Урок 25. как разные животные готовятся к зиме

Задачи урока: познакомить детей с тем, как пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери готовятся к зиме; продолжать прививать любовь к родной природе.

Планируемые результаты: понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Актуализация знаний

В начале урока повторяется материал о перелетных и зимующих птицах по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 97 учебника. После первого из этих вопросов целесообразно проверить выполнение задания № 2 на с. 57 рабочей тетради, а после последнего вопроса — доклады учеников по заданию № 3 на с. 57 рабочей тетради.

3. Работа над темой

1) Вступление.

– От неблагоприятных зимних условий перелетные птицы улетают в теплые края, а нелетающие животные такой возможности не имеют, поэтому вынуждены как-то приспосабливаться к суровым условиям зимы.

– Ребята, как вы думаете, куда с наступлением холодов исчезают такие животные, как лягушки, жабы и змеи?

2) Пошаговое усвоение информации.

I шаг. Подготовка к зиме земноводных и пресмыкающихся. (1 абзац с.98)

– У лягушек, жаб, ящериц и змей температура тела равна температуре окружающей среды. Брал ли кто-нибудь из вас в руки ужа или лягушонка? Какими они вам показались — теплыми или холодными? (Ответы детей.) Это потому, что температура тела человека ... (Какая? — Ответы детей), а температура воздуха летом ... (Какая? — Ответы детей.). Осенью температура воздуха понижается. Эти животные становятся сонными, вялыми. Змеи часто заползают на пеньки, чтобы погреться на солнце, насекомые, которыми они питаются, постепенно исчезают. Осенью змеи забираются по нескольку штук под пни, коряги, свиваются в клубок и цепенеют.

Закрепление: (№ 1 на с. 58 в РТ) дети по описанию определяют животное, подписывают, находят в приложении его изображение, вырезают и вклеивают в соответствующие описанию окошки. Делается вывод: лягушки, жабы и змеи на зиму впадают в оцепенение.

II шаг. Изменение осенью шерстного покрова лесных зверей. (2 абзац с.98)

Зачитывается текст, рассматриваются изображения белки и зайца в летней и зимней «шубке» на с. 99 учебника.

– А зачем заяц и белка меняют цвет шерсти? (Ответы детей.)

– У зайца и белки много врагов: лисы, совы, волки, куницы, а защита — только быстрые ноги. Поэтому им нужна защитная окраска.

III шаг. Как и какие животные делают запасы на зиму. (3 абзац, с.99)

– Запасы на зиму делает и бурундук, но зимой он спит, а запасы съедает весной. В основном это очень питательные кедровые орехи.

Закрепление: задание № 3 на с. 59 рабочей тетради.

4. Физминутка

5. Изучение темы

IV шаг. Подготовка животных к зимней спячке. (4 абзац с.99)

– У медведицы зимой рождаются медвежата, которые питаются ее молоком, а она продолжает дремать. Если медведя зимой нечаянно разбудить, то он с голода станет очень опасным зверем, будет нападать на домашний скот и даже на людей. Таких медведей называют шатунами. Кроме ежей, медведей и бурундуков, в зимнюю спячку впадают сурки, суслики, барсуки, сони.

Закрепление: задание № 4 на с. 59 рабочей тетради. Можно также предложить детям отгадать, о ком говорится в рассказе-загадке рубрики «Отгадаем» на с. 100—101 учебника.

V шаг. Зимняя спячка летучих мышей. (с.100)

Зачитывается текст и рассматриваются рисунки и фотография.

6. Рефлексия

Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 101 учебника.

7. Домашнее задание:

теоретический материал на с. 98—100 учебника, задание № 2 на с. 59 рабочей тетради.

Окружающий мир

Урок 26. НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ОСЕННЕМ ЛЕСУ

Задачи урока: продолжить формирование знаний о связях в природе; научить детей выявлять эти связи в осеннем лесу на конкретных примерах.

Планируемые результаты: узнать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Актуализация знаний

В начале урока необходимо повторить материал предыдущего урока по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 101 учебника.

3. Вступительная беседа

– На сегодняшнем уроке мы возвращаемся к проблемам экологии. Давайте вспомним, что изучает эта наука.

– Какое значение имеет вода в жизни растений? в жизни животных? в жизни человека? Что будет с растениями, животными и человеком, если воды рек, озер, морей, океанов будут загрязнены отходами производства? Какую пользу приносят растения животным? Какую пользу приносят грибы растениям? А растения грибам? И т. д.

– Правильно поется в песне о том, что планета наша — хрупкое стекл.

– На сегодняшнем уроке дети узнают на конкретных примерах, какие связи существуют в природе.

4. Работа над темой (Изучение строится на основе пошаговой подачи информации).

I шаг. Дети рассматривают рисунок на с. 102 учебника и обсуждают его по вопросам:

– Кто узнал, что за дерево здесь нарисовано? По какому признаку вы определили, что это дуб? Что уносят с дуба белка и птица сойка? Что ест под дубом лесная мышь? Как можно назвать дуб по отношению к мыши, белке и сойке? А чем являются желуди для дуба?

Чтение 3 первых абзаца текста на с. 102 учебника.

Вывод: «Дуб является кормильцем для мыши, белки и сойки».

Дети рассматривают схему на с. 103 учебника.

– Почему стрелки на схеме двойные? Чем полезны мышь, белка и сойка дубу? Вспомним, как эти животные готовятся к зиме. (Ответы детей.)

Текст на с. 103 читается каждым ребенком про себя, после чего дети отвечают «компетентно» на поставленные ранее вопросы.

Закрепление: задание № 1 на с. 60 рабочей тетради.

II шаг. Изучение связей между орешником и грызунами.

– А чем, кроме желудей, еще питается белка? Откуда вы это знаете?

– Оказывается, что мыши и белки способствуют распространению по лесу не только дубов, но и орешника.

Дети читают первый абзац текста на с. 104 учебника и выполняют первую часть задания № 2 на с. 60 рабочей тетради.

5. Физминутка

6. Изучение темы

III шаг. Связь между рябиной и дроздами.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин. А.Толстой

– Яркие кисти рябин привлекают не только человеческий глаз, но и птиц, которые кормятся ее ягодами.

Дети рассматривают рисунок на с. 104 учебника, находят изображения рябины и птицы.

Читают до конца текст на с. 104—105 учебника.

Вывод: не только рябина является кормильцем дрозда, но и дрозд полезен рябине, потому что рассеивает ее семена.

7. Рефлексия

Весь материал урока обобщается при выполнении задания № 4 на с. 61 рабочей тетради и по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 105 учебника.

8. Домашнее задание:

теоретический материал на с. 102—105 учебника, вторая часть задания № 2 на с. 60 рабочей тетради, задание № 3 на с. 61 рабочей тетради.

Урок 27. ОСЕННИЙ ТРУД

Задачи урока: сформировать представления детей о многообразной работе осенью в городах и селах, соотнеся ее с особенностями осенней живой и неживой природы; воспитывать в детях уважение к труду на земле и желание заботиться о всех живых существах накануне предстоящей зимы.

Планируемые результаты: знать некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными; проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме.

Оборудование. У учителя — кукла-зернушка, кукла-льняница, кукла-многоручка, волшебный клубочек. У учащихся — ножницы, материалы для изготовления куклы-многоручки (два пучка соломы или мочала указанных в рабочей тетради размеров, цветные нитки, кусочки ткани).

Ход урока

Вариант 1. Урок может быть проведен на прогулке, в форме свободного общения учителя с классом. Учитель просит детей оглядеться, подумать, как нужно потрудиться перед зимой во дворе, парке. Что нужно сделать дома? Какой помощи ждут от людей животные? Можно поинтересоваться, как приготовился к зиме муравейник, полюбопытствовать, кто спрятался под опавшими листьями, в коре деревьев. Возможно участие детей в посильных работах. Это может быть помощь по уборке пришкольной территории, подготовка к зиме растений школьного участка и комнатных растений класса, подготовка грядок школьного участка под зиму и луковичных растений к зимней выгонке.

Вариант 2. Если урок проходит в обычной форме, то учитель начинает его со знакомства детей с куклой-многоручкой. Учитель разыгрывает диалог знакомых детям куклы-льняницы и куклы-зернушки:

«Кукла-зернушка:

— Столько зерна напасла! А пряжи еще не напряла...

Кукла-льняница:

— А я все пряла да пряла, да деревья на зиму не обвязала, капусту не посолила!

Кукла-зернушка:

— Да где же все осенью успеть! Было бы не две руки, а побольше, вот тогда бы точно везде поспели!»

Затем учитель достает куклу-многоручку и представляет ее детям: «А вот и я, кукла-многоручка. Везде успеваю, все у меня сделано: и дома, и в саду, и в огороде, и в поле, и за детьми присмотрено. Посчитайте-ка, ребята, сколько у меня рук. И все равно осенью тяжело приходится». Учитель спрашивает детей: «Как вы думаете, почему осенью так много дел у людей? Давайте вспомним, какие работы людей в селе и городе вы наблюдали летом. А осенью? В какой работе вы сами принимали участие?»

Учитель: «Ребята, сейчас мы с вами прочитаем, что рассказывает нам учебник об осеннем труде. Кто-нибудь будет читать, а остальные — внимательно слушать и считать: хватит ли нашей кукле-многоручке ее рук, чтобы все дела успеть сделать». Дети по очереди читают абзацами текст на с. 106—109 учебника. Очередность можно определить передачей волшебного клубочка в сопровождении прибаутки. Например: Лучина, лучина,

Я тебя сушила.

Гори, гори ярко,

Придет Захарка.

Сам на лошаденке,

Жена на коровке,

Детки на телятках,

Слуги на козлятках.

Можно приговаривать, как при игре в горелки: Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Читает абзац тот, у кого по окончании приговорки останется в руках клубочек.

Содержание каждого абзаца учитель сравнивает с жизненным опытом детей, просит поделиться своими наблюдениями. Спрашивает мнение учащихся о необходимости того или иного вида осеннего труда. Предлагает назвать самую привлекательную для каждого работу. Затем дети выполняют задание № 1 на с. 62 рабочей тетради.

Учитель продолжает: «Ребята, вот сколько мы назвали осенних работ! Давайте их еще раз перечислим и посчитаем, хватит ли нашей кукле-многоручке рук для выполнения этих работ. А потом вы и сами можете сделать кукол-многоручек, разобрав схему в задании № 3 на с. 63 рабочей тетради. Теперь, когда вы знаете, как много дел осенью, каждый из вас смастерит своей куколке столько рук, сколько необходимо, чтобы она успела сделать все дела». Мальчикам учитель может предложить сделать куклу-работника в мужской одежде.

В конце занятия учитель обсуждает с детьми вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя» на с. 109 учебника. Зачитывает вывод урока и просит детей сформулировать его своими словами.

Региональный компонент. Расскажите детям о видах осеннего труда, характерного для вашего края. По возможности предложите им поучаствовать в этих работах.

Физкультминутки — при передаче детьми друг другу волшебного клубочка.

Домашнее задание: теоретический материал на с. 106—109 учебника, задание № 2 на с. 62—63 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Предложите ребенку выполнить вместе с вами посильную работу по подготовке к зиме квартиры, дома, подворья. Совместный труд завершите чаепитием со свежеиспеченными оладушками. В старину это называлось «запекать углы».

Урок 29. ОХРАНА ПРИРОДЫ ОСЕНЬЮ

Задачи урока: познакомить детей с правилами охраны природы при сборе ее даров осенью; продолжить изучение страниц Красной книги, обращая внимание детей на исчезновение растений, животных, грибов из-за вредных для природы действий людей осенью.

Планируемые результаты: освоить правила сбора грибов, ягод, орехов; выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору.

Оборудование. У учителя — магнитофон, запись «Осенней песни» П. И. Чайковского, запись песни «Не дразните собак» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского); репродукции картин и фотографии с видами осенней природы; увеличенные ксерокопии значков-предупреждений со с. 114—115 учебника (каждый значок в двух экземплярах); увеличенные ксерокопии рисунков гриба-барана, водяного ореха, уток-мандаринок. У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.

Ход урока

Перед уроком учитель вывешивает репродукции картин и фотографии с видами осенней природы.

Начинается занятие с прослушивания записи музыки («Осенняя песня» П. И. Чайковского). Затем учитель ставит задачу перед детьми рассказать, о чем эта музыка, что в ней слышится, какое в ней настроение; к каким репродукциям на классной выставке она больше всего подходит. Учитель называет имя композитора и название музыкального произведения. По мере надобности еще раз включает запись и просит детей сказать, что изменилось в их восприятии музыки после того, как им стало известно название произведения.

Учитель: «Ребята, кому из вас довелось в этом году побывать в осеннем лесу? Давайте все сейчас представим себя на прогулке среди осенних деревьев. Разведем руками ветки. (Учитель, а вслед за ним и дети делают соответствующее движение.) И вот мы вступили на лесную тропу. Оглядимся вокруг, посмотрим под ноги. Вслушаемся в звуки леса. Вдохнем лесной воздух. Скажите, что можно увидеть, почувствовать в осеннем лесу? Каких птиц можно услышать? Какие животные дают о себе знать?» Дети отвечают. Учитель обсуждает с ними их ответы.

Учитель продолжает: «Ребята, а теперь скажите, какие дары готовит для нас осенний лес? Что можно принести домой из леса? (Грибы, орехи.) Вот как раз и гриб! (Учитель делает вид, что наклоняется и поднимает изображение гриба-барана, прикрепляет его к доске. Зачитывает детям на с. 116 учебника текст, посвященный этому живому организму.) А теперь познакомимся с орехом, который вряд ли кто-то из вас пробовал. (Переворачивает листок с изображением водяного ореха, прикрепленный к доске лицевой стороной к детям. Закрепляет изображение на доске и рассказывает об этом растении.) Ребята, посмотрите — по озеру плывут птицы. Они далеко, придется взять бинокли. (Дети вслед за учителем делают из кулачков „бинокли“, „настраивают“ их.) Теперь можно и рассмотреть этих красивых уток. Их зовут мандаринками». Учитель читает текст на с. 116—117 учебника об утках-мандаринках.

Учитель: «Мы познакомились с грибом, орехом и птицей. Кто запомнил их названия? Что между ними общего? (Они редко встречаются в природе. Причиной их исчезновения стала неразумная деятельность людей.) Кто помнит, что такое Красная книга? Приведите примеры растений и животных из Красной книги. А теперь давайте подумаем, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе. С помощью каких мер можно охранять представителей Красной книги, о которых мы узнали сейчас?

Ребята, что в наши дни угрожает живой природе? А теперь представьте себе, что все знакомые нам растения, животные попали в Красную книгу. Как будет выглядеть тогда наша Земля? Что зависит от нас, чтобы такого не случилось? Как вы охраняете природу? Что мы можем сделать прямо сейчас? Как мы можем осенью участвовать в охране животных? Какие правила помогают охране грибов?»

Затем учитель разделяет класс на шесть групп. Каждой группе выдается увеличенная ксерокопия одного из значков-предупреждений со с. 114—115 учебника.

Учитель сообщает: «Каждая из наших групп — команда спасателей природы. В этих значках „зашифрованы“ правила охраны природы осенью. Расскажите о них по этим рисункам. Сначала подумайте сами, а потом проверьте себя по учебнику». Каждая группа работает с одним значком, обсуждает свои варианты, находит соответствующий абзац учебника, сообщает учителю о готовности.

Учитель: «Теперь будьте внимательны. Мы продолжим нашу прогулку, но в какой-то момент я буду показывать природоохранный знак. И те спасатели, кто готовился к рассказу об этом знаке, будут объяснять нам его смысл. Итак, вступаем на тропинку леса, полного растениями и животными, их удивительными тайнами и загадками». Учитель вновь включает музыкальную запись. Затем сводит звучание на нет и в произвольном порядке показывает детям значки. Выступление каждой группы учитель завершает чтением соответствующего текста из учебника.

Учитель: «Ребята, вот мы и закончили наше путешествие. Нам остается только опять раздвинуть ветки деревьев и оказаться в классе. Но смотрите — на опушке виднеется домик. (Обращает внимание детей на фотографию домика рядом с рубрикой „Вспомним“ на с. 114 учебника.) Рассмотрите его. Какую сказку он вам напоминает? Мне кажется, что это домик из сказки „Теремок“. Кто помнит, какие жители поселились в нем? Вспомните, как весело, дружно они в нем жили. Как в этом домике-кормушке. Давайте и мы с вами постараемся жить в дружбе с природой, дарить ей добро, заботу. И никогда не будем вести себя в природе так, как сказочный медведь, который пришел и все разрушил. Давайте последний раз оглядимся вокруг себя, проверим, не оставили ли мы после себя мусор. Все хорошо, можно возвращаться в класс. С новыми знаниями и желанием быть помощниками, друзьями природы».

Дети выполняют задания № 3 и № 4 на с. 68—69 рабочей тетради.

В конце занятия учитель сначала сам зачитывает вывод урока на с. 117 учебника, а потом говорит: «Теперь все вместе, как настоящие товарищи, попробуем хором прочитать вывод нашего учебника».

Региональный компонент. Приведите детям примеры заботливого отношения к растениям и животным своего края накануне зимы.

Физкультминутки: физкультурный комплекс упражнений под запись песни «Не дразните собак».

Домашнее задание: теоретический материал на с. 114—117 учебника, задание № 5 на с. 69 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Попросите ребенка рассказать вам об охране природы осенью, об особенностях осенней жизни редких растений и животных своего края. Почитайте с ребенком книги о животных. Если есть возможность, в сети Интернет найдите дополнительные интересные сведения о растениях и животных своего края или о тех, с которыми познакомились в прочитанных вами книгах. На основе этих материалов помогите ребенку выполнить задание № 5 на с. 69 рабочей тетради.

Постарайтесь, используя памятку к заданию № 1 на с. 66 рабочей тетради, в течение осеннего периода посадить дерево или кустарник около дома или на даче. Смастерите вместе кормушки и начните подкармливать птиц (задание № 2 на с. 67 рабочей тетради).

Во время осенних прогулок полюбуйтесь красотой природы и своего города (села), понаблюдайте за жизнью людей. Сделайте фотографии и выполните вместе с ребенком творческое задание на с. 70 рабочей тетради.

За страницами учебника (раздел «Осень»)

По возможности организуйте экскурсии в природный заповедник, ботанический сад, зоопарк для знакомства с редкими растениями и животными, занесенными в Красную книгу вашего края.

В краеведческом музее посетите экспозиции, представляющие орудия труда для старинных осенних женских и мужских работ вашего края; предварительно договоритесь с сотрудниками музея об использовании интерактивных приемов во время экскурсии.

Предложите родителям организовать коллективную работу детей на основе взаимной помощи по обычаям народов своего края (например, заготовка капусты на зиму).

Изучайте с детьми старинные игры народов вашего края для забав на свежем воздухе и в помещении осенью.

Проведите (желательно с участием родителей) один или несколько осенних праздников по обычаям народов вашего края с использованием выученных и еще незнакомых детям старинных забав и потех.

1 На данном уроке можно использовать прочтение и театрализацию стихотворения Д. Хармса «Игра».

Часть 2

Раздел «Зима»

Окружающий мир

Урок 1. ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ

Задачи урока: учить детей соотносить признаки зимы в природе и особенности жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного искусства; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; познакомить детей с художниками А. К. Саврасовым и И. И. Шишкиным и с главными темами их художественного творчества.

Планируемые результаты: научиться находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Актуализация знаний

В начале занятия необходимо коротко повторить материал о временах года.

3. Работа над темой

1) Вступительная беседа.

– Ребята, сегодня нам снова предстоит войти в наш волшебный год-сад. Кто помнит загадку о нем? О чем в ней говорится? Давайте я напомню вам ее начало: „Есть у моего батюшки сад...“ Ворота волшебного сада нам откроют три сказочных брата. Их древнеримские названия: децембер, януариус, фебруариус. Нам нужно разгадать, как зовут этих братьев. Попробуйте перевести их имена на русский язык. Переводить мы будем с латинского языка. Задача сложная, так что сосредоточьтесь на звучании этих древних слов.

2). Названия зимних месяцев.

– Имена братьев связаны с зимой, с названиями зимних месяцев. Как называются зимние месяцы?

– Теперь давайте проверим, в правильном ли порядке стоят наши братья. Хором скажем названия зимних месяцев в правильном порядке.

3). Закрепление.

Для закрепления этой части материала урока дети начинают выполнять задание № 1 на с. 3 рабочей тетради.

4).Зима в нашей стране.

– Наша страна очень большая. В одних ее уголках зима — долгая, снежная, морозная. Бывает даже, что солнце покидает людей на всю долгую зиму. В других же местах России за целую зиму снег может выпасть всего несколько раз, скоро тает, и зима быстро уступает место следующему за ней времени года. Как оно называется? Расскажите, какая зима в наших краях. Как долго длится зима в нашем крае: три месяца?

Выполняют задание № 3 на с. 4 рабочей тетради.

4. Физминутка

5. Работа над темой

1). Старинные названия месяцев.

– Сейчас вы услышите старинные названия одного из зимних месяцев. Подумайте какого. Учитель читает несколько из предложенных в учебнике названий декабря: студень, студный, холодень, ледостав, годопроводец. Обсуждает с детьми их ответы.

– Какие особенности декабря подмечены в названиях? А теперь подумайте, о каком месяце сейчас пойдет речь? (Зачитывает названия января: просинец, сечень.) А какой месяц назывался в старину „межень“, „крутень“? (Выслушивает ответы детей.) Чтобы разобраться, послушаем объяснение учебника.

Учитель читает в учебнике на с. 6 текст «Зима в трех месяцах владыка». После этого уточняет понимание детьми прочитанного по вопросам:

– Какой месяц в прошлом называли „просинец“, „сечень“? Почему? Почему месяц февраль называли „крутень“, „межень“?»

– Ребята, можно ли сказать, что народные названия месяцев поэтичные, что они сродни стихотворениям? Можем ли мы их назвать маленькими произведениями народного устного творчества, крупицами великолепной сокровищницы — русского языка, родного для многих людей в нашей стране? Какие старинные названия месяцев вам запомнились? Какой один и тот же признак отражен в старинных названиях декабря и января? (Учитель еще раз зачитывает старинные названия этих месяцев.) Почему?

2). Закрепление.

Задание № 1 и задание № 2 на с. 3 рабочей тетради.

3). Работа с репродукциями картин и стихами о зиме.

– Люди не перестают удивляться красоте зимней природы. Поэты слагают о ней стихи, художники пишут картины. Сейчас я предлагаю вам каждому прочитать про себя стихотворение Галины Галиной. А потом пусть поднимет руку тот, кто захочет прочитать это стихотворение вслух для всех, с выражением, попробовать передать голосом красоту поэтических строк.

Дети читают стихотворение про себя. Затем учитель вызывает желающих. Спрашивает после прочтения:

– Как вы думаете, что помогает поэту передать красоту природы зимой?

– Мы уже сказали, что художники часто пишут зимние пейзажи. Давайте рассмотрим репродукции картин на с. 4—5 учебника. Как вы думаете, какие именно зимние месяцы изобразили художники? Какие признаки этих месяцев мы видим на картинах? Как художники воспевают красоту зимней природы? С помощью чего? Представьте, что вы экскурсоводы в музее. Вам нужно рассказать об этих картинах таким же ученикам, как вы. Попробуйте сочинить короткий рассказ о понравившейся картине. При этом постарайтесь вспомнить свои знания о зимней погоде и определить по состоянию природы, какой из зимних месяцев изображен художником. Используйте старинные названия зимних месяцев. Обязательно назовите фамилию художника, о картине которого рассказываете.

– Для того чтобы написать картину, мало только мастерски владеть кистью и красками. Нужно обязательно уметь раскрывать сердце навстречу красоте и уметь находить те уголки природы, которые будут лучше всего выглядеть на картине. Попробуйте и вы найти красивый сюжет для картины.

– Мы рассматривали с вами произведения двух великих русских художников. Сейчас о жизни одного из них я прочитаю рассказ на „Страничках Умного Совенка“. А вы попробуйте угадать, о ком идет речь. (На с. 119 учебника учитель зачитывает фрагмент текста об И. И. Шишкине. Дети отвечают.) А рассказ об А. К. Саврасове прочитайте дома.

– Природа и сама великая художница. Ее художественными средствами служат явления природы. Послушайте, как в народе говорили о зиме. О каких зимних природных явлениях говорится в народном присловье?

Учитель зачитывает текст присловья на с. 7 учебника, просит детей перечислить явления природы, названные в ней. Далее предлагает детям выполнить задание № 4 на с. 4 рабочей тетради: рассмотрев фотографию, самим сочинить и записать маленькое произведение любого жанра на выбор о красавице-зиме.

6. Рефлексия

– Давайте вспомним, о чем мы говорили во времяурока. Назовем самое главное. Для этого ответим на вопросы: как называются зимние месяцы? Что подмечено в народных названиях зимних месяцев? Что воспевают поэты и художники в своих произведениях о зиме? А теперь пусть кто-нибудь из вас прочитает выводы учебника. Ребята, правильно ли мы ответили на вопросы? Совпали ли наши ответы с выводами учебника?

7. Домашнее задание:

теоретический материал на с. 4—6 учебника, задание № 5 на с. 5 рабочей тетради.

Окружающий мир

Урок 2. БУДЬ ЗДОРОВ!

Задачи урока: познакомить детей с правилами здорового образа жизни; продолжить приобщение детей к игровой культуре народов России; развивать в ходе игры навыки благожелательного общения детей друг с другом, корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях детей.

Планируемые результаты: выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Актуализация знаний

В начале занятия необходимо коротко повторить материал о зимних месяцах.

3. Работа над темой

1). Вступительная беседа.

Вместе с уч-ся называют важные составляющие здорового образа жизни: закаливание, труд, физические упражнения на свежем воздухе, умение одеваться по погоде.

Учитель сообщает о пользе сезонных народных игр для здоровья. Вместе с детьми обсуждает, в какие игры они любят играть летом и осенью. Расспрашивает, какие игры народов края или просто дворовые подвижные игры известны детям. Рассказывает детям об играх своего детства, при этом описывает участников, называет их имена, дает им характеристики как игрокам и товарищам, возможно, даже приводит пример, кто кем из них стал во взрослой жизни. Если есть возможность, учитель показывает фотографии из своего детства. Это создает доверительную атмосферу и побуждает учеников рассказать о собственном игровом опыте.

2). Зимние игры.

– Ребята, игры дарят нам хорошее настроение, верных друзей, здоровье. А что вы еще заметили по своему опыту, какие полезные качества вырабатывают в нас игры? Например, игра „в прятки“. Каким нужно быть, чтобы играть „в прятки“? (Терпеливым, внимательным, быстрым, наблюдательным, уметь управлять собой.)

– Какие зимние игры вы знаете? (Обсуждение)

3)Упр. в проведении игр.

Экскурсия на снежный городок.

4. Рефлексия

– Ребята, вы уже знаете, что в конце каждого урока в учебнике есть вывод. Попробуйте сейчас сами сделать вывод из нашего урока.

Дети формулируют выводы. Затем учитель суммирует ответы детей выводом учебника. Фразу «Кто в народные игры играет — никогда больным не бывает!» класс произносит хором.

5. Д.З.

Узнать, в какие игры играли родители.

Окружающий мир

Наши рекомендации