ РУКОПИСИ