Урок 36. растения в домашней аптечке

Задачи урока: дать представление о разнообразии лекарственных растений, познакомить с правилами их сбора, хранения и использования.

Планируемые результаты: уметь называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; рассказать о лекарственных растениях в домашней аптечке, привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Вступительная беседа

– Ребята, вы когда-нибудь играли в „больницу“? Вот сегодня и поиграем. Вы принесли с собой на урок своих кукол, игрушечных собачек, медведей, обезьянок... Представим себе, что они заболели, и мы их будем лечить. Расскажите, пожалуйста, что с вами случилось. Что болит? (Обращается то к одному, то к другому персонажу. Каждый из детей отвечает за свою игрушку. У одной болит горло, у другой — кашель, третья — простужена.) Ребята, чем вы предлагаете лечить наших друзей? Вспомните, чем лечил больных зверей доктор Айболит». Дети отвечают, учитель при необходимости напоминает текст, давая возможность учащимся закончить цитату: И всем по порядку Дает шоколадку

И ставит, и ставит им градусники!

– Для игрушечных зверушек и кукол, наверное, достаточно градусников и шоколадок. А мы попробуем найти другой способ лечения. Кто может рассказать, как лечат в его семье кашель, больное горло, простуду? (Дети рассказывают.) Давайте сейчас подробнее поговорим о лечении лекарственными растениями. Ведь это средство нам предлагает сама природа. Что вы знаете о лекарственных растениях? Какими лекарственными растениями вам приходилось лечиться? Приходилось ли вам заготавливать лекарственные растения? Если да, расскажите, как это делается. (Ответы детей.)

3. Работа над темой

– А сейчас я почитаю то, что рассказывает нам о лекарственных растениях учебник. Учитель читает текст на с. 28—29 учебника.

– Ребята, после того, что вы услышали, скажите, пожалуйста, почему к лекарственным растениям нужно относиться бережно? Почему их можно собирать не везде? Для определения лекарственных растений существуют специальные справочники. Вот и учебник дает нам возможность познакомиться с некоторыми из целебных растений. На с. 28—29 учебника, внизу, нарисовано, как выглядят некоторые зеленые целители. Рассмотрите рисунок. Узнайте названия этих растений. Есть ли среди них деревья? а кустарники? травянистые растения? С какими из них вы знакомы?

– Теперь перевернем страницу учебника. Мы оказались на кухне, где чьи-то заботливые руки уже подготовили эти растения к употреблению: высушили, измельчили. Скоро аптекарь разложит их по мешочкам, банкам, пакетикам. Обязательно подпишет название, дату, когда растение было собрано. Может быть, даже укажет место, где собрано. Но представьте себе, что аптекарь совсем молодой, неопытный и он забыл, где какое растение. Давайте поможем ему. Попробуйте сначала узнать растения на фотографиях (с. 30 учебника). Попытайтесь определить, какие части этих растений используются в лечебных целях. Свои догадки проверьте на „Страничках Умного Совенка“ (с. 123 учебника)». Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

4. Физминутка

5. Закрепление по теме

– Лечить с помощью растений может только опытный человек, который хорошо разбирается в их свойствах и легко узнает растения по внешнему виду. Потренируемся — выполним задание № 1 на с. 16 рабочей тетради.

– Теперь организуем группы. Каждой группе я выдам лекарственные растения. Среди них есть и те, что растут в нашем краю. Выполните пункт 1 задания № 2 на с. 16 рабочей тетради. Если будут затруднения, обращайтесь за помощью ко мне и моим помощникам».

– Скоро мы уже сможем прописать лечение нашим больным. Но сначала давайте проверим себя и подумаем над некоторыми вопросами: как люди в далеком прошлом узнавали о лекарственных растениях? Когда зародилось лечение с помощью растений? Какие лекарственные растения есть в вашей домашней аптечке? Могут ли дети без разрешения взрослых пользоваться домашней аптечкой? Почему?

– Теперь давайте вернемся в нашу игрушечную больницу. Вспомните, кто из пациентов на что жаловался. Значит, нам нужно найти средства против кашля, боли в горле, простуды. Послушайте, для чего используют растения, с которыми мы познакомились, и попробуйте подобрать лечение». Учитель читает текст учебника (начиная со второго абзаца на с. 30 и до конца темы) и просит детей по мере чтения показывать (поднимать вверх) тех «больных», которым подходит то или иное растение для лечения названных симптомов. Затем предлагает учащимся выполнить пункт 2 задания № 2 на с. 17 рабочей тетради (разгадать «целебный» кроссворд). После этого учитель сообщает детям, что куклы-помощники и игрушечные животные «выздоровели».

6. Выступления детей с сообщениями

7. Рефлексия

В конце занятия ученики с учителем делают вывод урока и сопоставляют его с выводом на с. 31 учебника.

Учитель должен обратить особое внимание учащихся на последнее предложение вывода в учебнике: «Дети могут пользоваться растениями из домашней аптечки только с разрешения взрослых».

8. Домашнее задание: теоретический материал на с. 28—31 учебника, задание № 3 на с. 17 рабочей тетради.

Окружающий мир

Наши рекомендации