Правила покупки продуктов в магазине
1. Читать на этикетке состав продукта.
2. Запомнить наиболее опасные пищевые добавки.
3. Не покупать продукты без сведений о составе. Помни! Покупая продукты с вредными ингредиентами, ты голосуешь за их производство.
Работа над проектом
— Прочитайте в учебнике текст на с. 142—143.
— Как называется наш проект? («Школа кулинаров».)
— На какой главный вопрос мы должны ответить в ходе выполнения проекта? (Какие продукты полезны для здоровья?)
— Чему мы должны научиться? (Из полезных для здоровья продуктов научиться готовить интересные блюда.)
— Кто поможет вам в работе над проектом? (Мама, папа, бабушка, кулинарные книги, Интернет.)
Национальная кухня
Во Франции большим лакомством считаются особым способом приготовленные лягушачьи лапки и устрицы.
Американские индейцы с удовольствием едят жареных муравьев.
Во Вьетнаме и Китае едят ласточкины гнезда.
Некоторые африканские племена не используют в пищу ничего, что плавает, летает или ползает.
Другие племена, живущие в пустыне, едят змей.
Эскимосы - северные народы - употребляют в пищу жир, мясо моржей, тюленей, наструганную свежемороженую рыбу.
— Какие блюда национальной кухни готовят в вашей семье? (Ответы учеников.)
(Учащиеся вспоминают правила работы в группах.)
— Составьте план работы над проектом. (Ученики в группах обсуждают план работы.)
— Расскажите, по какому плану вы будете работать. (Учитель в ходе обсуждения записывает общий план проекта.)
План проекта
1. Расспросить родителей, узнать из разных источников информации о полезных продуктах.
2. Купить продукты, предварительно изучив их состав.
3. Приготовить интересные, оригинальные блюда.
4. Рассказать о полезных свойствах своего блюда. (Учащиеся в группах обсуждают, какие блюда приготовят; распределяют роли (журналист, покупатель, повар, оформитель блюда, докладчик и т. д.). Учитель помогает группам, испытывающим затруднения.)
- Расскажите, какое блюдо вы решили приготовить, какую форму презентации выбрали.
V. Физкультминутка
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш метров через двести.
Раз, два, раз, два! Раз, два, раз, два!
Хватит, хватит! Прибежали,
Потянулись, подышали.
VI. Рефлексия
- Понравился ли вам урок? Чем?
- Заинтересовала ли вас тема проекта?
- Какая главная цель вашего проекта? (Научиться готовить разнообразные и аппетитные блюда из полезных для организма продуктов.)
VII. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание
В течение недели приготовить проект и выступить с ним на уроке-презентации.
Тема: Дыхание и кровообращение
Цель: познакомить с дыхательной и кровеносной системами человека.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем, узнают о роли крови в организме, научатся измерять пульс.
Оборудование: картинки с изображением органов пищеварительной системы человека; демонстрационные таблицы «Органы дыхания», «Органы кровообращения».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальное задание. Моделирование
(Учитель раздает ученикам картинки с изображением орган пищеварительной системы человека.)
— Вырежьте органы, составьте из модулей пищеварительную систему.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
Фронтальный опрос
— Какие питательные вещества человек получает с пищей?
— Из каких органов состоит пищеварительная система?
— Какие изменения происходят с пищей в органах пищеварения?
— Расскажите о правилах рационального питания.
III. Самоопределение к деятельности
— Попробуйте на минуту закрыть рот, зажать нос и перестать дышать. Вы сразу почувствуете, что вам необходимо глубоко вдохнуть. Это, оставшись без кислорода, взбунтовались клетки. Они кричат: «Пришлите нам кислород. Иначе мы все погибнем от голода!»
— Может ли человек обойтись без воздуха? (Только в течении нескольких минут.)
Сегодня на уроке будем говорить о дыхании и о движении крови.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа Дыхательная система
— Какой состав имеет воздух? (Кислород, углекислый газ, азот.)
— Какой газ необходим для дыхания? (Кислород.) Всю жизнь человек дышит — вдыхает и выдыхает воздух. При вдохе воздух через носовую полость, трахеюи бронхипоступает в легкие.Все эти органы составляют дыхательную систему.
(Учитель вывешивает на доске демонстрационную таблицу «Органы дыхания». Ученики по таблице находят носовую полость трахею, бронхи, легкие и запоминают их расположение.)
— Посмотрите на таблицу, скажите, с какого органа начинается путь воздуха в организм. (С носовой полости.)
Воздух, попав в носовую полость, проходит по множеству извилистых каналов. Поверхность каналов усеяна множеством крохотных ресничек. К ресничкам, как мухи к липкой бумаге, прилипают на лету пылинки. Вытри нос изнутри, после того как пройдешь по пыльной дороге. Темное пятно на платке покажет, сколько пыли осело в носу. Благодаря кровеносным сосудам в носовой полости жарко, как в духовке. Согретый и очищенный воздух продолжает свой путь и попадает в дыхательное горло.
— Как по-другому называется дыхательное горло? (Гортань.) Гортань переходит в трахею. Трахея разветвляется на два бронха. Изнутри они покрыты крохотными ресничками. Эти влажные реснички захватывают пылинки, которым удалось проскользнуть вместе с воздухом через трахею. В легкие должен поступать только совершенно чистый воздух, вот бронхи и выполняют обязанности фильтра. Бронхи ведут в легкие.
Легкие
Ходим мы, играем, пишем
И все время дышим, дышим,
Ведь для этого недаром
Есть у всех нас легких пара.
И они — подумать только! —
Все разделены на дольки.
Невесомы и воздушны,
Наши легкие послушно
Выдох делают за вдохом.
Нам без них пришлось бы плохо.
Н. Кнушевицкая
Легкие представляют собой две большие розовые губки. Они состоят из бесчисленного множества крохотных легочных пузырьков - альвеол. Всего в легких взрослого человека почти 300 млн пузырьков. Если бы удалось расправить их оболочки и соединить вместе, то получилась бы такая громадная пленка, что закрыла бы целиком волейбольную площадку площадью 100 м2. Легкие непрерывно проделывают огромную работу. Если бы они перекачивали не воздух, а воду, то за одну ночь подняли бы полтонны воды на высоту второго этажа.
Работа по учебнику
— Прочитайте в учебнике текст «О дыхании» на с. 144—145.
- Как устроена и работает дыхательная система?
- Как выглядят трахея и бронхи?
- Из чего состоят легкие?
— Какова роль легочных пузырьков? (Забирают частицы кислорода и отдают частицы углекислого газа.)