Кафедра ботаники, генетики и селекции

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра ботаники, генетики и селекции

Б О Т А Н И К А

Методические указания по изучению дисциплины

и задания для контрольных работ

для студентов заочной формы обучения по направлению

Агрономия»

Cанкт-Петербург- Пушкин

Рекомендовано Учебно-методическим Советом Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.

Протокол № 1 от 22 октября 2009 г.

Составители: Д.б.н., профессор Н.М.Найда

к.б.н, доцент А.Н.Бабарыкина

Рецензент: к.с-х.н., доцент Орлова А.Г

Введение

Ботаника – является базовой дисциплиной для специальных агрономических предметов: растениеводства, луговодства, овощеводства, плодоводства, селекции и семеноводства и др.

Цель дисциплины – формирование знаний и умений по анатомии и морфологии семенных растений, систематике, географии и экологии растений.

Задачи дисциплины:

· изучение растительной клетки, тканей, вегетативных органов, размножения растений;

· изучение классификации, номенклатуры и филогенетики растений;

· изучение географии и экологии растений.

Требования к освоению дисциплины

В результате изучения курса ботаники студент должен:

· знать морфологические и анатомические особенности организации растений, строение генеративных органов, образование и распространение плодов и семян;

· знать важнейшие таксономические категории, используемые в систематике, основные отличительные признаки, подклассов и семейств покрытосеменных,

· иметь пользоваться микроскопом, приготовить препараты, распознавать основные структурные компоненты клетки, ткани, вегетативные органы, типы соцветий, проводить морфологическое описание растений.

Объем дисциплины и виды учебных работ

Вид учебной нагрузки Всего часов Семестры
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия всего
Лекции
Лабораторные занятия
Самостоятельная работа и оформление контрольной работы
Вид итогового контроля   зачет экзамен

Общие методические рекомендации

При освоении дисциплины рекомендуем придерживаться следующего плана:

· Подбор литературы, ее изучение, краткое конспектирование и составление ботанического словаря

· Выполнение контрольной работы

· Сбор растений и их гербаризация

· Учебная работа в период сессии в вузе

Содержание дисциплины и ее разделы

1. Анатомия и морфология семенных растений

2. Систематика

3. География и экология растений

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Анатомия и морфология семенных растений

Растительная клетка

Клетка как основная структурно-функциональная единица живой материи. Краткая история изучения клетки. Основные особенности растительных клеток. Форма и величина клеток. Протопласт и его производные. Химический состав и физико-химическое состояние протопласта.

Цитоплазма. Матрикс цитоплазмы – гиалоплазма (ее ферментативная активность, микротрубочки и микрофиламенты, движение). Основные органеллы цитоплазмы, их строение и функции. Рибосомы. Строение и свойства биологических мембран. Одномембранные органеллы: плазмалемма, тонопласт, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, пероксисомы. Двумембранные органеллы: митохондрии и пластиды. Пластиды как органеллы специфические для зеленых растений. Субмикроскопическое строение хлоропластов, лейкопластов, хромопластов. Теория симбиотического происхождения пластид и митохондрий.

Ядро. Форма, число и размеры ядер. Физико-химические особенности. Ядерная оболочка, ядерный сок, хромосомно-ядрышковый комплекс. Строение метафазной хромосомы. Ядрышко его образование, строение, функция. Функции ядра. Митотический цикл.

Деление клеток. Амитоз. Мейоз. Их биологическая сущность.

Клеточная стенка как производное протопласта. Строение и химический состав. Образование и рост клеточной стенки. Поры м перфорации. Видоизменения клеточной стенки (одревеснение, опробковение, кутинизация, менерализация, ослизнение).

Вакуоль. Образование вакуолей. Клеточный сок, как производное протопласта. Его состав. Роль вакуолей в жизнедеятельности клетки.

Включения. Запасные питательные вещества растений, их химический состав и локализация в клетке, тканях, органах растений. Использование человеком. Жиры. Алейроновые зерна. Крахмальные зерна. Растворимые запасные продукты. Продукты вторичного обмена веществ. (эфирные масла, смолы, соли кальция и др.), физиологически активные вещества клетки: ферменты, фитогормоны, витамины, фитонциды и антибиотики. Их роль в растении и использование.

Жизненный цикл и дифференцировка клеток.

Ткани высших растений

Понятие о тканях. Ткани образовательные и постоянные. Образовательные ткани (меристемы). Функции и цитологические особенности. Первичные и вторичные меристемы. Расположение в теле растения: апикальные, интеркалярные, латеральные меристемы. Раневые меристемы, их роль в формировании каллюса и раневой пробки; значение в практике садоводства при черенковании и прививках, при хранении плодов и овощей. Понятие о культуре тканей.

Классификация постоянных тканей. Покровные и основные ткани. Эпиблема. Особенности строения клеток в связи с функцией поглощения. Эпидерма, образование и функции. Строение основных клеток эпидермы. Кутикула. Строение и работа устьиц, их роль в газообмене и транспирации. Трихомы (волоски). Пробка. Покровные комплексы – перидерма и корка. Чечевички, их формирование и функции. Основные ткани: ассимиляционные, запасающие и воздухоносные. Функции, особенности строения.

Механические и проводящиеткани. Роль механических тканей в растении. Колленхима, склеренхима, склереиды. Особенности строения. Проводящие ткани и комплексы. Строение трахеальных элементов – трахеид, сосудов. Онтогенез сосуда. Ситовидные элементы – ситовидные клетки и ситовидные трубки. Онтогенез ситовидных трубок с клетками спутницами. Образование тилл и каллезы. Проводящие комплексы – ксилема и флоэма, их гистологический состав. Проводящие пучки. Выделительные ткани. Ткани внешней секреции: железистые волоски, секреторные волоски, нектарники, осмофоры, гидатоды. Ткани внутренней секреции: смоляные и слизевые вместилища, млечники, выделительные клетки.

Использование тканей в качестве пищевого, кормового, прядильного сырья.

Размножение растений

Размножение: определение понятия, биологический смысл. Размножение бесполое и половое. Вегетативное размножение как форма бесполого размножения. Его значение в природе и применение в агрономической практике. Использование культуры тканей дли вегетативного размножения. Понятие о клоне.

Бесполое размножение. Спорогенез. Равноспоровые и разноспоровые организмы. Половое размножение. Гаметогенез. Типы полового процесса: изогамия, гетерогамия, оогамия, конъюгация. Чередование поколений и смена ядерных фаз в цикле развития высших растений.

СИСТЕМАТИКА

Введение в систематику

Задачи и методы систематики. Классификация (искусственные, естественные, филогенетические системы), номенклатура (основные таксономические категории, бинарная номенклатура), филогенетика (изучение исторического развития растений, их таксонов).

Краткая история систематики. Объекты ботаники в современной системе органического мира.

Царство Грибы

Отдел Настоящие грибы. Общая характеристика, цитологические особенности. Классификация грибов: классы Хитридиомицеты, Оомицеты, Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты, Дейтеромицеты. Характеристика, особенности, размножение, основные представители. Роль грибов в круговороте веществ в природе, их значение для человека (патогенные, паразитные, плесневые, пищевые, кормовые, источники антибиотиков и ферментов).

Отдел Слизевики, или миксомицеты. Общая характеристика, особенности, размножение, основные представители.

Отдел Лишайники. Особенности строения и размножения. Роль в природе, использование человеком.

Царство Растения. Водоросли

Общая характеристика растений. Понятие «низшие» и «высшие» растения. Классификация.

Водоросли. Общая характеристика. Цитологические особенности. Отделы: Красные водоросли (Багрянки), Зеленые водоросли, Диатомовые водоросли, Бурые водоросли. Эволюция тела, фотосинтетического аппарата, полового процесса. Чередование ядерных фаз.

Высшие споровые растения

Общая характеристика высших растений, их отличие от низших. Происхождение и классификация. Высшие споровые и семенные растения.

Высшие споровые растения. Классификация, формирование органов, размножение. Чередование ядерных фаз. Гаметофит и спорофит. Отдел Проптеридофиты. Общая характеристика и место в эволюции высших растений.

Отдел Моховидные. Характеристика, классификация, экология. Роль в заболачивании и торфообразовании.

Отдел Плауновидные. Общая характеристика, классификация. Равно- и разноспоровые.

Отдел Хвощевидные.Общая характеристика, значение.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика, классификация. Строение и жизненный цикл. Водные папоротники, как представители разноспоровых. Значение.

Семенные растения

Семенные растения. Эволюционные связи с высшими споровыми. Биологические преимущества семенных растений.

Отдел Голосеменные (Сосновые). Происхождение, общая характеристика, классификация. Классы: Саговниковые, Гинкговые, Хвойные, Гнетовые. Роль хвойных в растительном покрове. России, хозяйственное использование.

Отдел Покрытосеменные –высшая ступень эволюции растений. Общая характеристика. Происхождение покрытосеменных. Теории происхождения цветка.

Цветок, семя и плод

Цветок как метаморфоз побега. Части цветка. Околоцветник простой и двойной. Симметрия. Голые цветки. Типы цветков по расположению членов цветка на цветоложе, числу кругов, числу частей цветка и в каждом груге. Формулы и диаграммы цветков. Цветки обоеполые и однополые. Растения однодомные и двудомные.

Андроцей. Строение тычинки, микроспорогенез и микрогаметогенез. Гинецей. Классификация гинецеев. Строение пестика. Завязь верхняя и нижняя. Строение семязачатка. Типы семязачатков. Мегаспорогенез, мегагаметогенез.

Онтогенез цветка. Цветение. Монокарпические и поликарпические растения. Соцветия – значение, строение, классификация. Опыление. Типы (автогамия, ксеногамия) и способы опыления (абиотическое и биотическое опыление). Адаптация цветка к типу и способу опыления (двудомность, дихогамия, гетеростилия, самонесовместимость). Хазмогамные и клейстогамные цветки.

Оплодотворение (амфимиксис). Сущность двойного оплодотворения. Развитие и строение семени. Морфологические типы семян по месту отложения запасных питательных веществ. Апомиксис. Полиэмбриония. Плод. Развитие и строение. Классификация плодов. Плоды простые и сборные. Соплодия. Семена и плоды, как объекты растениеводства.

Прорастание семян. Покой семян, сохранение всхожести. Надземное и подземное прорастание.

Систематика Покрытосеменных

Основные системы покрытосеменных. Отдел, классы. Сравнительная характеристика.

Класс Двудольные. Подкласс Магнолииды. Семейства: Магнолиевые, Лавровые, Нимфейные.

Подкласс Ранункулиды. Семейства: Лютиковые, Маковые.

Подкласс Кариофиллиды. Семейства: Гвоздичные, Маревые, Гречишные.

Подкласс Гамамелиды. Семейства: Буковые, Березовые.

Подкласс Дилленииды. Семейства: Чайные, Вересковые, Тыквенные, Капустные (крестоцветные) Мальвовые.

Подкласс Розиды. Семейства: Крыжовниковые, Розовые, Бобовые, Рутовые, Льновые, Виноградные, Сельдерейные (Зонтичные).

Подкласс Ламииды. Семейства: Мареновые, Пасленовые, Вьюнковые, Бурачниковые, Норичниковые, Яснотковые (Губоцветные).

Подкласс Астериды. Семейство Астровые (Сложноцветные).

Класс Однодольные.

Подкласс Лилииды. Семейства: Лилейные, Луковые, Амариллисовые, Орхидные, осоковые, Мятликовые (Злаковые).

Подкласс Арециды. Семейства: Пальмы, Рогозовые.

Флора и растительность

Флора. Ареалы растений и типы ареалов. Понятие о флористическом районировании Земного шара. Антропофиты: культурные, сорные, рудеральные и другие растения. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений.

Растительность. Распределение растительности в зависимости от климатических условий. Схема идеального континента. Понятия зональной, интразональной и азональной растительности. Растительность СНГ, как зональная система.

Экология растений

Традиционное и современное понимание экологии, ее история и задачи. Общая экология и экология растений. Раздела экологии (аутэкология, экология популяций, синэкология).

Аутэкология растений: организм и среда, учение об экологических факторах Правило лимитирующих факторов и пределы выносливости. Стенотопные и эвритопные виды. Экологическая индивидуальность видов. Понятие об экологической нише. Деятельность человека как важнейшее условие реализации экологической ниши сельскохозяйственными растениями.

Классификация экологических факторов. Абиотические и биотические факторы. Климатические факторы. Свет. Понятие о фотосинтетической активной радиации (ФАР), свет и фотосинтез. Экологические группы растений по отношению к свету. Свет, как эколого-географический фактор, понятие о фотопериодизме. Температура. Лимитирующая роль высоких и низких температур. Адаптивные возможности растений в отношении температурного фактора: холодостойкость, морозоустойчивость, жароустойчивость растений.

Вода. Адаптация растений к недостаточному и избыточному увлажнению. Экология водных растений. Экологические группы растений по отношению к водному режиму местообитаний. Засухоустойчивость растений.

Воздух. Экологическое значение газового состава атмосферы. Постоянные и непостоянные компоненты атмосферы. Экологическое значение кислорода, свободного азота и углекислого газа. Баланс углекислоты в атмосфере. Опасность парникового эффекта. Загрязнения воздуха и устойчивость растений. Движение воздуха как прямодействующий и косвенный экологический фактор Анемофильные и анемохорные растения. Влияние ветра на древесные растения: ветровал, бурелом, флагообразная форма кроны.

Почва, комплексность эдафического фактора. Экологическое знчение химических свойств почвы: реакции почвенного раствора, содержание в почве кальция, доступного азота, элементов минерального питания. Особенности растений засоленных почв (галофитов). Экологическое значение органических веществ почвы. Механический состав почвы. Растения песчаных (псаммофиты) и скальных (литофиты) местообитаний. Особенности растений, обитающих на болотах и торфах. Орографический фактор, перераспределяющее значение рельефа. Огонь, его положительное и отрицательное значение.

Биотические факторы. Типы влияния организмов друг на друга. Классификация биотических факторов. Животные, как регулятор процессов формирования фитомассы. Зоофильные и зоохорные растения. Взаимовлияние растений, понятие об аллелопатии.

Антропогенные факторы. Принципиальное отличие экологической роли человека от роли других живых организмов. Бессознательное и сознательное влияние человека на растения. Экология и агрономия.

Жизненные формы, как результат приспособления растений к экологическим факторам. Понятие об экологической классификации жизненных форм на примере классификации по К.Раункиеру. Экологическая структура вида (биотипы, экотипы).

Экология популяций. Место популяций в системе уровней организации живого. Плотность популяций и понятие группового и массового эффекта применительно к популяциям растений. Принципиальная невозможность бесконечного повышения урожая путем увеличения плотности популяций сельскохозяйственных растений (правило Завадского). Возрастной состав растительных популяций. Соотношение понятий абсолютный возраст и возрастное состояние. Возрастные спектры популяций и понятие о нормальных, инвазионных и регрессивных популяциях. Понятие о типах стратегии жизни у растений (виоленты – К-стратеги; эксплеренты – R-стратеги; патиенты –L-стратеги). Примеры различных стратегий культурных растений и сорняков. Отличие в степени гетерогенности популяций дикорастущих и возделываемых растений. Связь гетерогенности и устойчивости популяций.

Синэкология – экология растительных сообществ (фитоценология, геоботаника). Понятие о фитоценозе. Влияние фитоценоза на среду обитания. Фитосреда. Структура и динамика фитоценозов. Классификация фитоценозов.

Агроценозы, их отличие от естественных сообществ. Необходимость создания высокопродуктивных агроценозов, как экологическая и хозяйственная проблема.

Проблема экологической типологии угодий. Значение экологической типологии угодий для сельского и лесного хозяйства. Экологические шкалы (Л.Г.Раменский, Х. Элленберг) и их использование при оценке угодий. Понятие о фитоиндикации. Проблема экологического мониторинга и экологической экспертизы. Экология и проблема оптимизации сельскохозяйственного ландшафта.

Г Е Р Б А Р И Й

САНКТ-ПЕТРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Латинский алфавит

В латинском алфавите 25 букв: 7 гласных(a, e, i, j,o, u, y) и 18 согласных (b, c, d, f, g, h, k, l, m, n, p, q, r, s, t, v, x, z).

Печатная буква Название буквы Произношение буквы
A a B b C c D d E e F f G g H h I i J j K k L l M m N n O o P p Q q R r S s T t U u V v X x Y y Z z   а бэ цэ дэ э эф гэ га и йота ка эль эм эн о пэ ку эр эс тэ у вэ икс ипсилон зета   [а] [б] [ц] или [к] [д] [э] [ф] [г] укр. [г] [и] [й] [к] [ль] [м] [н] [о] [п] [к] [р] [с] или [з] [т] [у] [ в] [кс] [и] [з] или [ц]    

В ботанической литературе с заглавной буквы пишутся все названия, кроме видового и подвидового эпитета в названиях видов и подвидов.

Запомните особенности произношения гласных, дифтонгов и некоторых согласных. Переведите на русский язык названия растений, приведенные в качестве примера.

Правила латинского ударения

Kоличество слогов в слове равно количеству гласных; гласные дифтонга составляют один слог:

Salvia – Sal-vi-a- 3 слога

Althaea – Al-thae-a – 3 слога

Eucalyptus – Eu-ca-lyp-tus – 4 слога

·в словах, которые состоят из двух слогов, ударение никогда не падает на последний слог: fungus, labor, tuber, herba, Crocus etc.

· В словах, которые состоят их трех и более слогов, ударение может падать на второй или третий слог от конца:

3 2 3 2

Foe-ni-cu-lum, me-di-ca-men-tum

· Место ударения зависит от долготы и или краткости второго слога от конца слова:

- если второй слог долгий, он будет ударным;

- если второй слог краткий, то ударение переходит на третий слог;

Слог является долгим, если:

- гласный стоит перед двумя и более согласными, -х- или -z-:

exst`actum, Schiz`andra, Or`yza

- содержит дифтонг:

Spir`aea, Crat`aegus, Alth`aea

- содержит долгий гласный звук, который всегда в словаре отмечен знаком долготы (-):

- -

Urtica, Solanum

Слог является кратким, если:

- гласный стоит перед другим гласным:

Polem`onium, Hipp`ophaё,

- содержит краткий гласный, который в словаре отмечен знаком краткости (~)

`Ephedra, V`iola

Обычно в словарях знак краткости отсутствует, а долготы

ставится:

Ознакомьтесь с латинской ботанической номенклатурой. Ответьте, что является основной ботанической категорией?

Чем может быть выражен видовой эпитет и на какие особенности растения может указывать?

Одного из видов шиповника

Таксономические Категории Таксоны
Царство Растения Plante
Отдел Покрытосеменные Magnoliophyta
Класс Двудольные Magnoliopsida
Подкласс Розиды Rosidae
Порядок Розовые Rosales
Семейство Розовые Rosaceae
Род Роза (шиповник) Rosa
Вид Роза майская (шиповник майский) Rosa majalis

К экзамену студент должен знать латинские названия следующих видов растений и семейств:

ТАБЛИЦА ВОПРОСОВ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Пред пос-ледняя цифра Последняя цифра
 
9,30,66, 78, 112, 134,164, 176 6,32,53, 90, 114, 133,164 9,27,45 73,117 136,162 6,28,62, 69,115, 133,167   10,41,49 70,118, 138,162 9,29,67, 81,122, 142,164, 8,34,45, 85,121, 136,162, 8,31,46, 82,122, 141,167, 8,32,59, 81,122, 142,164, 7,37,49 79,119, 141,168,
8,41,42, 97,114, 139,166, 9,30,61 84,120, 141,163   6,27,43 89,122, 134,166 6,40,47, 95,112, 138,168   6,34,58, 87,117, 136,118, 6,37,44, 85,117, 141,166 3,31,45, 70,115, 133,168, 7,33,48, 100,116, 137,167, 2,31,68, 88,118, 142,162, 3,34, 54,95, 121,143 167,176  
5,31,50, 71,119, 143,168 2,38,51 76,116 138,163 3,37,45, 86,113, 136,163 1,31,59, 79,121, 135,162 1,33,57, 77,117, 134,163, 3,26,68, 90,114, 140,162, 3,31,68, 96,115, 140,166, 1,32,58, 98,112, 142,167, 2,30,43, 91,118, 142,162 1,38,59 70,122, 137,168
4,37,46, 83, 121 143,162, 4,27,50, 94,116 144,162 19,35, 63,92, 118,144 163,177 11,36 56,93, 115,125 162,176 25,30,60 72,113, 135,162, 5,39,57, 74,112, 134,163, 12,41, 54,75, 122,141 162,176 14,28, 56,86 119,138, 162,178 13,29 64,82, 113,140, 164,179 26,30, 43,97, 122,139 163,180
14,29,50 90,111, 131,156, 8,38,60, 85,105, 126,159 20,39, 63,101, 106,123 155,175 17,27 47,90, 107,125 144,163   24,34,61 91,102, 127,157,   18,41, 54,79, 103,128, 155,178 12,33, 68,83 107,122, 158,173 9,40,64, 98,109, 129,156, 24,34, 42,88, 110,132, 159,171 6,40, 42,92, 11,123, 158,172
15,41,61, 87, 111, 131,158, 26,38, 54,84, 109,123 156,173 25,33, 46,82, 104,125 159,170 6,33,67 100,105 130,155 3,32,48 69,108, 123,157, 22,38, 64,101, 112,126, 158,175 23,39, 61,79, 107,132, 155,174 10,40, 51,88, 104,127, 157,172 25,35, 49,92, 110,132, 160, 170 23,31, 64,96, 111,128 158,171
11.39.47. 99,103, 123,155, 15,37, 58,95, 111,131 156,170 7,36, 63,92, 108,125 159,191 15,29, 54,93, 106,126 160,171 17,29,44 69,103, 135,156, 21,36, 65,87, 104,124, 161,181 21,38, 48,85, 102,123, 157,171 18,35, 65,80, 111,130, 156,173 19,41, 54,95, 109,123, 159,174 10,27, 51,97, 108,128 159,170
19,28,43 69,110, 129,155 7,37,52 87,105, 129,154 16,32, 67,82, 102,123 156,169 11,35, 54,80, 110,127 158,172 20,32,65 90,105, 136,158 12,41, 51,96, 106,129, 159,173 17,39, 52,95, 107,128, 160,173 17,28, 52,95, 103,127, 161,175 15,41, 66,81, 110,131 160,169 15,40, 52,88, 109,123 159,174
26,32,48 83,116, 134,163 9,30,44, 69,117, 139,166 19,39, 52,89 112,134 161,179 20,36, 52,92, 113,146 164,177 21,35,66 85,115, 135,165, 8,39,66, 83,112, 136,166, 13,28, 62,87, 113,137, 168,177 18,33, 68,97, 118,146, 166,180 11,29, 42,70, 122,136, 166,181 7,30, 42,92, 119,140 164,179
15,28,49 80,119, 139,163, 16,41, 46,91, 181,137 116,180 5,35,48, 96,115 144,163, 21,41,49 89,131, 135,165, 20,36,53 95,117, 139,167, 17,32, 41,81 116,134, 168,180 10,41, 68,86, 129,137, 166,177 12,27, 43,78, 121,141 168,181 22,30, 44,81, 120,137, 163,180 18,30, 62,89, 181,140 164,179

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Введение

1.Что изучает ботаника? Разделы ботаники. Автотрофы и биосфера.

2.Значение растений в природе и жизни человека.

3.Растения, растительные ресурсы, охрана.

Растительная клетка

4.Строение растительной клетки. Основные химические компоненты протопласта.

5.Прокариотическая и эукариотическая клетка. Состав протопласта эукариотической клетки.

6.Отличия растительной, животной и грибной клетки.

7.Родукты жизнедеятельности протопласта. Внутриклеточные включения.

8. Физическое состояние и химический состав цитоплазмы.

9. Понятие о биологической мембране, ее строение и функции. Плазмалемма, тонопласт, система внутренних мембран.

10. Основные органеллы цитоплазмы, их строение и функции.

11.Типы пластид. Строение и специфические функции пластид, размножение и взаимопревращение.

12.Субмикроскопическое строение хлоропласта. Роль хлоропластов в жизни растений, животных и человека.

13.Форма, размеры, число ядер в клетках. Компоненты ядра, его физико-химические особенности.

14. Характеристика и выполняемые функции ядерной оболочки, нуклеоплазмы и хромосомно-ядрышкового комплекса.

15.Хромосомы,строение, химический состав. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом.

16. Роль ядра в процессах жизнедеятельности клетки и передаче наследственной информации.

17. Способы деления клетки. Амитоз, митоз и мейоз.

18.Вакуоли и клеточный сок. Химический состав клеточного сока. Значение клеточного сока в процессах жизнедеятельности растений, использование человеком.

19. Пигменты пластид и клеточного сока, их биологическая роль.

20. Запасные питательные вещества, их локализация в клетках и органах растений.

21. Место образования и локализация крахмала в клетках и органах растений. Строение и типы крахмальных зерен.

22. Место образования и локализация белковых запасных веществ. Строение алейроновых зерен.

23.Образование и локализация жирных и эфирных масел в растительной клетке и органах растений.

24.Физиологически активные вещества клетки.

25.Клеточная стенка, ее образование, химический состав, структура и рост, поры, плазмодесмы. Видоизменения клеточной стенки.

26. Вакуоли, их образование, состав клеточного сока. Функции вакуолей.

Растительные ткани

27.Понятие о тканях. Появление тканей в филогенезе. Классификация тканей.

28. Типы образовательных тканей (меристемы): апикальные, латеральные, интеркалярные, раневые. Цитологическая характеристика образовательных тканей, их строение и функции. Значение для вегетативного размножения.

29. Типы покровных тканей: эпидерма, перидерма, корка, спермодерма (семенная кожура). Их краткая характеристика.

30. особенности строения эпидермиса листа. Строение и механизм работы устьиц. Функции эпидермиса, значение волосков (трихом).

31. Эпиблема: строение расположение, функции.

32.Комплекс перидермы: образование, строение и функции. Строение и функции чечевичек. Использование пробки.

33. Корка: возникновение, строение и функции.

34.Типы основных тканей: водопоглащающая, фотосинтезирующая, запасающая, воздухоносная, водоносная. Расположение в органах, строение и функции.

35. Типы механических тканей: колленхима, склеренхима и склереиды. Расположение в органах, строение, функции. Использование механических тканей человеком.

36.Проводящие ткани: трахеиды, трахеи (сосуды), ситовидные трубки. Расположение в органах строение и функции. Онтогенез трахеи и ситовидной трубки.

37. Гистологические элементы ксилемы: (древесины): функции ксилемы. Вещества, передвигающиеся по ксилеме.

38. Гистологические элементы флоэмы (луба), расположение в органах, функции. Вещества, передвигающиеся по флоэме.

39. Проводящие пучки. Типы проводящих пучков.

40. Структуры выделительных тканей внутренней секреции: млечники членистые и нечленистые. Схизогенные и лизигенные вместилища. Функции.

41. Структуры выделительных тканей внешней секреции: железистые волоски (трихомы), гидатоды, нектарники, осмофоры. Их строение и функции.

Размножение растений

69. Понятие о размножении и воспроизведении. Способы размножения. Биологическое значение размножения.

70. Естественное вегетативное размножение растений, его биологическая роль.

71. Искусственное вегетативное размножение растений. Значение для человека. Примеры. Понятие о клоне.

72. Бесполое размножение спорами и зооспорами. Мейоз при спорообразовании.

73. Половое размножение растений. Эволюция форм полового процесса. Примеры изогамии, гетерогамии, оогамии, конъюгации.

74. Понятие о цикле развития растений. Чередование поколений и смена ядерных фаз у низших и высших растений.

75. Семенное размножение: особенности и преимущества.

76. Особенности размножения и цикла развития голосеменных растений.

77. Соцветия, биологическая роль, классификация. Примеры.

78. Строение и биологическая роль цветка. Формула цветка. Примеры.

79. Андроцей: строение тычинки и пыльника, функции.

80. Микроспорогенез, микрогаметогенез.

81. Гинецей. Плодолистик и его листовая природа. Типы гинецея. Строение пестика. Типы завязи.

82. Строение и развитие семязачатка покрытосеменных растений, их биологическая роль.

83. Мегаспорогенез и мегагаметогенез. Строение женского гаметофита – зародышевого мешка.

84. Основные пути эволюции цветка.

85. Цветки обоеполые и однополые. Растения однодомные и двудомные. Примеры.

86. Энтомофильные растения: приспособления типу и способу опыления, биологическое значение. Примеры.

87. Анемофильные растения: приспособление к ветроопылению. Примеры.

88. Самоопыление и его биологическое значение.

89. Искусственное опыление и его значение в практике сельского хозяйства.

90. Двойное оплодотворение покрытосеменных растений. Биологическая роль двойного оплодотворения.

91. Развитие семян из семязачатка. Строение семени. Классификация семян. Биологическая роль, кормовое и пищевое значение.

92. Строение зерновки пшеницы и семени фасоли. Сходство и различие в строении и химическом составе.

93. Условия прорастания семян. Превращение веществ при прорастании и созревании семян. Морфология проростка.

94. Классификация плодов, их биологическая роль. Использование плодов и семян в питании человека и кормлении животных.

95. Односеменные и многосеменные плоды, их строение, использование. Примеры.

96. Основные типы сухих плодов, их строение, использование. Примеры.

97. Основные типы сочных плодов, их строение, использование. Примеры.

98. Сложные (сборные) и дробные плоды, их строение. Примеры.

99. Строение и развитие околоплодника плодов малины, земляники, яблони, картофеля, ландыша.

100. Строение и развитие околоплодника плодов гороха, капусты, подсолнечника, моркови, пшеницы.

101. Способы распространения плодов и семян в природе. Биологическая роль распространения.

Систематика растений

102. Систематика растений, как наука. Ее задачи и методы. Таксономические категории и таксоны.

103. История развития систематики как науки.

104. Понятие о виде растений. Бинарная номенклатура.

105. Филогенетика (изучение истории развития растительности). Строение первых сухопутных растений.

106. Искусственные и естественные филогенетические системы.

107. Империя неклеточные организмы. Царство вирусы, их строение и значение в природе и жизни растений. Бактериофаги.

108. Надцарство Предъядерные. Царство Дробянки. Отдел оксифотобактерии (сине-зеленые водоросли).

109. Царство Грибы. Отдел Лишайники. Строение, питание, размножение. Приведите рисунки.

110. Укажите отличия низших растений от высших (среда обитания, строение тела, окраска, питание, размножение).

111. Какие зеленые водоросли живут в планктоне и в бентосе, их систематическое положение. Приведите рисунки.

112. Одноклеточные, колониальные и многоклеточные зеленые водоросли, их особенности, строение и значение. Приведите рисунки.

113. Краткая характеристика бурых и красных водорослей (обитание, строение, размножение). Их значение.

114. Общая характеристика царства Грибы. Обитание, строение, питание, размножение, классификация, значение в природе и жизни человека.

115. Типы спор у низших и высших грибов. Формирование сумки и базидии. Приведите рисунки.

116. Роль грибов в круговороте веществ в природе.

117. Грибы- паразиты из класса сумчатых и базидиомицетов. Приведите рисунки жизненных циклов.

118. Общая характеристика отдела Слизевики. Особенности строения, размножения, представители, значение.

119. Происхождение и классификация высших растений. Высшие споровые и семенные растения.

120. Высшие споровые растения. Классификация. Формирование органов. Размножение, чередование поколений и ядерных фаз.

121. Отдел Проптеридофиты. Общая характеристика, место в эволюции высших растений.

122. Приспособления высших растений к жизни на суше ( морфологические, анатомические, биологические особенности).

123. У каких растений в жизненном цикле преобладает спорофит?

124. У каких растений в жизненном цикле преобладает гаметофит.

125. Общая характеристика отдела Моховидные. Классификация, цикл развития, экология, значение.

126. Сравните цикл развития моховидных и папоротниковидных. Приведите рисунки.

127. Общая характеристика отдела Плауновидные. Классификация, цикл развития, экология, значение.

128. Сравните цикл развития плауна булавовидного и селагинеллы. Приведите рисунки.

129. Общая характеристика отдела Хвощевидные. Строение, классификация, цикл развития, значение.

130. Что развивается из споры и зиготы у архегониальных растений? Приведите рисунки.

131. Строение и эволюция гаметофитов высших растений от споровых к семенным.

132.Общая характеристика отдела Папоротниковидные. Строение, классификация, цикл развития, значение.

133. Водные папоротники как представители разноспоровых растений.

134. Семенные растения. биологические преимущества, эволюционные связи.

135.Отдел Голосеменные. Общая характеристика, происхождение, классификация,

136.Общая характеристика класса Саговниковые. Цикл развития, представители, значение.

137 Общая характеристика класса Гинкговые. Цикл развития, представители, значение.

138 Общая характеристика класса Гнетовые. Цикл развития, представители, значение.

139.Общая характеристика класса Хвойные. Цикл развития, представители, значение.

140.Строение и цикл развития сосны обыкновенной. Приведите схему и рисунки.

141. Строение семени сосны обыкновенной. Приведите рисунок.

142. Строение мужского и женского гаметофитов сосны. Оплодотворение у хвойных.

143. Какие условия нужны для процесса оплодотворения у растений представителей разных отделов.

144.Строение и развитие шишек. Оплодотворение и развитие семени (на примере сосны обыкновенной).

145. Разноспоровость и ее значение.

146. Роль современных голосеменных в растительном покрове России. Их использование и охрана (семейства Сосновые, Кипарисовые, Эфедровые).

147.Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика, происхождение.

148. Теории происхождения цветка. Цветок как метаморфоз побега.

149. Формулы цветков и диаграммы.

150. Сравнительная характеристика класса Двудольные и Однодольные.

151.Характеристика семейства Лютиковые. Жизненные формы, распространение, вегет<

Наши рекомендации