Тема: Мир древности: далекий и близкий

Цель:познакомить учащихся с древними Египтом, Грецией и Римом.

Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произволь­но строить речевое высказывание в устной и письменной фор­ме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать ка­чество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять желание больше узнать.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, допол­нительная литература, кроссворд, карточки для работы в группе.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Игра «Угадай»

Раз — читаем летопись,

Два — идем в музей,

Узнаем о первобытном времени

И станем мы мудрей.

(Одни ученики демонстрируют картинки с изображением за­нятия первобытных людей, другие называют это занятие. Затем меняются ролями.)

— Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3, 4 на с. 4 рабочей тетради.

(Взаимопроверка.)

— Как подписали данные предметы в задании 3? {Экспонат, историческая ценность и т. д.)

— Почему именно так расставили цифры в задании 4?

— Какие интересные предметы видели в краеведческом музее? , (Рассказы детей.)

III. Самоопределение к деятельности Кроссворд

— Разгадав кроссворд, узнаем, куда поведет нас дорога исто­рии дальше.

Тема: Мир древности: далекий и близкий - student2.ru

1. Одно из занятий, которым человек овладел к концу перво­бытной истории. (Земледелие.) 2. Люди научились ... глиняную посуду. (Изготовлять.) 3. Этим занимались женщины и дети. (Со­бирательство.) 4. Как по-другому назвать древнейшего человека? (Первобытный.) 5. Освещение первобытных художников в пещере. (Факел.) 6. Основное занятие древнейшего человека. (Охота.) (Ключевое слово в выделенных клетках: Египет.) Речь сегодня пойдет о мире древности: о Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме.

— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Мир древ­ности: далекий и близкий».)

— Какой вопрос у вас возникает? (Почему мир древности мо­жет быть близким 7)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

IV. Открытие нового знания Работа в группах

— Нам сегодня надо побывать в трех древних государствах и получить новую информацию. Как будем работать? (В группах.)

(Класс делится на группы. Каждая группа выбирает себе го­сударство для изучения. Ученики используют учебник, карточки с вопросами.)

— Ваша задача — ответить на вопросы, а затем рассказать главное о стране. Работать будем так: сначала каждый ин­дивидуально читает и отвечает на вопросы/затем вы это обсуждаете группой. Выбираете одного человека из группы, который будет рассказывать о стране.

(Дети работают индивидуально несколько минут, затем по команде учителя объединяются в группы.)

Карточки для работы

Древний Египет (с. 8-9)

№ п/п Вопрос Ответ
Когда появилось Египет­ское царство? Примерно 5000 лет назад
Где возникло Египетское царство? На берегах реки Нил
По мнению египтян, кто управлял миром? По мнению египтян, миром управ­ляли боги
На кого были похожи боги египтян? Боги египтян были похожи на жи­вотных
Как называли бога солнца? Бог солнца Ра
Как изображали бога солн­ца Ра? Бога солнца Ра изображали челове­ком с головой птицы
Как называли бога воды? Бог воды и разлива Нила Себек
Каким представлялся Се-бек? Себек представлялся в виде челове­ка с головой крокодила
Как называли бога мудро­сти, счета и письма? Богом мудрости, счета и письма был бог Тот
Как обычно изображали Тота? Изображали Тота обычно в виде че­ловека с головой птицы ибиса
Что еще относят египтяне к дарам Тота? Египтяне считали, что бог Тот при­думал месяцы и годы, научил людей вести счет времени. Также к дарам Тота относятся арифметический счет и письмо
Как писали египтяне? Египтяне писали особыми знака­ми — иероглифами. В одном случае иероглиф мог изображать и озна­чать какой-то предмет, но в другом случае тот же самый иероглиф мог служить для обозначения одного или нескольких согласных звуков. Знаков для гласных букв в египет­ском письме не было
Что умели возводить древ­ние египтяне? Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки — храмы Карнак, Луксор и пирамиды Тутан-хамона, Хеопса
В честь кого строили храмы? Храмы строили в честь богов
А что такое пирамиды? Пирамиды — это гробницы царей Египта — фараонов

Древняя Греция (с. 10—11)



№ п/п Вопрос Ответ
Какой город является сто­лицей Древней Греции? Столица древней Греции — Афины
Что является сердцем Афин? Сердцем Афин является Акрополь
Что такое Акрополь? Акрополь — это высокий холм с обрывистыми склонами и распо­ложенный на нем неповторимый ар­хитектурный ансамбль — прекрасное творение древних греков. Акрополем можно было любоваться со всех кон­цов города и со стороны моря
Что происходило на Акро­поле? На Акрополе происходили главные события праздника
Назовите самый знамени­тый храм Акрополя. Самый знаменитый храм Акропо­ля — это Парфенон
Какая скульптура находи­лась в центре Парфенона? В центре Парфенона стояла мра­морная статуя богини Афины зна­менитого скульптора Фидия. Ее высота равнялась 12 м

Древний Рим (с. 12—13)

№ п/п Вопрос Ответ
Назовите дату основания Рима. Датой основания Рима считает­ся 753 г. до н. э.
Назовите древние построй­ки в Риме, которые сохра­нились до наших дней. Римский форум — центр обще­ственной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Панте­он — храм всех богов. Колизей — амфитеатр, служил для гладиатор­ских боев и других зрелищ, вмещал около 50 тыс. зрителей
Какой город в древности был погребен под толстым слоем пепла? Город Помпеи был погребен под толстым слоем пепла при из­вержении вулкана Везувий

V. Первичное закрепление

(Один учащийся из группы выходит и рассказывает о стране. Учитель дополняет выступления групп (см. дополнительный ма­териал к уроку).)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

Наши рекомендации