Оценка способности к эмпатии
Методика разработана Юсуповым И.М. для исследования эмпатии (сопереживания) – умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание - это принятие тех чувств, которые испытывает кто-то другой так, как если бы они были нашими собственными. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека Эмпатия – важный фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению, и прежде всего в обучении и воспитании.
Инструкция: Вам предлагается оценить несколько утверждений. Ваши ответы не будут оцениваться как хорошие или плохие, поэтому будьте, пожалуйста, откровенны. Над утверждениями не стоит долго задумываться, давайте тот ответ, который первым пришел Вам в голову. Прочитав в вопроснике утверждение, в соответствии с его номером отметься на листе ответов Ваше мнение в соответствии с вариантом ответа: "не знаю", "никогда" или "нет", "иногда", "часто", "почти всегда", "всегда" или "да". Отметьте свое мнение по каждому из утверждений, не пропуская ни одного.
ЛИСТ ОТВЕТОВ
номер вопроса | "не знаю", | "никогда" или "нет" | "иногда" | "часто" | "почти всегда" | "всегда" или "да" |
Список утверждений:
1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем из серии "Жизнь замечательных людей".
2. Взрослых детей раздражает забота родителей.
3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
4. Предпочитаю современную музыку классической.
5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
6. Больному человеку можно помочь даже словом.
7. Посторонним людям не стоит вмешиваться в конфликт между двумя людьми.
8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
11. Я равнодушен к критике в мой адрес.
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
13. Я всегда все прощал родителям, даже если они были не правы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
16. Родители относятся к своим детям справедливо.
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимания на плохое настроение моих родителей.
19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.
23. Все люди необоснованно озлоблены.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
25. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
26. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в числе свидетелей.
29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.
35. Беспризорных домашних животных стоит отлавливать и уничтожать.
36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
Обработку следует начинать с проверки достоверности данных. для этого необходимо подсчитать, сколько ответов определенного типа дано на указанные номера утверждений опросника:
"не знаю" – 2, 4, 16, 18, 33 и
"всегда" или "да" – 2, 7, 11, 13, 16, 18, 23.
Кроме того, следует выявить, сколько раз ответ типа "всегда" или "да" получен на оба утверждения в следующих парах:
7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36,
сколько раз ответ типа "всегда" или "да" получен для одного из утверждений, а ответ типа "никогда" или "нет" для другого в следующих парах: 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28.
После этого суммируются результаты отдельных подсчетов. Если общая сумма – 5 или более, то результат исследования недостоверен; при сумме, равной 4 – результат сомнителен; если же сумма равна 3 или менее – результат исследования может быть признан достоверным.
При недостоверных или сомнительных результатах целесообразно, если это возможно, выяснить причины отношения испытуемого к исследованию. Следует иметь в виду, что недостоверные результаты могут быть обусловлены, помимо нежелания обследоваться или стремления преднамеренно давать противоречивые, неискренние ответы, например, нарушением, некоторых психических функций, а также социальным инфантилизмом.
При достоверных результатах исследования дальнейшая обработка данных направлена на получение количественных показателей эмпатии и ее уровня.
Опросник состоит из 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, незнакомым и малознакомым людям. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый оценивает, в какой мере он с ним согласен или не согласен.
Схема оценивания ответов:
тип ответа | баллы |
"не знаю" | |
"никогда" или "нет" | |
"иногда" | |
"часто" | |
"почти всегда" | |
"всегда" или "да" |
Единая метрическая униполярная шкала интервалов позволяет, пользуясь ключом-дешифратором, получить характеристики эмпатии на основании данных, которые представляют все диагностические шкалы и дают характеристику отдельных составляющих эмпатии.
Ключ- дешифратор
шкала эмпатии | номер утверждений | |
номер | название | |
Эмпатия с родителями | 10, 13, 16 | |
Эмпатия с животными | 19, 22, 25 | |
Эмпатия со стариками | 5, 8, 33 | |
Эмпатия с детьми | 26, 29, 34 | |
Эмпатия с героями художественных произведений | 9, 12, 15 | |
Эмпатия с незнакомыми или малознакомыми людьми | 21, 24, 27 |
С помощью таблицы на основании полученных балльных оценок диагностируется уровень эмпатии по каждой из составляющей, а также эмпатии в целом.
По полученным результатам следует построить график – по оси ОХ отложить направление эмпатии, по оси ОY – баллы.
Уровни эмпатии
Уровень | Количество баллов | |
по шкалам | в целом | |
очень высокий | 82 – 90 | |
высокий | 13 – 14 | 63 – 81 |
средний | 5 – 12 | 37 – 62 |
низкий | 2 – 4 | 12 – 36 |
очень низкий | 0 - 1 | 0 - 11 |