Правила выработки хорошей осанки
— Давайте проведем опыты, которые покажут нам значение правильной осанки.
Опыт 1
— Положите ладошки на ребра, выпрямите спину. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? (Они поднялись вверх, значит, в легкие попало много воздуха.)
— Наклонитесь низко к столу, ноги согните в коленях. Положите ладошки на ребра. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? (Ладошки почти не поднялись — легкие наполнились плохо.)
— Сделайте вывод. (Неправильная осанка мешает глубокому дыханию.)
Опыт 2
— Сядьте, спину выпрямите, положите ладошку на желудок. Сядьте, согнув спину. Что произошло с вашей ладошкой? (Она сжалась.)
— Точно так же сжался ваш желудок. Легко ли ему работать в таком положении? (Нет. Он не может работать всей поверхностью.)
— Сделайте вывод. (При неправильной осанке страдают внутренние органы.)
— Что нужно делать, чтобы наши внутренние органы не страдали? (Следить за правильной осанкой.)
— Почему вы, зная об этом, не всегда выполняете правила? (Забываем, трудно держать спину прямо, неудобно сидеть и т. д.)
В романе А.И. Куприна «Юнкера» рассказывается, что юношам, которые постоянно сутулились, к спине привязывали доску. Доска эта мышцы не укрепляла, но психологический эффект был велик. Уже после часа ношения этой доски внимание на осанке фиксировалось достаточно хорошо.
Для выработки правильной осанки в учебных заведениях для дворянских детей применялись самые разные методы. Девочек обучали высоко держать голову, не смотреть постоянно под ноги, учиться сводить лопатки, «убирать живот».
— Прочитайте в учебнике текст «Осанка» на с. 135—136. Найдите в нем правила выработки хорошей осанки.
— Проделайте упражнения по этим правилам. (Учащиеся читают текст и выполняют упражнения. Работа
ведется в парах.)
V. Физкультминутка
Отдохнем с тобой, дружок.
Ставим дружно руки в бок.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо, влево, вправо.
Потянулись мы на славу.
Сядем тихо, мой дружок,
И продолжим наш урок.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданийв рабочей тетради
№ 1 (с. 60).
— Прочитайте задание. Найдите в тексте учебника абзац, в к тором говорится о работе скелета и мышц.
— Заполните пропуски в рабочей тетради. (Скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему. Главная ее роль — обеспечивать опору и движение организма.)
(После выполнения задания проводится проверку.)
№2 (с. 61).
— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.
— Расскажите по этим рисункам, как выработать правильную осанку.
— Отметьте (закрасьте кружки), какие правила вы выполняете.
VII. Рефлексия Тест «Как ты заботишься о своей осанке»
— Ответьте на вопросы теста, используя ответы «да», «нет», «иногда».
1) Я делаю зарядку, занимаюсь спортом.
2) Я ем молочные продукты.
3) Я сижу прямо, не сутулюсь.
4) Я предпочитаю ранец портфелю.
5) Никогда не ношу тяжести в одной руке.
6) Я ношу обувь своего размера и никогда не шаркаю нотами.
7) У меня близорукость.
8) Я часто болею.
9) Я не люблю физкультуру и часто ищу причину, чтобы пропустить урок.
• За каждый ответ на вопросы 1—6 начислите себе: «да» — 2 балла, «нет» - 0 баллов, «иногда» — 1 балл.
• За каждый ответ на вопросы 7-9 начислите себе: «да» -0 баллов, «нет» — 2 балла, «иногда» — 1 балл.
• Подсчитайте свои баллы.
18—15 баллов. Вы заботитесь о своей осанке и своем здоровье.
14—10баллов. Вам необходимо больше уделять внимание своей осанке, иначе искривления вам не миновать.
Менее 10 баллов. Срочно принимайте меры: ваша осанка в опасности.
VIII. Подведение итогов урока
— Часто в фильмах показывают, как скелет идет, бежит, наклоняется. Может ли быть такое? Почему? (Нет, кости в движение приводят мышцы, которыми командует мозг. У скелета нет ни того, ни другого.)
— Что такое скелет? (Все кости человека.)
— Какую роль играют мышцы в организме? (Приводят тело в движение.)
— Для чего нужна правильная осанка? (Чтобы внутренние органы работали без сбоев и помех.)
Итак, скелет и мышцы человека образуют опорно-двигательную систему. Она обеспечивает опору и движение организма. От скелета и мышц зависит осанка человека. Чтобы выработать правильную осанку, надо следить за тем, как ты сидишь и ходишь, заниматься физическим трудом, физкультурой.
Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на с. 134—137, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 137.
Дополнительный материал
Позвоночник
Головной мозг надежно укрыт в черепной коробке. А спинной заботливо спрятан в гибком футляре позвоночного столба. Этот футляр состоит из тридцати четырех небольших костных коробочек-позвонков, соединенных друг с другом мягкими хрящиками.
Позвоночник слегка изогнут, как рессора в машине, ведь он поддерживает череп, в котором лежит чувствительный ко всему мозг. И гибкий позвоночник, как упругая рессора, смягчает все толчки. Сколько бы ребенок ни носился во время игры, как бы ни бегал и ни прыгал, мозг не испытывает тряски. Он лишь мягко покачивается на пружине позвоночника.
Кости взрослого человека наполовину состоят из воды. В них содержатся жир, органические и минеральные вещества. Сочетание этих веществ при особой структуре костей придает им необычайную прочность.
У людей, занимающихся физическим трудом и физическими упражнениями, кости развиваются лучше. Они делаются крепче, толще, так как сильным мышцам нужна сильная опора.
Скелет служит опорой нашего тела. Он обеспечивает движение, защищает мозг, нервы, надежно укрывает сердце, легкие.
Но кости детей мягкие и эластичные. Они легко могут искривляться, сформироваться при неправильной посадке, чрезмерной физической нагрузке.
Мышцы
У людей, занимающихся спортом, широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки, ноги. Почему они такие сильные и ловкие? 11то помогает им прыгать с вышки, крутить немыслимые сальто, выполнять рискованные упражнения на узеньком бревне, развивать бешеную скорость, несясь на лыжах с высоченной горы? Скелет.
Но главные силачи — мышцы. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Без этих двигателей все большие и маленькие кости были бы неподвижны. У человека таких мышц и сухожилий, которые прикрепляют мышцы к костям, очень много. Большие и мощные — для грубой работы, а совсем маленькие — для тонкой. Мы подпрыгиваем, переворачиваемся, размахиваем руками, крутим головой, шевелим пальцами, жмуримся и поем. И все это работа мышц.
Молодой старичок
Я знал одного ленивого мальчишку. Когда он проходил по коридору мимо моей комнаты, я всегда мог догадаться, кто идет, хотя дверь была прикрыта: только он один во всей квартире волочил ноги, словно дряхлый старик.
А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь и десяти минут. Сперва подопрет голову одной рукой, потом другой и в конце концов ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина.
А почему?
Только потому, что он не любил давать работу своим мышцам. Ребята бегут трудиться: зимой — на дворе снег разгребать, весной — цветы сажать, осенью — новые деревья, а он всякий раз найдет предлог, чтобы увильнуть. Даже на уроках физкультуры он вечно присаживался на скамеечку у стены — у него, мол, на прошлой неделе был насморк и он себя плохо чувствует.
Вот так он и стал молодым старичком.
По А. Дорохову
Тема: Наше питание
Цель:познакомить с пищеварительной системой человека.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы, выполнять правила рационального питания, понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила, анализировать, делать выводы.
Оборудование: упаковки от различных продуктов для практической работы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
— Из каких частей состоит скелет человека?
— Какое значение для человека имеют мышцы?
— Что нужно делать, чтобы развить свои мышцы?