Структурно-функциональный уровень организации внимания.
Переключение активирующих влияний с уровня РФ на уровень таламической моделирующей системы означает переход от генерализованной активности коры к локальной:
-первая отвечает за глобальные сдвиги общего уровня бодрствования;
-вторая - за избирательное сосредоточение внимания.
Обе связаны с фронтальной корой прямыми восходящими путями, при достижении определенного уровня возбуждения фронтальных зон по нисходящим путям осуществляется тормозное влияние на таламус и РФ. Т.о., имеется контур саморегуляции и фронтальная кора обеспечивает нужный уровень возбуждения. Это управляемая корковая активация.
Двигательное, эмоциональное и интеллектуальное внимание. Клиника очаговых поражений показала, что эти виды внимания страдают независимо друг от друга. При помощи ПЭТ установлено, что внимание поддерживается за счет работы разных анатомических зон. Функциональные подсистемы внимания обеспечивают 3 главных функции :
- ориентация на сенсорные события( теменная область коры и некоторые ядра таламуса);
- обнаружение сигнала для сознательной обработки ( латеральные и медиальные отделы фронтальной коры );
- поддержание бдительности поддерживается за счет правого полушария.
Правое полушарие обеспечивает общую мобилизационную готовность, поддерживает необходимый уровень бодрствования и сравнительно мало связано с конкретной деятельностью. Левое полушарие отвечает за специализированную организацию внимания в соответствии с задачами.
Временная организация следа памяти
подразумевает последовательность развития во времени качественно разных процессов, приводящих к фиксации приобретенного опыта. Основные понятия временной организации памяти следующие: консолидация - процесс, приводящий к физическому закреплению энграммы; и реверберация - механизм консолидации, основанный на многократном прохождении нервных импульсов по замкнутым цепям нейронов. Длительность консолидации - интервал времени, необходимый для перехода следа памяти из кратковременного хранения, в котором он находится в виде реверберирующей импульсной активности, в долговременное, обеспечивающее длительное существование энграммы.
Основными в концепции временной организации являются понятия о кратковременной и долговременной памяти (при фиксации происходит смена одной формы существования энграммы в другую)
Основной способ исследования временной организации памяти заключается в искусственной воздействии на один из предполагаемых этапов становления энграммы, поэтому широкое применение получил метод ретроградной экспериментальной амнезии. Ретроградная экспериментальная амнезия вызывается самыми разными воздействиями. Доказано, что элекгрошок влияет на хранение недавно приобретенного опыта, но не только электрошок, приводящий к драматическим последствиям, но и электрическая стимуляция весьма малой интенсивности может влиять на память. Электрическая стимуляция может усиливать и прерывать хранение следа.
Нарушения памяти .
В задачи НП входит исслед-е разных форм патологии речи, возн-щих при локальных пораж-ях мозга. Отеч. НП рассм-ет эти наруш-я с общ. теоретич-х позиций, разраб-х А.Р.Лурия. Речь – очень сложн. психич. деят-сть, подразд-ся на различ. виды и формы. Речь — специфич-ки человеч-я психич. ф-ция, кот. можно опред-ть как проц. общ-я поср-вом языка. Как сложн. функц. с-ма, речь включает много афферентных и эфферентных звеньев. В реч. функц. с-ме приним. участие все анализ-ры: слух., зрит., кожно-кинест., двиг. и др.; кажд. из них вносит свой вклад в аффер. и эффер. основы речи. Поэтому мозг. организ-я речи очень сложна, а наруш-я речи — многообразны и различны по хар-ру в завис. от того, какое из звеньев реч. с-мы пострадало в рез-те мозг. Пораж-я. Лок. пораж. мозга не выз-ют общ., диффуз. наруш-я реч. деят-сти, а лишь к дифференц-ным формам реч. наруш-й. Они очень неоднородны.
При пораж. лобных отд. мозга или перед. отд. реч. зоны – наруш. в проц. порожд-я реч. сообщ-я и воплощ-я исход. замысла в разверн. высказ-е: наруш. внутр. речи либо синтагматич. стр-я разверн. реч. высказ-я в целом. При пораж. гностич. отд. коры - страдает проц.овлад-я фонематич., лексич., семантич. или логико- грамм. кодами языка: наруш. реч. высказ-я. Лок. пораж. задних отд. мозга - распад овлад-я фонематич. стр-ем речи, либо наруш. ее лексич. состава, либо трудн. поним-я сложн. логико-грамм. стр-р, в основе кот. лежит проц. превращ-я послед-но предъяв-мой инф. в симультанные схемы. При пораж. передних отд. мозга - страдает поним-е предикативной, синтагматически постр-ной речи, но может никак не измениться процесс овладения кодами языка: его фонематическим, лексическим, семантическим и логико-грамматическим строем.
Это говорит о том, что отд-е с-мы коры ГМ лев. полуш., особенно реч. зон, участвуют в обеспеч. сложн. проц. реч. деят-сти на разл. ролях.
Амнезии– значит. сниж-е или отсут-е пам. Могут набл-ся не только при локал. пораж. ГМ, но и как общемозг. симп-мы, сопровожд. практич. все наруш-я при пораж-ях мозга. Виды:Фиксационные – недостат. фиксация впечат-я в КП или ДП (корсак. синдром – больной способен к воспр-ю прош. опыта, но не сегодн. событий из-за интерференции, вызв-й наруш. лимбич. стр-р, кортикально-таламич. обл.)Ретроградная – по отнош-ю к событиям опред. периода, предш-го др. событию.Антероградная – на события после шока, травмы, психолог. изм-я.Прогрессирующая – последоват-но наруш-ся пам. на события от соврем. к прошед. и от диффузн. к четким.
Лурия подразд. амнезии на:1) модально-неспециф. наруш. пам. – плохое запечат-е (воспроизв-е) любой по модал-сти инф. Возник. при пораж. разл. ур-ней средин. неспециф. стр-р мозга. - уровень продолговатого мозга - диэнцефальный уровень - уровень лимбической системы - уровень медиальных и базальных отделов лобных долей мозга. 2) модально-специф. наруш. пам. связаны лишь со стимулами опред. мод-сти и распростр-ся только на раздр-ли, адресующиеся к какому-то одному анализ-ру: - наруш-я слухоречевой памяти при акустико-мнестической афазии; - наруш-я зрительно-речевой памяти при оптико-мнестической афазии; - наруш-я слуховой памяти при пораж-ях прав. полуш-я; - наруш-я зрительной памяти при пораж-ях прав. полуш-я
Корсаковской синдром развивается при патологии мамиллярных тел, гиппокампа и его связей с амигдалярным ядром. Помимо алкоголизма, причинами данного синдрома могут быть недостаточность тиамина другой этиологии (голодание, синдром мальабсорбции, неадекватное парентеральное питание), а также поражение структур гиппокампового круга в результате опухоли, травмы, нарушения мозгового кровообращения в бассейне задних мозговых артерий, острая гипоксическая энцефалопатия и др.
Нами рассмотрены такие нарушения памяти, как:-Корсаковский синдром,-Нарушения памяти при деменциях, -Сенильные нарушения памяти, -Дисметаболические энцефалопатии, -Психогенные нарушения памяти, -Преходящие нарушения памяти.