Ой, весна-красна, что нам вынесла?

(Дети приветственно машут.)

— Короб житушка, два — пшеничушки,

(Раскрытые ладони протянуты вперед,

Как бы переполненные зерном,

затем руки выполняют „сеющие“ движения.)

— Малым детям — по яичушку,

(Ладонь округлена „под яичушко“.)

— Красным девушкам — по перстенечку,

(Руки подняты, „хвалятся“ перстнем.)

— Молодым молодушкам — по детенышку,

(„Качают“ младенца.)

— Старикам да старушкам — по внучоночку!

(Руки опущены, „гладят“ голову ребенка.)»

6. Рефлексия

– Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет самостоятельно попробовать сделать его?

Желающие ученики высказываются.

Затем учитель зачитывает вывод на с. 61 учебника.

7. Домашнее задание:

теоретический материал на с. 58—60 учебника, задания № 3 и № 4 на с. 33 рабочей тетради.

Окружающий мир

Урок 44. ВЕСНА В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

Задачи урока: продолжить изучение сезонных изменений в неживой природе; дать понятие о дне весеннего равноденствия и таких природных весенних явлениях, как таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы; особо остановиться на проблемах безопасности (опасность сосулек, истончения весеннего льда на водоемах).

Ход урока

1. Орг. класса

2. Проверка Д.З.

В начале урока коротко повторяется материал предыдущего урока.

3. Вступительная беседа.

Введением в тему данного урока должны быть ответы на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 62 учебника.

4. Работа над темой

– Какова главная примета весны по сравнению с зимой? От чего зависит потепление?

Используя динамическую модель вращения Земли вокруг Солнца, дети под руководством учителя отмечают, что весной и осенью наклон оси вращения Земли по отношению к плоскости орбиты одинаков, поэтому примерно одинакова и температура воздуха, но восприятие человеком осени и весны совершенно разное. Осенью по сравнению с летом эта температура воспринимается как похолодание, преддверие суровой зимы, замирание природы, а весной — как потепление, как возрождение природы. Меняется и положение Солнца над линией горизонта.

Дети сравнивают положение Солнца зимой и весной и отмечают в задании № 1 на с. 34 рисунок, на котором показано положение Солнца весной.

После этого учитель сообщает показания термометра, остальные дети заносят их в таблицу задания № 4 на с. 34—35 рабочей тетради.

Следующим этапом урока является изучение дня весеннего равноденствия. Учитель еще раз восстанавливает в памяти детей день осеннего равноденствия (23 сентября) и сообщает дату весеннего — 21 марта. Дети записывают эту дату в рабочую тетрадь (задание № 3).

– Что же происходит со световым днем после 21 марта.

Далее дети проводят наблюдения за погодой за окном класса и записывают в таблицу задания № 4 на с. 34—35 рабочей тетради состояние облачности в данный день. Если день солнечный, учитель задает вопрос о таянии снега и росте сосулек. Если день облачный, то учитель сообщает о неустойчивости погоды весной, но солнечные дни весной бывают все чаще, и тогда тает снег, бегут ручьи, образуются сосульки. При этом учитель сообщает детям об опасности сосулек: падающая сосулька может серьезно травмировать и даже убить человека.

Затем учитель задает учащимся проблемный вопрос рубрики «Подумаем!».

Потом учитель спрашивает, приходилось ли кому-нибудь видеть ледоход. Если кто-то из детей его видел, то можно выслушать его рассказ. После этого зачитывается рассказ С. Т. Аксакова на с. 64 учебника, рассматривается репродукция картины П. И. Петровичева «Ледоход на Волге» и сопоставляются впечатления от рассказа и картины.

Материал о половодье лучше прочитать по учебнику (с. 63) с комментариями учителя. Учитель дополняет сведения о половодье замечаниями о том, что таяние снега может вызывать не только половодье, но и большие наводнения, когда затапливаются и сносятся быстро несущейся водой целые селения, и даже небольшие города. Особенно часто наводнения бывают на реках Сибири, так как они текут с юга на север. На юге начался ледоход, а севернее река не вскрылась, поэтому талая вода начинает идти поверх льда и затапливать все вокруг.

5. Рефлексия

В завершение занятия дети отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 65 учебника, а затем читают вывод урока.

6. Домашнее задание: теоретический материал на с. 62—64 учебника, задания № 2 и № 4 на с. 34—35 рабочей тетради.

Окружающий мир

Урок 45. ВЕСНА — УТРО ГОДА

Задачи урока: продолжить формирование образа весны в мире природы и людей как поры обновления жизни, символически представленной в образе птицы; познакомить детей со старинными русскими обычаями трехкратной встречи весны и с праздником нового года у нанайцев в период весеннего равноденствия, с другими весенними праздниками по старинным календарям народов своего края.

Ход урока

Начиная занятие, учитель просит кого-либо из детей прочитать название урока и спрашивает: «Как вы думаете, чем похожи утро и весна? Что происходит в природе утром? А что происходит в природе весной? А что можно сказать о жизни людей: что происходит утром? А что очень важное происходит с людьми весной?»

Учитель: «Теперь давайте вернемся к нашим прошлым урокам. Постарайтесь вспомнить, когда начинался новый год в древнем римском календаре? А что такое весеннее равноденствие? Когда оно бывает?» Закрепляя понимание детьми того, что весна — важнейшее время года в жизни природы и людей, в том числе потому, что стремительно увеличивается долгота светлого времени суток, все живое на Земле готовится к новому жизненному круговороту, учитель может предложить выполнить задания № 1 и № 2 на с. 36 рабочей тетради.

Учитель: «Ребята, рассмотрите рисунки и фотографии на с. 66—67 учебника. Образ какого существа из мира животных здесь встречается в самых разных видах? Посчитайте, сколько всего птиц поселилось в этой теме. Рассмотрите фотографии игрушек в рубрике «Из музейных коллекций» на с. 69 учебника. Из какого природного материала сделаны эти птички? Какие образы птиц вам больше нравятся? Почему?» После ответов на вопросы дети выполняют задание № 3 на с. 36 рабочей тетради.

Учитель продолжает: «Давайте обсудим, почему художники расселили птичью стаю именно по этим весенним страницам учебника и рабочей тетради». Дети высказывают свое мнение.

Далее учитель предлагает детям послушать, как поэт Валентин Берестов описал птичью радость от наступления весны:

О чем поют воробушки

В последний день зимы?

— Мы выжили!

— Мы дожили!

— Мы живы! Живы мы!

Затем учитель читает текст «Три встречи весны» на с. 66—67 учебника и предлагает детям наклейками отметить в календаре дни встречи весны по народному календарю. Обсуждает с классом, какая из этих дат ближе всего ко дню проведения урока, на какие месяцы года приходятся праздники встречи весны по народному календарю. Потом дети еще раз уточняют, почему в весенние праздники чествуют птиц.

Учитель: «Интересно заглянуть сейчас в Приамурье. Вспомните, на каком осеннем празднике мы были в гостях у нанайцев. Вот и пришел черед следующего весеннего праздника. Угадайте какого?» (Нового года.) Учитель включает запись нанайской мелодии, затем убавляет звук и читает текст «Весенний новый год в Приамурье» на с. 68 учебника. Потом предлагает детям вспомнить традиции новогоднего праздника своего края и спрашивает: «Есть ли что-то общее с традициями нанайского народа? А как вы думаете почему?» Дети делятся своими размышлениями. (Общее — обмен дарами с природой, песни, танцы, веселье.) «Весной природа уже готова к обновленной жизни, да и людей ждут новые заботы. Давайте для закрепления еще раз скажем, когда наступает новый год по нанайскому календарю. Что общего в весенних праздниках разных народов?» (Образ птицы и обновления природы.)

Учитель задает вопросы по теме урока: «С каким временем суток сравнивают весну? Что происходит весной в жизни растений, животных и людей? Почему многие народы празднуют наступление нового года весной? Образ какого животного стал любимым украшением весенних праздников?» Один из учеников отвечает на эти вопросы. Учитель спрашивает мнение детей о полноте ответов. Предлагает еще нескольким детям обобщить урок. В заключение учитель предлагает прочитать вывод на с. 69 учебника. Дети сравнивают вывод учебника с выводом, сделанным самостоятельно.

Домашнее задание: теоретический материал на с. 66—68 учебника, задания № 4 и № 5 на с. 37 рабочей тетради.

Окружающий мир

Наши рекомендации