Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
- расширение знаний по экологической культуре воспитанников;
- развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира – комнатным цветам и бережного отношения к ним;
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;
- уметь определять комнатные растения, находящиеся в группе;
- раскрытие возможностей и творческих способностей детей через разнообразные виды деятельности;
- формирование стремления к исследованию объектов природы, установка причинно-следственных связей, умение делать выводы.
- знание способов размножения комнатных растений;
- формирование навыков исследовать опытным путем условий, необходимых для роста растений; учиться правильно, ухаживать за растениями в уголке природы;
- знание лекарственных комнатных растений;
- формирование навыков ухода за комнатными растениями в зеленом уголке;
- обогащение словаря ребенка терминологией по теме.
Для педагогов:
- удачное сотрудничество с родителями;
- высокий содержательный и организационный уровень проекта;
- новая предметно-развивающая среда;
- счастливые и заинтересованные дети с новым экологическим сознанием.
Для родителей:
- возможность активного участия в образовательном процессе;
- выставка фотографий «Помощники интерьера»;
- педагогическое образование родителей в области воспитания экологического сознания ребенка.
Краткое содержание проекта
I этап подготовительный
- постановка цели и задачи проекта, определение направлений, объектов и методов исследования;
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания дошкольников, в частности о комнатных растениях;
- разработать диагностический материал и выявить уровень знаний дошкольников по поставленной проблеме;
- определить уровень знаний детей о комнатных растениях;
- провести анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях?»;
- Разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;
I I этап практический
- осуществить апробацию разработанного плана работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;
- использовать интеграцию образовательных областей при ознакомлении воспитанников с комнатными растениями;
- провести практические занятия и трудовых процессов с детьми (посадка ростков комнатных цветов, протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизаторами т.д.);
- изготовить совместно с родителями воспитанников иллюстрированный альбом «Наши комнатные растения» и книжку-памятку по уходу за комнатными растениями.
III этап обобщающий
- выявить уровень знаний детей по поставленной проблеме;
- обобщить результаты деятельности по теме проекта;
- определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта;
- подготовить методический и практический наглядный материал.
Ход реализации проекта
I этап Подготовительный этап
Проведение опроса на тему «Комнатные растения» выявить знания детей о цветах, уходе, условиях роста в соответствии с возрастом. Создать картотеку игр, закрепить у детей название комнатных растений .
Проведено анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях?», ознакомить родителей с лечебно – профилактическим действием комнатных растений – консультация для родителей на тему «Лечебные комнатные растения».
Подбор информации, наглядного материала, дидактических пособий, необходимых атрибутов для труда. Создать условия для демонстраций, трудовой и практической деятельности.
II этап Практический этап
Беседы:«Что растениям необходимо для жизни»;
«Как мы дома ухаживаем за комнатными растениями»;
«Какова роль растений в нашей жизни»;
«Комнатные растения – друзья или враги? ».
«Как размножаются комнатные растения»;
«Если бы ты был комнатным цветком».
Просмотр компьютерной презентации «Комнатные растения»
Выяснить какие цветы знают дети, что знают о пользе комнатных растений. Вспомнить с детьми как правильно ухаживать за комнатными растениями. Работа с детьми в уголке природы. Развивать у детей способность наблюдать, сравнивать, с помощью взрослых пытаться делать простейшие выводы.
Обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций, открыток с изображением комнатных растений.
Заучивание и чтение стихотворений о растениях; рассказов о природе. Работа в книжном уголке с энциклопедиями о комнатных растениях. Заучивание стихотворения «Бальзамин». Отгадывание загадок о комнатных растениях. Подбор пословиц и поговорок по теме «Комнатные растения». Совместно с родителями чтение научно-популярной и художественной литературы по теме. Составление карточек (загадки, стихи, наблюдения и т. д.) Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.
Проведение оздоровительных мероприятий (Дыхательная гимнастика с использованием комнатных растений, релаксация в уголке природы). Подвижные игры: «Собери цветок из лепестков»; «Живая клумба»; «Мы – цветы»; «Волшебная палочка»; «Укрась цветами ковёр».
Слушание «Вальс цветов» и «Времена года» П.И.Чайковского.
Изготовление цветов из бумаги, аппликация «Кактус», лепка с элементами конструирования «Цветок в горшке для мамы», конструирование цветов из мозаики. Рисование красками, карандашами, мелками комнатных растений;
Проведение непосредственно образовательной деятельности по темам: «Уход за комнатными растениями», «Путешествие в страну цветов».
Обогащение детей знаниями о мире комнатных растений: условиях роста, содержания и ухода, их пользе для окружающей среды.
Знакомство с профессией садовода. Хозяйственно-бытовой труд:
- дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора)
- трудовые поручения – индивидуальные и коллективные, создание книжки-
памятки по уходу за комнатными растениями.
Беседы о правилах поведения на природе. Сюжетно – ролевая игра «Цветочный магазин».
Дидактические игры «Что растениям необходимо для роста?», «Угадай по описанию», «Найди растение по описанию», «Найди и опиши». «Какого цветка не стало?», «Четвёртый лишний».
Пальчиковые игры «Красные цветы», «Посадим цветы», «Цветок».
Фотовыставка "Помощники интерьера" (фотографии детей с комнатными растениями их дома).
Наблюдения за комнатными растениями, опыты, эксперименты.
Викторина между детьми группы «Лучший знаток комнатных растений».
Экскурсия по природным уголкам других групп детского сада.
Беседа о пользе тех комнатных растений, которые ценятся не только красотой, но и своими целебными свойствами (алоэ, каланхоэ, гибискус, сансевьера, толстянка). Консультация для родителей на тему: «Лекарственные комнатные растения».
Беседа о том, что среди красивых, и безобидных растений на подоконнике могут расти те, с которыми нужно обращаться с осторожностью.
Пополнить состав цветущих растений группы, продолжать формировать желание у родителей и детей принимать участие в проведении мероприятий
Настольные игры.
- «Выложи цветы» (мозаика)
- «Собери комнатное растение»
- «Собери букет»
- «Цветочное лото»
- Домино – «Наш сад»
Исследовательская деятельность: опыт «на свету и в темноте», опыт «Что происходит с листьями на ярком свету», опыт «С водой и без воды», опыт «Может ли растение дышать? ».
III этап Обобщающий этап
Оформление картотеки: «Комнатные растения – наши друзья » (загадки, стихи, приметы, наблюдения, значения и т. д.) Обработка и оформление материалов проекта.
Создание экологической книги «Наши комнатные растения», создание книжки памятки по уходу за комнатными растениями.
Подготовка и проведение развлечения «В мире комнатных растений». Подготовка творческого отчета о проделанной работе.
Итоги проекта.
Проведенные мною анкетирование родителей «Что Вы знаете о комнатных растениях?» и диагностика детей по теме «Комнатные растения в нашей группе» позволили составить план работы по конкретизации знаний детей об условиях жизни комнатных растений.
Во время бесед дети подробнее узнали о происхождении и жизни комнатных растений, об уходе за ними и необходимыми условиями для их роста, развития, цветения и размножения.
После проведённых мною практических занятий с группой детей, индивидуальных поручений по дежурству в уголке природы, дети с большим удовольствием заботятся о наших питомцах в зеленом уголке, с большей ответственностью относятся к разным поручениям. Во время трудовой деятельности по уходу за цветами дети чаще делятся своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом, рассказывают о том, как помогают своим родителям в уходе за домашними цветами.
У детей появился устойчивый интерес к представителям комнатных цветов и бережного отношения к ним. Были усвоены нормы поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту. Умеют определять комнатные растения, находящиеся в группе.
Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему природному миру.
Литература
1. С. Н. Николаева «Юный эколог» программа. М., 2010 г.
2. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999 г.
3. М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду», М., 1989 г.
4. Н. А. Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.
5. Н. А. Кочкина «Метод проектов в дошкольном образовании»
(методическое пособие), М.,2012
6. Е. А. Румянцева «Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет», Волгоград, 2013
Приложение 1
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе - «Уход за комнатными растениями».
Задачи:
- способствовать закреплению знаний детей о комнатных растениях группы: их названиях, отличительных особенностях внешнего вида и приемах ухода за ними используя условные обозначения;
- способствовать развитию умения ухаживать за растениями, используя для этого модель трудового процесса: ставить цель (помочь растению, чтобы оно снова себя хорошо чувствовало) ; выбирать предмет труда (растение с опущенными листьями, земля сухая, серая, отбирать инструменты и материал; выполнять трудовые действия в правильной последовательности (лейку держать двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемногу, ждать, пока вода впитается и появится на поддоне) ; получать результат (политое растение, которое вскоре будет чувствовать себя хорошо) ;
- способствовать воспитанию желания заботиться о комнатных растениях, понимания необходимости помощи живому существу.
Материалы используемые на занятии:
Демонстрационный- схематические модели – карточки с условными обозначениями приемов ухода за растениями.
Раздаточный – Фартуки на каждого ребенка, орудия труда: тряпочки на каждого ребенка, таз с водой, лейки с водой, палочки для рыхления почвы, клеёнки, опрыскиватель.
Обогатить словарь словами: уход за растениями, полив, поддон, отстоявшаяся вода, ком земли.
Предварительная работа. Наблюдение за растением (знакомство с особенностями внешнего вида, строением, наблюдение за растениями в благоприятном и неблагоприятном состояниях (отсутствие влаги, серия опытов на выявление потребности растений во влаге, наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы (знакомство с моделью трудового процесса) .
Методические приемы:
1. Проблемная ситуация с использованием игрового персонажа.
2. Беседа с детьми об основных потребностях комнатных растений.
3. Обследование растений для выявления отличительных особенностей внешнего вида и приемов ухода за ними, с использованием условных обозначений.
4. Совместный труд детей, помощь воспитателя.
5. Подведение итога совместной деятельности.