Тема: Трудные времена на Русской земле
Цели:сформировать представления о военном деле на Руси; ознакомить с героическими страницами истории Отечества.
Формируемые УУД: познавательные — воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — целостно воспринимать окружающий мир.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, словари и карточки для работы в группах, карточки для индивидуальной работы, тест, карта.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Индивидуальное задание на карточке
Карточка 1
Что собой представляли рукописные книги?
Карточка 2
Что такое летопись? Кто ее вел?
— Расскажите, что в оформлении древних книг напоминает современные книги. Какие художественные приемы оформления книг сохранились и в наши дни?
Тест
1. Летопись — это:
а) запись важнейших событий
б) первая рукописная книга
в) славянская азбука
2. На Руси первые книги писали на:
а) папирусе
б) бересте
в) пергамене
3. Славянскую азбуку создали:
а) Минин и Пожарский
б) Кирилл и Мефодий
в) Геродот и Нестор
4. Киноварь — это краска:
а) зеленого цвета
б) оранжево-красного цвета
в) голубого цвета
(Учитель может использовать задания теста 10 «Древняя Русь» из пособия «Окружающий мир. Разноуровневые задания. 4 класс».)
Повторение
— Вспомним некоторые события и людей в истории Древней Руси. От каких славян произошли русские, украинцы и белорусы? (От восточных.)
— Как звали языческого бога грома и молнии у древних славян? (Перун.)
— Как называлась первая столица Древней Руси? (Киев.)
— Кто был главой Руси? (Великий князь киевский.)
— Как называлось войско князя? (Дружина.)
— Как звали князя, при котором принято христианство? (Владимир.)
— Какой древнерусский город славился своим богатством, которое приумножал за счет торговли? (Новгород.)
— Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий.)
Работа в парах
— Давайте проверим друг у друга выполнение задания 3 на с. 19 рабочей тетради. Как выглядит ваша начальная буква текста? Какие предложения вы написали?
Сообщения учащихся
— Какое сообщение на тему «Как рождается книга в наши дни» вы подготовили?
(Выслушать рассказы желающих.)
III. Самоопределение к деятельности
Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу, даль полей зеленеется.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
И во всех концах света белого
Про тебя идет слава громкая.
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
— Это стихотворение «Русь» написал известный поэт Иван Саввич Никитин. Как вы считаете, какие мысли и чувства хотел передать поэт читателям? (Мнение детей.)
— А когда враг нападал, то для людей русских какие наступали времена? (Мнение детей.)
— Вы догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке? (Высказывания детей.)
— Тема урока: «Трудные времена на Русской земле». Какую проблему на уроке можем поставить? (Каким испытаниям подвергалась Русь в XIII в. ? Почему люди воюют ?)
— Давайте сформируем задачи урока. Необходимо дополнить предложения.
• По данной теме я хотел бы узнать...
• Мне это нужно потому, что...
• Для этого я должен на уроке...
— А изучать данную тему будем по плану.
План
1. Нашествие Батыя.
2. Александр Невский:
а) битва на реке Неве;
б) битва на Чудском озере.
Эти знания пригодятся вам при изучении истории в старших классах.
IV. Открытие нового знания
Работа в группах
Зная задачи урока, приступим к их реализации. Для этого вы объединились в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.
— Как будем оценивать работу групп? (Критерии оценки: полнота представленной информации, ясность, точность.)
Этапы работы
1. Прочитать вопросы.
2. Распределить задания между членами группы.
3. Найти ответы на вопросы.
4. Пересказать участникам группы.
5. Выступить группой перед классом.
(Первое задание группам - выяснить значения слов. Каждая группа ищет в словаре значения двух слов.)
Монголы - кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.
Золотая Орда - государство, созданное монголами после завоевания Руси.
Дань - налог, взимаемый победителем с побежденных.
Хан - правитель Золотой Орды.
Рыцарь - конный воин, защищенный доспехами.
Крестоносцы - рыцари, на одежде и доспехах которых был изображен крест.
(Каждая группа историков-исследователей получает задание.)
Задание для первой группы
- Расскажите о монголах. Для этого прочитайте текст «Нашествие Батыя на Русь» и ответьте на вопросы.
1. Кто такие монголы?
2. В чем заключалась сила монгольских племен?
3. Кто возглавлял войско завоевателей?
4. Какое княжество подверглось первому удару?
5. Почему пала Рязань?
6. Какие еще города заняли кочевники?
7. Что вы узнали об обороне Козельска?
8. Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города?
9. Подумайте, почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголы победили.
Задание для второй группы
- Прочитайте текст «Защита северо-западных рубежей. Князь Александр Невский» и ответьте на вопросы.
1. Какие цели преследовали шведы и немцы?
2. Почему именно это время они выбрали для наступления?
3. Почему Александр одержал победу над шведами?
4. Какое прозвание получил Александр за эту победу?
5. Почему рыцарей называли крестоносцами?
6. Как построили свои войска крестоносцы?
7. Как построил свои войска Александр?
8. Как проходила битва и чем закончилась? (Группы готовятся 10-12 мин.)