Редакционно-издательский совет ТГМА
Кафедра физиологии ТГМА
Г.А. Петров, О.Ю. Зенина
ВЫСШИЕ
ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Учебное пособие для самостоятельной подготовки к практическим занятиям
Тверь 2010
Авторы: кандидат медицинских наук, доцент Г.А. Петров, старший преподаватель О.Ю. Зенина.
Рецензенты:
Заслуженный работник высшей школы, профессор, доктор медицинских наук В.П. Дегтярев, зав. кафедрой нормальной физиологии Московского государственно медико-стоматологического университета;
Профессор, доктор биологических наук Т.Д. Джебраилова, кафедра нормальной физиологии Московской медицинской академии им И.М. Сеченова.
Учебное пособие разработано на кафедре физиологии Тверской государственной медицинской академии. Пособие рекомендовано Центральным координационно-методическим советом Тверской ГМА для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по физиологии интегративных функций головного мозга. Содержание пособия соответствует учебным программам Министерства здравоохранения Российской Федерации по нормальной физиологии для студентов высших учебных медицинских заведений, обучающихся на лечебном, педиатрическом, стоматологическом, фармацевтическом факультетах, а также на факультете высшего сестринского образования.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВНД – высшая нервная деятельность
ГАМК – гамма-аминомасляная кислота
Гц – герц
ЛТ – личностная тревожность
ЛФК – левая фронтальная кора
мс - миллисекунда
ПВДС – пептид, вызывающий дельта-сон
ПФК – правая фронтальная кора
с - секунда
СТ – ситуативная тревожность
ч – час
ЭЭГ - электроэнцефалограмма
ОГЛАВЛЕНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……………………………………………………………………
ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………………………..
Тема 1. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ…..………………………………………………………………………………..…
Тема 2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………………………………….
Тема 3. ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ И МОТИВАЦИЙ. ОСОБЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ………………………………………………………………………………………...
СИТУАЦИОННЫЕ (УЧЕБНЫЕ) ЗАДАЧИ………………………………………………………
АННОТИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ……………………………………………….
ПРЕДИСЛОВИЕ
В основе интегративных функций головного мозга лежат физиологические процессы, знание которых приобретает все большую роль в жизни общества. Это обусловлено задачами управления функциональным состоянием, обучением, памятью, вниманием и другими психофизиологическими функциями человека, которые постоянно возникают и решаются в педагогике, медицине, на производстве. В настоящее время эти вопросы имеют особую значимость.
Основная отличительная методологическая особенность данного пособия - современный модульный принцип его структурной организации. Пособие составляют три относительно автономных тематических модуля: «Физиология высшей нервной деятельности человека и животных», «Физиологические основы психических функций человека», «Физиология мотиваций и эмоций. Особые формы сознания».
Каждый из модулей включает в себя: методический блок (мотивационная характеристика темы, цель занятия, основные вопросы), учебный блок, контрольные вопросы, практические работы, список основной литературы за последние пять лет и дополнительные литературные источники, включая электронные адреса баз данных, доступных через Internet. В приложениях к тематическим модулям представлены аннотированные учебные элементы, которые могут быть использованы в качестве справочного материала.
В контрольных вопросах приведены выборочные тесты первого уровня с эталонами ответов и вопросы к конструктивным тестам второго уровня. Тесты первого уровня позволяют ориентировочно оценить исходную степень подготовки к занятию. Вопросы конструктивных тестов второго уровня обеспечивают учащимся возможность самостоятельно и достаточно глубоко проконтролировать качество своих итоговых знаний. Проверить свою способность применять полученные знания студенты могут также решая учебные задачи, которые приводятся в приложении.
В учебном пособии представлены практические работ по физиологии интегративных функций головного мозга - необходимый минимум, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по медицинским специальностям. Подробное описание практических работ и рекомендации по оформлению их протоколов, составлению заключений способствуют боле надежному закреплению полученных теоретических знаний и их переходу на уровень умения.
Текстовый учебный материал пособия дополнен рисунками и таблицами, способствующими лучшему восприятию материала тематических блоков, который системно и последовательно изложен в форме, доступной для восприятия студентами младших курсов. По качеству представляемая информация соответствует последним достижениям естественно-биологических наук.