Дидактическая игра «Города России»

Учитель вывешивает на доске парусники из цветной бумаги. На них какие-то надписи – кораблики перепутали свои паруса. Догадайтесь, в какие русские города плывут эти парусники!

Дидактическая игра «Города России» - student2.ru

Дидактическая игра «Города России» - student2.ru

О т в е т ы: Казань, Вологда, Улан-Удэ, Иркутск, Уфа, Рязань.

Учащиеся называют города и рассказывают, что они знают об их географии и истории.

V. Итог урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 205 учебника.

Домашнее задание.

С. 205. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания.

У р о к 67

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ВОДОЕМА

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

2. Познакомить с растительным и животным миром наших водоемов.

3. Рассмотреть значение водоемов и вопрос их охраны.

4. Закрепить умение работать с компасом, определять стороны горизонта на местности.

О б о р у д о в а н и е: планшет, карандаш, резинка, компас для каждого ученика, альбом с фотографиями растений и животных нашего водоема – для учителя.

Ход урока

Для экскурсии желательно подобрать водоем с разнообразными видами растений и животных.

Наблюдения на экскурсии начинаются с определения сторон горизонта. Затем учащиеся определяют, в каком направлении находится водоем от школы.

По заданию учителя учащиеся определяют вид водоема: соленый или пресный; естественный или искусственный. Затем определяют название данного водоема, используя схему:

Дидактическая игра «Города России» - student2.ru

Если экскурсия проходит на реке, учащиеся определяют, в какой части реки они находятся (исток, устье, приток). Далее определяют, на каком берегу: левом или правом. И дают характеристику правому, левому берегам реки.

Далее учащиеся определяют направление течения и его силу.

Самостоятельно знакомятся с растительным и животным миром данного водоема, называют известные им виды растений и животных. Составляют цепи питания данного водоема.

Учитель дополняет ответы учащихся о жизни растений и животных водоема. Рассказывает о незнакомых для учащихся объектах растительного и животного мира. (См. Приложение к уроку.)

Далее учащиеся дают описание водоема по п л а н у:

1. Название.

2. Где находится исток реки.

3. Какое течение: быстрое или медленное.

4. Притоки.

5. Куда впадает река.

6. Как изменяется водоем в разные времена года.

7. Растения и животные водоема.

8. Использование водоема человеком.

9. Как люди влияют на водоем.

10. Что люди делают для охраны водоемов.

Домашнее задание.

Подготовить сообщение о растении или животном, увиденном на водоеме.

Приложение к уроку

Почтовый рожок

Величина. Раковина диаметром 4 см.

Признаки. Крепкая, толстостенная раковина; обороты сплошные, окраска темно-коричневая или рыжевато-коричневая, иногда красная.

Питание. Живые и отмершие водные растения и падаль; молодые раковины общипывают мелкие водоросли с водных растений и камней.

Размножение. Откладывает 60–70 яиц в желеобразных шариках, из которых через несколько дней вылупляются маленькие улитки.

Места обитания. Стоячие и медленно текущие воды с обилием растительности; с перерывами распространена по всей Европе и западной части Азии; в некоторых местах расселена искусственно.

Улитка

В сырую погоду часто можно увидеть в садах и парках, на лугах и в лесах ползающих улиток, которых называют брюхоногими моллюсками. Живут они в больших и малых прудах и озерах. Их можно встретить на скалах морского побережья, а их пустыми раковинами играют волны прибоя. Они живут в самых разных условиях. Вместе с двустворчатыми и головоногими моллюсками все они относятся к типу моллюсков. На земном шаре известно 85–100 тысяч видов улиток.

Обычно у улитки вытянута нога, с помощью которой она медленно передвигается. Скольжение облегчается слизью, которую выделяют находящиеся в ноге железы. По подошве ноги пробегают волнообразные мускульные движения, медленно направляющие вперед тело улитки. Далеко не у всех улиток имеется раковина. Среди сухопутных улиток раковины нет у слизняков, в море тоже живет много видов, утративших раковину. У других улиток раковина бывает очень красивой формы и цвета. В случае опасности улитки прячутся в раковину. Поскольку известковая раковина не пропускает влагу, наземные улитки пережидают периоды засухи, прячась в ее глубине, так как могут нормально существовать лишь при воздухе повышенной влажности. Биологи делят улиток, или брюхоногих моллюсков, на различные группы на основании строения их тела. Важнейшие из них – жаберные и легочные улитки.

Красный садовый слизень – это улитка без раковины.

Жаберные улитки обитают преимущественно в море. Вытянутой раковиной с несколькими завитками отличается башенка обыкновенная. На побережье Европы часто можно встретить и других морских брюхоногих моллюсков – букцинумов (Buccinum), литторин (Littorina littorea) и пеликанью ногу (Aporrhais pespelicani). Их пустые раковины часто попадаются на пляже. Некоторые виды жаберных моллюсков обитают и в пресных водах (например неритиды (Neritidae)), а совсем немногие даже на суше (например циклостомы (Cyclostoma elegans)).

Улитки, обитающие на суше и в пресных водах, в основном относятся к легочным брюхоногим моллюскам. У слизней, например у красного садового слизня, в передней части тела можно увидеть небольшое дыхательное отверстие, ведущее в легочную полость. У раковинных улиток дыхательное отверстие расположено у края раковины. Наиболее частые виды из этой группы – катушки, прудовики, виноградные улитки (Helix pomatia) и янтарки (Succinea putris). Интересна также гигантская африканская улитка ахатина (Achatina fulica), живущая в лесах Африки, а также Юго-Восточной Азии. Высота ее конусовидной раковины достигает 10 см. Молодь, выполняющая роль ассенизаторов, так как поедает гниющие части растений и экскременты животных, считается полезной, а взрослые особи крайне вредны, поскольку вредят многим культурным растениям, в первую очередь бананам и цитрусовым. Береговые улитки, литторины, принадлежат к подклассу переднежаберных моллюсков, то есть дышат они жабрами. Нога улитки обычно снабжена крышечкой, при помощи которой устье раковины может плотно закрываться. Все литторины живут в приливно-отливной зоне и регулярно оказываются вне воды, оставаясь при этом неподвижными, а иногда и как бы впадая в спячку. При этом тело улитки глубоко втягивается в раковину, а между краем устья и поверхностью скалы можно видеть образовавшуюся кожистую пленку.

Часто литторины держатся на сваях, камнях, водорослях, сидя неподвижно в течение долгого времени над уровнем воды. Уползая снова в воду, они захватывают с собой воздух, и, если их потревожить вскоре после погружения, можно видеть пузырьки воздуха, поднимающиеся из воды. Нередко можно увидеть большие скопления литторин, сидящих вплотную друг к другу. Биологи подсчитали, что на 1 м2могут уместиться до 350 улиток. Наивысший рекорд – 1470 улиток (правда, речь при этом шла о молодых особях). На побережье Европы обитают многие виды береговых улиток. Они различаются по величине и форме раковины.

Движения улитки медленны: средней величины экземпляр при ползании по стеклянной стенке аквариума двигается со скоростью 0,5 мм/с. Среди улиток встречаются как полезные, так и вредящие виды. Некоторые могут совмещать в себе и то и другое. К таким видам можно отнести виноградную улитку – один из крупнейших наземных моллюсков Европы. У молодой особи раковина состоит только из двух витков. По мере роста она постепенно увеличивается: нарастает по краю устья. У взрослого экземпляра раковина насчитывает пять оборотов, и в нее она прячется в случае опасности. Во время засухи она закупоривает устье пленкой слизи. Зимой раковина закрывается воздухопроницаемой известковой крышкой, а улитка впадает в зимнее оцепенение. Весной она распахивает крышку и выползает наружу. Виноградные улитки – популярное блюдо в Европе.

Наши рекомендации