Дидактическая игра «Космические корабли»
На доске из цветной бумаги вырезаны космические корабли, на внутренней стороне которых записаны вопросы:
1. Когда впервые человек побывал в космосе?
2. Первый космонавт.
3. Как назывался космический корабль Ю. А. Гагарина?
4. Сколько минут провел на орбите Ю. А. Гагарин?
5. Первая женщина-космонавт.
6. Первый космонавт, побывавший в открытом космосе.
7. Когда был запущен первый спутник?
8. Когда прекратил свое существование Советский Союз?
V. Проверочная работа (тест) по теме « По страницам истории отечества».
I в а р и а н т
1. Русские, украинцы и белорусы произошли:
а) от восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.
2. Одним из главных богов у славян был:
а) Зевс;
б) Перун;
в) Посейдон.
3. Пергамент – это материал для письма:
а) из березовой коры;
б) кожи;
в) папируса.
4. Самую известную летопись «Повесть временных лет» писал:
а) Нестор;
б) Сергий Радонежский;
в) Мефодий.
5. Поход на Русь в 1237 году возглавил хан:
а) Батый;
б) Чингисхан;
в) Ахмат.
6. Какой город татары назвали «злым»?
а) Новгород;
б) Киев;
в) Козельск.
7. Как прозвали князя Александра?
а) Долгоруким;
б) Невским;
в) Мудрым.
8. Какой князь сделал решительный шаг, чтобы избавиться от ордынцев?
а) Иван III;
б) Иван Калита;
в) Ярослав.
9. Кто призвал русских людей в начале XVII века постоять за родную землю?
а) Кирилл и Мефодий;
б) Минин и Пожарский;
в) царь Федор.
10. Под каким прозвищем в истории остался царь Петр I?
а) Грозный;
б) Мудрый;
в) Великий.
11. Ломоносов был сыном:
а) князя;
б) рыбака;
в) дворянина.
12. Кто в 1790 году стал командующим Черноморским флотом?
а) Ф. Ф. Ушаков;
б) А. В. Суворов;
в) М. И. Кутузов.
13. Бородинская битва произошла:
а) 26 мая 1812 года;
б) 26 августа 1912 года;
в) 26 августа 1812 года.
14. Кто был последним российским государем?
а) Иван III;
б) Николай II;
в) Александр II.
15. Когда к власти пришла партия большевиков?
а) 7 ноября 1914 г.;
б) в феврале 1917 г.;
в) 7 ноября 1917 г.
II в а р и а н т
1. Как стали называть в Древней Руси князя Владимира?
а) Долгорукий;
б) Невский;
в) Красное Солнышко.
2. В Древнем Новгороде городом управляли:
а) посадники;
б) вече;
в) бояре.
3. Славянскую азбуку создали:
а) Кирилл и Мефодий;
б) Минин и Пожарский;
в) Иоганн Гутенберг.
4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?
а) налог;
б) дань;
в) выкуп.
5. Как звали князя, который дал битву на Куликовом поле?
а) Владимир;
б) Ярослав;
в) Дмитрий.
6. Какой город стал центром княжества при Иване Калите?
а) Москва;
б) Киев;
в) Новгород.
7. На какой реке русская рать с Иваном III встретилась с войском хана Ахмата?
а) Нева;
б) Угра;
в) Дон.
8. В каком году Романовы вступили на престол?
а) 1613;
б) 1720;
в) 1813.
9. В каком году был заложен город на Неве?
а) 1703 г.;
б) 1803 г.;
в) 1817 г.
10. Город Санкт-Петербург начал строиться:
а) с Петропавловского собора;
б) Кронштадта;
в) Петропавловской крепости.
11. Кто из военачальников стал генералиссимусом?
а) Ф. Ф. Ушаков;
б) А. В. Суворов;
в) М. И. Кутузов.
12. Какой царь подписал манифест о крестьянской вольности?
а) Петр I;
б) Николай II;
в) Александр II.
13. Когда началась Первая мировая война?
а) 1914 г.;
б) 1917 г.;
в) 1922 г.
14. В каком году появилось новое государство – СССР?
а) 1922 г.;
б) 1917 г.;
в) 1914 г.
15. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
а) 300 дней;
б) 600 дней;
в) 900 дней.
VI. Итог урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 150 учебника.
Домашнее задание.
С. 147–149. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание 3.
У р о к 60
ЭКСКУРСИЯ «ИСТОРИЧЕСКИЕ
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ РОДНОГО КРАЯ»
(заочная)
Цели:
1. Познакомить учащихся с историей родного края, отраженной в исторических достопримечательностях.
2. Развивать устную речь.
3. Воспитывать любовь к родному краю.
О б о р у д о в а н и е: альбом с фотографиями исторических достопримечательностей.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель заранее сообщает о теме экскурсии. Учащиеся получают задание: узнать, какие исторические достопримечательности находятся в нашем городе, в нашем районе. Подготовить сообщение о любом историческом памятнике нашего края.
Учитель.Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с историческими достопримечательностями нашего края.
II. Работа над новым материалом.
Учитель выбирает место для проведения экскурсии. Знакомство с историческими достопримечательностями края проводит по заранее составленному плану. Заслушиваются сообщения учащихся.
III. Итог экскурсии.
– Когда был основан наш город (село)?
– Какое имя носит наш город (село)?
– Были ли другие названия нашего города? Какие?
– Какие исторические достопримечательности находятся в нашем городе?
– Назовите музеи нашего города.
– Назовите исторические памятники, которые рассказывают о героях Гражданской, Великой Отечественной войны.
У р о к 61