Модуль 6. составление систематического списка растений и его анализ
Цель модуля: Освоить методы анализа итогов самостоятельного изучения растений при прохождении учебной практики и их обобщения в форме сводной систематической таблицы (списка) и аналитических таблиц.
Содержание модуля
Подведение итогов учебной практики проводится студентами самостоятельно. Составление простейших аналитических таблиц на основе сводного систематического списка растений, изученных в период практики, направлено на уяснение характерных особенностей видового состава флоры района прохождения практики и на развитие навыков научного анализа результатов полевых исследований.
Сводный систематический список
Составление систематического списка растений, определенных и собранных в период полевой практики, является важным завершающим этапом ее прохождения. Он составляется в форме таблицы и суммирует все сведения о растениях, приобретенные в период практики: как результаты собственных наблюдений, так и результаты работы с определителями, справочниками и пр.
Растения в списке группируются в семейства, расположенные в том систематическом порядке, который принят в определителе, используемом при прохождении практики (это должно быть отражено в пояснении или примечании к списку). В расположении родов и видов вполне приемлем алфавитный порядок их латинских названий в связи с небольшим числом соответствующих таксонов в итоговых материалах студентов.
Образец составления систематического списка приведен в табл. 1. Содержание граф 1 – 4 и 7 в нем достаточно очевидно. В графе 5 «Фенологическая фаза» требуется указать состояние растения во время его наблюдения на экскурсии и сборов в гербарий. Для этого используются общепринятые условные обозначения:
– – вегетация до цветения, прегенеративная;
– скрытая бутонизация;
Ý – открытая бутонизация;
É – зацветание, начало цветения;
o – полное цветение;
Ì – отцветание, конец цветения;
+ – созревание плодов, семян;
#, » – рассеивание плодов, семян;
~ – вегетация после цветения и рассеивания плодов, семян,
постгенеративная.
В графе 6 «Жизненная форма» требуется указать принадлежность вида растений к определенному типу или классу жизненных форм растений. Для этого можно пользоваться сокращениями их названий: Д. – дерево, К. – кустарник, Кч. – кустарничек, Пк. – полукустарник, Пкч. – полукустарничек, Мн. – многолетняя трава, Дв. – двулетняя трава, О. – однолетняя трава. Если растение относится к группам (рядам) лиановидных или стелющихся (простратных) жизненных форм, это указывается с помощью соответствующих слов перед условным сокращением: «Лиановидный К.», «Стелющийся Кч.» и т.п. Также можно отметить вечнозеленость растений: «Вечнозеленое Д.» и т.п. (отмечать, что растения листопадные, нет необходимости, поскольку их абсолютное большинство).
Некоторая часть собранных и загербаризированных растений может остаться из-за объективных трудностей неопределенной или определенной только до семейства или до рода, однако наблюдения над этими видами во время экскурсии проведены и необходимые сведения для заполнения граф 2–7 имеются. Такие виды растений могут быть помещены в список под номерами, соответствующими номеру гербарного листа после внесения в список видов, систематическая принадлежность которых определена.
Таблица 1 – Систематический список растений, собранных в окрестностях пос. Тарасовский Тарасовского р-на Ростовской области в период
учебной практики по ботанике с 1 июля по 20 августа 2009 г.
Виды растений | Местонахождения | Местообитания | Частота встречаемости | Дата сбора, наблю-дения | Фено-логи-ческая фаза | Жизнен- ная форма | № в сбо-рах |
Семейство 1. Сeratophyllaceae S.F. Gray – Роголистниковые | |||||||
1. Ceratophyllum demersum L. – Рoголистник погруженный | 4 км южнее поселка | На мелководье (глубина около 1 м) в р. Калитве | Довольно обычно, массово развивается в заводях | 12.08. | Ì | Мн. | |
Семейство 2. Ranunculaceae Juss. – Лютиковые | |||||||
2. Consolida paniculata (Host) Schur – Coкирки метельчатые | Долина р. Калитвы, территория поселка | На степных склонах, пустырях, залежах, вдоль дорог | Очень обычно, местами массово | 11.07,18.07. | Ì, + | Од. | |
.... и т. д. |
Анализ итогов практики
После заполнения сводного систематического списка видов, изученных в период прохождения учебной практики, необходимо выполнить ряд проектных заданий, способствующих более глубокому осмысливанию итогов практики.
Проектное задание 1.
Цель проектного задания – анализ систематического разнообразия растений, изученных при прохождении практики.
Методика выполнения проектного задания.
Для установления систематического разнообразия, используя данные сводного систематического списка, заполнить таблицу видового богатства семейств, где расположить их в порядке убывания числа видов.
Таблица 2 – Видовое богатство семейств растений
№ | Название семейства | Число видов | В % от общего числа изученных видов |
Сложноцветные | 17,8 | ||
Злаковые | 14,3 | ||
... | .... | ….. | …. |
Всего: | 100,0 |
После заполнения таблицы по предложенному образцу сделать выводы.
Проектное задание 2.
Цель проектного задания – анализ биоморфологического разнообразия растений, изученных при прохождении практики.
Методика выполнения проектного задания.
Для установления биоморфологического разнообразия, используя данные сводного систематического списка, заполнить таблицу количественного богатства основных типов жизненных форм, где расположить их в том порядке, который приведен в разделе 6.1 (их названо 9, однако в таблице фазы скрытой и открытой бутонизации можно объединить).
Таблица 3 – Видовое богатство типов жизненных форм растений
№ | Фенологическая фаза | Число видов | В % от общего числа изученных видов |
Прегенеративная вегетация | 21,4 | ||
Бутонизация | 5,9 | ||
... | .... | ||
Всего: | 100,0 |
После заполнения таблицы по предложенному образцу сделать выводы.
Проектное задание 3.
Цель проектного задания – анализ экологической приуроченности растений, изученных при прохождении практики.
Методика выполнения проектного задания.
Для установления экологической приуроченности растений, используя данные сводного систематического списка, заполнить таблицу количественного богатства видов в основных типах изученных местообитаний. К таковым (в зависимости от полноты их представленности в месте прохождения практики) можно отнести: степные, луговые, болотные, водные, околоводные, лесные, сорные и др. Отбор типичных местообитаний следует произвести самостоятельно, изучив полевой дневник
Таблица 4 – Экологическая приуроченность изученных растений
№ | Местообитания | Число видов | В % от общего числа изученных видов |
Степные | 9,5 | ||
Луговые | 7,1 | ||
... | .... | ||
Всего: | 100,0 |
После заполнения таблицы по предложенному образцу сделать выводы.
Проектное задание 4.
Цель проектного задания – анализ фенологического состояния растений, изученных при прохождении практики.
Методика выполнения проектного задания.
Для установления анализ фенологического состояния, используя данные сводного систематического списка, заполнить таблицу, отражающую численность видов, встреченных в период прохождения практики в разных фазах фенологического развития. В графах таблицы сохранить порядок следования фаз, который приведен в разделе 8.1 (их названо 8).
Таблица 5 – Видовое богатство типов жизненных форм растений
№ | Тип жизненной формы | Число видов | В % от общего числа изученных видов |
Дерево | 9,5 | ||
Кустарник | 7,1 | ||
... | .... | ||
Всего: | 100,0 |
После заполнения таблицы по предложенному образцу сделать выводы.
Задания для самоконтроля
Выберите наиболее правильный, по Вашему мнению, вариант ответа и сравните его с правильными ответами в конце настоящей работы.
1) Постгенеративная вегетация – это: А – вегетация без образования цветков, плодов и иных генеративных органов в текущем году, Б – вегетация после завершения репродуктивных фенологических фаз, В – вегетация за счет вегетативного размножения.
2) Господствующими семействами флоры степной зоны являются: А – злаковые и сложноцветные, Б – сложноцветные и губоцветные, В – бобовые.
3) Преобладающей группой жизненных форм в степной флоре являются: А – однолетние травы, Б – многолетние травы, В – древесные растения.
4) Наибольшее число видов растений в степной зоне сосредоточено: А – в степных местообитаниях, Б – в луговых местообитаниях, В – в сорных местообитаниях.
5) Большинство видов растений являются: А – обычными и массовыми видами, Б – редкими видами, В – обычными, но не массовыми видами.
6) Наибольшим видовым богатством и обилием сорные растения отличаются: А – на пустырях в городах, Б – на полях, В – вдоль дорог и троп.
ЛИТЕРАТУРА
А) Использованная литература:
1. Скворцов А.К. Гербарий. Пособие по методике и технике. М.: Наука, 1977. 199 с.
2. Бридсон Д., Форман Л. Гербарное дело: Справочное руководство. Русское издание. Kew: Royal Botanic Gardens, 1995. 341 с.
3. Джеффри Ч. Биологическая номенклатура. – М.: Мир, 1980. 120 с.
4. Линней К. Философия ботаники. М.: Наука, 1989. 456 с.
5. Прохоров В.П. Ботаническая латынь. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 272 с.
6. GreuterW. & al. International Code of Botanical Nomenclature (St. Louis Code) // Regnum Vegetabile. 2000. V. 138. 236 p.
7. Алексеев Е.Б., Губанов И.А., Тихомиров В.Н. Ботаническая номенклатура. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 168 с.
8. Маевский П.Ф. Флора средней полосы Европейской части России. 10-е изд. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006. 600 с.
9. Конспект флоры Кавказа. Т. 1 / Под ред. Ю.Л. Меницкого, Т.Н. Поповой. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – 204 с.
Б) Рекомендуемая научно-методическая литература:
1. Алехин А.А. Методика полевого изучения растительности и флоры. М.: Наркомпрос, 1938. 210 с.
2. Бейдеман И.Н. Методика фенологических наблюдений при ботанических исследованиях. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1954. 128 с.
3. Полевая геоботаника. Т.Т. 1–5 / Ред. Е.М. Лавренко, А.А. Корчагин. М., Л.: Наука, 1964–1974.
4. Юрцев Б.А., Камелин Р.В. Программы флористических исследований разной степени детальности // Теоретические и методические проблемы сравнительной флористики. Л., Наука, 1987. С. 219–241.
В) Рекомендуемая учебная и учебно-методическая литература:
1. Абрамова Т.И., Буркина Т.М., Огородников А.Я. Методические указания к учебной практике по ботанике для студентов-биологов 1 курса дневного отделения. Часть 3. Систематический список растений. Ростов н/Д: УПЛ РГУ, 1987. 26 с.
2. Бабенко Л.А. Методические указания к учебной практике по ботанике для студентов-биологов 1 курса дневного отделения. Часть 4. Изучение бриофлоры. Ростов н/Д: УПЛ РГУ, 1992. 20 с.
3. Буркина Т.М. Растительный мир Донского края. Ботанические экскурсии (учебно-методическое пособие). Ростов н/Д: ООО «Терра-Принт», 2008. 160 с.
4. Буркина Т.М., Огородников А.Я., Русанов В.А. Методические указания к учебной практике по ботанике для студентов-биологов 1 курса дневного отделения. Часть 1. Ростов н/Д: УПЛ РГУ, 1986. 23 с.
5. Буркина Т.М., Огородников А.Я., Русанов В.А. Методические указания к учебной практике по ботанике для студентов-биологов 1 курса дневного отделения. Часть 2. Учебно-тематические экскурсии. Ростов н/Д: УПЛ РГУ, 1986. 27 с.
6. Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике. М.: Просвещение, 1986. 175 с.
7. Зозулин Г.М. С. Методические замечания к полевой ботанической практике студентов-заочников // Пути совершенствования учебной и производственной практики на естественных факультетах. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. С. 68–76.
8. Изучаем свой край / Под ред. Г.П. Долженко. Ростов-на-Дону: Изд-во МГП «Гаудеамус», 1992. 160 с.
10. Летняя практика по геоботанике. Практическое руководство / Под ред. В.С. Ипатова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. 176 с.
11. Полянский И.И. Ботанические экскурсии. М. Просвещение, 1986. 243 с.
12. Старостенкова М.М., Гуленкова М.А., Шафранова Л.М., Шорина Н.И. Учебно-полевая практика по ботанике. М.: Высшая школа, 1990. 191 с.
13. Уранов А.А. Наблюдения на летней практике по ботанике. М.: Просвещение, 1964. 215 с.
В) Рекомендуемые определители растений:
1. Губанов И.А., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. Определитель растений средней полосы европейской части СССР. М.: Просвещение, 1981. 460 с.
2. Игнатов М.С., Игнатова Е.А. Флора мхов средней части европейской России. М.: Товарищество научных изданий КМК. Часть 1. 2003. С. 1–608. Часть 2. 2004. С. 609–944.
3. Маевский П.Ф. Флора средней полосы Европейской части России. 10-е изд. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006. 600 с.
4. Мельничук В.М. Определитель лиственных мхов средней полосы и юга Европейской части СССР. Киев: Наукова думка, 1970. 442 с.
5. Определитель высших растений Украины / Доброчаева, Д.Н., Котов, М.И., Прокудин, Ю.Н. и др. Киев: Наукова думка, 1987. 548 с.
6. Флора Нижнего Дона (определитель) / Под ред. Г.М. Зозулина, В.В. Федяевой. В 2 т. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та. Т. 1. 1984. 280 с. Т. 2. 1985. 240 с.
Г) Литература по растительному покрову степной части донского бассейна:
1. Бабенко Л.А., Федяева В.В. Биоразнообразие Нижнего Дона: бриофлора. Ростов н/Д: Изд-во ООО ЦВВР, 2001. 104 с.
2. Горбачев Б.Н. Растительность и естественные кормовые угодья Ростовской области. Ростов н/Д: Ростовское кн. изд-во, 1974. 152 с.
3. Зозулин Г.М. Леса Нижнего Дона. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1992. 208 с.
4. Красная книга Ростовской области. В 2 т. Ростов н/Д: Изд-во Малыш, 2004. Т. 2. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения грибы, лишайники и растения / Под ред В.В. Федяевой. 333 с.
5. Редкие и исчезающие виды растений, грибов и лишайников Ростовской области / Под ред. В.В.Федяевой. Ростов н/Д: Пайк, 1996. 248 с.
6. Федяева В.В. Растительный покров // Природные условия и естественные ресурсы Ростовской области. Ростов н/Д: Изд-во «ООО Батайское книжное изд-во», 2002. С. 226–282.
Приложение 1
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Уважаемые студенты! Вам предлагается провести самооценку знаний по результатам тестовых заданий для самоконтроля. Для этого необходимо суммировать баллы (графа «Критерий оценки») и оценить Ваш уровень:
Модуль 1 (максимум 15 баллов) – 10 и более – зачет, до 10 – незачет.
Модуль 2 (максимум 11 баллов) – 8 и более – зачет, до 8 – незачет.
Модуль 3 (максимум 18 баллов) – 14 и более – зачет, до 14 – незачет.
Модуль 4 (максимум 21 балл) – 16 и более – зачет, до 16 – незачет.
Модуль 5 (максимум 15 баллов) – 12 и более – зачет, до 12 – незачет.
Модуль 6 (максимум 16 баллов) – 10 и более – зачет, до 10 – незачет.
Правильный ответ | Критерий оценки (балл) | Правильный ответ | Критерий оценки (балл) |
Модуль 1 | |||
1) А, В, Е 2) А 3) Б 4) Б 5) А, Б | 6) Б 7) В 8) А, Г 9) А 10) А, Б | ||
Модуль 2 | |||
1) В 2) А, Б 3) А, Д 4) Б, Г 5) Б 6) Б | 7) А 8) В 9) А, В, Д 10) 11) Б 12) В | ||
Модуль 3 | |||
1) Б, В 2) А 3) В 4) Б 5) А, Б, В 6) А | 7) Б 8) А, Б 9) Б 10) А, Б, Г 11) В 12) А | ||
Модуль 4 | |||
1) Б 2) АБ 3) В 4) В 5) А 6) В 7) А 8) А, В | 9) А 10) Б 11) Б 12) В 13) А, В, Г 14) А 15) А | ||
Модуль 5 | |||
1) В 2) А 3) В 4) Б 5) А | 6) А, Б, В 7) А 8) А, В 9) Б 10) В | ||
Модуль 6 | |||
1) Б 2) А 3) Б | 4) Б 5) В 6) А |
Приложение 2