Контроль в форме тестирования
Входной контроль
Входной контроль. Тестовые задания к входному тестированию по дисциплине Наименование сформированы с учётом «порогового» уровня (основные понятия), достаточного для её освоения. Пороговый уровень теоретических знаний определяется в областях: …..
Задачи тестирования: 1) – определить реальный уровень знаний обучающихся; 2) – выявить имеющиеся проблемы на начальной стадии изучения дисциплины.
Содержание входного контроля дисциплины и уровни подготовленности обучающихся к освоению дисциплины представлены в таблицах 10 и 11 соответственно.
Таблица 10. Содержание входного контроля тестовых заданий
№ | Наименование раздела | Контролируемые дидактические единицы | Количество заданий в тесте |
гр.1 | гр.2 | гр.3 | гр.4 |
Клетка-структурно-функциональная единица многоклеточного организма | Общий план строения клетки. Клеточные органеллы и их функции. Строение биологической мембраны. Клеточная теория Т.Шванна-М.Шлейдена. Ретикулярная теория и нейронная доктрина. | ||
Нейроцитология | Общий план строения нервной клетки (сома, дендриты аксоны). Классификации нейронов. Нейроглия. Гематоэнцефалический барьер (ГЭБ). Миелинизация нервных волокон и её роль в обеспечении функций нейронов | ||
Онтогенез нервной системы | Основные этапы онтогенеза. Образование нервной трубки и основных отделов нервной системы. Формирование отделов головного мозга. Нервный гребешок и его производные. | ||
Спинной мозг | Спинной мозг, внешнее строение. Сегменты спинного мозга и его основные отделы. Корешки спинномозговых нервов. Внутреннее строение спинного мозга. Морфофункциональная организация серого и белого вещества спинного мозга. Основные функции спинного мозга (рефлекторная и проводящая). Основные проводящие пути (восходящие и нисходящие) | ||
Головной мозг | Общий план строения головного мозга. Основные отделы. Мозговой ствол. Ретикулярная формация и её морфофункциональная организация. Продолговатый мозг (внешнее и внутреннее строение) Крыша, покрышка, основание продолговатого мозга. Классификация ядер и их функции (ядра черепномозговых нервов, ретикулярные ядра, собственные ядра) | ||
Варолиев мозг, средний мозг, мозжечок | Внешнее и внутреннее строение моста. Классификация и функции его ядер (ядра черепномозговых нервов, ретикулярные, собственные ядра). Средний мозг. Крыша среднего мозга: морфофункциональная организация холмиков четверохолмия. Сильвиев водопровод- полость среднего мозга. Ножки мозга: покрышка и основание, распределение серого и белого вещества. Мозжечок. Внешнее и внутреннее строение. Кора, ядра и ножки мозжечка. Строение коры мозжечка. Моховидные(мшистые) и лиановидные ( лазающие ) волокна. | ||
Промежуточный мозг | Отделы промежуточного мозга. Таламический мозг (таламус, метаталамус, субталамус, эпиталамус) и гипоталамус. Специфические, неспецифические и ассоциативные ядра таламуса. Основные ядра гипоталамуса и их функции. Гипофиз, его строение и функции. Гипоталамо-гипофизарная система как основной компонент нейрогуморальной регуляции. | ||
Конечный мозг | Общий план строения конечного мозга. Плащ, базальные ядра, обонятельный мозг. Доли, борозды и извилины. Древняя, старая и новая кора. Стратификация коры. Нейронные модули. Поля по Бродману. Первичные, вторичные, третичные поля. Понятие о локализации функций в коре: сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры. Понятие о лимбической системе. Основные структуры среднего, промежуточного и конечного мозга, входящие в лимбическую систему. Круг Пейпетца. | ||
Вегетативная нервная система | Функции вегетативной нервной системы (ВНС). Отличия ВНС от соматической нервной системы. Морфофункциональная организация симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов ВНС. Симпатические и парасимпатические ганглии. Пре-и постганглионарные волокна. Вегетативная рефлекторная дуга и её отличия от соматической. | ||
Электрофизиологические процессы на мембране нейрона | Транспорт низко- и высокомолекулярных веществ через мембрану. Диффузия, облегченная диффузия, активный транспорт, экзоцитоз и эндоцитоз. Ионные каналы. Ионный состав клеточной и внеклеточной среды. Потенциал покоя. Равновесный ионный потенциал. Уравнение Нернста. Потенциал действия. Потенциалчувствительные ионные каналы. Условия генерации ПД. Закон «всё или ничего» | ||
Строение и разнообразие синапсов. Понятие о нейронных сетях | Структура синапса. Классификация синапсов. Основные механизмы передачи сигнала в нервных сетях: дивергенция и конвергенция. Принцип «общего конечного пути» как универсальный принцип интегративной деятельности центральной нервной системы. | ||
Медиаторы и их жизненный цикл | Медиаторы нервных клеток. Синтез, транспорт и выброс из пресинаптического окончания. Клеточный рецептор и механизм его взаимодействия с медиатором. Типы рецепторов (ионотропные и метаботропные). Вторичные посредники. Инактивация медиатора как завершающий этап его жизненного цикла. Агонисты и антагонисты медиаторов. Основные группы медиаторов нервной системы | ||
Основные группы нейромедиаторов: АХ ,моноамины, аминокислоты, нейропептиды, пурины | Основные характеристики, распространение и функции. Места синтеза и расположение рецепторов к нейромедиаторам. Пре- и постсинаптические рецепторы. | ||
Эндокринная система и деятельность ЦНС | Современные представления о гормонах и их свойствах. Основные принципы гуморальной регуляции функций. Гипоталамо-гипофизарная система. Эндокринные железы, их гормоны и физиологическая роль. | ||
Всего |
Таблица 11. Уровни подготовленности обучающихся к освоению дисциплины
Уровни подготовленности | Оценка в баллах | Правильно Выполненных заданий, % | Примечание |
гр.1 | гр.2 | гр.3 | гр.4 |
Высокий | 5, отлично | 80% и более | |
Хороший (средний) | 4, хорошо | 60-79% | |
Достаточный | 3, удовлетворительно | 50-59% | пороговый – 50% |
Низкий | 2, неудовлетворительно | менее 50% |
Обучающийся не достигший порогового (достаточного) уровня подготовленности к освоению дисциплины (правильно выполнивший менее 50% заданий) …(описать варианты).
Примеры тестовых заданий входного контроля
1. На каком уровне организации живой материи изучают взаимодействие организмов и среды?
· Молекулярном
· Клеточном
· Популяционном
· Экосистемном
2. Какой из перечисленных элементов относится к «макроэлементам»?
· Калий
· Кобальт
· Селен
· Марганец
Выходной контроль
Выходной контроль по дисциплине состоит из 2 частей: теста (тестовых заданий) и практического задания (кейс-заданий). Тестовые задания к выходному контролю по дисциплине «Анатомия и физиология центральной нервной системы» сформированы с целью оценки усвоения обучающимся теоретических знаний, умений по разделам дисциплины (таблица 4). Практическое задание (кейс-задания) рассчитано на оценку сформированности компетенций в соответствии с таблицей 1.
Содержание выходного контроля дисциплины (тестовые задания) и критерии оценки уровня подготовки обучающегося к обучению представлены в таблицах 12 и 13 соответственно.
Таблица 12. Содержание выходного контроля тестовых заданий
№ | Наименование раздела | Контролируемые дидактические единицы | Количество заданий в тесте |
гр.1 | гр.2 | гр.3 | гр.4 |
Клетка-структурно-функциональная единица многоклеточного организма | Общий план строения клетки. Клеточные органеллы и их функции. Строение биологической мембраны. Клеточная теория Т.Шванна-М.Шлейдена. Ретикулярная теория и нейронная доктрина. | ||
Нейроцитология | Общий план строения нервной клетки (сома, дендриты аксоны). Классификации нейронов. Нейроглия. Гематоэнцефалический барьер (ГЭБ). Миелинизация нервных волокон и её роль в обеспечении функций нейронов | ||
Онтогенез нервной системы | Основные этапы онтогенеза. Образование нервной трубки и основных отделов нервной системы. Формирование отделов головного мозга. Нервный гребешок и его производные. | ||
Спинной мозг | Спинной мозг, внешнее строение. Сегменты спинного мозга и его основные отделы. Корешки спинномозговых нервов. Внутреннее строение спинного мозга. Морфофункциональная организация серого и белого вещества спинного мозга. Основные функции спинного мозга (рефлекторная и проводящая). Основные проводящие пути (восходящие и нисходящие) | ||
Головной мозг | Общий план строения головного мозга. Основные отделы. Мозговой ствол. Ретикулярная формация и её морфофункциональная организация. Продолговатый мозг (внешнее и внутреннее строение) Крыша, покрышка, основание продолговатого мозга. Классификация ядер и их функции (ядра черепномозговых нервов, ретикулярные ядра, собственные ядра) | ||
Варолиев мозг, средний мозг, мозжечок | Внешнее и внутреннее строение моста. Классификация и функции его ядер (ядра черепномозговых нервов, ретикулярные, собственные ядра). Средний мозг. Крыша среднего мозга: морфофункциональная организация холмиков четверохолмия. Сильвиев водопровод- полость среднего мозга. Ножки мозга: покрышка и основание, распределение серого и белого вещества. Мозжечок. Внешнее и внутреннее строение. Кора, ядра и ножки мозжечка. Строение коры мозжечка. Моховидные(мшистые) и лиановидные ( лазающие ) волокна. | ||
Промежуточный мозг | Отделы промежуточного мозга. Таламический мозг (таламус, метаталамус, субталамус, эпиталамус) и гипоталамус. Специфические, неспецифические и ассоциативные ядра таламуса. Основные ядра гипоталамуса и их функции. Гипофиз, его строение и функции. Гипоталамо-гипофизарная система как основной компонент нейрогуморальной регуляции. | ||
Конечный мозг | Общий план строения конечного мозга. Плащ, базальные ядра, обонятельный мозг. Доли, борозды и извилины. Древняя, старая и новая кора. Стратификация коры. Нейронные модули. Поля по Бродману. Первичные, вторичные, третичные поля. Понятие о локализации функций в коре: сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры. Понятие о лимбической системе. Основные структуры среднего, промежуточного и конечного мозга, входящие в лимбическую систему. Круг Пейпетца. | ||
Вегетативная нервная система | Функции вегетативной нервной системы (ВНС). Отличия ВНС от соматической нервной системы. Морфофункциональная организация симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов ВНС. Симпатические и парасимпатические ганглии. Пре-и постганглионарные волокна. Вегетативная рефлекторная дуга и её отличия от соматической. | ||
Электрофизиологические процессы на мембране нейрона | Транспорт низко- и высокомолекулярных веществ через мембрану. Диффузия, облегченная диффузия, активный транспорт, экзоцитоз и эндоцитоз. Ионные каналы. Ионный состав клеточной и внеклеточной среды. Потенциал покоя. Равновесный ионный потенциал. Уравнение Нернста. Потенциал действия. Потенциалчувствительные ионные каналы. Условия генерации ПД. Закон «всё или ничего» | ||
Строение и разнообразие синапсов. Понятие о нейронных сетях | Структура синапса. Классификация синапсов. Основные механизмы передачи сигнала в нервных сетях: дивергенция и конвергенция. Принцип «общего конечного пути» как универсальный принцип интегративной деятельности центральной нервной системы. | ||
Медиаторы и их жизненный цикл | Медиаторы нервных клеток. Синтез, транспорт и выброс из пресинаптического окончания. Клеточный рецептор и механизм его взаимодействия с медиатором. Типы рецепторов (ионотропные и метаботропные). Вторичные посредники. Инактивация медиатора как завершающий этап его жизненного цикла. Агонисты и антагонисты медиаторов. Основные группы медиаторов нервной системы | ||
Основные группы нейромедиаторов: АХ ,моноамины, аминокислоты, нейропептиды, пурины | Основные характеристики, распространение и функции. Места синтеза и расположение рецепторов к нейромедиаторам. Пре- и постсинаптические рецепторы. | ||
Эндокринная система и деятельность ЦНС | Современные представления о гормонах и их свойствах. Основные принципы гуморальной регуляции функций. Гипоталамо-гипофизарная система. Эндокринные железы, их гормоны и физиологическая роль. | ||
Всего |
Таблица 13. Уровни освоения обучающимися содержания дисциплины
Уровни освоения содержания дисциплины | Оценка в баллах | Освоено ДЕ | Примечание |
гр.1 | гр.2 | гр.3 | гр.4 |
Высокий | 5, отлично | 85% и более | Дидактическая единица освоена, если 50% заданий, направленных на проверку этой ДЕ выполнено правильно. |
Хороший (средний) | 4, хорошо | 70-84% | |
Достаточный | 3, удовлетворительно | 60-69% | |
Низкий | 2, неудовлетворительно | менее 60% |
Обучающийся не достигший достаточного уровня освоения содержания дисциплины (правильно выполнивший менее 50% заданий по каждой из ДЕ) является не аттестованным по дисциплине.
Примеры тестовых заданий выходного контроля
1. Из каких клеток состоит нервная ткань
a)Нейроны и глиальные клетки
b)Нейроны, глиальные клетки и фибробласты
c)Нейроны, аксоны, дендриты
d)Нейроны, миоциты, эпидермис
2.По своему строению нейрон отличается от других клеток организма:
a)Наличием отростков
b)Наличием контактов между клетками
c)Наличием полярных отростков и синапсов
Пример практического кейс-задания
Содержание кейса:
В миелинизированном волокне повреждены З перехвата Ранвье, расположенные друг за другом. Сможет ли по такому волокну распространиться возбуждение?
Ключ к оценке:
В миелинизированном волокне возбуждение распространяется скачкообразно, или сальтаторно. ПД генерируется в перехватах Ранвье. Перехваты Ранвье располагаются равномерно через 0,5-2 мм. Каждое волокно характеризуется постоянной длины мембраны, т.н. лямбда эм. Постоянная длины мембраны- это расстояние, на которое биопотенциал может распространиться электротонически (без открытия ионных каналов) до тех пор, пока его амплитуда не уменьшится до 37% исходной величины. Лямбда эм для миелинизированного волокна составляет приблизительно 5мм. Если перехваты Ранвье располагаются в среднем через 1 мм, то возбуждение по такому волокну распространиться сможет. Поврежденный участок возбуждение пройдет электротонически. Если поврежденный участок будет больше, чем постоянная длины мембраны, то возбуждение пройти по такому волокну не сможет.