Неидентификационных исследований в судебноаа почерковедении
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ УКРАИНСКОЙ ССР
Харьковский научно-исследовательский институт судебных экспертиз им. засл. проф. Н. С. Бокариуса
НЕИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
В ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЕ
Ответственный редактор
Доктор юридических наук
Профессор Л. Е. Ароцкер
КИЕВ – 1972
Глава первая
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
НЕИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СУДЕБНОАА ПОЧЕРКОВЕДЕНИИ
Установление внешней обстановки
И условий выполнения рукописи
В данную группу можно включить следующие вопросы:
исполнена ли рукопись в непривычной (необычной) позе и в какой именно? В литературе отмечается, что непривычная поза способствует изменению определенных признаков почерка. Г. В. Рожкова экспериментальным путем установила, что при письме в разных позах проявляются однотипные изменения почерка, свойственные письму в определенной позе. Однако наиболее характерные изменения появляются в почерке, если человек пишет стоя, с упором на кисть и предплечье, при горизонтальном и вертикальном положении бумаги. Поскольку экспериментами не установлены изменения в почерке, характерные для письма в определенной позе, эксперту можно рекомендовать использовать их лишь для решения вопроса об исполнении рукописи в привычной или непривычной позе;
выполнена ли рукопись искаженным почерком? Большинство экспертов в настоящее время могут решить этот вопрос, используя данные о характере изменений признаков почерка при умышленном его искажении2. Вопрос об исполнении рукописи искаженным почерком решается, как правило, после того, как идентифицирован исполнитель, однако в ряде случаев данный факт устанавливается и в раздельном исследовании;
имеет ли место автоподлог? В отдельных случаях, когда следователя или суд интересует не только тождество исполнителя, но и способ выполнения подписи на документе — вещественном доказательстве, самостоятельной задачей экспертного исследования является установление факта автоподлога. Всякое умышленное изменение собственной подписи внешне проявляется в определенных признаках, которые могут быть изучены экспертом и оценены как признаки автоподлога. Он может быть установлен лишь в результате сравнительного исследования, при условии, что по подписи идентифицировано лицо, от имени которого она выполнена;
выполнен ли текст (подпись) с подражанием почерку (подписи) определенного лица? Решение этого вопроса обычно сопутствует решению идентификационной задачи. Иногда он может быть предметном специального экспертного исследования. Ответ на него эксперт может дать, лишь имея в своем распоряжении образцы почерка, с подражанием которому выполнен текст (подпись).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛЕДОВАТЕЛЕМ И СУДОМ
ФАКТОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ НЕИДЕНТИФИКАЦИОННОЙ
ВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ
ФАКТА ВЫПОЛНЕНИЯ РУКОПИСИ В СОСТОЯНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ
ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПИСЬМО ЛИЦА,
ВЫПОЛНИВШЕГО РУКОПИСЬ В СОСТОЯНИИ
ФИЗИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ
Какие же признаки письма изменяются под влиянием мышечного утомления; какой комплекс признаков может свидетельствовать о выполнении рукописного текста в состоянии мышечного утомления? С целью выяснения этого в Харьковском научно-исследовательском институте судебной экспертизы была проведена экспериментальная работа.
Для исследования были отобраны образцы почерка у 100 лиц обоего пола (65 студентов, 35 рабочих1) в возрасте от 17 лет до 41 года. Испытуемые выполняли экспериментальные образцы письма карандашом или чернилами в привычной позе (сидя за столом), переписывая на нелинованные стандартные листы бумаги однотипные связные тексты (631 буквенный знак), включавшие все буквы русского алфавита. Образцы письма отбирались дважды: у студентов — перед началом спортивной тренировки и сразу же после мышечной нагрузки; у рабочих — перед началом работы и после ее окончания. В экспериментах были использованы следующие виды мускульной деятельности: для студентов — спортивная тренировка (волейбол, баскетбол, фехтование, спортивная гимнастика); для рабочих — выполнение тяжелой физической работы (переноска труб, мешков, копание земли). Таким образом, вызывалось и общее утомление, и локальное утомление мышц руки.
Спортивная тренировка продолжалась 3—3,5 часа, физическая работа — 7 часов.
При определении тяжести мускульной нагрузки у рабочих учитывались мощность и длительность работы. Принимался также во внимание субъективный показатель утомления (чувство усталости), а в экспериментах со спортсменами — оценка физической нагрузки тренерами.
Эта методика была выработана после проведения серии экспериментов, в которых испытуемым предлагалась тяжелая физическая нагрузка (поднятие тяжелых гирь, сжатие пружинных гантелей, динамометра) на непродолжительное время—15—30 сек. После анализа результатов, показавшего отсутствие существенных изменений письма, были проведены основные эксперименты.
Изучались признаки письменной речи, топографические признаки, общие и частные признаки почерка.
Образцы почерка, выполненные в нормальных условиях, характеризовались следующими общими признаками:
степень выработанности — у 93 человек высокая, у семи — средняя;
координация движений — у 77 человек высокая, у 13 — относительно высокая, у десяти — средняя;
темп письма — у 53 лиц быстрый, у 45 — средний, у двух — медленный;
стройность почерка — у 55 испытуемых стройный, .у 22 — относительно стройный, у 23 — нестройный;
четкость — у 84 лиц четкий, у семи — относительно четкий, у девяти—нечеткий;
конструктивная сложность — у 93 испытуемых простые, у - пяти — с элементами усложненности, у двух — упрощенные;
размер букв — у четырех лиц большой, у 75 — средний, у 13 — малый, у восьми — неодинаковый: у шести — малый и средний, у двух — большой и средний;
расстановка — у трех человек широкая, у 87 — средняя, у пяти — узкая, у пяти — неравномерная: у трех — узкая и средняя, у двух — средняя и широкая;
наклон— у 81 человека правый, у 19 — неустойчивый: у 11—положение продольных осей букв право-наклонное и вертикальное, у восьми — правонаклонное, вертикальное и левонаклонное;
степень связности — у 31 лица высокая, у 41 —средняя, у 28 — малая.
Образцы письма, выполненные в состоянии мышечного утомления, характеризуются наличием буквенных исправлений, дописок, перечеркиваний, лишних штрихов в буквах (в 63% случаев). Исправлению подвергаются - от двух до десяти букв.
Об изменениях признаков письменной речи судить трудно, так как тексты выполнялись не под диктовку, а путем переписывания машинописного текста. Однако в ряде случаев (17%) встречаются следующие орфографические ошибки, отсутствующие в тексте, выполненном в привычных условиях: «молодеж», «искуство», «одно-стороним», «разностороне», «Владимера», «закалены», «комунистического», «видить» и др. Наблюдаются пропуски запятых (16%); нарушения правил синтаксиса, в частности, норм согласования в простом предложении (например, «должен быть... человеком знающий и любящий свое дело»); замена слова (например, «защищающим» вместо «знающим»); повторения букв, слов и слогов в слове; пропуски букв и слогов, фрагментов предложений и целых предложений (8%).
Изменялись следующие топографические признаки письма: линия полей стала неровной в 13% случаев; увеличение интервалов между строками — у 34%, уменьшение— у 5% испытуемых; изменение направления линии строки с горизонтального на поднимающееся — у 11%, на опускающееся — у 9%; изменение линии строки преимущественно с прямолинейной или относительно прямолинейной на извилистую наблюдалось в 33% случаев.
Из общих признаков почерка не изменилась только степень выработанное™. Все остальные общие признаки изменились: координация движений снизилась — у 88% человек, в том числе высокая — у 65%, относительно высокая —у 13%, средняя —у 10% испытуемых.
Снижение координации движений выразилось в появлении изломов, извилистости штрихов элементов букв, а также в снижении стройности, четкости почерка, колебаниях размера букв, неустойчивости наклона. В ряде случаев нарушение координации проявилось в изменениях топографии письма.
Следует заметить, что снижение координации, как правило, происходило неравномерно. Это нашло отражение в исследуемых образцах: в одних фрагментах текста (строках, словах и даже буквах) — координация, например, с высокой изменялась на среднюю, в других — только на относительно высокую или даже оставалась высокой. Однако в целом рукописи свидетельствовали об общем снижении степени двигательной координации их исполнителей:
у 12% испытуемых координация движений не изменилась, причем у них не произошло существенных изменений и в остальных признаках письма;
темп письма снизился у 21% испытуемых, в том числе быстрый темп изменился на средний (16%), а средний стал неравномерным — средним и медленным (5%);
степень стройности почерка снизилась у 67% лиц; стройные (42%) почерки стали относительно стройными или нестройными; относительно стройные (19%) стали нестройными; нарушилось строение некоторых нестройных почерков (6%);
четкость снизилась у 26% человек в четких (21%) и нечетких (5%) почерках;
конструктивная сложность снизилась у 6% лиц — простые почерки (4%) стали упрощенными; сложные (2%) —простыми;
размер букв увеличился у 33% лиц — средний изменился на большой (19%), малый на средний (10%), неодинаковый — средний и малый — изменился на средний и большой (4%); размер букв уменьшился (средний "изменился на малый) —у 3% испытуемых;
расстановка увеличилась у 42% лиц — средняя изменилась на широкую (37%); узкая на среднюю (3%);. неравномерная — узкая и средняя — изменилась на среднюю и широкую (2%);
наклон изменился у 25% испытуемых — в почерках с правонаклонным и вертикальным положением продольных осей букв (10%) и в почерках с правым наклоном (13%) положение продольных осей букв стало неустойчивым (правонаклонным, вертикальным, левонаклонным); неустойчивый наклон изменился на правый (2%);
степень связности почерка изменилась у 11 % человек— высокая на среднюю (6%), средняя на высокую (3%), малая на среднюю (2%).
Некоторые изменения произошли и в частных признаках почерка, причем если в общих признаках они имеют, определенный, устойчивый характер, то в частных, — как правило, неустойчивы и очень ограничены.
В ряде случаев (9%) появляются варианты букв «л», «Л», «м» с разгибательным направлением движения при выполнении первого элемента и варианты букв «к», «К» с разгибательным направлением движения при выполнении второго элемента. В образцах, отобранных у испытуемых до наступления физического утомления, первый элемент букв «л», «Л», «м» и второй элемент букв «к», «К» выполнялся со сгибательным направлением движения.
Изменения проявлялись также в деформациях траектории движений при выполнении и соединении начальных и основных, основных и заключительных штрихов элементов букв «С», «в», «ч», «г», «р» (у 5% лиц); эти деформации выражались в появлении изломов, угловатости, извилистости, упрощении конструктивной сложности движений при выполнении элементов букв — утрате в ряде случаев (6%) предварительных и заключительных штрихов (варианты); они проявлялись также в увеличении относительной протяженности движений при выполнении подстрочных элементов букв «у», «д», «р» (варианты) —у 5% лиц.
В почерке каждого испытуемого, как правило, изменялось два-три частных признака, а изменения частных признаков имели место в трех—пяти буквах в каждом почерке.
Анализируя результаты эксперимента, необходимо отметить, что при выполнении письма в состоянии мышечного утомления прежде всего изменяются такие общие признаки почерка, как координация движений (у 88% лиц) и связанные с ней стройность, четкость письма, размер букв, расстановка, темп, наклон, а также топографические признаки — размер интервалов между строками, форма и направление линии строки.
Изменения проявляются, как правило, в дописках, поправках, лишних штрихах, деформациях письменных знаков, изломах, угловатости штрихов, нарушениях стройности, четкости почерка, неустойчивости и преимущественном увеличении размера букв, расстановки, интервалов между строками, извилистости линии строк и т.п.
Сопоставляя полученные результаты с данными о влиянии физического утомления на производительность труда и на двигательные акты письма, содержащимися в литературе по физиологии ', следует отметить их принципиальное совпадение. Подобные нарушения письма, в частности изменение почерка при снижении уровня координационной сложности движений, описаны и в криминалистической литературе.
Среди изменений частных признаков заслуживает внимания появление вариантов букв «л», «Л», «м», «к», «К». По-видимому, эти варианты раньше были присущи письму исполнителей, и появление их обусловлено тем, что при утомлении нередко растормаживаются старые, долгое время не функционировавшие, но упрощенные навыки.
В целом же, результаты экспериментов свидетельствуют об устойчивости частных признаков. Обнаруженные изменения не имеют определенного характера, и в основном их можно отнести за счет изменения общих признаков. Это явление может быть объяснено учением И. П. Павлова о динамической стереотипии в коре головного мозга, согласно которому нервной системе даже в трудных обстоятельствах легче повторить одно и то же, чем изменить стереотип. В трудных обстоятельствах (а письмо в состоянии физической усталости можно с полным правом отнести к этим случаям) в той или иной степени нарушается система двигательных реакций человека, но эпизодическое нарушение — это еще не замена. Можно предположить, впрочем, что при хроническом утомлении беспорядочные нарушения могут стабилизироваться и стать определенными и устойчивыми, т. е. произойдет замена динамического стереотипа. Высокой устойчивостью динамического стереотипа объясняется и стабильность степени выработанное почерка.
Анализ речевых изменений письма позволяет отметить появление двух разновидностей ошибок: 1) ошибки, которые нельзя объяснить незнанием правил грамматики — пропуски или повторения букв, слогов, слов, некоторых знаков, фрагментов предложений, замена слов Другими словами, которые не соответствуют контексту, - и т. д.; 2) ошибки, типичные для лиц с недостаточно высоким развитием грамматических навыков письменной речи. Можно полагать, что ошибки второго рода характеризуют особенности грамматических навыков исполнителей рукописных текстов.
Уже было сказано, что методика экспериментов не позволяет в полной мере исследовать влияние утомления на признаки письменной речи исполнителей. Результаты опытов свидетельствуют лишь о том, что под влиянием мышечного утомления происходит ослабление сознательного корректирования письменной речи вследствие сужения сферы внимания.
Факту, что в рукописях 12 лиц не установлено каких-либо явных изменений письма, можно найти объяснение в литературе. Так, специальные исследования показали, что «тяжесть нагрузки — это относительное понятие, оно зависит от тренированности организма в отношении данного вида мышечной нагрузки»2. По-видимому, этим и объясняется отсутствие нарушений в письме пяти лиц, выполнявших тяжелую физическую работу, и в письме пяти студентов.
Прежде чем перейти к выводам, необходимо сказать, что влияние утомления на признаки письма до настоящего времени не исследовалось в криминалистике. Вполне естественно, что в предлагаемой работе этот вопрос не мог быть освещен в полной мере. Например, большой интерес представляют проблемы влияния на признаки письма умственного и так называемого эмоционального утомления, сильного утомления (такого рода утомление выражается часто почти в полном временном разрушении двигательных навыков), а также переутомления, хронического утомления, перенапряжения. Эти вопросы в данном исследовании не затрагивались.
Результаты изучения экспериментального материала позволяют сделать такие выводы:
1. В рукописях, выполненных после кратковременной тяжелой мускульной деятельности, не наблюдается изменений признаков письменной речи, топографических признаков, общих и частных признаков почерка.
2. В рукописных текстах, выполненных в состоянии мышечного утомления, появляются следующие изменения письма:
исправления, дописки, дорисовки, лишние штрихи, перечеркивания, вставки;
языковые отклонения, которые выражаются в пропуске или повторении букв, слов, слогов, фрагментов предложений; в нарушениях синтаксиса, резко контрастирующих с общим правильным построением предложений; в замене слов другими словами, не соответствующими контексту. Это происходит вследствие ослабления сознательного корректирования письменной речи;
нарушения топографии письма, которые проявляются преимущественно в извилистой форме линии строк, в изменении их направления (вверх или вниз), увеличении интервалов между строками;
изменения общих признаков почерка: снижение координации движений, стройности и четкости письма, неравномерное увеличение размера и расстановки букв, замедление темпа, неустойчивость наклона;
отклонения в частных признаках почерка: появление в ряде случаев вариантов букв «л», «Л», «м», «к», «К», отсутствующих в письме, выполненном в привычных условиях.
Вместе с тем в образцах письма не обнаружено заслуживающих внимания изменений в степени выработанности почерка и большинстве частных признаков.
3. Комплексу признаков, характеризующему рукописи, выполненные в состоянии мышечного утомления, свойственно определенное своеобразие: стабильность степени выработанное™ и частных признаков почерка наряду с указанными изменениями письма; он отличается, в частности, от того комплекса изменений, которым характеризуется преимущественно письмо, выполненное с преднамеренным искажением почерка и признаков письменной речи.
Установив этот комплекс признаков в исследуемой рукописи, эксперт имеет основание заключить, что она могла быть выполнена в состоянии мышечного утомления.
4. Изучение результатов экспериментов позволяет сделать некоторые выводы, непосредственно не относящиеся к теме работы, но важные для исследований письма с целью идентификации личности исполнителя.
В тексте, написанном в состоянии физического утомления, изменениям подвергаются, как уже отмечено, в основном топографические и большая часть общих признаков почерка. Целый ряд признаков, таких, как степень выработанное и частные признаки почерка, сохраняется почти у всех испытуемых.
Из остальных признаков письма наибольшей устойчивостью характеризуются:
топографические признаки — форма линии полей, не изменившаяся в 87%, и направление линии строки, сохранившееся в 80% случаев;
общие признаки почерка: конструктивная сложность движений, не подвергшаяся изменениям у 94%, связность, оставшаяся неизменной у 80%, наклон, не изменившийся у 75% лиц.
Эти устойчиво сохраняющиеся признаки письма позволяют идентифицировать личность исполнителя в тех случаях, когда рукопись выполнена в состоянии физического утомления.
ФИЗИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ
Вопрос о том, выполнен ли рукописный текст в состоянии мышечного утомления, может возникнуть перед экспертом-почерковедом в двух случаях: 1) когда решение неидентификационного вопроса является самостоятельной целью исследования; 2) когда при решении идентификационных вопросов в исследуемом тексте, наряду с комплексом совпадающих признаков, установлены признаки различающиеся, которые необходимо объяснить.
Методика исследования в обоих случаях сходна, она включает три стадии: раздельное, сравнительное исследование и оценку признаков.
В первом случае нужно прежде всего внимательно ознакомиться с представленной на исследование рукописью, обращая внимание на внешний вид документа, фактуру бумаги, содержание текста, а также на характерные особенности письма (топографию, признаки письменной речи, почерк), детально, однако, их не изучая.
С целью выяснения изменений в рукописи, вызванных влиянием мышечного утомления на систему движений пишущего, нужно изучить особенности его письма. Поэтому стадию раздельного исследования нужно начинать с изучения образцов письма исполнителя. Здесь детально изучаются признаки письменной речи, топографические общие и частные признаки почерка. Эксперт должен располагать свободными и экспериментальными образцами письма предполагаемого исполнителя (на 10—15 страницах). Желательно, чтобы в числе свободных образцов почерка лица, которое по роду своей работы испытывает тяжелые мышечные нагрузки (грузчик, землекоп и т. п.), были также образцы, выполненные им во время физической работы.
Если в процессе сравнительного исследования наряду с совпадающими эксперт устанавливает различающиеся признаки, то они оцениваются с учетом научных данных, характеризующих изменения почерка при действии различных причин. В случае, когда различающиеся признаки соответствуют тем, которые появляются при письме в состоянии мышечного утомления, эксперт вправе заключить, что рукопись могла быть выполнена в условиях физической усталости.
В процессе обоснования вывода эксперту нужно учитывать данные как об изменяющихся под влиянием утомления, так и об остающихся устойчивыми признаках. Установив комплекс признаков, характерный для письма в состоянии физической усталости, эксперт может, в частности, исключить факт выполнения данной рукописи с преднамеренным искажением почерка. Известно, что наиболее типичные способы преднамеренного искажения почерка связаны со снижением степени выработанности, координации, темпа, связности письма, изменением строения, размера букв, расстановки и таких частных признаков, как общая структура движений при выполнении знака, вид соединения движений при связывании элементов букв и букв, способы начала и окончания Движений при выполнении элементов букв и др.
Если в процессе сравнительного исследования не установлены изменения, характерные для письма при физической усталости, эксперт вправе отрицать факт выполнения рукописи в этом состоянии.
В тех случаях, когда проводится идентификационное исследование и эксперт устанавливает наряду с совпадающими различающиеся признаки, он оценивает как одни, так и другие признаки. Оценка совпадающих признаков производится по общепринятой методике, для оценки различающихся признаков необходимо прежде всего установить причину их возникновения и дать им соответствующее объяснение. Если различающиеся признаки по своему характеру соответствуют тем, которые .появляются при письме в состоянии физической усталости, то эксперт, объяснив их таким образом, может на основании комплекса совпадающих признаков сделать категорический вывод о тождестве личности исполнителя.
Глава третья
ВЫПОЛНЕНИЯ РУКОПИСИ ЛИЦОМ,
НАХОДИВШИМСЯ В НЕОБЫЧНОМ
НА ЕГО ПИСЬМО
Среди вопросов неидентификационного характера определенное место занимает группа задач, связанных с установлением факта выполнения текста лицом, временно находившимся в состоянии возбуждения или торможения либо страдающим нервным или психическим заболеванием.
Экспертной практике известны случаи исследования разнообразных записей, предсмертных писем, написанных в состоянии душевного волнения. В них, как правило, наряду с совпадающими имеются различающиеся признаки почерка. В теории почерковедческой экспертизы нет сведений о характере и пределах изменений признаков письма в рукописях, выполненных в состоянии душевного волнения, об устойчивости этих признаков. Практика производства подобных экспертиз не обобщена. Данные о- признаках, характеризующих письмо, выполненное в таком состоянии, можно было бы рассматривать как объективное основание и для решения неидентификационных задач. В связи с этим возникает необходимость детально изучить письмо лиц, находившихся в необычном нервно-психическом состоянии, для определения характера влияния на почерк временных изменений физиологического состояния пишущего.
На наличие тесной связи между психическим состоянием пишущего и характером его письма обращали внимание специалисты разных профилей (физиологи, психологи, психиатры, педагоги и криминалисты). Еще Е. Ф. Буринский, обобщив работы психографологов, отмечавших наличие полной зависимости внешнего вида почерка от душевного и физического состояния пишущего, ставил перед почерковедами задачу «найти законы зависимости между деятельностью органов, производящих письмо, и результатом этой деятельности — почерком». Такую связь между письмом и внутренним состоянием пишущего заметил и С. Оттоленги: «...графические начертания являются... исключительно тонким орудием определения внутреннего состояния, ...малейшее волнение может быть отмечено в почерке, и с его помощью мы достигнем толкования психики» и сможем получить «ценные сведения о состоянии возбуждения, подавленности, эмоциональных реакциях» .
Исследования психологов, психиатров, педагогов, судебных медиков, криминалистов8 показывают, что нарушения деятельности соответствующих отделов нервной системы и костно-мышечного аппарата приводят к определенным расстройствам письма. В настоящее время
криминалисты все чаще обращаются к изучению психологических основ письма ', патологии его в зависимости от повреждения участков мозга.
Описанные в литературе наблюдения за письмом психических больных проводились с целью диагностирования заболевания. Внимание обращалось в основном на признаки, характеризующие внешний вид рукописи, размещение и форму строк, нарушения координации движений, своеобразие стиля, содержания, орфографические ошибки. Называя признаки, присущие письму больных туберкулезом, артритом, базедовой болезнью, шизофренией, маниакально-депрессивным психозом, эпилепсией, хореей, параличом, неврозами и т. д., авторы попутно отмечают, что они могут быть использованы и при экспертизе письма.
В медицинских и криминалистических целях В. Н. Суровкиным и В. П. Юдиным были установлены комплексы признаков, помогающие дифференцировать разновидности психических заболеваний'. Авторы рекомендуют использовать данные сочетания признаков в почерковедческих экспертизах в качестве показателя всех заболеваний. А. Р. Лурия и Е. Я. Барановский3 изучали нарушения письма в случаях грубого органического поражения определенных участков головного мозга, приведших к выпадению некоторых его функций. В. А. Трубникова и М. В. Шванкова предприняли удачную попытку выявить совокупность признаков, присущую письму лиц, давно перенесших черепно-мозговую травму, и проверить возможность дифференциации признаков письма патологического характера. У этих лиц темп письма (по сравнению с письмом здоровых людей) замедлен, координация движений нарушена, связность уменьшена, имеются нарушения письменной речи, надстрочные и подстрочные элементы, начальные и заключительные штрихи увеличены. Эти «патологические признаки» рекомендуются ими как имеющие групповое идентификационное значение. Однако одних названных признаков недостаточно для отрицательного вывода, поскольку данный комплекс не отдифференцирован от изменений в письме, наступающих под воздействием функциональных расстройств нервной системы или временного болезненного состояния.
Таким образом, вопрос о влиянии необычного внутреннего состояния человека, в частности, повышенного возбуждения, заторможенности, утомления, на его почерк изучен недостаточно.
Из работ иностранных авторов следует назвать работу А. Легрюна, посвященную исследованию отображения в почерке признаков возбуждения. Приведенные им •признаки, характеризующие письмо человека в состоянии возбуждения (неравномерность букв, снижение связности и др.), проявляются в зависимости от способности исполнителя возбуждаться и степени возбуждения в конкретный момент. Автор считает возможным в настоящее время устанавливать путем экспертного исследования рукописи психическое состояние писавшего (например, «состояние интенсивного возбуждения»). Однако А. Легрюн не учитывает, что установленные им признаки в большей или меньшей степени могут характеризовать и иные необычные физиологические состояния.
В. А. Браун2 сделал попытку выявить в почерке отклонения, обусловленные изменением общего физиологического состояния пишущего, с целью криминалистической идентификации личности. Для этого он использовал физиологические методы исследования почеркового материала. В основу экспериментов В. А. Брауном положено сравнительное изучение письма 12 лиц, выполнявших тексты в естественном состоянии и фармакологически вызванных состояниях возбуждения и торможения. Предварительные результаты свидетельствуют о том, что преобладание как тормозного, так и Возбуждающего процессов у лиц с устойчивой к внешним раздражителям нервной системой не оказывает на письмо существенного влияния. В случаях резкого нарушения деятельности коры головного мозга изменения проявляются прежде всего в грамматике, топографии, темпе, выработанное™ письма и общих признаках почерка. Частные признаки почерка изменяются незначительно. Кроме того, не установлена существенная разница между письмом испытуемых в состоянии возбуждения и заторможенности.
В связи с последним обстоятельством мы, исследуя предсмертные письма, полагали, что исполнители их находились в момент письма в необычном нервном состоянии (возбуждения или торможения). В качестве исходных были взяты разработанные теорией1 и принятые экспертной практикой положения о структуре письменного процесса.
Высоковыработанный письменный навык предопределяет тот факт, что в привычных условиях процесс письма, т. е. все движения, связанные с изображением письменных знаков и связным выполнением их, ориентация движений во времени и пространстве, стиль и грамотность изложенных мыслей, протекает автоматизировано.
Главную роль в управлении двигательными реакциями организма играет центральная нервная система. В современной физиологии разработана теория о том, что все двигательные реакции протекают по принципу так называемого рефлекторного кольца 2. Сигналы, посылаемые центральной нервной системой, вызывают сокращение соответствующих мышц и сухожилий, в результате чего мышцы напрягаются, изменяются суставные углы, положение головы, рук, корпуса. Эти изменения фиксируются проприорецепторами и вестибулярной системой.
Импульсы о происшедших в двигательной сфере изменениях направляются в центральную нервную систему. Последняя, получив о них информацию, посылает новые сигналы, корректируя настоящий и организовывая последующий двигательный процесс. Осуществление его вызывает новый поток информационных импульсов в центральную нервную систему.
И. А. Славуцкая анализируя работы Н. А. Бернштейна, П. К. Анохина и А. Р. Лурия, приводит схему вырабатываемой центральной нервной системой «программы» действия, которое предстоит выполнить человеку. Центростремительные импульсы, поступающие в центральную нервную систему, информируют ее о протекающих процессах-, синтезируются и передаются в кору головного мозга в виде сложного образа. Новое действие человека вызывает раздражение нервных окончаний, посылаемое в виде импульсов в центральную нервную систему, где они синтезируются. Результат синтеза, отражающий произведенное действие, сопоставляется со сложившимся образом. Если они совпадают, то движение соответствует запрограммированному, реакция закрепляется. В противном случае оно корректируется (очень быстро и очень точно) и, в конце концов, доводится до соответствия запрограммированному образу. Таким путем в ходе коррекции одни реакции тормозятся, другие — закрепляются; благодаря упражнениям вырабатываются наиболее точные соотношения процессов возбуждения и торможения в деятельности мышц и, как следствие, — высококоординированные точные движения. При высокой выработанности почерка акт письма протекает плавно, однако постоянно контролируется зрительным рецептором, проприорецепторами и корой головного мозга.
Формирующийся в центральной нервной системе человека образ является результатом действия не столько отдельных раздражителей, сколько целого их комплекса, т. е. образ приобретает обобщенный характер. Поэтому во время письма организм человека мгновенно реагирует на действие любого безусловного раздражителя, координируя деятельность всех отделов двигательной системы. Только сильный фактор (например, значительное изменение функционального состояния — временное резкое возбуждение или торможение) может нарушить эту слаженность, что немедленно скажется на письме в виде снижения координации движений, темпа, размещения движений и иных признаков.
В этих условиях формирование движений переключается на более высокий уровень центральной нервной системы ', что приводит к усилению контроля и повышению коррекции отдельных или целого комплекса движений.
Таковы некоторые психофизиологические характеристики письма в нормальных условиях.
В необычных для организма состояниях, вызванных возбуждением или торможением нервных процессов, происходят изменения в двигательной сфере, что, в свою очередь, ведет к изменению признаков почерка. –
Возможности установления
ВРЕМЕНИ ВЫПОЛНЕНИЯ РУКОПИСИ
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ УКРАИНСКОЙ ССР
Харьковский научно-исследовательский институт судебных экспертиз им. засл. проф. Н. С. Бокариуса
НЕИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
В ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЕ
Ответственный редактор
Доктор юридических наук
Профессор Л. Е. Ароцкер
КИЕВ – 1972
Глава первая
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
НЕИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СУДЕБНОАА ПОЧЕРКОВЕДЕНИИ