Диагностика эмоциональной сферы

Н. С. Ломоносова

ПСИХОДИАГНОСТИКА

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

учебно-методическое пособие

для студентов факультета психологии

Санкт-Петербург

ББК 88

Л 75

Л 75 Ломоносова Н.С.

Психодиагностика эмоциональной сферы: Учебно-методическое пособие для студентов факультета психологии /отв. ред. Е.Ю.Косман. – СПб.: СПбИУиП, 2008 - 48стр.

Учебно-методическое пособие Н.С.Ломоносовой «Психодиагностика эмоциональной сферы» предназначено для студентов факультета психологии. Оно рекомендуется для организации и проведения практических занятий по психодиагностике, посвященных вопросам изучения эмоциональной сферы. В пособии представлен необходимый теоретический материал – раскрыты понятия "эмоция", "чувство", "настроение", "стресс" и т.д., охарактеризованы основные функции эмоций, проведен анализ теорий эмоций, рассмотрены основные группы методик диагностики эмоциональной сферы. Пособие рекомендуется использовать для организации самостоятельной работы студентов, поскольку оно включает педагогический тест "Психодиагностика эмоциональной сферы", а также в него вошли наиболее распространенные методики диагностики эмоциональной сферы.

Утверждено на Ученом совете факультета психологии СПбИУиП 17.11.08г.

® Ломоносова Н.С.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, страха, радости и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. В ходе эволюционного развития эмоции дифференцируются и образуют различные виды, отличающиеся психологическими особенностями и закономерностями протекания.

Принято различать 3 функции эмоций.

Сигнальная функция эмоций выражается в том, что отношение субъекта к тем или иным раздражителям становится сигналом благоприятного или неблагоприятного для него развития событий, и, ориентируясь на свои эмоции, субъект совершает необходимые действия, например, избегает опасности.

Эмоции выражают оценочное отношение субъекта к отдельным событиям, условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению его деятельности, например, человек проявляет огорчение или гнев. Таким образом выполняется оценочная функция эмоций.

Эмоции, оказываясь в основе мотивов деятельности субъекта или отдельных его поступков, тем самым регулируют поведение. То есть проявляется регулирующая функция эмоций.

Характер и динамика эмоций определяются как объективными событиями, так и чувствами, из которых они развиваются, например, из чувства любви может развиться чувство гордости за любимого человека, чувство огорчения из-за его неудач и т.д.

Развитие эмоций в онтогенезе выражается в

1) в дифференциации качеств эмоций,

2) в усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик,

3) в развитии способности регулировать эмоции и их внешнее выражение.

Эмоции человек не только переживает. Они выражаются и во внешний мир в виде мимики, пантомимики, изменение тона голоса, темпа и выразительности речи, а также ряда вегетативных изменений (изменение частоты сердечных сокращений, циклов дыхания, покраснений или побледнений лица, изменения тонуса мышц, появление тремора, усиление потоотделения и другими функциями, регулирующимися симпатической и парасимпатической НС).

ФОРМЫ ЭМОЦИЙ

Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на эмоциональные тона ощущений, аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение и стресс.

Простейшая форма эмоций – эмоциональный тон ощущений – врожденные гедонические переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные, болевые). Уже на этом уровне эмоции дифференцируются на 2 полярных класса. Положительные эмоции побуждают субъекта к достижению и сохранению воздействий. Отрицательные эмоции стимулируют активность, направленную на избегание повторных воздействий такого рода.

Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности человека найти адекватных выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций. Обладая свойствами доминанты, аффекты тормозят не связанные с ними психические процессы и навязывают тот или иной стереотипный способ "аварийного" разрешения ситуации (например, бегство, агрессию), сложившийся в биологической эволюции и поэтому оправдывающий себя лишь в типичных биологических условиях. Другая важная регулирующая функция аффекта состоит в образовании специфического опыта – так называемых аффективных следов (аффективных комплексов), актуализирующихся при столкновении с отдельными элементами породившей аффект ситуации, и предупреждающих о возможном ее повторении.

У человека аффекты могут вызываться не только факторами, затрагивающими его физическое существование и связанными с его биологическими потребностями и инстинктами, но и нарушением его социальных отношений, например, несправедливостью, оскорблением. Травмирующие человека аффективные следы при определенных условиях могут полностью вытесняться из сознания. Иногда аффекты возникают в результате повторения ситуаций, вызывающих тот или иное отрицательное состояние. В таких случаях происходит так называемая аккумуляция аффекта, в результате которой он может разрядиться в бурном, неуправляемом поведении (аффективном взрыве) и при отсутствии исключительных обстоятельств. В связи со способностью аффекта аккумулироваться были предложены в воспитательных и психотерапевтических целях различные методы их изживания, преодоления.

Собственно эмоции, в отличие от аффектов, более длительные состояния. При этом собственно эмоции могут слабо проявляться внешне (в отличие от аффектов). Они имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение субъекта к складывающимся или возможными ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. Собственно эмоции имеют также идеаторный характер – они способны предвосхищать ситуации или события и возникают в связи с актуализацией представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в том, что они могут обобщаться и передаваться. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний, - он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми (в частности, посредством искусства). Сам способ выражения эмоций приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого "эмоционального языка", о чем свидетельствуют как многочисленные этнографические описания, так и другие факты, например, своеобразная бедность мимики у врожденно слепых людей.

Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Чувства являются высшим продуктом развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, то есть имеющие строго причинно-обусловленную природу, чувства так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.

В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, то есть непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т.п.).

Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью связей друг с другом. Например, чувство любви порождает спектр эмоций: радости, гнева, печали и т.д. В одном и том же чувстве нередко сливаются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицательные) эмоции. Этим объясняется такое свойство чувства, как двойственность (амбивалентность).

Амбивалентность чувств – внутренне противоречие эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету или явлению и характеризующееся его одновременным принятием и отвержением. Термин "амбивалетность чувств" был предложен швейцарским психологом и психиатром Э.Блейером для обозначения свойственных шизофреникам противоречивых отношений и реакций, которые быстро сменяют друг друга. Термин вскоре получил более широкое употребление в психиатрии и психологии. Амбивалентными стали называть сложные противоречивые чувства, появляющиеся у человека в связи с многообразием его потребностей и многогранностью самих явлений окружающей действительности, которые одновременно привлекают к себе и вместе с тем отпугивают, в общем смысле – вызывают одновременно положительные и отрицательный чувства.

Исторически чувства формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе чувства появляются позднее, чем собственно эмоции. Чувства формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и т.п. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.

В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одно из них занимает ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, а некоторые могут остаться потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих чувств человека проявляются его мировоззренческие установки, направленность, т.е. важнейшие характеристики личности. Чувства исключительной силы, стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на единую цель, называют страстью.

В зависимости от направленности чувства делятся на моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельность), эстетические (чувства красоты, гармонии при восприятии искусства, природы), практические (чувства, связанные с деятельностью человека). По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные (например, к ребенку, произведению искусства и т.д.), обобщенные (к детям, музыке и др.), абстрактные (чувство справедливости, чувство трагического и т.п.). Отсутствие исчерпывающей классификации чувств объясняется большим их разнообразием, а также исторической изменчивостью.

Настроение – устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.

Настроение влияет в различной степени на все психические процессы, протекающие в данный отрезок жизни человека. В отличие от чувств, всегда направленных на тот или иной объект (настоящий, будущий, прошлый), настроение, будучи часто вызванным определенной причиной, конкретным поводом, проявляется в особенностях в особенностях эмоционального отклика человека на воздействия любого характера.

Настроение характеризуется эмоциональным фоном (положительным – веселое, жизнерадостное, повышенное и отрицательным – грустное, подавленное, пониженное), а также различной динамикой. Относительно устойчивое настроение возникает в результате удовлетворения или неудовлетворения существенных запросов и устремлений человека. Среди факторов, определяющих индивидуальных различия людей в отношении частоты смены настроения, и других особенностей, важное место занимают характеристики темперамента.

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Понятие "стресс" было введено канадским физиологом Г.Селье в 1936г. при описании адаптационного синдрома.

Стрессоры – неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. К числу стрессоров относят: сильные физические и психические травмы, кровопотерю, большие мышечные нагрузки, инфекции, ионизирующее излучение, резкие изменения температуры, многие фармакологические воздействия и др. факторы.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации. В связи с этим перед исследователями стоит важная задача изучение адаптации человека к сложным условиям, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях.

Исследования процессов адаптации к различным условиям профессиональной деятельности представляет собой большой интерес для исследователей (Ю.А.Александровский, Ф.Б.Березин, Н.Н.Василевский, В.П.Казначеев, Ц.П.Короленко, В.И.Лебедев, А.Г.Маклаков, Л.Е.Панин, Л.Г.Почебут, С.И.Сороко и др.). Процессы адаптации к измененным условиям деятельности и существования рассматривались на различных уровнях: биохимическом, физиологическом, психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом. В основном, они изучались с точки зрения формирования и функционирования гомеостатических состояний, которые позволяют достичь максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций.

По данным ряда исследований процессы психологической адаптации прямо связаны с доминирующей высокой эмоциональной напряженностью, стрессами. Именно это функциональное состояние является, по мнению исследователей, ведущим и в процессе адаптации его уровень снижается вплоть до продуктивной формы. Исходными факторами возникновения стрессов являются появление чувства тревоги в восприятии измененной ситуации, возникновение страхов из-за неопределенности и отсутствия возможности предвосхищения. В процессе адаптации происходит постепенное познание новой ситуации, а при возможности - даже изменение условий, происходит так же перестройка системы реагирования в соответствии с новым образом ситуации. Уточнение образа позволяет переструктурировать деятельность, внести изменения и тем самым снизить степень неопределенности. Это снижение неопределенности приводит к уменьшению психической напряженности.

В целом, в развитии адаптационного синдрома выделяют обычно 3 стадии. Первая – "стадия тревоги" – продолжается от нескольких часов до нескольких суток и включает 2 фазы – шока и противошока, на последней из которых происходит мобилизация защитных реакций организма. Во время второй стадии адаптационного синдрома – "стадии сопротивляемости" – устойчивость организма к различным воздействиям повышается. Эта стадия либо приводит к стабилизации состояния и выздоровлению "стадия стабилизации", либо сменяется "стадией истощения", которая может закончиться гибелью организма.

ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

В античной философии эмоции рассматривались как особый вид познания, а состояния удовольствия или страдания связывались с представлением о грядущем благе или бедствии (Аристотель). Сходные по своему психологическому интеллектуализму воззрения были развиты в философии Нового времени, особенно у Дж.Локка, Г.Лейбница, Г.Гегеля. Противоположная характеристика эмоций основана на признании существования самостоятельной способности чувствования, не отождествимой с процессами познания и воли (И.Кант). Влияние на развитие представлений об эмоциях в психологии 18-19 вв. также оказали воззрения Р.Декарта, Б.Спинозы.

Большое значение в научном изучении эмоций имела работа Ч.Дарвина "Выражение эмоций у человека и животных" (1872), где подчеркнута приспособительная роль сопровождающих эмоции выразительных движений.

Во многих отношениях близкой к взглядам Ч.Дарвина является периферическая теория эмоций (У.Джеймс и К.Ланге), согласно которой возникновение эмоций обусловлено определенными изменениями в деятельности внутренних органов и двигательной сфере. Таким образом, в соответствии с данной теорией, эмоции представляют собой сумму только органических ощущений, вызываемых этими изменениями. Согласно этой теории, человеку грустно, если он плачет, а не наоборот. Если человек примет зажатую скованную позу с опущенными плечами и головой, то вскоре у него появится и чувство опустошенности, грусти, подавленности, неуверенности. И наоборот, поза с развернутыми плечами, поднятой головой, улыбкой на губах, вскоре вызовет чувство уверенности, бодрости, хорошее настроение. Частично эти наблюдения справедливы, но все же физиологические проявления не исчерпывают сущности эмоций. Различные варианты теории У.Джеймса имели значительный вес до 20-40 гг. 20 в., когда У.Кэннон, Ф.Бард и др. показали, что эмоциональные состояния могут быть объяснены специфической активностью ЦНС.

Рассмотрение эмоций с биологический точки зрения (П.К.Анохин) позволяет признать, что эмоции закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результат, несовпадение с ожидаемым ведет к отрицательным эмоциям.

П.В.Симонов предложил концепцию, согласно которой эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения, т.е. при недостатке или избытке актуальных сведений, необходимых для достижения цели, а степень эмоционального напряжения определяется потребностью и дефицитом информации, необходимой для удовлетворения этой потребности. Таким образом, в ряде случае знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности.

ОЦЕНКА НАСТРОЕНИЯ

Применение опросника САН часто затруднительно в силу свойственной многим людям недостаточно тонкой дифференцировки своего функционального состояния. Тест-опросник "Оценка настроения" привлекает как своей кратностью, так и простой формой вопросов и ответов. В этом опроснике предлагается 21 фраза (вопрос), на которые следует ответить одним из трех вариантов ответов: "да", "нет", "наоборот" (противоположное чувство). По ответам составляется мнение о том, какое настроение преобладает в момент обследования: обычное, эйфорическое или негативное (астенизированное).

Список вопросов:

1. Чувствую себя исключительно бодро.

2. Соседи (другие учащиеся и т.п.) очень мне надоели.

3. Испытываю какое-то тягостное чувство.

4. Скорее бы испытать чувство покоя (закончились бы урок, занятия, четверть и т.п.)

5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.

6. Состояние такое, что, образно говоря, готов горы свернуть.

7. Оценка по тесту неприятна, вызывает чувство неудовлетворенности.

8. Удивительное настроение: хочется петь и плясать, целовать от радости каждого, кого вижу.

9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно, сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного поступка.

10. Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне удивительно неудачными.

11. Каждому, кого встречаю, способен сказать грубость.

12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.

13. Никого не хочется видеть, ни с кем не хочется разговаривать.

14. Настроение такое, что хочется сказать: "Пропади все пропадом!"

15. Хочется сказать: "Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!"

16. Все люди без исключения мне кажутся чрезвычайно благожелательными, хорошими. Все они без исключения мне симпатичны.

17. Не вижу впереди никаких трудностей. Все легко! Все доступно!

18. Мое будущее мне кажется очень печальным.

19. Бывает хуже, но редко.

20. Не верю даже самым близким людям.

21. Автомашины гудят на улице резко, но зато эти звуки воспринимаются как приятная музыка.

Оценка результатов проводится по следующим критериям:

Настроение:

9 баллов - 20 ответов "нет";

8 баллов - 19 ответов "нет";

7 баллов -18 ответов "нет";

6 баллов - 16 - 17 ответов "нет";

5 баллов - 13 - 15 ответов "нет";

4 балла – 10 - 12 ответов "нет";

3 балла - 8 - 9 ответов "нет";

2 балла - 6 - 7 ответов "нет";

1 балл - 5 и менее ответов нет.

Астеническое состояние: ответы "да" к вопросам 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20; ответы "наоборот" в вопросах 1, 6, 8, 12, 16, 17. Чем меньше указанных ответов, тем лучше состояние:

9 баллов - 1- 2 ответа;

8 баллов - 3 ответа;

7 баллов - 4 ответа;

6 баллов - 5 - 6 ответов;

5 баллов - 7 - 8 ответов;

4 балла - 9 - 10 ответов;

3 балла - 11 - 13 ответов;

2 балла - 14 - 15 ответов;

1 балл – 16 – 20 ответов.

Состояние эйфории: ответы "да" в вопросам 1, 6, 8, 12, 16, 17; ответы "наоборот" в вопросах 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20. Чем больше указанных ответов, тем более выражено эйфорическое состояние (неадекватно восторженная оценка событий):

9 баллов – 6 ответов и ниже;

8 баллов - 7 ответов;

7 баллов - 8 - 9 ответов;

6 баллов - 10 - 11 ответов;

5 баллов - 12 - 13 ответов;

4 балла - 14 - 15 ответов;

3 балла - 16 - 17 ответов;

2 балла - 18 - 19 ответов;

1 балл - 20 ответов и более.

САН

Это бланковая методика, разработанная в Первом Московском медицинском институте им. И.М. Сеченова, предназначена для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).

Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

Типовая карта методики САН

1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
2. Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
3. Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный
4. Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный
5. Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный
6. Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение
7. Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый
8. Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный
9. Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый
10. Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный
11. Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный
12. Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный
13. Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный
14. Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной
15. Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный
16. Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный
17. Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый
18. Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный
19. Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый
20. Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный
21. Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный
22. Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать
23. Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный
24. Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный
25. Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый
26. Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый
27. Соображать легко 3 2 1 0 1 2 3 Соображать трудно
28. Внимательный 3 2 1 0 1 2 3 Рассеянный
29. Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный
30. Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный

Код опросника

Вопросы на самочувствие - 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Вопросы на активность - 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Вопросы на настроение - 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 - за 2; индекс 1 - за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются). Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные - низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое - как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны: самочувствие - 5,4; активность - 5,0; настроение - 5,1.

Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А вот по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Литература

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб, 2003

Практикум по общей и экспериментальной психологии / Уч.пос. Под ред.А.А.Крылова - СПб., 2007

Психологический словарь / под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова – М., 1997

Словарь практического психолога / сост. С.Ю.Головин – Минск, 1998

Изард К. Эмоции человека – М., 1980

Содержание

Эмоциональная сфера…………………………………………………
Формы эмоций…………………………………………………………
Теории эмоций…………………………………………………………
Диагностика эмоциональной сферы (теоретические положения)…
Исследование эмоций на нейрофизиологическом уровне…….
Изучение экспрессивного компонента эмоций………………...
Изучение эмоционального переживания……………………….
Методики диагностики эмоциональной сферы  
Диагностика уровня эмпатических способностей……………..
Оценка способности к эмпатии…………………………………
Диагностика типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды…………..…………………...  
Оценка настроения……………………………………………….
САН………………………………………………………………..
Самооценка эмоциональных состояний………………………...
Эмоциональная направленность………………………………...
Диагностика степени профессионального выгорания…………
Изучение экспрессивного компонента эмоций………………...
Самооценка эмоционального состояния (по К.Изарду)………
Тест по теме "Диагностика эмоциональной сферы"………………...
Тест по теме "Личностные опросники"……………………………...
Литература……………………………………………………………..

Н. С. Ломоносова

ПСИХОДИАГНОСТИКА

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

учебно-методическое пособие

для студентов факультета психологии

Санкт-Петербург

ББК 88

Л 75

Л 75 Ломоносова Н.С.

Психодиагностика эмоциональной сферы: Учебно-методическое пособие для студентов факультета психологии /отв. ред. Е.Ю.Косман. – СПб.: СПбИУиП, 2008 - 48стр.

Учебно-методическое пособие Н.С.Ломоносовой «Психодиагностика эмоциональной сферы» предназначено для студентов факультета психологии. Оно рекомендуется для организации и проведения практических занятий по психодиагностике, посвященных вопросам изучения эмоциональной сферы. В пособии представлен необходимый теоретический материал – раскрыты понятия "эмоция", "чувство", "настроение", "стресс" и т.д., охарактеризованы основные функции эмоций, проведен анализ теорий эмоций, рассмотрены основные группы методик диагностики эмоциональной сферы. Пособие рекомендуется использовать для организации самостоятельной работы студентов, поскольку оно включает педагогический тест "Психодиагностика эмоциональной сферы", а также в него вошли наиболее распространенные методики диагностики эмоциональной сферы.

Утверждено на Ученом совете факультета психологии СПбИУиП 17.11.08г.

® Ломоносова Н.С.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, страха, радости и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. В ходе эволюционного развития эмоции дифференцируются и образуют различные виды, отличающиеся психологическими особенностями и закономерностями протекания.

Принято различать 3 функции эмоций.

Сигнальная функция эмоций выражается в том, что отношение субъекта к тем или иным раздражителям становится сигналом благоприятного или неблагоприятного для него развития событий, и, ориентируясь на свои эмоции, субъект совершает необходимые действия, например, избегает опасности.

Эмоции выражают оценочное отношение субъекта к отдельным событиям, условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению его деятельности, например, человек проявляет огорчение или гнев. Таким образом выполняется оценочная функция эмоций.

Эмоции, оказываясь в основе мотивов деятельности субъекта или отдельных его поступков, тем самым регулируют поведение. То есть проявляется регулирующая функция эмоций.

Характер и динамика эмоций определяются как объективными событиями, так и чувствами, из которых они развиваются, например, из чувства любви может развиться чувство гордости за любимого человека, чувство огорчения из-за его неудач и т.д.

Развитие эмоций в онтогенезе выражается в

1) в дифференциации качеств эмоций,

2) в усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик,

3) в развитии способности регулировать эмоции и их внешнее выражение.

Эмоции человек не только переживает. Они выражаются и во внешний мир в виде мимики, пантомимики, изменение тона голоса, темпа и выразительности речи, а также ряда вегетативных изменений (изменение частоты сердечных сокращений, циклов дыхания, покраснений или побледнений лица, изменения тонуса мышц, появление тремора, усиление потоотделения и другими функциями, регулирующимися симпатической и парасимпатической НС).

ФОРМЫ ЭМОЦИЙ

Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на эмоциональные тона ощущений, аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение и стресс.

Простейшая форма эмоций – эмоциональный тон ощущений – врожденные гедонические переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные, болевые). Уже на этом уровне эмоции дифференцируются на 2 полярных класса. Положительные эмоции побуждают субъекта к достижению и сохранению воздействий. Отрицательные эмоции стимулируют активность, направленную на избегание повторных воздействий такого рода.

Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности человека найти адекватных выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций. Обладая свойствами доминанты, аффекты тормозят не связанные с ними психические процессы и навязывают тот или иной стереотипный способ "аварийного" разрешения ситуации (например, бегство, агрессию), сложившийся в биологической эволюции и поэтому оправдывающий себя лишь в типичных биологических условиях. Другая важная регулирующая функция аффекта состоит в образовании специфического опыта – так называемых аффективных следов (аффективных комплексов), актуализирующихся при столкновении с отдельными элементами породившей аффект ситуации, и предупреждающих о возможном ее повторении.

У человека аффекты могут вызываться не только факторами, затрагивающими его физическое существование и связанными с его биологическими потребностями и инстинктами, но и нарушением его социальных отношений, например, несправедливостью, оскорблением. Травмирующие человека аффективные следы при определенных условиях могут полностью вытесняться из сознания. Иногда аффекты возникают в результате повторения ситуаций, вызывающих тот или иное отрицательное состояние. В таких случаях происходит так называемая аккумуляция аффекта, в результате которой он может разрядиться в бурном, неуправляемом поведении (аффективном взрыве) и при отсутствии исключительных обстоятельств. В связи со способностью аффекта аккумулироваться были предложены в воспитательных и психотерапевтических целях различные методы их изживания, преодоления.

Собственно эмоции, в отличие от аффектов, более длительные состояния. При этом собственно эмоции могут слабо проявляться внешне (в отличие от аффектов). Они имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение субъекта к складывающимся или возможными ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. Собственно эмоции имеют также идеаторный характер – они способны предвосхищать ситуации или события и возникают в связи с актуализацией представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в том, что они могут обобщаться и передаваться. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний, - он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми (в частности, посредством искусства). Сам способ выражения эмоций

Наши рекомендации