Урок 37. зимняя жизнь птиц и зверей
Задачи урока: показать, что зимой жизнь животных полностью не замирает: обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям зверей, о питании птиц и зверей зимой; прививать стремление помогать животным пережить зиму.
Планируемые результаты: усвоить образ жизни и питания зимующих птиц; узнать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.
Ход урока
1. Орг. класса
2. Проверка Д.З. (повторяется материал по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 31.)
3. Работа над темой
1). Вступительная беседа
– Какие птицы осенью не улетают на юг? Каких птиц мы видели на экскурсии в лесу (парке)? Как называются птицы, которые остаются на зиму с нами? Почему они не улетают? Каких птиц мы видим ежедневно за окном на деревьях и дорожках зимой? Посмотрите на рисунок на с. 32—33 учебника. Какие птицы на нем изображены?
– А каких птиц художник не изобразил, но они зимуют вместе с нами? (Сойка, ворона, галка, сорока, кедровка (в Сибири), воробей.) А чем они питаются, оставшись на зиму с нами? (Семенами растений, ягодами рябины, калины, боярышника, личинками насекомых, спрятавшихся в трещинах коры деревьев. Воробьи, вороны и галки всеядны. Они часто питаются отходами на помойках.)
2). Рассказ учителя о птицах.
Снегирь — перелетная птица, которая гнездится на севере и прилетает к нам только на зиму. С наступлением весны снегири улетают на север. Грачи стали оставаться на зимовку в городах в связи с потеплением климата и приспособились питаться отходами в стаях с воронами и галками. И все же большинство грачей улетает в теплые края.
Лесные курообразные, остающиеся на зиму, — тетерева, глухари, рябчики, куропатки. В начале зимы эти птицы питаются ягодами брусники и клюквы, семенами растений, травами. Когда снег становится глубоким, то они переходят на древесный корм — почки и сережки берез и лещины, хвою, кончики веток. Тетерева охотно склевывают шишкоягоды можжевельника. Для того чтобы грубый корм перетирался в желудке, эти птицы осенью глотают камешки, которые остаются у них в желудках. Ночуют они обычно в снегу, в который ныряют с дерева и устраивают себе камеру. Рябчик в холодные зимы вообще почти весь день проводит в снежном «доме» (до 20 часов в день), вылетая только покормиться. Куропатки в снегу не ночуют. Они сбиваются в плотный комок, согревая друг друга.
3). Работа в учебнике.
Завершается изучение материала о зимующих птицах чтением текста о клестах на с. 33 и выполнением задания № 1 на с. 18 рабочей тетради. Учитель подчеркивает, что клесты — единственные птицы, которые выводят птенцов зимой.
4. Физминутка
5. Работа над темой (Продолжение)
1). Изучение жизни зверей зимой.
– Какие звери зимой впадают в спячку (медведь, сурок, суслик, бурундук, барсук, еж), а какие бодрствуют, но делают запасы (белка, мышь). Каких зверей мы с вами видели на экскурсии? – Лесные звери очень боятся попадаться на глаза человеку. Даже если они и живут в ближайшем лесу и даже иногда на окраинах города, при приближении человека они прячутся или убегают.
2). Работа с учебником.
чтение текста на с. 34—35 учебника с дополнениями учителя.
3). Закрепляется материал выполнением задания № 2 на с. 18—19 рабочей тетради.
6. Рефлексия
Итоги урока подводятся по вопросам рубрик «Обсудим» и «Проверим себя» на с. 35 учебника.
7.Домашнее задание: теоретический материал на с. 32—35, задание № 3 на с. 19 (В РТ).
Окружающий мир
Урок 38. НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ
Задачи урока: продолжить формирование знаний о связях в природе; научить детей выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах.
Планируемые результаты: узнать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу.
Ход урока
1. Орг. класса
2. Проверка Д.З.
Повторяется усвоение материала предыдущего урока. Дети выступают со своими сообщениями о животных.
3. Работа над темой
1). Вступительная беседа.
Переходом к теме урока могут быть ответы на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 36 учебника.
– Какая наука изучает взаимосвязи между живой и неживой природой, между растениями и животными, между природой и человеком?
2). Беседа по рисунку-схеме на с. 37 учебника, чтение текста учебника на с. 36
– Какое дерево изображено на рисунке-схеме в учебнике? Какие животные изображены на ели и под ней? Почему изображены именно эти животные? Как ель помогает животным выжить в суровых зимних условиях? На схеме связь односторонняя, но ведь и животные тоже помогают ели. А как? (Мыши, делая запасы, разносят шишки в норы и тем самым помогают ели размножаться; белки и клесты, вынимая семена из шишек, часто их теряют, и семена разлетаются по ветру.)
3). Закрепление.
Для закрепления материала этой части урока выполняется задание № 1 на с. 20 рабочей тетради.
Далее дети, используя свои знания о зимней жизни птиц и зверей, приводят другие примеры невидимых нитей в зимнем лесу. (Например, осина: ее ветками, сережками и почками питаются лоси, зайцы, тетерева, глухари.)
4. Физминутка
5. Работа над темой (Продолжение)
1). Изучение взаимосвязей в животном мире.
Учитель читает текст «Как животные друг другу помогают» на с. 38 учебника.
При объяснении всего материала темы «Невидимые нити в зимнем лесу» учителю важно показать детям, что в природе все взаимосвязано и исчезновение одного звена нарушает всю цепь.
2). Закрепление материала.
Дети должны ответить на вопросы рубрики «Подумаем!» на с. 39 учебника и выполнить задание № 2 на с. 21 рабочей тетради. Эту работу необходимо проводить под руководством учителя. Для выполнения указанного задания в рабочей тетради рекомендуется разделить класс на группы по 3—4 человека.
6. Рефлексия
Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 39 учебника.
7. Домашнее задание:
теоретический материал на с. 36—38 учебника, выполнить задание рубрики «Поиграем!» на с. 39 учебника.
Окружающий мир