Методика проведения эксперимента
Прежде чем ставить эксперимент по биоиндикации загрязнений с помощью кресс-салата, партия семян, предназначенных для опытов, проверялась на всхожесть. Для этого семена кресс-салата проращивали в чашках, в которые насыпали промытый речкой песок слоем 1см. Сверху его накрывали марлей и на нее раскладывали семена. Перед раскладкой семян песок и марлю увлажняли до полного насыщения водой. Сверху чашки закрывали пленкой. Проращивание проводилось в лабораторных условиях при температуре 20-25 ° С. Нормой считается прорастание семян в течение 3-4 суток. Процент проросших семян, от числа посеянных, называется всхожестью. Всхожесть семян, в данном эксперименте, - 98% [Приложение IV].
2.Ход работы.Для проведения эксперимента в контейнеры закладывалось 5 серий по 25 семян кресс-салата в почвы разной степени загрязнения веществами, находящимися в окурках сигарет. Почва для всех серий была отобрана из почвы, приготовленной для рассыпки по газонам.
Серия №1: почва условно чистая.
Серия №2: 14 сентября, в почву поместили 10 окурков сигарет на глубину 4 см [Приложение V] и 10 - на поверхность. Почва, в контейнере, была достаточно увлажнена и накрыта пленкой.
Серия №3: 14 сентября, в почву поместили 20 окурков сигарет на глубину 4 см и 20 – на поверхность. Почва, в контейнере, была достаточно увлажнена и накрыта пленкой.
Серия №4: 4 сентября, в почву поместили 10 окурков сигарет на глубину 4 см и 10 – на поверхность. Почва, в контейнере, была достаточно увлажнена и накрыта пленкой.
Серия №5: 4 сентября, в почву поместили 20 окурков сигарет на глубину 4см и 20 – на поверхность. Почва, в контейнере, была достаточно увлажнена и накрыта пленкой.
24 сентября, окурки сигарет были убраны с поверхности почвы во всех сериях и произведен посев кресс-салата, по 25 семян в каждый контейнер. Все семена проращивались 15 дней. Замер показателей(длины корешка и длины побега) производился 9 октября [Приложение VI].
Результаты эксперимента:
№серии | Всхожесть Кол-во/ % | Кол-во проростков на 15 день | Длина корня | Длина побега |
22/88 | 20/90,9 | 5,64 | 12,79 | |
21/84 | 14/66,7 | 5,45 | 12,54 | |
20/80 | 11/55 | 4,67 | 11,90 | |
20/80 | 10/50 | 4.01 | 11,74 | |
20/80 | 8/40 | 3,81 | 11,08 |
Выявленные закономерности:
1.Вещества, находящиеся в окурках сигарет, влияют на всхожесть семян незначительно [Приложение VII].
2.Вещества, находящиеся в окурках сигарет, сильно подавляют развитие проростков, вплоть до их гибели, о чем свидетельствуют результаты проращивания семян в сериях № 2-5 [Приложение VIII].
3.Негативные действия веществ, находящихся в окурках сигарет, в большей степени влияют на рост корня, чем на рост побега. Это отчетливо видно при сравнении серии №1 и серии №5. Разница в росте корней – 32,5%, а побегов – 13,4%.
4.Сравнение серии №2 и серии №3; серии №4 и серии №5 показало, что концентрация веществ влияет на рост корней и побегов: чем больше концентрация веществ, находящихся в окурках сигарет, в почве, тем рост корней и побегов хуже [Приложение IX].
5.Сравнение серий №2 и №4 и серий №3 и №5, дает основание полагать, что период накапливания вредных веществ, находящихся в почве, влияет на рост корней и побегов: чем длительнее период накапливания (разница 10 дней), тем негативнее влияние на рост корней и побегов.
Общий вывод: вещества, находящиеся в окурках сигарет, негативно влияют на рост и развитие тест-растения (кресс-салат). Можно предположить, что данные вещества также оказывают негативное действие на рост и развитие растений, произрастающих в скверах, парках и на газонах города.
Практические рекомендации:для снижения загрязнения почв сигаретными окурками необходимо: 1) усилить работу по информированию населения о вреде курения; 2) отвести специальные места для курения; 3) увеличить количество урн в общественных местах (скверах, парках, остановках городского транспорта и т.д.).
Список литературы.
1.Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология: 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1995. – 240 с.: ил.
2.Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: Учебник для студентов высших учебных заведений. Пособие для учителей. – М.: Агар, 1999. – 424 с.
3.Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины/ Гл. ред. А.Ф.Трешников; Ред. кол.: Э.Б. Алаев, П.М. Алампиев, А.Г. Воронов и др. – М.,Сов. энциклопедия, 1988. – 432с. с ил.
4.Энциклопедия для детей. [т.3] География. – 4-е изд., испр./ ред. коллегия: М. Аксенова, А. Элиович, Д. Люри и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 704 с.: ил.
5.Пучков М.Ю., Котляр Е.Г., Чуйков Ю.С., Алтуфьев Ю.В. Изучение химического загрязнения почв. Методическое пособие. – Изд-во Нижневолжского центра экологического образования. Астрахань, 2003. – 76 с.
6.Материалы сайта http://archives.maillist.ru
7.Безуглова О.С. Почва, ее место и роль в природе/СОЖ, 1999, №2, с. 40-46
8.Комиссаров М.С., Федоров С.С. К проблеме экологического состояния почв города. Материалы сайта http://conff.bstu.ru
9.Стрельникова Т.Д., Пешкова Н.В. Экология города Липецка. Учебно-методическое пособие. – Липецк: ООО «ИГ «ИНФОЛ», 2003 – 176с.
10.Материалы сайта http://www.pravdasevera.ru
11.Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. – М.: АГАР, 2000.