Тематика ботанических экскурсий
Тематика экскурсий определяется студентом самостоятельно в зависимости от конкретных физико-географических условий и особенностей растительного покрова избранного места прохождения практики. Вместе с тем, она должна предусматривать знакомство с основными типами растительности степной зоны и их характерными видами. Примерная тематика экскурсий такова:
- флора и растительность степей;
- флора и растительность лесов (байрачных, пойменных, аренных);
- флора и растительность лугов и болот; флора и растительность водоемов и околоводных местообитаний;
- флора и растительность песков;
- флора и растительность каменистых обнажений;
- флора и растительность степных балок;
- флора и растительность антропогенно трансформированных местообитаний: рудеральных, техногенных, сегетальных (сорно-полевых), искусственных лесонасаждений и др.
По каждой из названных тем может быть проведено 2 – 3 экскурсии для более детального знакомства с растительным миром, если в этом возникнет потребность. Иногда отдельные студенты ограничиваются проведением экскурсий в населенном пункте, собирая растения в парках и скверах, цветниках, вдоль дорог, на огородах и т.п. Это недопустимо: хотя отдельная экскурсия по изучению сорной флоры и может быть проведена, она не должна быть единственной. Тем более, не следует собирать в гербарий помидоры и огурцы, арбузы и петунии и пр. Изучение культурных огородных, полевых и декоративных растений не входит в задачи практики биолога и биоэколога, это – задача студентов сельскохозяйственных институтов. Учебная практика не может считаться успешной, если в ее итоговых материалах не отражено знакомство студента с естественной флорой и растительностью места ее прохождения.
Сведения об основных типах растительности степной части бассейна Дона содержится в работах, список которых приведен в конце настоящего руководства. Краткая характеристика растительного покрова Ростовской области приведена в приложении 2.
Ведение дневника практики
Дневник практики – важнейший документ, который позволяет оценить успешность и плодотворность прохождения практики студентом. Ему надо уделить серьезное внимание.
Во время экскурсии в черновой полевой дневник вносятся сведения о месте проведения экскурсии, подробно описывается ее маршрут, время начала и окончания. Надо сделать схематический план местности или приложить копию мелкомасштабной или топографической карты. Сведения о погодных условиях во время ботанической экскурсии не так важны, как во время зоологической, однако и они не излишни. Так, в ветреную погоду легче провести наблюдения над распространением плодов и семян у анемохоров и, напротив, при сильном ветре невозможно делать наблюдения над опылением энтомофильных растений и т. п.
В полевом дневнике детально описываются особенности растительного покрова: тип растительности (степная, луговая и пр.), видовой состав и строение растительных сообществ (высота травостоя или древостоя, ярусность, проективное покрытие и др.). Тщательно отмечаются все наблюдения над растениями: их приуроченность к определенным местообитаниям и растительным сообществам, фенологическая фаза, средняя высота, обилие, жизненность, способы опыления и распространения семян и плодов и другие специфические биологические и экологические особенности.
Растения, предназначенные для гербаризации или морфологического описания, надо помечать в дневнике номерами, соответствующими их номерам в полевых этикетках. Наблюдения над экологической приуроченностью и биологическими особенностями этих видов растений должны быть особенно полными.
После возвращения с экскурсии на основе полевых записей безотлагательно должно быть выполнено описание экскурсии в дневнике практики. На экскурсии в сравнительно короткое время охватывается обширный материал. Многое при этом не отражается в полевых записях полноценно, в тексте часто используются сокращения. По ходу экскурсии наблюдения над некоторыми видами растений могут неоднократно дополняться новыми сведениями. При составлении описания экскурсии в дневнике практики восстанавливается ход экскурсии, систематизируются наблюдения над растениями, формулируются ее итоги. К описанию прилагаются схемы или карты местности, фотографии, зарисовки.
Полнота описания экскурсии в дневнике практики находится в прямой зависимости от полноты записей в черновом полевом дневнике. Его небрежное ведение (или даже отсутствие его у особо нерадивых студентов) легко обнаруживается при чтении дневника: в нем нет живой конкретности и индивидуальности наблюдений над растительным миром, описания абстрактны и чрезмерно кратки, если не фантастически вообще.
Дневник практики должен иметь титульный лист, где указывается название вуза и факультета, фамилия практиканта, место прохождения практики, даты начала и окончания практики.
Описание тематических экскурсий в дневнике практики проводится с соблюдением определенного плана. Ниже в качестве образца приведено примерное начало описания тематических экскурсий.
ОБРАЗЕЦ
«Экскурсия № 3
Тема экскурсии: Растения пойменных лугов и болот долины р. Калитвы.
Место проведения экскурсии: Левобережная пойма р. Калитвы в окрестностях хутора Маршинского Тарасовского района Ростовской области.
Дата и время проведения экскурсии: 7 июля 2003 г., 8.00–14.00.
Цель экскурсии: Изучение растительного покрова поймы р. Калитвы.
Задачи экскурсии:1) знакомство с болотной и луговой растительностью речной поймы, закономерностями их размещения;
2) сбор растений для гербаризации и определения;
3) наблюдения над биологическими и экологическими особенностями луговых и болотных видов растений.»
Далее уместно привести схему местности с указанием маршрута движения. Затем описывается характер рельефа и растительного покрова на маршруте. В нашем примере это может выглядеть примерно так.
ОБРАЗЕЦ
« … Конечным пунктом экскурсии является урочище «Соловьиная заимка» на левом берегу р. Калитвы, примерно в 1,5 км выше по ее течению от хутора Перфильева. Погода солнечная, ветер слабый, юго-восточного направления, температура воздуха утром плюс 22° С. Экскурсия начата в 8 часов утра из поселка Россошь. Путь следования – по проселочной дороге в пойме реки в направлении хутора Перфильева (схематический план местности приведен ниже). Урочище находится в 3,5 км к югу от поселка и в 1,5 км к северу от хутора Перфильева.
Основная часть урочища расположена в пойме между уступом надпойменной террасы и руслом реки, к урочищу принадлежит также часть склона террасы. Площадь урочища – около 14 га. Высота уступа надпойменной террасы составляет около 3 м. Склон уступа выположен и рассечен неглубокими промоинами. Кроме того, на склоне террасы имеется небольшая овражистая балочка, на дне которой бьет родник, от которого берет начало небольшой ручей, пересекающий урочище в его южной части.
Территория урочища преимущественно безлесна. Древесно-кустарниковая растительность приурочена к сложенной песками возвышенной прирусловой части поймы и к склону террасы. В прирусловой части растет светлый пойменный лес. Основными породами деревьев являются верба (ива белая) и осокорь (тополь черный). Крупные деревья вербы растут по самому берегу реки на рыхлой песчаной почве. Дальше от русла встречаются смешанные вербово-осокоревые насаждения. Они развиваются на темных супесчаных почвах. Небольшой участок чистого, без вербы, осокорника отмечается только близ устья ручья. Древостой в вербняке и осокорнике одноярусный, кустарниковый ярус отсутствует. Подрост деревьев единичен в осокорнике и более обилен в прирусловом вербняке, особенно на прирусловом песке. На стволах деревьев имеются эпифитные обрастания, преимущественно из лишайников; эпифитные мхи редки, а напочвенные практически отсутствуют. Травяной покров в пойменном лесу разреженный. В нем доминируют злаки и ежевика. Особенно много ежевики под осокорем.
На склоне террасы среди разнотравно-злаковой растительности встречаются большие куртины терна диаметром от 3 до 8 м, терновники также тянутся полосами по секущим склон неглубоким промоинам. По периферии зарослей терна травостой густой и высокий, внутри зарослей почва практически голая. Отдельные куртины терна диаметром до 5 м встречаются также на пойме.
В овражистой балке по берегам ручья развиты почти чистые заросли тростника обыкновенного. Его побеги увиты травянистой лианой повоем заборным (Calystegia sepium). Склоны сильно смыты, на их крутых откосах растительный покров практически отсутствует, встречаются лишь единичные особи трав, например, аргузии сибирской (Argusia sibirica), хвоща ветвистого (Equisetum ramosissimum) и сорняков. На более пологих участках травяной покров более густой, в нем господствует пырей ползучий (Elytrigia repens).
В пойме распространена луговая растительность. Вурочище она представлена лугами умеренного увлажнения. Во время проведения экскурсии основной массив лугов подвергся сенокошению. Нескошенные участки луга приурочены к опушкам терновников, пойменных лесов и тростниковых зарослей вдоль ручья. На лугах господствуют злаки мятлик узколистный (Poa angustifolia), кострец безостый (Bromopsis inermis), полевица гигантская (Agrostis gigantea), обилен также пырей ползучий. Из цветущего разнотравья своим обилием выделяются бобовые: виды клевера (Trifolium pratense, T. repens), лядвенец украинский (Lotus ucrainicus), стальник (Ononis arvensis), горошек (Vicia tenuifolia), чина луговая (Lathyrus pratensis)а также девясил британский (Inula britannica), лапчатка ползучая (Potentilla reptans), молочай уральский (Euphorbia uralensis), подорожник ланцетный (Plantago lanceolata), тысячелистник обыкновенный (Achillea millefolium) и др.
Вдоль проселочной дороги, троп и на берегу реки близ мест отдыха встречаются сорные растения: подорожник большой (Plantago major), лебеда татарская (Atriplex tatarica), спорыш обыкновенный (Polygonum arenastrum), амброзия полыннолистная (Ambrosia artemisiifolia), марь белая (Chenopodium album), горец пятнистый (Persicaria maculosa) и др. На отдельных участках в прибрежной полосе реки и на месте выемки песка массово разрастается дурнишник калифорнийский (Xanthium californicum).
Формы хозяйственной деятельности на территории урочища – выпас скота, сенокошение и рекреация (отдых населения). Следы последнего в наибольшей мере проявляются на берегу реки, где имеются кострища, уплотнения почвы, бытовой мусор. В целом, антропогенные нарушения в урочище умеренные.»
Далее в дневнике подробно описывается, какие растения и в каких сообществах были взяты для определения и гербаризации. Отмечаются все особенности их экологической приуроченности, обилие, фенологическая фаза, наличие опылителей и пр. Затем можно кратко описать местность при возвращении с экскурсии, если оно происходило по иному маршруту.
Завершает описание экскурсии подведение ее итогов (в соответствии с поставленными задачами), а также результаты определения собранных видов растений (см. ниже). Целесообразно в конце описания составить список всех видов растений, с которыми удалось познакомиться на экскурсии.
Как уже указывалось, дневник практики должен содержать описание не менее 5 самостоятельных экскурсий и, кроме того, описание первой ознакомительной экскурсии, которая проходит в период летней сессии под руководством преподавателя.
Задания для самоконтроля
Выберите наиболее правильный, по Вашему мнению, вариант ответа и сравните его с правильными ответами в конце настоящей работы.
1) В период учебной практики по высшим растениям наиболее продуктивны ботанические экскурсии: А – флористические, Б – фенологические, В – тематические, Г – геоботанические.
2) При организационной подготовке к ботанической экскурсии надо: А – изучить карту местности и проложить ее маршрут, Б – попрактиковаться в определении растений, В – изучить литературу об особенностях местности.
3) На экскурсию с собой надо обязательно взять: А – гербарную папку, Б – оборудование для сушки растений, В – бинокль, Г – определитель растений, Д – полевой дневник.
4) Маршрут экскурсии прокладывается с учетом: А – близости к населенному пункту, Б – близости к транспортным путям, В – близости к местам отдыха населения, Г – наличия участков естественной растительности.
5) Обязательными ботаническими экскурсиями в период практики являются следующие: А – для изучения сельскохозяйственных растений, Б – для изучения дикорастущих растений, В – для изучения ядовитых растений, Г – для изучения декоративных растений.
6) Оптимальное время для ботанической экскурсии – это: А – раннее утро, Б – первая половина дня, В – вторая половина дня, Г – дождливое время.
7) Цель ботанической экскурсии определяется: А – в подготовительный период, Б – при выходе на местность, В – при заполнении дневника практики.
8) Оптимальное число растений, собираемых на одной экскурсии в период практики, составляет: А – 5, Б – 20, В – 10 – 15, Г – 25.
9) Дневник практики должен отражать: А – сведения о месте проведения ботанической экскурсии, Б – сведения о погодных условиях, В – описание особенностей растительного покрова, Г – литературные выписки о растениях, встреченных на экскурсии, Д – результаты собственных наблюдений над растениями.
10) Какой из названных элементов дневника практики является обязательным: А – фотографии растений, Б – маршрут экскурсии, В – маршрут возвращения с экскурсии.
11) Отчетный дневник практики отличается от чернового: А – полнотой сведений о наблюдениях над растениями, Б – результатами определения собранных на экскурсии растений, В – схематическим отражением плана местности и хода экскурсии.
12) Описание ботанической экскурсии выполняется: А – при подготовке отчетных материалов, Б – после завершения экскурсии и определения собранных растений, В – во время экскурсии и дополняется после определения собранных растений.