Особенности сезонных наблюдений
Предисловие
Данное издание адресовано в первую очередь педагогам, работающим по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также всем, кто занимается проблемой экологического воспитания детей дошкольного возраста. В издании представлены программа, краткие методические рекомендации, планирование и содержание работы по ознакомлению детей 3–4 лет с природой (образовательная область «Познание», раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»), а также содержание наблюдений на прогулке. Предложенная система работы включает экскурсии на природу, наблюдения за живыми объектами, игровые задания, элементарные опыты и многое другое.
Методика работы с детьми должна соответствовать задачам программы. При этом воспитатель может дополнять и изменять предложенное в пособии содержание организованной образовательной деятельности в зависимости от погоды, региональных особенностей, местоположения дошкольного учреждения, своего опыта работы и индивидуальных особенностей детей группы.
Для того чтобы дошкольники получали больше впечатлений и приобретали практический опыт взаимодействия с природой некоторые формы работы рекомендуется проводить на природе. Формы и методы работы с детьми могут быть самыми разнообразными: экскурсии, беседы, наблюдения за живым объектом, опытническая деятельность, игры. Интеграция разных разделов Программы (ознакомление с художественной литературой, развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность и др.) позволит формировать у дошкольников более полные представления об окружающей действительности.
Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения. Они должны проводиться в детском саду ежедневно. В пособии представлен примерный перечень наблюдений на прогулке за объектами живой природы и явлениями неживой природы для детей 2–4 лет. Не все дети 2–3 лет посещают дошкольные учреждения и приходят сразу во вторую младшую группу, поэтому мы предлагаем один перечень наблюдений для детей второго и третьего года жизни. Воспитатель должен учитывать это, и при планировании работы с детьми опираться прежде всего на индивидуальные особенности воспитанников своей группы, уровень их развития и практический опыт.
Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, и взрослый не должен упускать такую возможность. Педагог должен стимулировать детскую любознательность; учить ребят видеть изменения в природе, самостоятельно делать элементарные выводы. Помните, что каждый день в природе неповторим!
Все виды наблюдений требуют руководства со стороны педагога. Существуют общие требования ко всем видам наблюдений.
•Цель и задача наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно. Задача всегда должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
•Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
•В организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивающую их взаимосвязь. В результате у детей сформируется более полное, глубокое представление об окружающей природе.
•Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановкой конкретной и доступной задачи наблюдения, использованием действий обследования как способа наблюдения, привлечением детского опыта, проговариванием результатов наблюдения, сравнением одного объекта с другим, предъявлением вопросов разной степени сложности.
•Наблюдение должно вызвать у детей интерес к природе, желание узнать о ней как можно больше.
•Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы (рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном).
•В результате каждого наблюдения у детей должно сформироваться представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.
Наблюдения в природе с детьми 2–4 лет лучше начинать с рассматривания живых объектов. В процессе наблюдения за живым объектом следует обратить внимание на следующее:
— удобное и безопасное размещение детей;
— размещение живого объекта (приближенное к естественным условиям его проживания);
— создание условий для проявления разного поведения животного;
— связь наблюдения с жизнью и использование детского опыта;
— формирование у детей умения делать элементарные умозаключения.
В процессе наблюдения за живым объектом следует планировать только вопросы. Последовательность наблюдения будет зависеть от того, как поведет себя животное.
Во второй младшей группе по действующему СанПиН 2.4.1.2660-10 непосредственно образовательную деятельность по ознакомлению с природой (в рамках образовательной области «Познание») организуют 1 раз в месяц.
Знания и умения дети усвоят лишь в том случае, если они будут подкреплены практикой. Только в процессе взаимодействия с природой можно расширить представления об окружающем мире. Дети при этом должны обследовать предметы с помощью всех анализаторов и пытаться самостоятельно сделать элементарные умозаключения.
Надеемся, что данное издание поможет воспитателям творчески организовать работу по ознакомлению с природой с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Программное содержание
Расширение представлений детей о растениях и животных. Продолжение знакомства с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания. Знакомство с обитателями уголка природы.
Расширение представлений о диких животных (3–4 вида, характерных для данной местности).
Формирование умения наблюдать за птицами, прилетающими на участок (3–4 вида, характерных для данной местности). Подкармливание птиц зимой.
Расширение представлений детей о насекомых (3–4 вида, характерных для данной местности).
Развитие умения отличать и называть по внешнему виду: овощи (3–4 вида), фрукты (3–4 вида), ягоды (3–4 вида).
Знакомство с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями (3–4 вида).
Знакомство с комнатными растениями (3–4 вида). Формирование представлений о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
Знакомство с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
Формирование представлений о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается; песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает).
Формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомство с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Сезонные наблюдения
Осень. Развитие умения замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края.
Расширение представлений о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Развитие умения различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их.
Зима. Расширение представлений о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду).
Организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок, подкармливание их. Формирование умения замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д.
Побуждение детей к участию в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.
Весна. Знакомство с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки.
Расширение представлений детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко — потеплело — появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную.
Наблюдение за посадкой семян цветочных растений и овощей на грядки.
Лето. Расширение представлений о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, появляются птенцы в гнездах.
Формирование элементарных представлений о садовых и огородных растениях. Закрепление знаний о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.
Примерное тематическое планирование работы с детьми
Сентябрь
Занятие 1.
«Овощи с огорода»
Программное содержание. Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представления о выращивании овощных культур. Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка».
Октябрь
Занятие 2.
«Меняем воду в аквариуме»
Программное содержание. Расширять знания детей о декоративных рыбках. Дать элементарные представления об уходе за декоративными рыбками. Формировать доброе отношение к окружающему миру.
Ноябрь
Занятие 3.
«В гостях у бабушки»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными. Формировать заботливое отношение к домашним животным.
Декабрь
Занятие 4.
«Подкормим птиц зимой»
Программное содержание. Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах.
Январь
Занятие 5.
«В январе, в январе, много снега во дворе…»
Программное содержание. Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас.
Февраль
Занятие 6.
«У меня живет котенок»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с домашними животными. Формировать умение правильно обращаться с животными. Развивать желание наблюдать за котенком. Учить делиться полученными впечатлениями.
Март
Занятие 7.
«Уход за комнатным растением»
Программное содержание. Расширять представления детей о комнатных растениях (о кливии). Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.
Апрель
Занятие 8.
«Прогулка по весеннему лесу»
Программное содержание. Знакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лесных растениях и животных. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе.
Май
Занятие 9.
«Экологическая тропа»
Программное содержание. Расширять знания детей о растениях, формировать бережное отношение к ним. Дать представления о посадке деревьев. Формировать трудовые навыки.
Уголок природы
В повседневной жизни педагог организует наблюдения за растениями и животными уголка природы, привлекает детей к выполнению индивидуальных поручений; учит их быть внимательными друг к другу и другим детям.
В уголке природы второй младшей группы рекомендуется иметь (примерный перечень): аквариум с рыбками (1–2 золотые рыбки, карасик); клетку с птицами (канарейка), кролики (их приносят на время наблюдения); комнатные растения (4–5 видов неприхотливых растений (по 2–3 экземпляра), например, фикус, примула, бегония, герань коралловая, бальзамин, колеус, имеющие ярко выраженные характерные признаки (толстый ствол, крупные листья)); овощи и фрукты (огурец, помидор, морковь, капуста, яблоко); осенние листья для букетов; срезанные ветки деревьев и кустарников в воде; календарь погоды; наглядный иллюстративный материал: набор картинок с изображением животных (собака, кошка, корова, лошадь, заяц, лиса, медведь и др.); книги с иллюстрациями, на которых изображены животные; набор картинок с изображением птиц (курица, утка, голубь, воробей, синица, снегирь); альбомы «Времена года»; дидактические игры; материал для проведения элементарных опытов (песок, сосуд с водой, формочки для песка, снега и льда); материал для развития трудовых навыков: природный и бросовый материал для ручного труда — шишки, веточки, желуди, флакончики, крышки; инвентарь: лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки, мерные ложки для корма.
Развитие трудовых умений и навыков
при ознакомлении с природными явлениями
На прогулке дети выполняют трудовые поручения под руководством взрослого или вместе с ним, при этом воспитатель должен поощрять трудовые действия детей, развивая у них желание трудиться. Можно организовать коллективный труд или труд по подгруппам. Следует учить детей трудиться рядом, не мешая друг другу.
При наличии в детском саду огорода покажите детям, как делают грядки. Предложите им взять в руки семена и внимательно их рассмотреть. Обратите внимание на то, что у луковицы есть верхушка, корешки (у гороха есть ростки). Покажите, как нужно правильно сажать луковицу (горох) в землю.
Закрепляйте знания детей об овощах и фруктах, растущих в вашей местности. Учите отличать их по вкусу и внешнему виду.
В середине весны можно понаблюдать с ребятами за всходами гороха, редиса, лука, подсолнечника. Работе детей на огороде должны предшествовать наблюдения за трудом взрослых и старших детей. Педагог должен поощрять желание детей помогать взрослым.
В осенний период предложите детям собрать листья в кучу, собрать крупные семена растений, выдернуть морковь.
Прочитайте детям стихотворение О. Поляковой «В огороде»:
Бродит Оля в огороде,
А морковки не находит,
Лишь зеленая трава…
— Это, Олечка, ботва.
Ты за эту за ботву,
За зеленую траву,
Посильнее дерни,
Посмотри на корни!
Объясните детям, что такое ботва моркови. Спросите, почему Оля не увидела морковь сразу.
Привлекайте ребят к сбору и рассматриванию цветущих растений на клумбе. Обратите внимание детей на красоту осенних деревьев. Формируйте умение радоваться красоте окружающей природы, бережно относиться к растениям.
Понаблюдайте за птицами на участке. Объясните, как можно помочь птицам в холодный период. Предложите детям насыпать корм в кормушку. Если есть возможность, покажите детям снегиря, понаблюдайте, как он клюет ягоды рябины.
В зимнее время года вместе с детьми расчистите дорожки от снега, счистите снег со скамеек. Во время возведения снежных построек дети могут понаблюдать за работой взрослых, подвезти для построек снег на санках, украсить постройки (льдинками, печатками). Научите детей делать из снега комья для лепки снеговика; мастерить снежные торты, пирожки, маленьких снеговиков. Формируйте желание самостоятельно лепить колобки из снега.
Труд в природе должен быть посильным и интересным для детей. Их по-прежнему интересует сам процесс деятельности, но внимание неустойчиво, поэтому выполняемая ими работа не может быть длительной и многообразной.
В уголке природы воспитатель работает в присутствии детей и дает им индивидуальные поручения, состоящие из несложных действий (под присмотром взрослого взять корм, покормить животное, полить цветок из лейки и др.). Педагог показывает детям, как нужно выполнять различные действия, а дети сразу же повторяют за ним. Необходимо учить их правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой.
Важно формировать у детей желание помогать взрослому в уходе за животными и растениями: насыпать корм в кормушку, наливать воду в поилку, насыпать песок в клетку. В процессе ухода за комнатными растениями учите детей рассматривать растения и отличать их по внешнему виду. Для закрепления знаний о комнатных растениях проведите дидактические игры: «Найди такое же», «Угадай по описанию», «Что изменилось?», «Найди пару», «Найди растение с большими и маленькими листьями». Развивайте интерес детей к посадке растений: в их присутствии пересаживайте комнатные растения, комментируя свои действия. К концу года можно организовывать обмывание растений.
В конце зимы малыши могут посадить лук. Каждый ребенок сажает свою луковицу в ящик с землей. Воспитатель должен рассказать и показать всю последовательность посадки лука. Дети под руководством педагога следят за ростом зеленого лука, осторожно поливают его и срезают выросшие зеленые листья. Ранней весной можно провести посев крупных семян бобов и фасоли.
Формируйте у детей желание наблюдать за животными и растениями. В уголке природы покажите им обитателей аквариума — рыбок и улиток. Понаблюдайте за тем, как рыбки плавают в воде, а улитки передвигаются по стенкам аквариума и по растениям.
Следует помнить, что малыши очень эмоциональны, внимание у них непроизвольное и неустойчивое, интересы постоянно переключаются с одного объекта на другой.
Опытническая деятельность
Детей этого возраста продолжают учить наблюдать, анализировать и делать элементарные выводы об окружающем мире. Проводят опыты со снегом, с песком, с камнями, с веточками деревьев, с осенними листочками, с водой, со льдом.
Детей учат находить отличительные особенности живых и неживых объектов, сходства и различия между ними.
Зимой продолжайте знакомить детей со свойствами снега (лепить снежные колобки лучше из липкого снега, колобки из сухого снега рассыпаются). Покажите, как из снега с помощью формочек можно делать различные фигурки, с помощью печатки-тычка — наносить на снег различные узоры, лепить снежные колобки и т. д. Летом продолжайте учить детей лепить и делать фигурки из песка.
В процессе игр с песком и водой закрепляйте знания детей об их свойствах; расскажите им о значении воды для человека, животных и растений.
Тема 1. «Овощи с огорода»
Программное содержание. Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представления о выращивании овощных культур. Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка».
Материалы. Игрушки — Дедушка и Бабушка, корзина с муляжами овощей (огурец, помидор, морковь, репа), атрибуты для инсценировки русской народной сказки «Репка»; овощи, нарезанные небольшими кубиками. (Внимание! Необходимо произвести термическую обработку овощей на кухне ДОУ.)
Связь с другими образовательными областями. Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов; натуральных овощей, сорванных на огороде. Игра с муляжами овощей. Инсценировка сказки «Репка». Заучивание русской народной песенки «Огуречик, огуречик…». Аппликация «Овощи лежат на круглом подносе».
Методика проведения
В гости к детям приходят Дедушка и Бабушка (игрушки), приносят корзину с овощами.
Дед. Ох, как много у нас овощей на огороде выросло! Очень тяжелая корзина!
Бабушка. Все лето мы трудились — сажали да поливали, вот урожай и удался на славу!
Дед. Все овощи в корзине перемешались. Давай, бабка, попросим ребят разобрать овощи.
Бабушка. Давай, дед.
Дед выкладывает на стол все овощи и говорит: «Саша, Маша и Коля соберут в корзинку огурцы. Ира, Даша и Петя соберут помидоры. Оля, Вова и Даша соберут репу. А все остальные ребята соберут морковь».
Дети собирают овощи в корзину.
Дед. Все правильно собрали свои овощи? Какие молодцы!
Бабушка. Дети, а вы знаете, чем огурец отличается от помидора? (Ответы детей.) Дед, а знают ребята, чем отличается морковь от репы?
Дед. Давай у них и спросим. Дети, чем отличается морковь от репы? (Ответы детей.) Правильно, морковь оранжевого цвета, продолговатая, а репа желтого цвета и округлая. А чем они похожи? (Ответы детей.) Правильно, морковь и репа твердые, у них есть хвостик. Конечно, не такой хвостик как, например, у мышки, но тоже тоненький и длинный. (Показывает хвостик моркови, репы.)
Дед. Все эти овощи выросли у нас на огороде. Мы ухаживали за ними: сажали, поливали и снимали урожай.
Воспитатель. Дедушка, Бабушка, вы очень много трудились, чтобы вырастить богатый урожай, а теперь немного отдохните. Ребята покажут вам сказку «Репка».
Инсценирование русской народной сказки «Репка».
Посадил дед репку — выросла репка большая, пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут вытянуть не могут.
Кликнула кошка Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут —вытащили репку!
Дедушка и Бабушка благодарят детей: «Какие все дружные, все вместе вытянули репку. Если делать дружно, всегда все получится. Теперь мы хотим вас угостить своими овощами».
Дедушка и Бабушка угощают детей кусочками овощей. В тарелке лежат овощи, нарезанные кубиками. Каждый ребенок одноразовой ложкой берет кусочек овоща и кладет в рот. После этого Дедушка и Бабушка спрашивают, какой овощ попробовал каждый ребенок.
Дедушка и Бабушка прощаются с детьми и уходят.
Наблюдения на прогулках
Осень
Объекты живой природы. Явления неживой природы | Цель и задачи наблюдений | Содержание наблюдений | Связь с различными видами детской деятельности |
ЖИВАЯ ПРИРОДА | |||
Животные | |||
Птицы (голуби, вороны, воробьи) | •Дать детям общие представления о птицах (голубь, ворона, воробей). •Учить узнавать пернатых по внешнему виду. •Учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д.). •Закреплять представления о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных. •Формировать эмоциональную отзывчивость. | Внешний вид птиц: есть голова, туловище, две лапы, хвост и два крыла; зубов нет; пищу клюют клювом; тело покрыто перьями. Птицы питаются, дышат, двигаются — они живые. У вороны голова, клюв, крылья, хвост и лапы – черные, все остальное – серое. Вороны каркают: кар-кар-кар. Голубь — птица, величиной с ворону. Может близко подлетать к человеку. Ворона и голубь прыгают и ходят по земле. Воробей — бойкая маленькая птичка. Воробей чирикает: чик-чирик. Воробьи прыгают. Все птицы летают, во время полета машут крыльями. Птицы купаются в лужах, садятся на ветки деревьев. | Подвижная игра «Птички и автомобиль». Подвижная игра «Воробушки и автомобиль». Подвижная игра «Воробушки и кот». Слушание песни «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида. Пение песенки «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто. Рассматривание картины «Таня и голуби». |
Насекомые (бабочки, майские жуки, божьи коровки) | •Формировать желание наблюдать за насекомыми. •Дать представления о насекомых. •Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. •Показать отличительные особенности насекомых. | Бабочки, божьи коровки, жуки могут ползать по земле и растениям, по травинкам. Бабочки и жуки могут летать. Все насекомые живые, их не следует без надобности брать в руки, их можно осторожно рассматривать. Внешний вид насекомых: есть голова, туловище, ноги, крылья. Когда становится холодно, насекомые прячутся. | Украшение бумажных силуэтов бабочек (пальчиками и кистью). |
Растения | |||
Деревья (ель, клен, береза, рябина) | •Дать представления о деревьях. •Показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья (иголки)). •Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев. •Показать, что осенью листья деревьев меняют окраску. •Учить различать листья по цвету (желтый, зеленый, красный). •Знакомить с осенним явлением природы — листопадом. •Учить бережно относиться к растениям. •Учить различать деревья по листьям. •Познакомить с плодами рябины. | Деревья высокие. Чтобы увидеть их верхушки, нужно поднять вверх голову. Деревья высокие, а трава низкая. У дерева есть ствол, он твердый. Дерево растет из земли, в земле его корни. Корни держат дерево, поэтому оно не падает. На стволе много веток и листьев. Ветки деревьев тонкие, они могут ломаться. У всех деревьев разные листья. Осенью с деревьев опадают листья — это явление называется листопад. Сухие листья шуршат под ногами. С каждым днем листьев на деревьях становится все меньше. Много листьев лежит на земле. В конце осени почти все деревья стоят без листьев. Елка остается зеленой. На ее веточках вместо листочков — маленькие иголочки, шишки. На деревья садятся птицы. У рябины красивые красные ягоды. Их клюют птицы. | Игра «Мы осенние листочки». Игра «Найди такой же лист».Игра «Найди и принеси красный (желтый, зеленый) лист». Изготовление гирлянд из осенних листьев. Рассматривание иллюстраций в детских книгах. Дидактические игры «Найди самый большой лист», «Разложи листочки по цвету (по убывающей или возрастающей величине)». Слушание песни «Листопад», муз. Т. Попатенко. Пение песни «Осенняя песенка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель. Чтение рассказа М. Пришвина «Листопад». |
Травянистые растения | •Дать представление о травянистых растениях. •Учить любоваться осенними цветами. •Учить различать высокие и низкие цветущие растения. | Травка низкая по сравнению с деревьями; она растет на земле, ее можно потрогать. Трава бывает низкая и высокая. Корешок держит травку в земле. Если траву поливать, то она быстро растет. Если вырвать травку с корешком — она завянет. Когда становится холодно, зеленая трава начинает желтеть, сохнуть. Трава иногда продолжает расти под снегом. На клумбе цветут астры: синие, красные, белые и др. | Игра «Побежали на травку — убежали с травки». Рисование травки. |
Фрукты (яблоки, груши) | •Закреплять знания о фруктах: яблоках и грушах. •Расширять представления о том, что осенью собирают фрукты. •Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме и называть яблоки и груши. | Яблоки и груши растут на деревьях. Яблоки и груши созревают в конце лета и осенью. Яблоки и груши бывают красные, желтые, зеленые. Фрукты бывают твердые и мягкие. По вкусу яблоки и груши бывают сладкими и кислыми. | Лепка фруктов. Игра «Узнай на вкус». Игра с муляжами фруктов. Употребление фруктов в пищу. Наблюдение за сбором фруктов. Сбор фруктов. |
Овощи (репа, морковь, огурец, помидор) | •Дать представления об овощах: моркови, огурцах, помидорах и репе. •Формировать умение находить в огороде овощи: огурец, помидор, морковь, репу. •Учить различать овощи по виду, вкусу, форме. | Взрослые убирают урожай на огороде. Морковь и репа растут в земле. Морковь — твердая, оранжевого цвета, длинненькая. Репа твердая, желтого цвета, круглая. Огурец твердый, зеленого цвета, продолговатый. Помидор мягкий, красного цвета, круглый. Все овощи растут на огороде. | Наблюдение за сбором урожая с огорода. Сбор овощей. Игра «Чудесный мешочек». Игра «Найди и назови». Чтение русской народной сказки «Репка». Инсценировка сказки «Репка». |
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА | |||
Солнце | •Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце. | Солнышко греет — на улице тепло. Солнце реже появляется на небе, меньше греет; с каждым днем становится холоднее. Капелька воды блестит на солнце. | Игра «Солнышко и дождик». Разучивание потешек про солнышко. |
Ветер | •Показать природное явление – ветер. •Учить определять ветреную погоду. | Дует легкий ветерок. Дует холодный порывистый ветер. Люди одеваются теплее. Погода ветреная — деревья качаются. Дует ветер — вертушки крутятся на ветру. | Бег с ленточками. Чтение стихотворения А. Пушкина «Ветер, ветер!» (отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»). |
Дождь | •Показать, что осенний дождь может быть разным. •Показать простейшие связи между явлениями в природе. | Дождь может быть теплый и холодный. После дождя все кругом мокрое. Идет дождь — появляются лужи. По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут. Машина едет по луже, и брызги далеко летят из-под колес. Человек бежит по луже, брызги летят в стороны и на самого человека —он может запачкать одежду. Когда идет дождь, можно набрать в ведро воду. Капельки дождя блестят на солнце. Во время дождя люди идут под зонтами. Капли дождя стучат по крышам домов. | Слушание произведения «Грустный дождик», муз. Д. Кобалевского. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Рисование «Идет дождь». |
Небо | •Показать особенности осеннего неба. | Небо в начале осени — голубое. Солнца на небе не видно, его закрыли облака. Солнце выглянуло из-за туч. Темные тучи на небе — будет дождь или снег. | Игра «Солнышко и дождик». Рисование «Тучка». Рисование «Идет дождик». |
Вода | •Дать элементарные представления о свойствах воды. | Воду можно переливать из одного ведра в другое. Чистая вода — прозрачная. Грязная вода — непрозрачная. Стало холодно — вода замерзла, на лужах образовался лед. | Экспериментирование с водой. Чтение потешки «Водичка, водичка...» |
Песок | •Дать элементарные представления о свойствах песка. | Сухой песок рассыпается. Если полить песок водой, он станет влажным. Из влажного песка можно лепить куличики и пирожки. На влажном песке можно рисовать палочкой. После игры с песком нужно мыть руки. | Лепка куличиков из песка. Экспериментирование с песком. Лепка из глины «Лепешки большие и маленькие». Лепка из пластилина «Бублики». |
Зима
Объекты живой природы. Явления неживой природы | Цель и задачи наблюдений | Содержание наблюдений | Связь с различными видами детской деятельности |
ЖИВАЯ ПРИРОДА | |||
Животные | |||
Птицы (голуби, вороны, воробьи, синички, снегири) | •Расширять представления о птицах: голубях, воронах, воробьях, синицах. Дать представление о снегире. •Формировать умение узнавать пернатых по внешнему виду. •Учить замечать, как птицы передвигаются: ходят, прыгают, летают, клюют корм. •Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами. •Формировать желание помогать птицам в зимний период. •Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами. •Формировать желание помогать птицам в зимний период. | Все птицы летают, во время полета машут крыльями. Тело птиц покрыто перьями, поэтому им не холодно. Похолодало — птицы нахохлились. Зимой птицам сложно найти корм. Люди делают кормушки для птиц и насыпают в них корм. Птицы прилетают на кормушку, если человек подкармливает их зернышками и крошками. Воробьи летают стайкой. Птицы боятся близко приближаться к человеку и животным. На дереве сидят много красивых красногрудых снегирей. Снегири особенно любят клевать ягоды рябины. На снегу остаются следы птиц. | Подвижная игра «Птички и автомобиль». Рисование и лепка корма для птичек. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Сизари». Дидактическая игра «Найди пару» Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Игра «Голуби и воробьи». |
Растения | |||
Деревья (ель, клен, береза, рябина) | •Расширять представления о деревьях: у дерева есть ствол, ветки. •Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. | Зимой клен и береза стоят без листьев. На елке вместо листьев зеленые иголочки. Снег падает на деревья. Зимой деревья в снегу очень красивые. Если светит солнце, снег на деревьях блестит. Если дует ветер, снег слетает с деревьев. На рябине сохранились ягоды. На красных ягодах рябины лежит белый снег. Птицы прилетают и клюют ягоды рябины. Зимой, когда нет листьев на деревьях, березу можно отличить от других деревьев по белому стволу. У рябины красивые красные ягоды. Их клюют птицы. | Рисование «Елочка». Рисование «Деревья на нашем участке». Рисование ветки рябины. Заучивание стихотворения Е. Ильиной «Наша елка» (в сокращении). Подвижная игра «Раз, два, три — к дереву беги…» Чтение рассказа М. Пришвина «Листопад». |
Травянистые растения | •Показать особенности травянистых растений в зимний период. | Травы нет. Лишь иногда из-под снега выглядывает немного травы. Под снегом травке тепло, она словно укутана одеялом. | |
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА | |||
Солнце | •Показать, что солнце светит во все времена года. | Светит солнце, значит день солнечный. Cнег очень красиво блестит на солнце. Солнце не светит — пасмурно. Светит солнце, но на улице мороз. Зимой солнце светит, но не греет. Мороз щиплет нос и уши. | |
Небо | •Показать особенности зимнего неба. | Небо зимой бывает синее, голубое, серое. Утром на улице темно. Вечером рано начинает темнеть. Перед снегопадом небо становится темным. | Рисование «Зимние пейзажи». |
Ветер | •Показать особенности ветреной погоды зимой. | Дует холодный ветер, люди поднимают воротники. Ветер поднимает и кружит снег. Ветер воет. Наблюдение за движением вертушек во время ветра. | Имитация звуков ветра. |
Снег | •Дать представление о свойствах снега. | Снег лежит на деревьях, на земле, на скамейке и т. д. Намело много снега — образовались сугробы. Снег белый, холодный, легкий, пушистый, сверкает на солнце. Из снега можно лепить снежки и снеговиков. Снежинку можно поймать на рукавичку и рассмотреть. Если крепко сжать снег в ладошке —он растает, превратится в воду. Падает мокрый снег, на улице слякоть. | Чтение произведения Л. Воронкова «Снег идет» (из книги «Снег идет»). Экспериментирование со снегом. |
Вода | •Продолжать знакомить со свойствами воды. | Вода на морозе замерзает. Воду можно заморозить в формочке. Вода замерзла — получился лед. Если лед занести в комнату, он растает и снова получится вода. Лед прозрачный. Если в воду налить краску, получится цветной лед. | Украшение елки цветными льдинками. Экспериментирование с водой. |
Весна