Темы Лабораторно-практических занятий
№ п/п | Сессия | Тема занятия |
Строение функции растительной клетки. Препараты: кожица лука, хлоропласты в листе элодеи, хромопласты в мякоти плодов шиповника, кристаллы оксалата кальция в чешуе лука, крахмальные зерна в клубнях картофеля. | ||
Растительные ткани. Образовательные ткани (меристемы). Покровные ткани. Проводящие ткани и проводящие пучки. | ||
Морфология корня. Типы корней по происхождению. Корневые системы. Первичное и вторичное анатомическое строение корня. Анатомия корнеплодов. | ||
Морфология побега, метаморфозы побега. Анатомическое строение стебля однодольных растений. Вторичное анатомическое строение стебля двудольных травянистых и древесных растений. | ||
Лист. Морфология листа. Метаморфозы. Анатомическое строение листа. | ||
Морфология цветка. Части и члены цветка. Формула цветка. Соцветия: значение, классификация. Плод и семя. Образование, строение и классификация. | ||
7. | Высшие споровые растения. Классификация, общая характеристика, чередование поколений и смена ядерных фаз. Семенные растения: отдел Голосеменные. Общая характеристика, строение, чередование поколений, классификация, значение представители. | |
Методика определения видов покрытосеменных растений. Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Семейство Лютиковые. Общая характеристика. Представители. Значение. | ||
Семейства: Розовые и Бобовые, Сельдерейные. Общая характеристика, представители значение. | ||
Семейства: Пасленовые, Крестоцветные и Астровые. | ||
Семейства: Осоковые и Мятликовые (Злаковые) |
Основная литература
1. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. 3-е издание, перераб.и доп. М.: КолосС, 2005.
2. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. Ч.1. Учебное пособие. М., 2008.
3. Лотова Л.И. Морфология и анатомия высших растений. 3-е изд-е, исправл. – М .: Ком Книга, 2007.
4. Барабанов Е.И. Ботаника. – М.: «Академия», 2007.
5. Долгачева В.С., Алексахина Е.М. Ботаника. – М.: «Академия», 2003.
6. Еленевский А.Г., Соловьева М.П., Тихомиров В.Н. Ботаника. Систематика высших, или наземных растений. 4-е изд-е, исправл. – М.: «Академия, 2006.
7. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А., Дорофеев В.И. Ботаника. 3-е изд-е, исправл. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2008.
8. Андреева И.И., Родман Л.С., Чичев А.В. Практикум по анатомии и морфологии растений. – М.: КолосС, 2005.
9. Ботаника с основами фитоценологии: Анатомия и морфология растений. Учебник для вузов. – М., 2007.
10. Ботаническая география с основами экологии растений. – М.: Колос, 1994.
11. Лотова Л.И., Нилова М.В., Рудько А.И. Словарь фитоанатомических терминов. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007.
Дополнительная литература
1. Эзау К. Анатомия семенных растений. Кн.1-2. – М.: Мир, 1980.
2. Цвелев Н.Н. Определитель сосудистых растений Северо-Западной России. – СПб, 2000.
3. Иллюстрированный определитель растений Карельского перешейка. – СПб, 2000.
4. Скворцов В.Э. Растения Средней полосы России: Атлас-определитель. – М.: 5 за знания, 2008.
5. Шанцер И.А. Растения Средней полосы Европейской России. Полевой атлас. Изд-е 2-е, исправ.и доп. – М.: КМК, 2007.
6. Ботаника: Карс альгологии и микологии. – М.: Изд-во МГУ, 2007.
7. Левина Р.Е. Морфология и экология плодов. – Л.: Наука, 1987.
8. Атлас основных видов сорных растений России. – М.: КолосС, 2009.
Гербаризация растений
Необходимый материал:
· Тетрадь или блокнот для записей
· Простой карандаш
· Бумажные этикетки
· Ботаническая копалка или широкий нож
· Картонная папка с запасом гербарной бумаги
Лучшей бумагой для сушки растений является фильтровальная, можно использовать газеты. Растения для гербария собирают в сухую погоду. Выбирают типичные, здоровые, неповрежденные растения со всеми вегетативными органами (корень, побег), а также с цветками и плодами, т.к. морфологические особенности плодов в некоторых семействах являются важными диагностическими признаками, по которым идет определение. Растения. цветущие до появления листьев, собирают дважды: с цветками и с листьями. У деревьев и кустарников для гербария срезают веточки с цветками и листьями и кусочки коры.
Травянистые растения выкапывают с небольшой частью корневой системы, чтобы описать подземную часть растения. Корни осторожно встряхивают, в отдельных случаях моют, но не следует отрывать комки почвы с корнями. При наличии у растений толстых корневищ или луковиц их разрезают и оставляют тонкую пластинку. Выкопанные и подготовленные растения укладывают в лист бумаги «рубашечку», растение тщательно расправляют. В «рубашечке» сушится только одно растение. В картонной папке собирают несколько видов растений в «рубашечках. За пределы «рубашечки не должны выходить части растения. Затем необходимо заполнить черновую этикетку и заложить ее в «рубашечку». На этикетке отмечают название семейства, вида, место произрастания, местонахождение и дату сбора этого растения. Если вид растения не известен, то указывают и оставляют свободное место для вида. Название растения определяют позже по определителю. Черновую этикетку сохраняют во время сушки, а потом заменяют на постоянную. Постоянную гербарную этикетку заполняют ручкой. На ней должны быть указаны: название вуза, кафедры, название семейства и вида растения по русски и по латыни, место произрастания, местонахождение, дата сбора, фамилия собравшего и определившего растение.
Г Е Р Б А Р И Й
САНКТ-ПЕТРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ