IV. Продолжение работы по теме урока Проверочная работа
- Откройте учебники на с. 160. Найдите тест к разделу «Эта удивительная природа».
— Ответьте на вопросы теста устно, обводя в кружок правильный, на ваш взгляд, ответ.
(Ученики выполняют задание.)
— Сверьтесь с ответами на «Страничках для самопроверки» (с. 173).
— Оцените свои достижения с помощью таблицы на с. 170.
V. Рефлексия
— Довольны ли вы своей работой?
— Кто сомневался в правильности выполнения заданий?
— Какое задание оказалось для вас наиболее сложным?
VI. Подведение итогов урока
— С каким чувством вы уходите с урока? Почему?
Тема: Организм человека
Цель:дать представление об организме человека.
Планируемые результаты:учащиеся научатся объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой.
Оборудование:демонстрационная таблица «Внутренние органы человека»; весы напольные; градусники; распечатки с изображением контура тела человека и его внутренних органов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
— Назовите признаки живой природы. (Дыхание, питание, развитие, размножение, смерть.)
— Докажите, что человек — это часть живой природы.
Сегодня мы начнем изучать новый раздел «Мы и наше здоровье». Этот раздел посвящен изучению человека, особенностей строения его тела, работы органов, охраны здоровья.
— Вы хотите быть сильными, бодрыми и энергичными? Хотите, чтобы глаза были блестящими, ясными, кожа — чистой, голос — звонким, походка — уверенной?
Так и будет, если вы научитесь жить в ладу со своим организмом.
— Что такое организм человека? (Ответы учеников.)
Это вы узнаете сегодня на уроке.
III. Работа по теме урока
1. Беседа Организм человека
В словаре Ожегова дано определение: «Организм - живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающей его от неживой материи».
Организм человека — это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
— Какие органы есть в человеческом организме? (Ответы учеников.)
Каждый орган имеет определенное строение и выполняет свою работу. Все органы здорового человека работают в организме согласованно, слаженно. Органы, выполняющие общую работу, образуют систему органов. У человека выделяют следующие системы органов.
(Учитель записывает на доске.)
• Нервная система.
• Кровеносная система.
• Пищеварительная система.
• Дыхательная система.
(Учитель вывешивает демонстрационную таблицу «Внутренние органы человека». Ученики рассматривают ее, находят отдельные органы, запоминают их расположение.)
Строение тела человека изучает наука анатомия человека,а работу его органов — физиология человека.Наука о сохранении и укреплении здоровья называется гигиеной.
(Учитель записывает термины на доске.)
— Как вы думаете, всегда ли люди знали, как устроено тело человека, как работают органы, почему люди болеют? (Ответы учеников.)
Церковь запрещала анатомировать умерших. Некоторые ученые-медики тайно вырывали трупы умерших на кладбище и, прячась от свидетелей, вскрывали их в подвалах заброшенных домов. Постепенно накапливались знания. Основываясь на них, врачи стали оказывать помощь больным, производить операции.
(Один из учеников готовит устное сообщение об ученом-физиологе И.П. Павлове и выступает. (См. дополнительный материал к уроку 27.))
— Организм человека — это сложная система. А как узнать, нормально он работает или нет? болен или здоров человек?
Работа по учебнику
— Прочитайте в учебнике текст на с. 122—123.
— Что такое система органов? (Органы, выполняющие общую работу.)
— Назовите системы органов. (Пищеварительная, кровеносная, нервная, дыхательная.)
— Что обеспечивает пищеварительная система? (Переваривание пищи.)
— Какие органы входят в пищеварительную систему? (Желудок, кишечник, печень.)
— Что обеспечивает кровеносная система? (Движение крови в организме.)
— Из каких органов она состоит? (Из сердца и кровеносных сосудов.)
— Чем занимается нервная система? (Управляет деятельностью всего организма.)
— Из каких органов она состоит? (Из головного и спинного мозга, нервов.)
— Какой орган входит в дыхательную систему? (Легкие.)
— Как называется наука, которая изучает строение тела человека? (Анатомия человека.)
— Как называется наука, которая изучает работу органов человека? (Физиология человека.)
(В ходе беседы учитель делает на доске следующие записи.)
• Нервная система: головной и спинной мозг, нервы.
• Кровеносная система: сердце, кровеносные сосуды.
• Пищеварительная система: желудок, кишечник, печень.
• Дыхательная система: легкие.
IV. Физкультминутка
Чтоб все выполнить заданья,
Чуть-чуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем.
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись.
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять!
Теперь спинки держим ровно,
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем
И закроем глазки.
Вспомним все, что повторяли,
Без моей подсказки.