Урок 50. весна в мире птиц и зверей
Задачи урока: сообщить детям о весеннем поведении птиц и зверей: возвращении перелетных птиц, гнездовании, насиживании и кормлении птенцов, пробуждении зверей, впадавших в зимнюю спячку, рождении у зверей потомства; дать понятие о гнездовых и выводковых птенцах.
Планируемые результаты: узнать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей.
Ход урока
В начале урока повторяется материал предыдущего урока. К вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 85 учебника целесообразно добавить следующие вопросы: «Почему нельзя давить гусениц? Почему нельзя брать в руки мохнатых гусениц? Почему нельзя уничтожать комаров и мошку?» Кроме этого, при повторении пройденного материала выслушиваются сообщения 2—3 учащихся о сроках пробуждения некоторых насекомых (задание № 2 на с. 46 рабочей тетради) и о том, чем питаются разные насекомые (задание № 3 на с. 47 рабочей тетради).
Музыкальной «визитной карточкой» темы данного урока является, как и в других уроках, посвященных животным, музыкальная заставка к телепередаче «В мире животных». Учитель задает вопрос, догадались ли дети, о ком пойдет речь на данном уроке.
Первая половина урока посвящена изучению поведения птиц весной. Сначала проводится беседа о зимующих и перелетных птицах (вопросы 1—2 рубрики «Вспомним» на с. 86 учебника). Затем под руководством учителя дети на рисунке в учебнике (с. 86—87) находят сначала зимующих птиц (дятел, синица, воробей), а потом перелетных (ласточка, жаворонок, скворец, грач). Если дети затрудняются в определении на рисунке жаворонка и скворца, им следует обратиться к атласу-определителю (с. 176 и с. 180).
Далее учитель задает вопросы, направленные на актуализацию имеющихся у учащихся наблюдений за жизнью птиц: «Изменилось ли, на ваш взгляд, поведение зимовавших птиц? Какие птицы, по вашим наблюдениям, прилетели в наш город (село) первыми?» После ответа на каждый из этих вопросов учитель или ученик читает соответствующий абзац текста на с. 86—87 учебника. Дети выполняют задание № 1 на с. 48 рабочей тетради: нумеруют рисунки в той последовательности, в какой эти птицы возвращаются из теплых краев.
Потом учитель возвращает внимание детей к рисунку на с. 86—87 учебника и читает текст о гнездовании птиц на с. 87 учебника. После этого спрашивает, где строят свои гнезда изображенные на рисунке птицы. Учащимся можно предложить определить, какая ласточка изображена на рисунке в учебнике. (Деревенская ласточка.) Дети рассматривают изображения ласточек и их гнезд в атласе-определителе на с. 178—179 и отвечают на вопрос, каких именно ласточек им приходилось видеть в городе (селе).
Затем учитель или хорошо читающий ученик читает текст «Какие бывают птенцы» о выводковых и гнездовых птенцах на «Страничках Умного Совенка» (с. 125 учебника).
Заканчивается этот этап урока обсуждением вопроса об отношении людей к птицам (рубрика «Обсудим» на с. 87 учебника).
Вторым этапом объяснения нового материала является изучение поведения зверей весной. Сначала учитель спрашивает у детей, встречали ли они весной каких-нибудь зверей. Обычно дети отвечают, что во время прогулок ранней весной они зверей не встречали, за исключением белочки в парке или пригородном лесу и очень редко — зайца в своем саду на даче или в деревне. На это учитель говорит, что лесные звери не любят попадаться на глаза человеку, тем более весной, когда у них рождаются детеныши.
Далее учащиеся рассматривают рисунок на с. 88 учебника и отвечают на вопросы учителя: «Кто на рисунке изображен? (Медведица с медвежатами, белка с бельчатами, лиса несет в зубах лисенка.) Почему белка не такая рыжая, как бельчата? (Не успела перелинять.) А кто из животных еще меняет весной цвет? (Заяц-беляк становится рыжевато-серым.) Кто из уже знакомых нам лесных зверей не изображен на рисунке? (Ежи, кабаны, лоси, волки, бурундуки, ласки, летучие мыши.) Кто из животных впадал зимой в спячку? Как вы думаете, чем они прежде всего начинают заниматься весной? Посмотрим, что же они едят весной». Учитель читает текст «Весна в жизни зверей» на с. 88 учебника. Можно дополнить этот текст материалом о способах питания животных: «Ежи и медведи разрывают пни в поисках личинок жуков, разрывают муравейники и съедают самих муравьев, их яйца и куколки. Медведь выискивает дупла с лесными пчелами и достает оттуда мед, ест траву, корешки, перезимовавшую клюкву. Но этой пищи медведю мало, поэтому весной он нападает на кабанов, лосей, оленей и пасущиеся стада домашних животных. Опасен весной медведь и для человека, особенно медведица с новорожденными медвежатами. Лиса весной охотится на мышей, полевок и зайцев, а также разоряет гнезда птиц (уток, гусей, тетеревов, глухарей) и поедает яйца или птенцов».
Для закрепления второго этапа урока детьми выполняется задание № 3 на с. 48—49 рабочей тетради (целесообразнее выполнять это задание одновременно с чтением текста и комментариями учителя).
В конце занятия учащиеся отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя» и читают вывод урока на с. 89 учебника.
Домашнее задание: теоретический материал на с. 86—88 учебника, задания № 2 и № 4 на с. 48—49 рабочей тетради; подготовиться к выполнению в классе задания № 2 на с. 89 учебника.
Окружающий мир