Урок 3. НАШ «КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ» — ЗЕМЛЯ (с.12-15)

Задачи урока: дать понятие о горизонте, сторонах горизонта, компасе; научить обращению с компасом.

Планируемые результаты: усвоить понятия о горизонте и сторонах света; научиться обращаться с компасом, определять стороны горизонта.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Повторение пройденного

В начале урока следует повторить материал предыдущего урока о Вселенной, Солнечной системе.

3. Работа над новым

1) Проблемный вопрос .

– Почему Землю иногда называют нашим „космическим кораблем“?

2) Рассказ учителя.

Подобно рукотворному космическому кораблю, Земля с огромной скоростью несется в пронизанном светом звезд космосе. Она по сравнению с Солнцем и другими звездами очень мала, но для людей она огромна. Настолько огромна, что мы, стоя на ее поверхности или двигаясь по ней, можем увидеть лишь крошечный кусочек, который воспринимаем как плоский. Древние люди воспринимали Землю как плоское тело. Этот небольшой кусочек земной поверхности, который мы видим вокруг себя, называется горизонтом, а линия, которой небо как бы соединяется с земной поверхностью, называется линией горизонта.

3) Работа с учебником.

Далее дети рассматривают рисунок на с. 12 учебника, находят линию горизонта и узнают, что эта линия особенно хорошо видна в чистом поле или над морем.

После этого зачитывается теоретический материал на с. 12 учебника и выполняется задание № 2 на с. 8 рабочей тетради.

4. Физминутка.

5. Стороны горизонта.

1) Знакомство со сторонами горизонта.

Люди в древности, передвигаясь с места на место во время охоты, должны были искать ориентиры для того, чтобы вернуться домой. Люди заметили, что есть один очень надежный ориентир — Солнце, которое выходит из-за линии горизонта всегда в одном и том же месте и заходит также в одном и том же месте. Сторона, где восходит Солнце, была названа востоком, а сторона, где Солнце заходит, — западом.

(Чтение материала в учебнике – с.13)

2). П.р.

Учитель показывает на настенной таблице или слайде мультимедийной проекции, как выглядел первый компас, изобретенный очень давно в Китае, говорит, что ложечка была сделана из магнетита, свободно вращалась на тарелке и ее ручка показывала на юг.

Затем учитель рассказывает об устройстве современного компаса, показывая его изображение. На компасах российского производства на север указывает по традиции синий конец стрелки, а на юг — красный, а на компасах китайского производства — наоборот: красный конец стрелки показывает на север.

3). Работа в тетради.

Далее рассматривается рисунок сторон света на с. 13 учебника, выполняются задания № 3 и № 4 на с. 9—10 рабочей тетради.

6. Рефлексия.

Подводятся итоги урока по пройденному материалу.

7. Домашнее задание: теоретический материал на с. 12—13 учебника, задание № 1 на с. 8 рабочей тетради.

Окружающий мир

Урок 4. ВРЕМЯ (с.16-19)

Задачи урока: сформировать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего; ввести понятие «единицы измерения времени»; познакомить детей с разными типами старинных и современных часов как явлением истории и культуры разных стран и народов мира.

Планируемые результаты: уметь приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения; рассказать о старинных и современных часах; объяснить, как действуют солнечные, водяные, песочные часы.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Повторение пройденного

В начале урока следует повторить материал предыдущего урока о Вселенной, Солнечной системе, горизонте, сторонах горизонта..

3. Работа над новым

1). Тема, цели. (Презентация)

Отгадайте загадку нас.16. (Время)

2). Чтение статьи.

После ответа зачитывает соответствующий текст учебника.

3). Работа с рисунками.

Дети рассматривают рисунки на с. 16—17 учебника и обсуждают приметы времени в них.

– Ребята, можно ли остановить время? (Время остановить нельзя, но с помощью фотографий, рисунков, ведения дневника можно сохранить память о том или ином событии; образно об этом говорят как об остановленном мгновении, остановившемся времени.) Разглядывая фотографии, картины, слушая рассказы людей, читая книги, мы, как через волшебное стекло, заглядываем в прошлое

4). Обобщение.

– А где живет наше будущее? В мечтах, в воображении, в надеждах. И еще — в нашем настоящем, в наших делах, от которых зависит, каким будет наше будущее. Объясните, ребята, как вы это понимаете. (Вот, например, хорошо учась сейчас, во втором классе, каждый из вас день за днем подготавливает свои будущие успехи в старших классах.)

После обсуждения учитель зачитывает текст на с. 17 учебника о ценности каждого мгновения текущей жизни, «настоящего». Просит детей рассказать о добрых делах и поступках (своих и своих земляков), благодаря которым и будущее должно стать светлым, радостным. Затем предлагает выполнить задание № 1 на с. 12 рабочей тетради.

4. Физминутка.

5. Измерение времени.

– Ребята, можно ли сказать, что время похоже на воду? Похоже ли время на песок? Мы можем узнать, сколько у нас воды, песка? (Воду, песок можно, например, взвесить на весах.) А можно ли потрогать время рукой, рассмотреть его? Но люди как-то научились измерять невидимое, неслышимое время. Как? (С помощью часов.) В каких сказках упоминаются часы? («Золушка», «Аленький цветочек», «Сказка о потерянном времени».)

– Но, оказывается, часы не всегда были такими, как они описаны в рассказе. Давайте заглянем в прошлое часов, в их историю. (Презентация)

Учащиеся рассматривают рисунок и фотографии разных часов на с. 18 учебника. Учитель читает текст. Дети обсуждают достоинства и недостатки песочных, водяных, солнечных часов.

– И все-таки, ребята, в каких единицах измеряется время? Вот наш рост можно измерить в сантиметрах и метрах, вес — в килограммах. А время оказалось удобно измерять в минутах. Минута — единица измерения времени. Как из кирпичей строят дом, так и из минут строится время. Есть и другие единицы измерения времени. Внутри минуты прячутся секунды, целых шестьдесят. Только они совсем короткие: раз, и секунда прошла. А из минут строятся часы, из часов — сутки, из суток — неделя, из недель — месяц, из месяцев — год.

– Как вы думаете, минута — это много или мало? Что можно успеть сделать за минуту?

Учитель говорит с детьми о том, что у каждого свой темп работы, и это нормально. Кому-то удалось уложиться в отведенное время, кто-то не успел, кто-то сделал быстрее. Поэтому здесь учителю важно объяснить детям, что каждому необходимо знать себя и учиться рассчитывать время так, чтобы все успевать.

Далее выполняется задание № 2 на с. 12 рабочей тетради.

6. Рефлексия

– Вот и уходит в прошлое наш урок. Давайте проверим, что запомнили вы.

Вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 19 учебника.

Зачитывает вывод урока. После каждого утверждения поднимают руку те ученики, которые его поняли.

7. Домашнее задание: теоретический материал на с. 16—19 учебника, задание № 3 на с. 13 рабочей тетради (практическая работа «Часы»).

Окружающий мир

Наши рекомендации