Сколько гряд в каждой клети положено?


– Как будут называться клети? (Осень, зима, весна, лето.) Сейчас время рассмотреть осеннюю клеть. (Тема, цели урока, презентация об осени)

3. Работа над темой

1). Осенние месяцы

– Как называются осенние месяцы? В каком порядке они следуют друг за другом? Кто знает, откуда к нам пришли названия месяцев? Выполним задание № 1 на с. 36 рабочей тетради и узнаем, откуда в русский язык пришли наши современные названия осенних месяцев.

– Теперь я буду называть осенние месяцы их старинными русскими именами, а вы постараетесь догадаться, в какую клеть и на какую грядку их посадить. Скажите, ребята, в какую клеть нужно поместить месяц хмурень? грязник? бездорожник? Сейчас, когда мы произносим эти названия, задумываемся, что значат многие из них. А ведь когда-то это были всем известные, обыденные названия осенних месяцев. Сейчас я буду читать старинные названия осенних месяцев, а вы внимательно слушайте их звучания, вспоминайте все, что вам известно об осенних явлениях природы, и постарайтесь объяснить, о чем говорят эти старинные названия». Учитель читает устаревшие в русском языке названия месяцев. Просит детей объяснить их происхождение. Приводит названия осенних месяцев в языках народов своего края и объясняет их значение. Затем предлагает завершить задание № 1 и выполнить задания № 2 и на с. 36 рабочей тетради.

4. Физминутка

5. Работа с репродукциями

– Старинные названия очень меткие. Они точно говорят о характере месяца. Каждое название как маленький рассказ. Люди в старину старались так обращаться с родным языком, чтобы по красоте, точности, совершенству родная речь была подобна великолепию природы, окружавшей человека. Изображения осенних листьев, ягод можно увидеть и на старинных предметах домашнего быта.

Затем учитель включает запись музыкального фрагмента, относящегося к осени, из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Предлагает под звучание музыки рассмотреть репродукции картин И. И. Левитана «Золотая осень» и А. А. Пластова «Первый снег» на с. 54—55 учебника.

– Постарайтесь мысленно войти в картину, прогуляться золотой, левитановской осенью вдоль берега реки или постоять на крылечке дома рядом с ребятишками, изображенными на картине художника Пластова. Осмотритесь вокруг, вслушайтесь, почувствуйте запах осенней травы и первого снега, ощутите прикосновение воздуха. Какое оно: теплое, влажное, сухое, прохладное? Попробуйте определить, в какие осенние месяцы могла так выглядеть природа. Сочините рассказ по понравившейся вам картине. Постарайтесь использовать старинные названия осенних месяцев.

6. Знакомство с праздниками на Руси

Учитель обращает внимание детей на фотографию куклы из пшеничных колосьев рядом с названием темы урока на с. 54 учебника: «Посмотрите, к нашим кукольным друзьям пришла в гости осенняя кукла. (По возможности показывает куклу, выполненную из соломы или других растительных материалов.) Почему такую куклу могли сделать только по осени? (К осени собирали урожай с полей; складывали на зиму в стога скошенную на корм животным траву.) Какое имя можно дать этой кукле? Как можно описать ее характер? (Щедрая, хлебосольная, гостеприимная, добрая, работящая.)»

– Какие старинные названия осенних месяцев рассказывают об изменениях в природе? А о чем говорят названия октября „капустник“ и „свадебник“? Давайте спросим об этом наш учебник. Послушайте.

Учитель читает текст на с. 56—57 учебника.

Демонстрация свадебных кукол-неразлучников или их фотографии. При этом учитель поясняет, что таких кукол дарили молодоженам в старину. Эти куклы с секретом. Они могут двигаться навстречу друг другу, отодвигаться друг от друга. Тогда между ними остается место. – Как вы думаете, для чего? (Для того чтобы добавлять между ними кукол-младенчиков. Их добавляли столько, сколько родится детей в семье. Так куклы-родители словно собирают младенчиков в серединку, чтобы сберечь их в тесном семейном кругу.) Сколько детей вы пожелали бы этим молодоженам? Почему?

7. Рефлексия

Дети обсуждают ответы на вопросы рубрик «Обсудим» и «Проверим себя» на с. 57 учебника.

Дети самостоятельно делают выводы урока. После обсуждения зачитывает выводы на с. 57 учебника.

8. Домашнее задание:

Теоретический материал на с. 54—57 учебника, задание № 4 на с. 37 рабочей тетради.

Окружающий мир

Наши рекомендации