Правила выработки хорошей осанки

— Давайте проведем опыты, которые покажут нам значение правильной осанки.

Опыт 1

— Положите ладошки на ребра, выпрямите спину. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? (Они поднялись вверх, значит, в легкие попало много воздуха.)

— Наклонитесь низко к столу, ноги согните в коленях. Поло­жите ладошки на ребра. Вдохните глубоко. Что почувство­вали ваши ладошки? (Ладошки почти не поднялись — легкие наполнились плохо.)

— Сделайте вывод. (Неправильная осанка мешает глубокому дыханию.)

Опыт 2

— Сядьте, спину выпрямите, положите ладошку на желудок. Сядьте, согнув спину. Что произошло с вашей ладошкой? (Она сжалась.)

— Точно так же сжался ваш желудок. Легко ли ему работать в таком положении? (Нет. Он не может работать всей по­верхностью.)

— Сделайте вывод. (При неправильной осанке страдают вну­тренние органы.)

— Что нужно делать, чтобы наши внутренние органы не стра­дали? (Следить за правильной осанкой.)

— Почему вы, зная об этом, не всегда выполняете правила? (Забываем, трудно держать спину прямо, неудобно сидеть и т. д.)

В романе А.И. Куприна «Юнкера» рассказывается, что юно­шам, которые постоянно сутулились, к спине привязывали доску. Доска эта мышцы не укрепляла, но психологический эффект был велик. Уже после часа ношения этой доски внимание на осанке фиксировалось достаточно хорошо.

Для выработки правильной осанки в учебных заведениях для дворянских детей применялись самые разные методы. Девочек обучали высоко держать голову, не смотреть постоянно под ноги, учиться сводить лопатки, «убирать живот».

— Прочитайте в учебнике текст «Осанка» на с. 135—136. Най­дите в нем правила выработки хорошей осанки.

— Проделайте упражнения по этим правилам. (Учащиеся читают текст и выполняют упражнения. Работа

ведется в парах.)

V. Физкультминутка

Отдохнем с тобой, дружок.

Ставим дружно руки в бок.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо, влево, вправо.

Потянулись мы на славу.

Сядем тихо, мой дружок,

И продолжим наш урок.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданийв рабочей тетради

№ 1 (с. 60).

— Прочитайте задание. Найдите в тексте учебника абзац, в к тором говорится о работе скелета и мышц.

— Заполните пропуски в рабочей тетради. (Скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему. Главная ее роль — обеспечивать опору и движение организма.)

(После выполнения задания проводится проверку.)

№2 (с. 61).

— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.

— Расскажите по этим рисункам, как выработать правильную осанку.

— Отметьте (закрасьте кружки), какие правила вы выполняете.

VII. Рефлексия Тест «Как ты заботишься о своей осанке»

— Ответьте на вопросы теста, используя ответы «да», «нет», «иногда».

1) Я делаю зарядку, занимаюсь спортом.

2) Я ем молочные продукты.

3) Я сижу прямо, не сутулюсь.

4) Я предпочитаю ранец портфелю.

5) Никогда не ношу тяжести в одной руке.

6) Я ношу обувь своего размера и никогда не шаркаю нотами.

7) У меня близорукость.

8) Я часто болею.

9) Я не люблю физкультуру и часто ищу причину, чтобы про­пустить урок.

• За каждый ответ на вопросы 1—6 начислите себе: «да» — 2 балла, «нет» - 0 баллов, «иногда» — 1 балл.

• За каждый ответ на вопросы 7-9 начислите себе: «да» -0 баллов, «нет» — 2 балла, «иногда» — 1 балл.

• Подсчитайте свои баллы.

18—15 баллов. Вы заботитесь о своей осанке и своем здоровье.

14—10баллов. Вам необходимо больше уделять внимание своей осанке, иначе искривления вам не миновать.

Менее 10 баллов. Срочно принимайте меры: ваша осанка в опасности.

VIII. Подведение итогов урока

— Часто в фильмах показывают, как скелет идет, бежит, на­клоняется. Может ли быть такое? Почему? (Нет, кости в движение приводят мышцы, которыми командует мозг. У скелета нет ни того, ни другого.)

— Что такое скелет? (Все кости человека.)

— Какую роль играют мышцы в организме? (Приводят тело в движение.)

— Для чего нужна правильная осанка? (Чтобы внутренние ор­ганы работали без сбоев и помех.)

Итак, скелет и мышцы человека образуют опорно-двигатель­ную систему. Она обеспечивает опору и движение организма. От скелета и мышц зависит осанка человека. Чтобы выработать правильную осанку, надо следить за тем, как ты сидишь и ходишь, заниматься физическим трудом, физкультурой.

Домашнее задание

Учебник: прочитать текст на с. 134—137, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 137.

Дополнительный материал

Позвоночник

Головной мозг надежно укрыт в черепной коробке. А спинной за­ботливо спрятан в гибком футляре позвоночного столба. Этот футляр состоит из тридцати четырех небольших костных коробочек-позвонков, соединенных друг с другом мягкими хрящиками.

Позвоночник слегка изогнут, как рессора в машине, ведь он поддер­живает череп, в котором лежит чувствительный ко всему мозг. И гибкий позвоночник, как упругая рессора, смягчает все толчки. Сколько бы ребенок ни носился во время игры, как бы ни бегал и ни прыгал, мозг не испытывает тряски. Он лишь мягко покачивается на пружине позво­ночника.

Кости взрослого человека наполовину состоят из воды. В них содер­жатся жир, органические и минеральные вещества. Сочетание этих ве­ществ при особой структуре костей придает им необычайную прочность.

У людей, занимающихся физическим трудом и физическими упраж­нениями, кости развиваются лучше. Они делаются крепче, толще, так как сильным мышцам нужна сильная опора.

Скелет служит опорой нашего тела. Он обеспечивает движение, за­щищает мозг, нервы, надежно укрывает сердце, легкие.

Но кости детей мягкие и эластичные. Они легко могут искривляться, сформироваться при неправильной посадке, чрезмерной физической нагрузке.

Мышцы

У людей, занимающихся спортом, широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки, ноги. Почему они такие сильные и ловкие? 11то помогает им прыгать с вышки, крутить немыслимые сальто, выпол­нять рискованные упражнения на узеньком бревне, развивать бешеную скорость, несясь на лыжах с высоченной горы? Скелет.

Но главные силачи — мышцы. Они прикреплены к скелету и застав­ляют его двигаться. Без этих двигателей все большие и маленькие кости были бы неподвижны. У человека таких мышц и сухожилий, которые прикрепляют мышцы к костям, очень много. Большие и мощные — для грубой работы, а совсем маленькие — для тонкой. Мы подпрыгиваем, переворачиваемся, размахиваем руками, крутим головой, шевелим паль­цами, жмуримся и поем. И все это работа мышц.

Молодой старичок

Я знал одного ленивого мальчишку. Когда он проходил по коридору мимо моей комнаты, я всегда мог догадаться, кто идет, хотя дверь была прикрыта: только он один во всей квартире волочил ноги, словно дряхлый старик.

А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь и десяти минут. Сперва подопрет голову одной рукой, потом другой и в конце концов ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина.

А почему?

Только потому, что он не любил давать работу своим мышцам. Ре­бята бегут трудиться: зимой — на дворе снег разгребать, весной — цветы сажать, осенью — новые деревья, а он всякий раз найдет предлог, чтобы увильнуть. Даже на уроках физкультуры он вечно присаживался на ска­меечку у стены — у него, мол, на прошлой неделе был насморк и он себя плохо чувствует.

Вот так он и стал молодым старичком.

По А. Дорохову

Тема: Наше питание

Цель:познакомить с пищеварительной системой человека.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы, выпол­нять правила рационального питания, понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила, анализировать, делать выводы.

Оборудование: упаковки от различных продуктов для практи­ческой работы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

— Из каких частей состоит скелет человека?

— Какое значение для человека имеют мышцы?

— Что нужно делать, чтобы развить свои мышцы?

Наши рекомендации