Урок 39. в феврале зима с весной встречается впервой
Задачи урока: познакомить детей с особым положением февраля в годовом круге; с некоторыми обычаями праздников народов мира, которые приходятся на февраль или самое начало марта; дать представление о нравственном значении этих обычаев во взаимоотношениях разных поколений в семье.
Планируемые результаты: знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; знать, когда в народе отмечали первую встречу весны; уметь приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или другой местный праздник февраля) и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края.
Ход урока
1. Орг. класса
2. Вступительная беседа. Тема урока
– Ребята, послушайте, пожалуйста, прогноз погоды в стихах:
На дворе карусель —
То метель,
То капель,
То мороз,
То опять
Надо шубу снимать.
На дворе карусель —
То январь,
То апрель.
Никуда не пойдешь,
А пойдешь —
Пропадешь.
Лучше дома сидеть,
Из окошка глядеть.
В. Степанов
– К какому зимнему месяцу подходит такой прогноз? Отчего так получается, что в феврале и правда можно за один день оказаться и в апреле, и в январе? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте определим и обозначим корень в словах „межень“, „межа“, „между“ и попробуем объяснить значение слов „межень“ и „межа“. Как вы думаете, может ли выделенный нами корень быть отдельным словом? В каком случае? Но как это связано с февралем и февральской погодой? Может быть, нам поможет название темы сегодняшнего урока. Кто хочет прочитать его? (Один из учеников читает вслух название.) Значит, если переделать нашу загадку и посвятить ее февралю, то между какими „светилами“ он оказывается? (Между зимой и весной.) Весна встречается с зимой в этом месяце, поэтому так часто и меняется погода февраля. А каково место февраля среди зимних месяцев? Какое место по порядку занимает месяц февраль в современном календаре? Да, вы совершенно правы: февраль — последний месяц зимы и второй месяц нашего календаря».
3. Работа над темой
Дети выполняют задание № 1 на с. 22 рабочей тетради.
– А теперь познакомимся с еще одной особой чертой февраля. Оказывается, у некоторых народов год только начинается в феврале. Вот послушайте!
Учитель читает детям текст на с. 40 учебника, посвященный восточному календарю.
– Конечно, вы понимаете, что поздравления с восточным Новым годом для тех, кто живет по европейскому календарю, не более чем забавная игра, попытка лучше понять наших соседей по планете, больше узнать о мире. Но некоторые народы нашей страны, исповедующие буддизм (помните, мы уже говорили с вами, что на Земле есть разные религии, и одна из них — буддизм), Новый год отмечают в феврале. Послушаем рассказ об этом событии.
Учитель читает первый абзац текста «Праздник Белого месяца» на с. 41 учебника, показывает на карте России расположение Республики Бурятия, отмечает заметным значком столицу республики город Улан-Удэ. Второй абзац текста читают сами дети по одному предложению, по очереди перекидывая клубочек от одного чтеца к другому.
– На какой месяц приходится Новый год по восточному календарю? Как отмечают праздник Белого месяца в Бурятии?
Учитель просит сравнить между собой настроение и некоторые особенности празднования Нового года по общегражданскому календарю и по старинному восточному. (Когда читаешь о празднике Белого месяца, становится понятным, что у всех народов больше всего ценится гостеприимство, дружба, уважение и любовь детей к родителям и родителей к детям, здоровье, долголетие. Все любят праздники, веселье, забавы. Это общая черта празднования Нового года у всех народов на Земле.)
4. Физминутка
5. Работа над темой (Продолжение)
Далее учитель предлагает детям поговорить еще об одном празднике, который чаще всего приходится на февраль.
– Каким веселым праздником во многих уголках России принято провожать зиму? Какие вы знаете масленичные традиции? От какого слова происходит название этого праздника? Кто знает пословицы о Масленице? Как вы думаете, о чем говорится в пословице: „Не все коту масленица, придет и Великий пост“? (О том, что после масленичных гуляний приходят строгие дни поста, когда люди стараются ограничивать развлечения, чтобы подготовиться к весеннему празднику — празднику праздников — Пасхе.) Но пока шумят масленичные гулянья, и мы поучаствуем в проводах зимы.
(Учитель читает текст на с. 42 учебника, посвященный Масленице.)
– Наверное, все вы знаете короткую песенку о блинах, которые пекут на праздник. Давайте ее вместе споем:
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели!
Ох, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!»
– Зиму проводили Масленицей. Но ведь февраль — встреча весны с зимой. Когда же по народному обычаю первая встреча весны? В самой середине месяца, 15 февраля. Теперь подробнее узнаем об этом дне. Слово „Сретение“, наверное, кажется вам непривычным. А ведь означает оно встречу. 15 февраля православные люди празднуют день Сретения, то есть встречи святого Симеона с Младенцем Христом, которого Его родители принесли в храм.
Этот день был очень важным в православном календаре, запоминающимся в жизни людей. Поэтому он стал для земледельцев днем-погодоуказателем, как и дни святого Николая, о которых мы уже с вами говорили. По погоде этого дня составляли прогноз на приближающуюся весну.
Давайте проверим сретенскую примету: „На Сретение снежок — весной дожжок“. Эту примету я сейчас наклею в календарь, на страницу последнего месяца весны. Какой это месяц? Вот в мае мы и проверим, сошлась ли примета с весенней погодой нынешнего года.
– Что говорится в народной примете на урожай по погоде 15 февраля? Можете найти подсказку в учебнике». Дети самостоятельно ищут ответ на вопрос на с. 42 учебника. Учитель проходит по рядам. Ученики показывают найденную примету. Затем кто-либо из детей зачитывает ее вслух. Потом учащиеся выполняют задание № 2 на с. 22 рабочей тетради.
– На уроке мы много говорили о праздниках конца зимы в разных календарях. Может быть, кто-то знает, какие праздники еврейского, мусульманского и других старинных календарей приходятся на зиму текущего года? Как провожают зиму на Масленицу? Какие традиции проводов зимы на Масленицу вам больше всего нравятся? Как вы относитесь к появлению в нашей стране новых новогодних обычаев, связанных с китайским народным календарем? Мне кажется, что хорошо знать обычаи других народов. Так легче понимать друг друга, легче дружить. Но свои обычаи забывать никак нельзя! В них — душа, сердце народа!
6. Рефлексия
– Можем ли мы сказать в конце нашего занятия, что февраль — особый зимний месяц? В чем его особенность? Какой один из самых любимых в России зимне-весенних праздников.
Итог урока: «Вот мы с вами и сделали вывод из нашего занятия: февраль — особый зимний месяц. И праздники в эту пору у разных народов особые, зимне-весенние. В России один из любимых — Масленица».
7. Домашнее задание: теоретический материал на с. 40—43 учебника, задания № 3 и № 4 на с. 23 рабочей тетради.
Окружающий мир
Урок 40. ЗИМНИЙ ТРУД
Задачи урока: познакомить детей со старинной традицией зимних посиделок, сочетающих труд и развлечения; дать представление о том, как в современной жизни зимой люди заботятся о сохранности урожая, растениях, животных и родном доме, как поддерживают порядок на улицах городов и сел.
Планируемые результаты: понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; знать особенности ухода зимой за растениями и животными; понимать необходимость поддерживать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время.
. Ход урока
1. Орг. класса
2. Вступительная беседа.
– Ребята, посмотрите на куклу, изображенную на фотографии около названия темы сегодняшнего урока. Припомните, где мы уже видели подобную куклу. Как ее звали? Зачем кукле-многоручке столько рук? Какие осенние работы вы запомнили? Как люди летом и осенью готовятся к зиме? Я догадалась, зачем зимней кукле-многоручке столько рук. Работы зимой никакой нет. Вот сядет такая кукла, возьмет в каждую руку по чашке горячего чая и по баранке и будет целый день чай пить, согреваться, весны ждать. Весной работа и начнется. А так зимой делать нечего!
– А вы, ребята, как думаете — много зимой дел или мало? (Выслушивает ответы детей.) Как вы думаете, старинная это кукла или современная? Раз это кукла старинная, какие дела были зимой у наших далеких предков? (Ученики высказываются. Учитель еще раз перечисляет все названные работы.) А теперь узнаем, что рассказывает о старинной зимней работе наш учебник.
3. Работа над темой
Дети читают текст «Старинная работа зимой» на с. 44—45 учебника.
– О каких старинных зимних работах мы узнали? Почему в старину примечали, какие девушки прилежнее других работают? Чтобы хоть немного понять, как прядутся нити, попробуем сейчас скрутить распушенную вату в нить. Кто хочет попробовать?
Несколько детей пробуют, имитируя движения пряхи, скрутить нить из ваты. Учитель просит их поделиться впечатлениями с остальными детьми (описать, трудно ли было, слушались ли пальцы). Затем предлагает выполнить задание № 1 на с. 24 рабочей тетради.
– А теперь перенесемся в наши дни. Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось забот. Чем занимаются зимой жители нашего края? В каких работах вы сами принимали участие? Есть ли у вас любимые зимние работы? Наверное, не ошибусь, если скажу, что все дети любят расчищать снег лопатками. Конечно, ведь работа на морозе веселит, укрепляет здоровье, дарит радость. А как потом приятно вернуться в теплый дом, к горячему чаю и баранкам, о которых говорила наша кукла-помощник!
– Скажите, ребята: когда собирают урожай? Собирают в конце лета и осенью, а мы едим овощи, хлеб, фрукты всю зиму. Как же сохранить осенний урожай? Представьте, что у вас есть собственное домашнее хозяйство. В этом нет ничего удивительного, ведь в старину девочку называли молодой хозяйкой уже в 9 лет, а мальчика — в 11. Осень подарила вам богатый урожай. Как бы вы сохранили его?
Дети высказываются.
Затем учитель читает текст «Заботимся об урожае» на с. 45 учебника и сравнивает его с ответами учащихся.
– Что делают зимой в зернохранилищах?
Дети рассматривают фотографии в учебнике.
– Зимой в старину люди ухаживали за животными. А в наше время нуждаются ли животные в нашей заботе зимой? Почему? Как зимой люди заботятся о домашних животных?
Дети рассказывают о своем опыте и наблюдениях, знаниях.
Затем один из учеников начинает читать текст «Заботимся о домашних животных и родном доме» на с. 46 учебника.
4. Физминутка
5. Работа над темой (Продолжение)
– Ребята, а теперь давайте обсудим, какие работы необходимы улицам города и села. Кто может поделиться своими наблюдениями?
После обсуждения один из учеников продолжает чтение текста на с. 46—47 учебника. Учитель сравнивает ответы детей с текстом учебника.
Затем учащиеся выполняют задание № 2 на с. 24 рабочей тетради.
– Мы с вами уже говорили о том, что домашние животные нуждаются в ежедневном внимании, заботе хозяев. Это нужно и для их здоровья, и для их доброго настроения. В наших домах живут еще одни живые питомцы, которые тоже нуждаются в уходе. Давайте заглянем в рабочую тетрадь и узнаем, о чем идет речь.
Дети читают текст задания № 3 на с. 25 рабочей тетради и рассматривают фотографии.
– Какие из этих растений вам знакомы? Кто знает их названия? (Учащиеся выполняют задание.) Кто из вас ухаживает за домашними растениями? Сейчас я прочитаю, что советует нам учебник. Вы внимательно слушайте, а потом скажете, так ли вы делаете.
Учитель читает текст на с. 47 учебника и обсуждает прочитанное с классом.
6. Рефлексия
– Наш урок приближается к концу. Теперь можно вернуться к нашему разговору в начале урока. Еще раз вспомним, о каких старинных работах мы узнали. Что делают в зимнее время на улицах городов, сел, в домах и квартирах? Какие виды работ сохранились до наших дней? Какие новые зимние заботы появились у людей? И все-таки зачем кукле-многоручке столько рук — чтобы чай за десятерых пить? А для чего? Давайте прочитаем ответ в учебнике.
(Один из учеников читает вывод на с. 47 учебника.)
– Согласны ли вы с этим выводом?»
7. Домашнее задание: теоретический материал на с. 44—47 учебника, задание № 4 на с. 25 рабочей тетради.
Окружающий мир
Урок 41. БУДЬ ЗДОРОВ!
Задачи урока: познакомить детей с правилами здорового и безопасного образа жизни в зимний период; продолжить приобщение детей к игровой культуре народов России, развивать в ходе игры навыки благожелательного общения детей друг с другом, корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях детей.
Планируемые результаты: выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы; уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.
Ход урока
1. Орг. класса
2. Вступительная беседа
– Ребята, сейчас я вам расскажу случай, который произошел с поэтом Даниилом Хармсом:
Я шел зимою вдоль болота
В галошах,
В шляпе
И в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических
Крючках.
Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки,
Присел,
Подпрыгнул
И исчез.
И долго я стоял у речки,
И долго думал, сняв очки:
„Какие странные
Дощечки
И непонятные
Крючки!
– Кто может объяснить, что же увидел поэт? Какое слово в стихотворении помогает нам догадаться, о чем идет речь? (Зимою.) Какие фотографии в учебнике (с. 48) подходят к этой загадке-стихотворению? Вы сами любите кататься на коньках и лыжах? Какие еще вы знаете зимние забавы, затеи? За что вы их любите? Чем отличаются зимние игры от игр в другие времена года?
Дети отвечают, используя свой жизненный опыт.
3. Работа над темой
– Как укреплять здоровье зимой? При какой зимней погоде можно построить снежную крепость и слепить снеговика? Почему? Как нужно одеваться в сильные морозы и при ветре? Где можно кататься на коньках, лыжах и санках, играть в хоккей?
– А сейчас я прочитаю вам рассказ учебника. Нескольким желающим из учеников я раздам фишки. Задание для этих ребят такое: выбрать из текста, который я буду читать, ответ на один из заданных вопросов, отметить его фишкой в учебнике, а после прочтения всего текста пересказать ответ всему классу. Какие качества придется проявить этим ученикам? (Внимательность, терпеливость. Ведь придется дождаться конца чтения и своей очереди отвечать.)
Учитель читает текст на с. 48—49 учебника, дополняя его информацией о старинных зимних забавах со «Страничек Умного Совенка» (с. 123 учебника). По очереди еще раз задает уже прозвучавшие вопросы. Выбранные ученики отвечают. При необходимости остальные учащиеся помогают отвечающим.
4. Физминутка
5. Работа над темой (Продолжение)
– Теперь мне хочется спросить всех. К какой части прочитанного относится картина Ф. Сычкова „С гор“, которую вы видите на с. 49 учебника? (Старинные зимние забавы.) Рассмотрите картину и составьте по ней короткий рассказ. Обратите внимание, какое настроение у героев картины, какова их одежда. Опишите, как они относятся друг к другу. Можно ли их назвать друзьями? (Дети составляют рассказы.) А вот какие санки были в старину! (Дети рассматривают фотографию старинных санок на с. 49 учебника.) Чем они отличаются от современных? Самое главное их отличие, что такие санки часто делал и расписывал для своих ребят сам хозяин дома. Вот и цветут на них дивные цветы, нарисованные с любовью. Одинаковых санок в старину не было. С детства и сами дети приучались к тому, что любую вещь можно украсить, особенно если она сделана для любимых людей.
Посмотрите еще раз на картину. Можно ли назвать ребят на ней здоровыми, крепкими? Как вы думаете, в чем секрет их здоровья? Как нам постараться обратить себе на пользу особенности зимней погоды? Вспомните сначала, каковы правила сохранения и укрепления здоровья осенью.
После ответов учитель предлагает всему классу прочитать про себя на с. 49 учебника первый абзац о закаливании в зимнее время. Затем один из учеников пересказывает его содержание.
– Ребята, часто ли взрослые делают вам замечания? Вам это нравится? Честно скажите, бывает так, что вам не хочется к этим замечаниям прислушиваться? Вы не обращаете на них внимания? Вот и наши друзья сегодня недовольны. Давайте послушаем их разговор.
Учитель достает кукол-помощников и разыгрывает их диалог:
«Девочка: — Привет! Пойдем на коньках кататься! Как вчера!
Мальчик (грустно): — Привет...
Девочка: — Ты чего грустишь? Заболел?
Мальчик:
— Ничего не заболел. Родители не пускают. Говорят, что лед на пруду может провалиться. И на санках не пускают. Говорят: „Дорога рядом, машины ездят“. Да еще и шарф заставляют надевать...»
– Ребята, вот вы сейчас услышали жалобы нашего друга. Как вам кажется, правильно ли он обижается? Или родители все-таки правы?
Учитель предоставляет детям возможность высказаться. Подкрепляет высказывания детей историями из собственного опыта, убеждающими в небезопасности беспечного отношения к зимним забавам. Учитель предлагает еще раз послушать текст учебника о том, что зима вовсе не безобидное время, и читает соответствующий отрывок на с. 49 учебника.
– Вот теперь, когда вы и сами много рассказали и послушали советы учебника, что бы вы могли сказать нашим помощникам? Как нужно одеваться в сильные морозы и при ветре? Где можно кататься на коньках, лыжах и санках, играть в хоккей?
Дети отвечают.
– Слышите! Даже ваши ровесники согласны, что зимой необходимо быть осторожными. Тогда зима подарит вам только радость и веселье, станет настоящим праздником. Снежные и морозные зимы — богатство России. Ведь суровая зимняя погода воспитывает сильных, здоровых, трудолюбивых и выносливых людей. Надо только разумно использовать этот дар природы и выполнять необходимые правила безопасности.
6. Зимние игры
– Снег, мороз — подарок природы, особенность зимы. А как вы сами можете повеселить себя, отдохнуть зимой на улице? Конечно, играя. Игры каких народов России вы уже знаете? Как они помогают быть здоровыми и сильными?
Далее дети выполняют задания № 1 и № 2 на с. 26 рабочей тетради.
– Мы уже с вами были в Бурятии на празднике Белого месяца. Давайте-ка снова побываем в этой гостеприимной республике!
Учитель читает текст игры «Рукавицу гнать» на с. 50 учебника.
– На какую знакомую детям игру она похожа?
Разбирая с учащимися схему этой игры на с. 51 учебника, задает вопросы: что на схеме обозначают красные треугольники? Кто изображен значком синего треугольника? Что обозначают стрелки на схеме? Как узнать по схеме, у кого из игроков рукавица?
– Бурятская игра проводится дома или на улице? Как ее изменить для проведения на свежем воздухе?
7. Рефлексия
Завершая занятие, учитель или один из учеников зачитывает вывод урока на с. 51 учебника.
8. Домашнее задание: теоретический материал на с. 48—50 учебника, задание № 3 на с. 27 рабочей тетради.
Окружающий мир